Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
02.04.2019
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»
Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерное мышление с Cuboro» имеет техническую направленность. Предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области технического творчества. Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерное мышление с Cuboro» органично вписывается в систему дополнительного образования детей. Программа отвечает принципу доступности. Разработана с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования. Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей детей, поэтому приобретает особую значимость в формировании мотивации учения, удовлетворения познавательных потребностей. Прививает детям интерес к конструированию, проектно-исследовательской деятельности.
программа куборо 4.doc
Управление образования администрации г. Кемерово Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» Ленинского района города Кемерово Принято на заседании   Научно­методического совета Протокол № _______________ Утверждаю: Директор МБОУ ДО «Дворец   творчества   детей   и молодёжи»   Ленинского   района города Кемерово   _______________ Е.А. Шалёва   «____»______________20___г. Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro» Возраст обучающихся 7­11 лет Срок реализации 1 года СОСТАВИТЕЛЬ: Теряева Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования Кемерово, 2018 Содержание Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.........................3 Пояснительная записка.................................................................................4 Учебный план 1-го года обучения..............................................................11 Содержание программы..............................................................................14 Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий...........19 Календарный учебный график 1 года обучения.......................................19 Материально-техническая база..................................................................22 Условия реализации программы................................................................23 Формы контроля/аттестации......................................................................24 Оценочные материалы................................................................................27 Методические материалы...........................................................................30 Система стимулирующего поощрения за достижения............................34 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Организационный аспект дополнительной общеразвивающей программы   ь т с о в е н в о р у о н з а Р   ) ь т с о т а ч н е п у т с (   й о н ь л е т и н л о п о д ы м м а р г о р п   й е щ ю а в и в з а р е щ б о й о н в о н с О я и н е о в с у   ь н е в о р У ) й ы в о з а б (   й ы н р у т ь л у к е щ б О Показатели  Специфика реализации Групповые программы Количество обучающихся Возраст обучающихся Срок обучения Режим занятий Min объём программы Особенности состава  обучающихся Форма обучения Особенности организации  образовательного процесса 10­12 человек 7­11 лет 1 год 1й год­4 часа 1й год – 144 часа Постоянный Очная Традиционная форма Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерное мышление с Cuboro» имеет техническую направленность. Предназначена для получения обучающимися   дополнительного   образования   в   области   технического творчества. Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерное мышление с Cuboro»  составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012   г.   N   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации», «Методическими   рекомендациями   по   проектированию   дополнительных общеразвивающих   программ»   (Письмо   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09 – 3242), с Концепцией развития   утвержденной   распоряжением дополнительного   образования   детей, правительства   Российской   Федерации   от   4   сентября   2014   г.   N   1726­р.,   с Порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам   (Приказ   Минобрнауки России  N  1008   от  29   августа   2013  года),  «Санитарно­эпидемиологические требования   к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.4.3172­14).  Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерное мышление с  Cuboro»  органично   вписывается   в  систему   дополнительного   образования детей.   Программа   отвечает   принципу   доступности.   Разработана   с   учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования.  Современное   общество   все   больше   зависит   от   технологий   и   именно поэтому  все более  пристальное  внимание уделяется  такой области  нашего интеллекта,   как   инженерное   мышление.   Именно   этот   тип   мыслительной деятельности   и   является   основной   формой   человеческой   попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы. Что же такое инженерное мышление? Инженерное мышление – это вид познавательной   деятельности,   направленной   на   исследование,   создание   и эксплуатацию   новой   высокопроизводительной   и   надежной   техники, прогрессивной   технологии,   автоматизации   и   механизации   производства, повышения качества продукции. Программа   обеспечивает   не   только   обучение,   воспитание,   но   и расширение   кругозора,   развитие   творческих   способностей   детей,   поэтому приобретает   особую   значимость   в   формировании   мотивации   учения, удовлетворения   познавательных   потребностей.   Прививает   детям   интерес   к конструированию, проектно­исследовательской деятельности. «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых, можно по желанию построить какую угодно дорожку­лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями (в базовых наборах) можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек­лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Работая с этим конструктором индивидуально, парами, или в командах, учащиеся 7 – 11   лет   могут   учиться,   создавая   и   программируя   модели,   проводя исследования,   составляя   отчёты   и   обсуждая   идеи,   возникающие   во   время работы с этими моделями. Актуальность. Инновационные процессы в системе образования требуют и   нового   содержания,   и   новых   видов   деятельности   для   организации   В   дополнительной   общеразвивающей дополнительного   образования. программе   «Инженерное   мышление   с   Cuboro»     основным   содержанием является   обучение   детей   конструированию   и   моделированию   на   основе современного   образовательного   конструктора   «Cuboro»,   Обучение   с использованием конструктора «Cuboro» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно речевую деятельность   обучающихся,   развивает   конструкторские   способности   и техническое   мышление,   воображение   и   навыки   общения,   способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности обучающихся, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Кроме   того,   использование   образовательного   конструктора   обеспечивает интеграцию различных видов деятельности.  