Программа по станковой композиции.
Оценка 5

Программа по станковой композиции.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
05.11.2017
Программа по станковой композиции.
Предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эс¬тетического развития учащихся. Задачами программы являются развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией. Программа рассчитана на четырехгодичный курс обучения в детских ху¬дожественных школах и школах искусств. Концепция программы заключается в строгой последовательности изуче¬ния традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и уме¬ний и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тональ¬но-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятель¬ной работы в различных жанрах композиции. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, вклю¬чает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и после¬дующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия со¬стоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на ис¬следование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способа¬ми работы с ними. Композиция в данной программе понимается широко: не только как вы¬полнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятель¬ность по организации всех элементов изображения для реализации определен¬ного замысла. В течение всех лет обучения, по данной программе, учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров жи¬вописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую оче¬редь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой их этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению ли¬ста, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере ов¬ладения навыками изобразительной грамоты. Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания; таким образом, основными задачами обучения являются: 1. последовательное освоение двух- и трехмерного пространства; 2. знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции; 3. изучение выразительных возможностей тона и цвета. В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками само¬стоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать: а) законы композиции: • закон цельности; • закон типизации; • закон контрастов; • закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции еди¬ному замыслу; б) правила композиции: • передача ритма; • выделение сюжетно-композиционного центра; • симметрия, асимметрия; • расположение главного на втором пространственном плане; в) приемы композиции: • горизонтали и вертикали; • диагональные направления; г) средства композиции: • линия; • штрих-линия; • пятно (тон, цвет). Педагог, работающий по данной программе, учит работать методично, се¬рьезно и последовательно. Применение различных методов и форм (теоретических и практических за¬нятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п.) должно чет¬ко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Примером такой схемы мо¬жет служить предлагаемая нами последовательность работы над композицией. Этапы выполнения станковой композиции. 1. Замысел. Сбор подготовительного изобразительного материала, наблю¬дение, фантазия, литературный, музыкальный материал и т. п. 2. Беседа по технике исполнения композиции. 3. Тональные форэскизы. 4. Упражнения: а) по цветоведению; б) по законам композиции. 5. Варианты тонально-композиционных эскизов. 6. Варианты цветотональных эскизов. 7. Сбор недостающего натурного материал. 8. Выполнение картона. 9. Упражнения: по технике исполнения. 10. Выполнение работы на формате в материале. 11. Оформление в паспорте окончательного варианта композиции. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции ори¬гинальными «живыми» решениями. В процессе обучения композиции учащи¬еся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными, графическими – и учатся применять их на практике в учебных работах. Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой ос¬новой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность ус¬пешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и про¬смотры работ учащихся, организованные в конце каждого учебного года.Предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эс¬тетического развития учащихся. Задачами программы являются развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией. Программа рассчитана на четырехгодичный курс обучения в детских ху¬дожественных школах и школах искусств. Концепция программы заключается в строгой последовательности изуче¬ния традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и уме¬ний и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тональ¬но-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятель¬ной работы в различных жанрах композиции. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, вклю¬чает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и после¬дующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия со¬стоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на ис¬следование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способа¬ми работы с ними. Композиция в данной программе понимается широко: не только как вы¬полнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятель¬ность по организации всех элементов изображения для реализации определен¬ного замысла. В течение всех лет обучения, по данной программе, учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров жи¬вописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую оче¬редь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой их этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению ли¬ста, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере ов¬ладения навыками изобразительной грамоты. Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания; таким образом, основными задачами обучения являются: 1. последовательное освоение двух- и трехмерного пространства; 2. знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции; 3. изучение выразительных возможностей тона и цвета. В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками само¬стоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать: а) законы композиции: • закон цельности; • закон типизации; • закон контрастов; • закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции еди¬ному замыслу; б) правила композиции: • передача ритма; • выделение сюжетно-композиционного центра; • симметрия, асимметрия; • расположение главного на втором пространственном плане; в) приемы композиции: • горизонтали и вертикали; • диагональные направления; г) средства композиции: • линия; • штрих-линия; • пятно (тон, цвет). Педагог, работающий по данной программе, учит работать методично, се¬рьезно и последовательно. Применение различных методов и форм (теоретических и практических за¬нятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п.) должно чет¬ко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Примером такой схемы мо¬жет служить предлагаемая нами последовательность работы над композицией. Этапы выполнения станковой композиции. 1. Замысел. Сбор подготовительного изобразительного материала, наблю¬дение, фантазия, литературный, музыкальный материал и т. п. 2. Беседа по технике исполнения композиции. 3. Тональные форэскизы. 4. Упражнения: а) по цветоведению; б) по законам композиции. 5. Варианты тонально-композиционных эскизов. 6. Варианты цветотональных эскизов. 7. Сбор недостающего натурного материал. 8. Выполнение картона. 9. Упражнения: по технике исполнения. 10. Выполнение работы на формате в материале. 11. Оформление в паспорте окончательного варианта композиции. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции ори¬гинальными «живыми» решениями. В процессе обучения композиции учащи¬еся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными, графическими – и учатся применять их на практике в учебных работах. Таким образом, данная программа должна послужить базой, крепкой ос¬новой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность ус¬пешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и про¬смотры работ учащихся, организованные в конце каждого учебного года.
Станковая композиция.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ  «Станковая композиция» Программа для детских художественных школ  и художественных отделений  детских и школ искусств  (углубленный курс) г.Кировград 2017 г. Автор: В.В.Ромих преподаватель ФКОУ СОШ ГУФСИН России  по Свердловской области ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая   программа   основывается   на   единстве   задач   обучения   и   эстетического развития учащихся. Задачами   программы   являются   развитие   композиционного   мышления,   освоение определенного   объема   знаний,   умений   и   навыков,   которые   позволят   учащимся   четко   и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией. Программа рассчитана на четырехгодичный курс обучения в детских художественных школах и школах искусств. Концепция   программы   заключается   в   строгой   последовательности   изучения традиционных   композиционных   базовых   законов   и   правил,   навыков   и   умений   и   освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тонально­колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними. Композиция   в   данной   программе   понимается   широко:   не   только   как   выполнение сюжетно­тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла. В течение всех лет обучения, по данной программе, учащиеся осваивают и развивают умение   раскрыть   тему   композиции   средствами   различных   жанров   живописи   и   графики: натюрморт,   пейзаж,   интерьер.   