Отличительной особенностью программы является интеграция обучения и   игры   с   конструктором,   в   процессе   которой   обучающиеся   приобретают познания   в   различных   предметных   областях   и   конструировании,  наглядно­   Процесс действенное,   наглядно­образное   и   логическое   мышление. конструирования превращается не только в увлекательную игру с кубиками, где каждый учащийся открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей, но и формированию универсальных учебных   действий.   Развивается   пространственное   воображение,   логическое мышление,   концентрация   внимания   и   творческие   способности.   Учащиеся начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. Программа   относится   к   технической   направленности.   Её   содержание ориентировано на развитие системного технического мышления, целостных представлений   о   взаимосвязях   и   взаимозависимости   человека   и   техники, развитие   технических   способностей,   что   становится   основой   подготовки технически грамотных обучающихся.  При реализации программы ставится акцент на организацию проектной и командной/коллективной деятельности обучающихся в процессе работы с конструкторам. Данному  виду  деятельности  сейчас  отводится  особая  роль универсального   средства   развития   человека.   Одна   из   форм   подобной деятельности – изобретение, проектирование, создание макета объекта или системы. Конструирование позволяет обучающимся попробовать себя в роли юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для проектов. Обучающиеся собирают модели, а затем используют их для выполнения задач, которые помогают им осваивать естественные науки, физику, математику, технологии, коммуникацию.  Работа   с   конструктором   связана   с   проектной   деятельностью: составляется   план   работы   (разрабатывается   схема   будущей   модели), создаются   группы   и   распределяются   роли   внутри   группы,   определяются сроки   выполнения   проекта   (модели),   определяются   необходимые   для реализации   проекта   материалы   (элементы   конструктора),   представление результата проделанной работы. Обращается   внимание   обучающихся   на   то,   что   в   творчестве   нет второстепенных   работ,   что   каждый   этап   от   постановки   задачи   до   ее конкретного   воплощения   требует   постоянного   совершенствования, накапливания объема знаний и умений. И чем выше их уровень, тем более сложная задача может быть решена. Эффективность реализации программы значительно   возрастет   при   целенаправленном   обучении   детей   основам проектирования и конструирования, приемам и методам решения творческих задач. Новизна   программы   заключается   направленной   на   развитие   основных социальных навыков soft skills, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Практическая   значимость   программы   состоит   в   формировании   у обучающихся   навыков   работы   в   коллективе   и   развитие   самостоятельного технического   творчества.   Простота   в   построении   модели   с   помощью возможностей   конструктора   позволяет   учащимся   в   конце   занятия   увидеть сделанную своими руками модель.  Предлагаемая   программа   сориентирует   обучающихся   сделать   свой профессиональный   выбор   в   дальнейшем   обучении   или   в   трудовой деятельности, а так же поможет определиться в выборе профессий будущего.  Цель   программы   –   создание   условий   для   формирования   творческо­ конструктивных   способностей,   инженерно   –   технического   мышления   и познавательной активности у учащихся посредством конструктора Cuboro. Для   реализации   поставленной   цели   необходимо   решить   следующие задачи: Образовательные  Обучить   базовым   теоретическим   и   техническим   знаниям   в области конструирования и моделирования.  Способствовать формированию умений при составлении и сборке моделей по схеме, технологической карте.  Формировать   умения   и   навыки   по   работе   с   алгоритмам трехмерного моделирования.   Способствовать   формированию   умений   ориентироваться   в Метапредметные трехмерном пространстве.   Стимулировать познавательную, творческую активность. Развивать   творческие   способности   учащихся   путем самореализации при выполнении заданий и работ.  Развивать   способность   творчески   мыслить;   модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы; создавать простые трехмерные модели.  Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда. Личностные  Способствовать   развитию   творческих   способностей   и эстетического вкуса учащихся.  Прививать ответственное отношение к своей работе и соблюдение правил безопасного труда.       Содействовать профессиональному самоопределению. Предполагаемые результаты к концу I года обучения: уметь читать простейшие чертежи, схемы, технологические карты; Предметные: уметь работать по алгоритму. знать назначение деталей конструктора. Метапредметные: уметь готовит рабочее место, и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на модели;    доводить начатую работу до конца; знать способы ориентации в трехмерном пространстве; уметь   слушать   и   слышать   собеседника,   высказывать   и обосновывать своё мнение.    знать первоначальные знания о современной технике.  Личностные: уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками;    целеустремлённость, сознательно   проявлять   усердие, организованность,   творческое   отношение   при   выполнении   трудоёмкой самостоятельной практической работы;   знать и соблюдать правила безопасного труда; уметь доводить работу до логического конца. Дополнительная общеразвивающая программа «Инженерное мышление с Cuboro» адресована для детей 7­11  лет. Настоящая программа рассчитана на   один   год   обучения   и   предусматривает   занятия   в   учреждении дополнительного образования. В учебных группах одного года обучения 144 ч. Учащиеся занимаются 4 часа в неделю (два раза по два часа).  Форма занятий очная. Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная   и   эвристическая   беседа, работа, самостоятельная работа, проектная деятельность.   практическое   учебное   занятие, На   занятиях   предусматриваются   следующие   формы   организации (обучающемуся   даётся   индивидуальная   учебной   деятельности: самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми   одновременно,   например,   при   объяснении   нового   материала   или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы). Учебный план 1­го года обучения Наименование разделов и тем Количество Раздел 1. Вводное занятие Все го Теор ия Практ ика 2 1 1 Раздел 2. Первоначальные  понятия о конструкторско­ технологической деятельности 20 2.1 Понятия о работе  конструкторов и конструктор­ ских бюро. 2.2 Условные обозначения  диаметра, радиуса 2.3 Элементы  профессионального  конструирования 2.4 Основные условия  конструкторской разработки 2.5 моделирование Раздел 3. Графическая  подготовка в конструкторско­ технологической деятельности  3.1 Линии чертежа. 3. 2 Условные обозначения  диаметра, радиуса 3.3 Первоначальные понятия о  техническом рисунке, чертеже,  эскизе Техническое  4 4 4 4 4 10 4 2 4 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 15 3 3 3 3 3 7 3 1 3 Формы  аттестации/контро ля Опрос, беседа по  правилам  поведения и  правилам техники  безопасности Анкета базовой  подготовки  обучающихся.  Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала. Практические  упражнения. Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала. Раздел 4 Простые фигуры. 4. 1 Что такое конструктор  cuboro 4.2 Плоские фигуры.  Вертикальные фигуры. Раздел 5. Построение фигур по  рисунку 5.1 Построение и изображение  уровень за уровнем 5.2 . Плавное и неплавное  движение шарика по дорожке. 5.3 Изображение фигур по  координатной сетке. Раздел 6. Создание фигур по  основным параметрам. 6.1 Движение по поверхности. 6.2 Плавное движение шарика 6.3Движение через тоннели. Раздел 7. 7.1 Создание дорожек с  помощью кубиков с прямым  желобом. 7.2 Создание дорожек с  помощью кубиков с изогнутым  желобом. 7.3 Симметрия поверхностей и  контуров фигур. 7.4 Фигура с двумя дорожками,  спроектированными  геометрически. Раздел 8. Создание фигур по  заданному контуру 8.1 Соединение двух кубиков  вместе 8.2 Завершение фигуры 12 6 6 16 6 4 6 12 4 4 4 20 4 6 4 6 12 6 6 4 2 2 5 2 1 2 3 1 1 1 5 1 2 1 2 4 2 2 8 4 4 11 4 3 4 11 3 3 3 15 3 4 3 4 8 4 4 Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала. Практические  работы Тестирование.  Практические  работы Конкурсные  программы. Тестирование Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала. Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала. Практические  упражнения. Практическая  работа. Раздел 9. Эксперименты с  направлением движения,  времени. 9.1 Распределение кубиков по  группам 9.2 Комбинация 9.3 Направление и время  движения Раздел 10. Опыты с ускорением  шарика 10.1 Движение по наклонной  плоскости 10.2 Наилучшее ускорение Раздел 11. Заключительное  занятие 11.1 Соревнования Всего 16 6 6 4 12 6 6 2 5 2 2 1 4 2 2 1 11 4 4 3 8 4 4 1 1 2 144 40 1 104 Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала Устный  фронтальный опрос по темам  пройденного  материала. Соревнования Содержание программы 1. Вводное занятие Теория. Порядок, задачи и план работы кружка. Что такое конструктор cuboro. Демонстрация моделей. Практическая   работа.   Изготовление   изделий   из   наборов   готовых деталей на свободную тему (с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся). Формы   контроля:   Опрос,   беседа   по   правилам   поведения   и   правилам техники безопасности Анкета базовой подготовки обучающихся. 2.Первоначальные   понятия   о   конструкторско­технологической деятельности Теория.   Элементарные   понятия   о   работе   конструкторов   и конструкторских   бюро.   Общее   представление   о   процессе   создания   машин (основные этапы проектирования и производства). Элементарное понятие о конструировании   (планировать,   проектировать,   претворяя   свой   замысел   в изделии). Элементы профессионального конструирования, которые входят в конструкторско­технологическую   деятельность   школьников   (обдумывание, осмысление   идеи,   создание   мысленного   образа   с   попыткой   выбрать   метод конструирования,   определить   последовательность   изготовления   изделия, подбор инструментов и т. д.). Основные условия конструкторской разработки по заданию (назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т. д.). Техническое моделирование как   один   из   видов   конструкторско­технологической   деятельности школьников. Практическая   работа.   Изготовление   простейших   макетов   и   моделей технических объектов из наборов готовых деталей (по образцам) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. Практические упражнения. 3.Графическая   подготовка   в   конструкторско­технологической деятельности  Теория.  Линии   чертежа:  линия   видимого  контура,  линия  невидимого контура,   линия   сгиба,   осевая,   или   центровая   линия,   сплошная   тонкая (размерная,   вспомогательная)   линия.   Условные   обозначения   диаметра, радиуса. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия   этих   графических   изображений.   Совершенствование   знаний   о масштабе. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Правила и порядок  чтения  изображений   объемных  деталей  (наглядного  изображения). Первоначальные   понятия   о   простейшем   сборочном   чертеже,   состоящем   из двух­трех деталей.  Практическая   работа.   Изготовление   (из   наборов   готовых   деталей) макетов   и   моделей   технических   изделий   (по   техническому   рисунку)   с попыткой   самостоятельного   планирования   предстоящих   действий.   Чтение технических рисунков в альбомах и журналах.  Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. 4.Простые фигуры. Теория. Что такое конструктор cuboro. Работа с координатной сеткой. Практическая работа. Сортировка кубиков. Плоские фигуры. Вертикальные фигуры. Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. Практические работы 5.