Это   должно   помочь   в   работе   над   сюжетно   тематической композицией. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей   их   пространственного   мышления.   Программа   по   композиции   тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В   каждой   их   этих   программ   присутствуют   взаимопроникающие   элементы:   в   заданиях   по академическому   рисунку   и   живописи   обязательны   требования   к   осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. Художественно­творческое   развитие   учащихся   осуществляется   по   мере   овладения навыками изобразительной грамоты. Каждое   из   заданий   данной   программы   включает   в   себя   три   обязательных   элемента познания; таким образом, основными задачами обучения являются: 1.  последовательное освоение двух­ и трехмерного пространства; 2.   знакомство   с   основными   законами,   закономерностями,   правилами   и   приемами композиции; 3.  изучение выразительных возможностей тона и цвета. В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать: а) законы композиции: •  закон цельности; •  закон типизации; •  закон контрастов; •  закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу; б) правила композиции: •  передача ритма; •  выделение сюжетно­композиционного центра; •  симметрия, асимметрия; •  расположение главного на втором пространственном плане; в) приемы композиции: •  горизонтали и вертикали; •  диагональные направления; г) средства композиции: •  линия; •  штрих­линия; •  пятно (тон, цвет). Педагог,   работающий   по   данной   программе,   учит   работать   методично,   серьезно   и последовательно. Применение   различных   методов   и   форм   (теоретических   и   практических   занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т. п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Примером такой схемы может служить предлагаемая нами последовательность работы над композицией. Этапы выполнения станковой композиции. 1.   Замысел.   Сбор   подготовительного   изобразительного   материала,   наблюдение, фантазия, литературный, музыкальный материал и т. п. 2.     Беседа по технике исполнения композиции. 3.   Тональные форэскизы. 4.   Упражнения: а) по цветоведению; б) по законам композиции. 5.   Варианты тонально­композиционных эскизов. 6.   Варианты цветотональных эскизов. 7.   Сбор недостающего натурного материал. 8.   Выполнение картона. 9.   Упражнения: по технике исполнения. 10. Выполнение работы на формате в материале. 11. Оформление в паспорте окончательного варианта композиции. Важным  звеном  программы  является  работа  с  натуры  и  по  наблюдению  – при  этом происходит   обогащение   замысла   тематической   композиции   оригинальными   «живыми» решениями.   В   процессе   обучения   композиции   учащиеся   знакомятся   с   различными изобразительными   техниками   и   материалами   –   живописными,   графическими   –   и   учатся применять их на практике в учебных работах. Таким   образом,   данная   программа   должна   послужить   базой,   крепкой   основой   для дальнейшего   творческого   развития   учащихся,   дать   возможность   успешно   перейти   к следующему этапу художественного обучения. Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организованные в конце каждого учебного года. Учебно­тематический план 1 класс – 102 часа Общее кол­ во часов Теорет. занятия Практ. занятия 2 2 2 8 4 8 12 4 2 4 16 № Наименование темы 1. Вводная беседа. Станковая композиция. 2. Натюрморт   из   трех   предметов   быта («Полка»,   «Вешалка»   и   т.   п.).   Композиция выполняется в 2 тона. Понятия   «формат»,   «пятно»,     «пропорция», «силуэт». Выполнение упражнений:  – работа с тремя форматами; – силуэтные изображения с натуры. 2 22 3. Сюжетная   композиция   по   литературному 24 произведению (Сказки   А.   С.   Пушкина   или   П.   П.   Бажова). Композиция выполняется в 2 тона. Закрепление   понятий   «формат»,   «пятно»   и «силуэт». Понятия   «симметрия», «выделение главного».  Выполнение упражнений:  – симметрия, асимметрия, хаос; – выделение главного; –   силуэтное   изображение   с   натуры   фигур людей.   «асимметрия», 4. Тематический натюрморт. 30 2 Выполняется в 3 тона. Два варианта решения. Понятия   «контраст»,   «нюанс»   по   тону   и размеру.   