Построение фигур по рисунку. Теория.   Построение   и   изображение   уровень   за   уровнем.   Плавное   и неплавное   движение   шарика   по   дорожке.   Изображение   фигур   по координатной   сетке.   Практическая   работа.   Собираем   фигуру   по   ее изображению. Составление плана по построению фигуры. Формы контроля: Тестирование.  Практические работы 6. Создание фигур по основным параметрам. Теория.   Движение   по   поверхности.   Плавное   движение   шарика. Движение через тоннели. Практическая   работа.   Создание   фигур   с   помощью   базовых строительных кубиков. Фигуры с двумя и тремя дорожками. Формы контроля: Конкурсные программы. Тестирование Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. 7. Создание фигур по геометрическим параметрам. Теория.   Создание   дорожек   с   помощью   кубиков   с   прямым   желобом. Создание   дорожек   с   помощью   кубиков   с   изогнутым   желобом.   Симметрия поверхностей и контуров фигур. Подобие фигур. Фигура с двумя дорожками, спроектированными геометрически. Практическая   работа.   Создание   дорожек   с   помощью   кубиков   с изогнутым   желобом.   Создание   дорожек   с   помощью   кубиков   с   прямым желобом. Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. 8. Создание фигур по заданному контуру. Теория.   Завершение   фигуры.   Соединение   двух   кубиков   вместе. Соединение   трёх   кубиков   вместе.   Соединение   четырёх   кубиков   вместе. Соединение шести кубиков вместе. Практическая   работа.   Создание   фигур   заданного   размера.   Создание фигур из двух, трех, четырех, шести кубиков вместе. Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. Практические упражнения. Практическая работа. 9.   Экспериментируем   с   направлением   движения,   временем   и набором. Теория. Распределение кубиков по группам. Строительство уровня из заданного набора кубиков. Комбинации. Направление и время движения. Практическая   работа.   Строительство   уровня   из   заданного   набора кубиков. Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. 10. Опыты с ускорением шарика. Теория.   Движение   по   наклонной   плоскости.   Наилучшее   ускорение. Практическая работа. Строительство фигур по памяти. Строительство фигур с наклонным туннелем. Формы контроля: Устный фронтальный опрос по темам пройденного материала. 11. Заключительное занятие. Теория. Условия и правила соревнований. Практическая работа. Построение самой высокой фигуры. Построение фигуры с маршрутом движения шарика по наибольшему количеству кубиков. Формы контроля: Соревнования. Раздел № 2 Комплекс организационно­педагогических условий Календарный учебный график 1 года обучения № Месяц Тема занятий Форма занятий Количест во  часов 1 Сентябрь 2 Октябрь 3 Ноябрь 4 Декабрь 5 Январь 12 16 16 16 16 Лекция,  проведение  опытов,  Выполнение  упражнений по  образцу,  лабораторные  занятия. Учебная игра,  тематические  задания по  подгруппам. Проблемная  лекция,  практические  занятия. Групповые  консультации,  практические  занятия.  Творческие  конкурсы. Тематическая  дискуссия,  практические  работы. Выполнение  тематических  композиций на  Режи м  работ ы 2 раза в  недел ю по  2часа 2 раза в  недел ю по  2часа 2 раза в  недел ю по  3часа 2 раза в  недел ю по 2 часа 2 раза в  недел ю по  2часа 6 Февраль 7 Март 8 Апрель 9 Май плоскости и в  объеме из  реальных и  абстрактных  форм. Учебная игра,  тематические  задания по  подгруппам. Выполнение  тематических  композиций в  объеме из  реальных и  абстрактных  форм. Проблемная  лекция,  практические  занятия. Сборка по  схеме ­  инструкции. Групповые  консультации,  практические  занятия.  Творческие  конкурсы. Групповые  консультации,  практические  занятия. 16 18 18 16 2 раза в  недел ю по 2 часа 2 раза в  недел ю по 2 часа 2 раза в  недел ю по 2 часа 2 раза в  недел ю по 2часа Защита  творческой  работы.  Творческие  конкурсы. Материально­техническая база Условия реализации программы Формы контроля/аттестации При   реализации   программы   проводится   входной,   текущий, промежуточный и итоговый контроль за усвоением пройденного материала обучающимися.   Входной   контроль   проводится   при   зачислении   ребёнка   на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня   сложности   освоения   программы.   Входной   контроль   проводится   в форме собеседования, или анкетирования, или мониторинга.  Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности   применения   теоретических   знаний   и   практических   умений. Текущий   контроль   может   быть   реализован   посредством   следующих   форм: наблюдение, индивидуальные беседы, творческие работы, проблемные задачи, практические   работы   и   т.   д.   Комплексное   применение   различных   форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен обучающимися изучаемый материал,   и   при   необходимости   скорректировать   дальнейшую   реализацию программы.  Промежуточный   контроль   проводится   в   рамках   процедуры промежуточной   аттестации   для   обучающихся   первого   года   обучения. Процедура промежуточной аттестации организуется в конце первого учебного года в форме выставки творческих работ.   Итоговый   контроль   проводится   в   рамках   процедуры   итоговой аттестации   для   обучающихся   второго   года   обучения.   Процедура   итоговой аттестации организуется в форме проектной игры. № п/ п Вид контр оля Форма контроля Какие умения и навыки контролируются Формы  отслеживания  и фиксации  образовательн ых  результатов Знания, умения и навыки,  имеющиеся у  учащихся на  начало учебного  года Наблюдение.  Собеседовани е. Диагностическ ая карта Формы  предъявле ния и  демонстра ции  образовате льных  результато в Анкетиров ание. Предв арите льный Текущ ий  Опрос, беседа  по правилам  поведения и  правилам  техники  безопасности. Анкета  базовой  подготовки  обучающихся . Фронтальные опросы, наблюдения,  контрольные  занятия,  практическая  работа.  Тестирование. Умение  пользоваться  инструментами и приспособления ми,  используемыми  для  монтажа и  пайки. Умение  самостоятельно  реализовывать  свой замысел. Устный  фронтальный  опрос по  темам  пройденного  материала. Практические  работы. Ведомость  диагностики  результатов  обучения. Устный  фронтальный  опрос по  темам  пройденного  материала. Практические  работы. Занятие.  Выполнени е  практическ их работ. Этапы  процесса  творчества . Занятие.  Выполнени е  практическ их работ. Этапы  процесса  творчества Темат ическ ий (пром ежуто чный) Устный  фронтальный  опрос по  темам  пройденного  материала. Практические  упражнения. Творческий  подход к  заданиям, контроль индивидуального роста.  Соответствие  практических Практическая  работа.  Тестирование. Решение задач по закону  Ома. Составление и решения задач на соединение  конденсаторов Защита  рефератов Викторины.  Конкурсные  программы. Тестирование  для проверки  теоретических знаний  обучающихся. Итого вый умений и  навыков  программным  требованиям. . Ведомость  диагностики  результатов  обучения. Выставка  работ  обучающихся.  Подведение  итогов  первого года  обучения. Итоговое  тестирование по  окончанию  первого года  обучения.  Отслеживание творческого  роста ребёнка по мере  прохождения им  программы. Защита  творческих работ,  обсуждени е личных  достижени й  учащихся. Грамота,  диплом,  свидетельс тво  (сертифик ат) Оценочные материалы Диагностика результатов освоения программы Способом определения результативности реализации программы служит мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга проводится в начале,   в   середине   и   в   конце   учебного   года   на   основе   диагностических методик   определения   уровня   развития   ключевых   и   специальных компетентностей,   контрольных   опросов,   тестирования   и   педагогического наблюдения.   Критериями   эффективности   реализации   программы   являются динамика   основных   показателей   воспитания   и   социализации   обучающихся, предметно­деятельностных компетенций.  Основные критерии освоения содержания программы Критерий Мотивация  учебной  деятельности Уровень  выраженности  оцениваемого  качества низкий Равнодушен к  получению  знаний,  познавательная  активность  отсутствует Степень  обучаемости Усваивает  материал только  при  непосредственной помощи педагога Уровень  выраженности  оцениваемого  качества средний Осваивает  материал с  интересом, но  познавательная  активность  ограничивается  рамками  программы Усваивает  материал в  рамках занятия, иногда  требуется  незначительная  помощь со  стороны  педагога Уровень  выраженности  оцениваемого  качества высокий Стремится  получать  прочные знания,  активно  включается в  познавательную  деятельность,  проявляет  инициативу Учебный  материал  усваивает без  труда,  интересуется  дополнительной  информацией по  предлагаемой  деятельности Навыки  учебного труда Планирует и  контролирует  свою  деятельность  только под  руководством  педагога, темп  работы низкий Теоретическая  подготовка Объем усвоенных  знаний менее 1\2,  не владеет  специальной  терминологией Практическая  подготовка Объем усвоенных  умений менее 1\2, не может  работать  самостоятельно,  практически  постоянно  вынужден  обращаться за  помощью,  затрудняется при  работе с  оборудованием Умеет  планировать и  контролировать  свою  деятельность,  организован,  темп работы  высокий Теоретические  знания  полностью  соответствуют  программным  требованиям,  специальные  термины  употребляет  осознанно и в  полном  соответствии с  их содержанием Практические  умения и навыки полностью  соответствуют  программным  требованиям,  успешно  применяет их в  самостоятельной работе, работает с оборудованием самостоятельно Может  планировать и  контролировать свою  деятельность с  помощью  педагога, не  всегда  организован,  темп работы не  всегда стабилен Объем  усвоенных  знаний более  1\2, понимает  значение  специальных  терминов, но  иногда сочетает специальную  терминологию с бытовой Объем  усвоенных  умений более  1\2, иногда  испытывает  затруднения и  нуждается в  помощи  педагога,  работает с  оборудованием  с  незначительной  помощью  педагога Методические материалы Особенности организации образовательного процесса  Форма обучения – очная.   Методы   обучения   –   при   реализации   программы   используются   как   объяснительно­ традиционные   методы: иллюстративный, практический, так и нетрадиционные: частично­поисковый,   наглядный,   словесный, проблемный, игровой, проектный.  Формы организации образовательного процесса – занятия организуются с   учетом   разного   уровня   подготовки   детей,   возрастных   и   гендерных особенностей   контингента   объединения;   предусматривают   коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.   Формы   организации   учебного   процесса,   учебного   материала, подготовки   обучающихся   и   результата,   который   должен   быть   получен   по итогам изучения того или иного материала. Диапазон форм, которые могут быть   использованы   для   организации   учебного   занятия   в   дополнительном образовании,  широк.  Остановимся   на   нескольких,  которые   представляются нам   наиболее   целесообразными   и   эффективными   для   реализации дополнительной общеразвивающей программы:    учебное занятие ­ основная традиционная форма учебного процесса, используется   педагогом   при   изучении   нового   учебного   материала, закреплении знаний и способов деятельности, а также при проверке, оценке, коррекции   знаний   и   способов   деятельности   (если   нецелесообразно использовать нетрадиционные формы);    техническая   лаборатория   –   нетрадиционная   форма   организации учебного   процесса;   используется   педагогом   для   того,   чтобы   обучающиеся знаниями   опытным, овладели   новой   учебной   информацией,   экспериментальным путём или в ходе исследования технического материала;   творческая   мастерская   –   нетрадиционная   форма   организации учебного процесса, в рамках которой обучающиеся выполняют практические задания: создают по схемам различные технические объекты, разрабатывают схемы и инструкции для конструирования технических объектов;   дидактическая игра ­ это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся   наличием   правил,   фиксированной   структуры   игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая   игра   ­   это   такая   коллективная,   целенаправленная   учебная деятельность,   когда   каждый   участник   и   команда   в   целом   объединены решением   главной   задачи   и   ориентируют   своё   поведение   на   выигрыш. Дидактическая   игра   ­   это   активная   и(или)   интерактивная   учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов;     проектная   игра   –   нетрадиционная   форма   организации образовательной деятельности, в ходе которой обучающиеся индивидуально или в группах представляют решения той или иной проблемы (социальной, технической,   творческой)   в   виде   проектов;   или   совместно   (группой) разрабатывают   проект,   направленный   на   решение   той   или   иной   проблемы (социальной,   технической,   творческой)   или   совершенствование   модели,   ее отдельной части и т.