Закрепление   понятий   «симметрия», «асимметрия», «выделение главного». Выполнение упражнений: – тональная шкала;  – выделение главного. 5. Пейзаж  (сказочный,   фантастический). Выполняется  в  3 тона.  Закрепление  понятий «контраст»,   «нюанс»,   «выделение   главного». Понятия   «пропорции   тона»,   «состояние»   в пейзаже. Выполнение упражнений:  –  три   варианта   композиции,   передающих разные «состояния» пейзажа. 24 2 4 8 10 12 2 класс – 102 часа № Наименование темы 6. Городской пейзаж со стаффажем. Общее кол­ во часов 54 Теорет. занятия 4 Практ. занятия 34   «пропорции   тона», графическая   композиция. Трехтоновая   Двухплановое пространство. Закрепление  понятий «неделимость компози­ ции»,   «состояние». Понятия «планы» и «пространство»,  «ритм», «масштаб»,   «соразмерность   элементов». Методика   поэтапного   ведения   работы. Знакомство с эстампом.  Выполнение упражнений:  – способы передачи пространства;  – основные виды и формы ритма;  – техника исполнения.  7. Деревенский пейзаж со стаффажем. 48 4   «ритм», Выполняется   в   3   тона   с   введением   одного цвета. Двухплановое пространство. Закрепление   понятий   «пропорции   тона», «состояние»,   «пространство». Контраст   и   нюанс   по   насыщенности   и светлоте.   Выделение   главного   с   помощью цвета. Другие формы ритма.  Выполнение упражнений: – таблица – изменение цвета по насыщенности и светлоте; –   4   варианта   цветотонального   решения композиции; – анализ работ художников. 4 4 8 16 8 16 4 3 класс – 102 часа № Наименование темы 8. Несложный   сюжет   в   интерьере   с   одной ­двумя фигурами человека («Школа», «Мастерская», «Магазин» и т. д.). Живописная   композиция   с   использованием родственно­контрастной группы цветов. Двухплановое пространство. Закрепление  понятий «неделимость компози­ ции»,   «пропорции   тональных   отношений», «ритм»,   «выделение   главного».   Понятия «родственно­контрастная   группа   цветов». Применение   двух­трех   форм   ритмических рядов   в   одной   композиции.   Понятия «движение   композиции»,   «композиционный центр».  Выполнение упражнений: –   цветовой   круг;   таблицы   родственно­ контрастных цветов; –   2   варианта   цветотонального   решения композиции –   композиционные   зарисовки   интерьера   с фигурами людей.      «ритмические   «пространство», 9. Несложный   сюжет   в   интерьере   с   двумя­ тремя фигурами человека и животных («На ферме»,  «Цирк»,   «Зоопарк»   и   т.   д.). Графическая композиция.  Двухплановое   пространства. решение Закрепление   понятий   «пропорции   тональных   отношений», ряды», «движение»,   «компо­ зиционный   центр».   Свет   как   выразительное средство   композиции.   Новые   формы   ритма. Построение   движения   композиции.   Понятие «динамическое равновесие».  Выполнение упражнений: –  закономерностей в построении движения; –     композиционные   зарисовки   с   натуры   с различным освещением; –  изучение графической техники.  анализ   работ   художников   —   выявление Общее кол­ во часов 48 Теорет. занятия 4 Практ. занятия 24 54 4 8 8 4 30 12 4 4 4 класс – 102 часа № Наименование темы   «ритмическое 10. Сюжетная   композиция   с   небольшим  (возможен количеством   персонажей исторический жанр) Живописная композиция Двух­,   трехплановое   решение   пространства. Закрепление  понятий «целостность компози­ ции», движение»,   «динамическое   равновесие»,   «пропорции частей   композиции»,   «композиционный центр»   Понятия   «смысловой   центр», «композиционная схема».  Выполнение упражнений: – анализ работ художников – композиционные схемы; – зарисовки двух­трех фигур в исторических костюмах; – пары контрастных цветов.  Общее кол­ во часов 54 Теорет. занятия 4 Практ. занятия 30 54 4 8 8 4 30 4 4 8 4 строя       композиция. решение 11. Стандартная   композиция   с   небольшим количеством   фигур  («В   парке»,   «На вокзале», «На рынке и т. д.). Выполняется на основе натурных зарисовок. Живописная Двух­, трехплановое   пространства. Закрепление понятий и применение основных правил   и   законов   станковой   композиции. Выделение   смыслового   композиционного центра простых композиционных схем.  Выполнение упражнений: – гармонические цветовые сочетания; –     колористического   живописного произведения; –   2   варианта   цветотонального   решения композиции; – композиционные зарисовки групп людей.  Использование анализ     Содержание курса Тема 1 Вводная беседа. Понятие «композиция». Жанры станковой композиции. Знакомство с программой по станковой композиции. Тема 2 Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка» и т. д.).  Гуашь, кисть, 1/4 листа, 22 часа.  