д.     соревнование   ­   форма   учебной   деятельности,   при   которой обучающиеся   демонстрируют   свои   личные   достижения,   и   на   основании заранее определённых критериев выбирается обучающийся, который лучше других выполнил установленные критерии.  Педагогические технологии:     технология   разноуровневого   обучения   используется   в   настоящей программе для обеспечения усвоения учебного материала на разных уровнях сложности: стартовом, базовом и продвинутом  (подробная информация по дифференциации   уровней   представлена   в   разделе   «Уровни   программы»); глубина   и   сложность   одного   и   того   же   учебного   материала   адаптируется относительно возможностей и темпа развития каждого обучающегося;     технология сотрудничества (обучение во взаимодействии) основана на   использовании   различных   методических   стратегий   и   приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся   в   группе   (в   парах,   в   малых   группах)   с   целью   совместного решения образовательных задач. В качестве традиционных приёмов данной технологии   используется   диалогическая,   парная,   групповая   работа, нетрадиционных   форм   организации   учебного   процесса:   игровые   формы, творческая мастерская, «конструкторское бюро»;    технология проектного обучения позволяет педагогу ориентировать   исследовательскую, обучающихся   на   самостоятельную   поисковую, рефлексивную,   практическую,   презентативную   работу,   результат   которой имеет   практический   характер,   важное   прикладное   значение,   интересен   и значим для обучающихся;     здоровьесберегающие   технологии,   используемые   в   программе, направлены на создание максимально возможных условий для сохранения и укрепления   здоровья   обучающихся   и   на   развитие   осознанного   отношения обучающихся к здоровью и жизни человека, на развитие умений оберегать, поддерживать   и   сохранять   здоровье,   на   формирование   валеологической компетентности, позволяющей обучающемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.  Формы контроля:   наблюдение ­ педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы;   самоконтроль ­ обучающийся самостоятельно проверяет свою работу по образцу, памятке или инструкции;     взаимоконтроль   ­   обучающийся   проверяет   работу,   выполненную другим обучающимся, по образцу, памятке или инструкции;     творческое   задание   –   учебное   задание,   для   выполнения   которого обучающийся   должен   применить   нестандартное   решение;    выставка   – демонстрация готовых изделий, творческих работ;     беседа – вопросно­ответный метод контроля; применяется с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Примерный план проведения учебного занятия:   1.   Организация.   Проверка   готовности   детей   к   занятию.   Создание психологического настроя на работу. 2 мин.   2.   Проверка   домашнего   задания   ­   творческого,   практического   (при наличии), установление тематической связи с учебным материалом. 5 мин.   3. Изучение нового материала: новой техники, приёма, упражнения и т.д. 10 мин.  4. Физкультминутка (смена вида деятельности). 3 мин.  5. Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний   и   способов   действий.   Практические   задания.   Тренировочные упражнения. 15 мин.  6. Физкультминутка (смена вида деятельности). 3 мин.  7.   Итог   занятия:   подведение   результатов   работы,   оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (при необходимости). Рефлексия. 7 мин. Система стимулирующего поощрения за достижения Уровни  освоения  программы Стартовый Базовый Сформированные  компетенции ­ знает назначение  деталей  конструктора; ­  соблюдает  последовательность технологических  операций при  сборке изделия; ­  может  самостоятельно  определить детали  и элементы,  необходимые для  сборки той или  иной модели,  воплощения  конструкторского  замысла; ­  организует рабочее  место для  индивидуальной и  коллективной  деятельности при  работе с  конструктором ­ самостоятельно  работает по  чертежу, схеме,  технологической  карте; ­ знает  правила соединения деталей и принципы построения  (конструирования),  обеспечивающие  Отличительные  знаки Присваивается  звание и бейдж  «Умелец» Результаты  творческой  деятельности ­ активное участие в проектной  деятельности  творческого  объединения, ­  включение в число  победителей и  призёров  конкурсных  мероприятий  институционального уровня Присваивается  звание и бейдж  «Мастер» ­ активное участие в проектной  деятельности  творческого  объединения, ­  включение в число  победителей и  призёров  конкурсных  мероприятий Продвинутый Присваивается  звание и бейдж  «Эксперт» городского уровня, ­ участие в  конкурсных  мероприятий  окружного уровня ­ самостоятельная  разработка проектов по техническому  конструированию и  рационализаторских решений, ­  включение в число  победителей и  призёров  конкурсных  мероприятий  окружного уровня прочность модели; ­ использует  полученные знания  и умения на  учебных занятиях в  школе; ­ умеет воплощать  собственные идеи  от творческого  замысла до  презентации  готовой модели; ­  умеет выстраивать  композиции и  сюжеты из моделей; ­ оказывает помощь другим  обучающихся в  решении  технических и  конструкторских  задач Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» Ленинского района города Кемерово Составитель:   Теряева Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования Цель   методической   разработки   познакомить   педагогов   и   детей   с технологий   – инновационным   направлением   образовательных   конструирование посредством конструктора  Cuboro. Конструктор   как   новая   технология   вошла   в   образование     совсем недавно   и   на   сегодняшний   день   является   официальной   на   территории Россиской Федерации. Методическая   разработка   знакомит   с   профессией   инженера,   с конструктором Cuboro и с этапами освоения работы. В приложение: словарь терминов Cuboro,знакомство с конструктором Cuboro basis. Введение Современный мир невозможно представить без различного рода машин и механизмов: связь, транспорт, работа, учёба и даже развлечения – все сферы наполнены устройствами, облегчающими и совершенствующими нашу жизнь. Мобильный телефон, автомобиль, компьютер, электрический чайник, лифт – все это возникло по воле людей, именуемых инженерами. В настоящее время профессия инженер ассоциируется исключительно с развитием   технического   прогресса.   Это   понятие   возникло   ещё   в   далекой древности:   так   именовали   управляющих   военными   приспособлениями (катапультами   и   другими).  В   России   толчок   к   развитию   отрасли   в   начале XVIII века дал Пётр I, учредивший школу математических и навигационных наук, в которой обучали военных инженеров. В   настоящее   время   специальность   инженера   массово   востребована   в отраслях   народного   хозяйства.   Для   их   поддержания   в   нашей   стране существует   множество   институтов,   факультетов   и   кафедр,   готовящих специалистов различной направленности.  Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность», а значит,   эти   специалисты   работают   везде,   где   нужно   что­то   придумать, сконструировать,   усовершенствовать.   В   большинстве   случаев   специалисты вовлечены   в   жизненный   цикл   какого­либо   технического   изделия: осуществляют   его   проектирование,   конструирование,   пробные   испытания, составляют   описание   процесса   производства,   отвечают   за   эксплуатацию   и ремонт. При необходимости участвуют в проведении научных исследований, что, несомненно, можно записать в плюсы данной профессии. В зависимости от сферы работы инженера можно выделить следующие его специализации:  физик   –   нацелен   на   прикладное   использование   знаний   о физических процессах, разработку новых технологий,  конструктор – проектирует какой­либо механизм или прибор,  технолог   –   выявляет   минусы   и   оптимизирует   процесс производства различных изделий,  программист   –   автоматизирует   разнообразные   процессы   путем написания алгоритмов и компьютерных программ,  экономист   –   занимается   анализом   и   планированием экономических показателей,  военный инженер – конструирует и обслуживает военную технику и автоматизированные системы управления,  биоинженер   –   применяет   знания   биологии   для   решения актуальных   технических   проблем:   например,   придумывает механизм создания искусственных органов. Широкий спектр направлений работы позволяет выбрать специальность по душе.  Как   правило,   инженерами   обычно   становятся   люди   с   техническим складом ума: те, кто с самого детства постоянно что­то мастерят, разбирают и   собирают   попадающиеся   под   руку   устройства.   Такое   увлечение   будет плюсом для ребенка – поможет облегчить выбор будущей профессии. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С CUBORO «Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку­лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями (в базовых наборах) можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек­лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Работая с этим конструктором индивидуально, парами, или в командах, учащиеся 7 – 11   лет   могут   учиться,   создавая   и   программируя   модели,   проводя исследования,   составляя   отчёты   и   обсуждая   идеи,   возникающие   во   время работы с этими моделями. Система   cuboro   используется   в   образовательных   учреждениях   в качестве пропедевтики инженерного образования. Основные задачи данного образовательного   процесса,   это   совершенствование   практических   навыков конструирования.   Развитие   у   учащихся   пространственного   воображения, логического   мышления,   творчества,   креативности   и   умение   работать   в команде. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного мышления. Образовательная   система   cuboro   направлена   на   развитие   основных социальных   навыков   soft   skills   –   навыков,   позволяющих   быть   успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Традиционный логический подход к восприятию действительности   и   изучению   любого   явления основан   на   том,   что   наблюдаемая   система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя   эти   действия,   человек   намеренно упрощает   систему,   упуская   при   этом   большое   количество   комбинаций факторов,   влияющих   друг   на   друга.   Основы   логического   мышления   и необходимость   организации   сбора   отдельных   моделей   в   одну   является основополагающими навыками системы cuboro. УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ. «Проектное мышление» — когда человек приходит на работу не для того, чтобы выполнять процессы, а для   того,   чтобы   добиться   результата   в   рамках конкретного проекта, ограниченного во времени. Большинство   видов   групповой   работы   с   системой cuboro   могут   успешно   использоваться   для проведения   специализированных   тренингов,   начиная   от   выбора   темы   до определения целей: ∙ Описание проекта ( тема, требования, критерий) ∙ Поставка задач ∙ Выбор правил ∙ Определение методов ∙ Выполнение заданий и так далее ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. Креативность   и   чувство   вкуса   —   эти компетенции машины точно не смогут освоить. Творческое мышление, креативность,  оригинальность, эстетика – основные навыки по  которым осуществляться оценка систем cuboro. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.   Экологическая   повестка   становится   все   более актуальной.   Поэтому   работодатели   выделяют   эту составляющую системного мышления в отдельный пункт. Вся продукция cuboro отмечена сертификатом FSC. Сертификат   FSC   выдается   независимым   аудитором   на   основании   строгой ежегодной проверки на месте заготовки леса. Он является признанным знаком качества лесобумажной продукции в 109 странах. В   нашей   стране,   WWF   России   в   партнерстве   с   Лесным   Попечительским советом   (FSC)   начали   работу   по   продвижению   сертифицированной   лесной продукции на рынке, что будет способствовать формированию экологически чувствительного рынка лесной продукции. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ГРУППАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ. По   мере   смещения   фокуса   деятельности   в направлении   «человек   —   человек»,   умение выстраивать   отношения   будет   цениться   все выше. Командная/групповая   работа   с   системой cuboro   обязательна.   