Двухтоновая ахроматическая композиция.  Цели и задачи: 1) знакомство с жанром «натюрморт»; 2) выполнение композиции с использованием силуэтного изображения трех разных по форме и размеру предметов быта; 3) попытаться выполнить целостную, неделимую композицию, учитывая формат, размер изображения, расположение предметов и их пропорции. Упражнения. 1)   Варианты   расположения   трех   заданных   силуэтов   предметов   (большой,   средний, маленький)   в   вертикальном,   горизонтальном   и   квадратном   форматах.   Черная   бумага, аппликация, 1/8 листа, 8 часов. 2) Силуэтное изображение предметов с натуры на белом и черном фоне. Черная и белая бумага, тушь, белила, кисть, 1/8 листа, 8 часов. Тема З Сюжетная композиция по литературному произведению (Сказка А. С. Пушкина или П. П. Бажова). Двухтоновая ахроматическая композиция. Тушь или черная гуашь, кисть, 1/4 листа, 24 часа. Цели и задачи: 1) знакомство с сюжетной композицией; 2)   выполнение   композиции   с   использованием   силуэтных   изображений   фигур   людей, животных, элементов пейзажа; 3)   целостность   композиционного   решения   на   выбранном   формате   (вертикаль, горизонталь, квадрат); 4)   использование   симметричного   или   асимметричного   расположения   элементов композиции, попытка выделения главного. Упражнения. 1)   3   последовательных   упражнения   из   заданных   элементов:   симметрия,   асимметрия, хаос. Черная бумага, аппликация, 1/4 листа, 4 часа. 2) 2 упражнения на выделение  главного – сгущая и разряжая элементы композиции. Черная бумага, рваная аппликация, 1/4  листа, 2 часа. 3) Силуэтное изображение людей с натуры. Тушь, кисть, 1/8 листа, 4 часа.  Тематический натюрморт. Два   варианта   решения.   Трехтоновая   ахроматическая   композиция.   Гуашь,   кисть,   1/4 Тема 4 листа, 24 часа.  Цели и задачи: 1) продолжение изучения жанра «натюрморт»; 2)   закрепление   понятий   «формат»,   «неделимость   композиции»,   «силуэт»   (темный   и светлый), «симметрия», «асимметрия», «выделение главного»; 3) выполнение двух вариантов композиционного решения натюрморта: один построен на контрастных тональных отношениях, другой – на нюансных; 4) эмоциональное воздействие тональных сочетаний; 5) попытка выделения главного. Упражнения. Тональная шкала, группы контрастных тонов, группы нюансных тонов. Гуашь, кисть, аппликация, 1/8 листа, 8 часов. Пейзаж (сказочный, фантастический). Трехтоновая ахроматическая композиция. Гуашь или акварель, кисть, 1/4     листа, 24 часа. Тема 5 Цели и задачи: 1) знакомство с жанром «пейзаж»; 2) закрепление понятий «контраст», «нюанс», «выделение главного», «пропорции»; 3) развитие фантазии и образного мышления; 4)   выполнение   эмоционально   выразительной   композиции,   предающей   задуманное состояние; 5) выделение главного при использовании контрастов и нюансов тона, размера. Упражнения. Работа с тональной шкалой. Используя разные пропорции тона, создать три разных по общему тональному решению и эмоциональному состоянию варианта пейзажа. Гуашь, кисть, аппликация, 1/8 листа, 12 часов. Тема 6 Городской пейзаж со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры). Трехтоновая графическая композиция.  Цели и задачи: 1) продолжение знакомства с жанром «пейзаж», особенности городского пейзажа; 2)   закрепление   понятий   «неделимость   композиции»,   «пропорции   тона»,   «состояние», «выделение главного»; 3) выполнение графического листа в заданном материале при опоре на метод поэтапного выполнения станковой композиции, включая выполнение «картона»; 4)   передача   в   композиции   неглубокого   двухпланового   пространства   с   учетом перспективных построений и соблюдением масштаба и соразмерности элементов пейзажа в их отношении друг к другу и к человеку; 5) выбор точки зрения; 6)   организация   листа   с   помощью   простейших   видов   и   форм   ритма   и   пропорций тональных отношений; 7) выделение главного; 8) эмоциональная выразительность графического листа.  Упражнения. 1) Способы передачи трехмерного, двухпланового пространства при опоре на анализ графических работ художников. Тушь, гуашь, кисть, 1/4 листа, 4 часа. 2) Основные виды ритма, аппликация, 1/8 листа, 4 часа. 3) Некоторые формы ритма, аппликация, 1/8 листа, 4 часа. 4) Техника исполнения в материале, 4 часа. Тема 7 Пейзаж   деревенский   со   стаффажем   (на   основе   наблюдений   и   зарисовок   с   натуры). Живописная композиция выполняется в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего). Двухплановое пространство. Гуашь, кисть, 1/4 листа, 48 часов. Цели и задачи: 1) углубление знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзажа; 2)   закрепление   понятий   «целостность   композиции»,   «пропорции   тона   и   размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; 3)   выполнение   живописной   композиции   при   опоре   на   методику   поэтапного   ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; 4)   передача   в   композиции   неглубокого   двухпланового   пространства   с   помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); 5) организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; 6) выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; 7) передача «состояния» пейзажа; 8) эмоциональная выразительность живописного листа.  Упражнения. 1) Таблица – изменение цвета по насыщенности и светлоте. Гуашь, кисть, аппликация, 1/4 листа, 8 часов. 2)   Способы передачи пространства через изменения насыщенности и светлоты цвета. Анализ работ художников. Гуашь, кисть, аппликация, 1/8 листа, 4 часа. 3)   Четыре   варианта   цветотонального   решения   композиции   с   учетом   возможных сочетаний контрастных и нюансных цветотональных отношений. Гуашь, кисть, 1/8 листа, 16 часов. Тема 8 Несложный   сюжет   в   интерьере   с   одной   ­   двумя   фигурами   людей   («Школа», «Мастерская», «Магазин» и т. д.). Живописная   композиция   с   использованием   родственно­контрастной   группы   цветов. Двухплановое пространство. Гуашь, кисть, акварель, 1/4 листа, 48 часов. Цели и задачи: 1) знакомство с жанром «интерьер»; 2) закрепление понятий «неделимость», «целостность композиции», ясные «пропорции тональных отношений»; ритм как организующее средство композиции, выделение главного цветом и тоном; 3) выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы; 4)   перспективное   построение   интерьера,   передача   более   глубокого   двухпланового пространства; 5) соразмерность частей интерьера по отношению друг к другу и к фигуре человека; 6) выбор точки зрения; 7)   попытка организации движения в композиции с помощью двух­трех разных форм ритмических рядов; 8) выделение композиционного центра; 9) попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора; 10)   эмоциональная   выразительность   и   цельность   цветового   решения   листа. Упражнения. 1)   Выполнение   выкрасок   для   изготовления   цветового   круга   и   групп   родственно­ контрастных цветов. Гуашь, кисть, аппликация, 1/4 листа 8 часов. 2) Два варианта цветотонального решения композиции. Гуашь, кисть, 1/8 листа, 8 часов. 3) Композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей. Тушь, кисть, 1/8 листа, 4 часа. Тема 9 Несложный сюжет в интерьере с использованием двух­трех фигур человека и животных («На ферме», «Цирк», «Зоопарк» и т. д.). Графическая композиция с двухплановым решением пространства, выполняется на основе натурных зарисовок. Картон, линолеум, 1/8 листа, 54 часа.  Цели и задачи: 1) продолжение знакомства с жанром «интерьер»; 2)   закрепление   понятий:   «контраст»   и   «нюанс»,   «пропорции   тональных   отношений», «формы ритмических рядов», «движение» в композиции, «композиционный центр»; 3)   выполнение   графической   композиции   в   материале   с   соблюдением   всех подготовительных этапов работы; 4) перспективное построение интерьера; 5) размещение людей и животных в соответствии с сюжетным замыслом; 6) соразмерность фигур человека, животного и частей интерьера; 7)   выбор   точки   зрения   и   источника   освещения;   свет   как   выразительное   средство композиции; 8)   попытка   создания   динамичной   композиции   с   использованием   различных   форм ритмического движения; связь основного направления движения и формата композиции; 9) понятие динамического равновесия; 10) создание целостного, эмоционального, выразительного графического листа. Упражнения. 1)   Анализ   работ   художников   с   целью   выявления   закономерностей   в   построении движения с помощью различных видов и форм ритма. Связь направления основного движения с форматом композиции. Гуашь, кисть, аппликация, 1/8 листа, 12 часов. 2)   Композиционные   зарисовки   интерьера   с   фигурами   людей,   разные   источники освещения. Тушь, кисть, перо, 1/8 листа, 4 часа. 3) Проба графической техники, 4 часа. Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (возможен исторический Тема 10 жанр). Живописная композиция с использованием групп контрастных цветов. Двух­, трехплановое решение пространства. Гуашь, акварель, кисть, 1/4 листа, 54 часа. Цели и задачи: 1) продолжение знакомства с сюжетной композицией; 2) закрепление понятий «целостность цветового решения», «формат» и «направление» основного   движения   в   композиции,   «пространство»   и   «цвет»,   «пространство»   и   «тон», «композиционный центр»; 3) выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом; 4) внимание к пропорциям фигуры человека; 5) попытка передать характер взаимоотношений между персонажами; 6) понятие «смысловой центр композиции»; 7)   организация   структуры   композиции   с   помощью   применения   несложных композиционных схем; 8) цветотональное решение композиции в соответствии с замыслом автора; 9) эмоциональная выразительность листа.  