Большинство   задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Команда в системе cuboro может состоять из разных возрастных групп. Опытные   игроки   младшего   возраста   могут   давать   инструкции,   подсказки игрокам старшего возраста с меньшим опытом игры в cuboro. ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ РАБОТЫ С CUBORO Простые фигуры На данном этапе строим фигуры по инструкции по созданию простых фигур, что подготовит к дальнейшему изучению задач более сложного уровня. Создание конструкций по главным параметрам В этом этапе результаты будут во многом зависеть от рациональности и логических   навыков.   Они   формируются   благодаря   анализу   и   регулярному тестированию   разных   подходов   во   время   решения   непростых   заданий   по разработке конструкций из деревянного конструктора. Создание   конструкций   по   задачам,   которые   связаны   с   указанными геометрическими данными Cuboro   –   это   отличный   вариант   конструктора   для   решения   задач, которые   связаны   с   заданными   геометрическими   параметрами. Конструкционные   возможности   и   наличие   жестких   требований   выводят решение задач на совершенно другой, высококачественный уровень. Формирование фигур по установленному контуру Задачи на многоразовое применение одних и тех самых блоков, а также задания   на   достройку   предложенных   фигур   предусматривают   различные варианты решений. Благодаря спешному выполнению всевозможных заданий постепенно развивается творческое мышление. Эксперименты   с   изменением   направления   и   временем   движения шариков, а также группировкой блоков. В   этом   этапе     получают   общее   понимание   по   вариантам   наборов   и разным   фигурам,   научатся   решать   простые   математические   задания   и частично поймет теорию множества.  Проведение экспериментов с принципами ускорения Задачи   на   этом   этапе   направлены   на   то,   чтобы     появилось   желание проводить собственные эксперименты, основанные на принципах ускорения.  «Cuboro   –   думай   креативно»   предоставляет   возможность   развивать регулятивные УУД.  Выдаются карточки с заданиями на которых изображены лабиринты, которые им предстоит собрать, получают проблемную задачу: Подобные задания формулируют и учат удерживать  цель, планируют действия в соответствии с поставленной задачей. В процессе сборки модели дети используют приём проговаривания для регуляции своего действия: «беру…, ставлю…,». Осуществляют контроль и самоконтроль,   ведь   каждый   раз   они   вынуждены   сличать   свои   действия   с технологическими   картами,   также   с   помощью   шариков   они   постоянно проверяют   испытывают   модель,   правильным   путем   они   идут,   добились   ли желаемого   результата.  Ищут   ошибки,  исправляют,   добиваясь   поставленной цели.  Проведение соревнований На   этом   этапе   проводятся   соревнования.   Используются   разные параметры оценки.   Техническое рисование Блоки   Cuboro      идеально   подходят   для   технической   рисовки. Составляйте фигуры, следуя законам геометрии, и получайте удивительные изображения, выполненные в новом для вас стиле. Групповая и проектная работа Увлекательный  конструктор  для  детей Cuboro  может  использоваться для проектной или групповой работы, а также в качестве дополнительного обучающего материала во время проведения спецтренинга.    Большие   возможности   система   cuboro   открывает   для   развития коммуникативных   УУД.   Дети,   работая   в   парах   или   группах,   учатся договариваться   и   сотрудничать,   представлять   свои   проекты   перед слушателями,   выдвигать   и   доказывать   свои   идеи,   передавать   свои   знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в cuboro. Очень   важно,   чтобы   дети   научились   рефлексии   своей   деятельности, пробовали   описывать   работу   построенной   ими   системы   cuboro,   используя специальную   терминологию.   Для   этого   ребята   получают   карточки   c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.   Работа   с   конструктором   cuboro   способствует   формированию универсальных   учебных   действий   (УУД),   что   является   основным направлением   нового   ФГОС     образования.   Вся   работа   с   новым   для   детей конструктором   может   быть   организована   как   одно   большое   исследование, когда   дети,   открыв   коробку   с   кубиками,   начинают   исследовать   её содержимое:   сопоставление   графических   изображений   кубиков   cuboro   с множеством   желобов   и   тоннелей   с   реальными   кубиками   из   набора, организация тактильных игр направленных на поиск определения кубиками подключая   только   тактильное   восприятие,   написание   букв,   цифр,   слов   с помощью   желобов   на   поверхности   кубиков   cuboro,   составление   простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания и новые условия и построение простых и далее сложных конструкций.   Какая другая деятельность позволит так непринуждённо учить детей видеть, анализировать, контролировать себя, быть предельно внимательным? А главное после достижения поставленной цели следует запуск шариков в построенный лабиринт (невероятно увлекательное действие). Приложение Знакомство с конструктором Cuboro basis. Он состоит из 30 элементов ­ кубиков, также в его состав входит 5 шариков. Кубик 1 может быть использован только   как   базовый.   Все остальные   кубики   могут   быть использованы   для   построения дорожки   и   при   необходимости как   базовые,   не   формирующие дорожку для шарика. На фотографии вы видите все 4 кубика №1. входящих в состав набора. На одном имеется фирменный   логотип   "Куборо",   на   втором   ­ эмблема   FSC   ­   Лесного   попечительского совета и   один   тоннель, Кубик 2. Содержит один прямой желоб   расположенный   параллельно   желобу. Кубик   может   использоваться   для построения дорожки на поверхности, а также   пути   шарика   в   тоннеле,   что позволяет   двойное использование. реализовать   Количество кубиков №2 в конструкторе ­ 2 шт.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное мышление с Cuboro»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности  «Инженерное мышление с Cuboro»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019