Упражнения. 1)   Анализ   живописного   произведения   с   целью   выявления   композиционной   схемы картины. Гуашь, кисть, аппликация, 1/8 листа, 8 часов. 2) Композиционные зарисовки двух­трех фигур в исторических костюмах. Карандаш, 1/8 листа, 8 часов. 3)   Работа   с   цветовым   кругом.   Пары   контрастных   цветов,   способы   их   гармонизации. Гуашь, кисть, 1/8 листа, 4 часа. Тема 11 Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей. Живописная композиция с использованием гармонических цветовых сочетаний. Двух­, трехплановое решение пространства. Гуашь, акварель, кисть, 1/4 листа, 54 часа. Цели и задачи: 1) продолжение работы над сюжетной композицией; 2) закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции; 3)   формат   и   направленность   основного   движения   в   композиции,   композиционный   и   целостность смысловой   центры;   использование   простых   композиционных   схем, цветотонального решения листа; 4) выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы; 5)   эмоциональная   выразительность   листа   и   подчинение   всех   элементов   композиции основному замыслу. Упражнения. 1)   Работа   с   цветовым   кругом.   Гармонические   цветовые   сочетания.   Гуашь,   кисть, аппликация, 1/8 листа, 4 часа. часа. 2) Анализ колористического строя живописного произведения. Гуашь, кисть, 1/8 листа, 4 3) Два варианта цветотонального решения композиции. Гуашь, кисть, 1/8 листа, 8 часов. 4) Композиционные зарисовки групп людей. Тушь, кисть, 1/8 листа, 4 часа. Требования к уровню подготовки выпускников В результате обучения станковой композиции в курсе четырехлетнего обучения в ДХШ каждый   учащийся   должен   обладать   определенной   суммой   знаний,   умений   и   навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и в соответствии с замыслом. Учащийся должен знать: 1)  основные законы композиции; 2)  основные правила композиции; 3)  приемы композиции; 4)  средства композиции; 5)  порядок и методы работы над композицией. Учащийся должен уметь: 1)   применять навыки рисунка и живописи в композиции; 2)  самостоятельно выбирать сюжет; 3)  грамотно и последовательно вести работу над композицией; 4)  применять на практике основные законы и правила композиции; 5)  применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы; 6)     отбирать   существенное,   важное;   эстетически   оценивать,   находить   образное выражение действительности; 7)  владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом. Это   должно   приводить   к   созданию   полноценной   сюжетно­тематической   композиции, которая требуется при вступительных экзаменах в художественное училище. Перечень учебно­методического обеспечения Для успешного результата в освоении программы по станковой композиции для ДХШ и ДШИ необходимы следующие учебно­методические пособия: 1)  таблицы по цветоведению; 2)  таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией; 3)  наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам; 4)  репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; 5)  работы учащихся из методического фонда школы; 6)  таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции. Список литературы 1. Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940. 2. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936. 3. Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961. 4. Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова­Муратова. М., 1980. 5. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М., 1935. 6. Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964. 7.  О композиции. М., 1959. 8.  Репин И Далекое — близкое. М.­Л., 1937. 9. Рабкин Е. Атлас цветов. М., 1956. Ю.Тимердинг Г. Золотое сечение. Петербург, 1924. П.Фаворский В. О композиции. Фрунзе, 1966. 12. Фальк Р. Беседы об искусстве. Письма. М., 1918. 13.Шафрановский И. Симметрия в природе. Л., 1968. 14. Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979. 15. Шорохов Е. Композиция. М., 1986. 16. Шугаев В. Орнамент на ткани. М., 1979. 17. Чистяков П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.

Программа по станковой композиции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017