Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
21.01.2017
Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства детей 6-11 лет. В программе предусмотрена работа с различными материалами: работа с нитками («Изонить», «Игрушки из помпонов») и работа с тканью, что расширяет возможности для самореализации ребенка в творчестве.Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)
РП _Увлекательное рукоделие_.doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ОБРАЗОВАНИЯ   Г. БЕЛГОРОДА                           Утверждаю:         Директор МБУДО «Центр  детского технического  творчества» г. Белгорода ______________ Ю.Н. Кумейко.       «______»   ____________2014  г. Дополнительная общеразвивающая программа  «Увлекательное рукоделие» модифицированная на 1 год  обучения (учащиеся 6 ­ 11 лет)       Педагог дополнительного образования                                                          Соломякина Валентина Ивановна Программа: модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» художественно­эстетической направленности г. Белгород ­ 2014 г. Автор программы:  Соломякина Валентина Ивановна Программа   рассмотрена   и   утверждена   на   заседании   педагогического   совета Центра детского технического творчества г. Белгорода от «18»сентября 2014 г., протокол №2 Председатель _______________              _______Ю.Н. Кумейко_____                                 подпись                                                                                 Ф.И.О. Содержание программы   Пояснительная записка ……………….…………….………………… 4      1. 2. Учебный план …………………………………….… ………………….17      3. Учебно – тематический план  1 года обучения………………………..19   4. Содержание курса 1 года обучения…………….………………………20 5. Методическое обеспечение программы ………………………………    6. Материально – техническое обеспечение …………. ………………… 7. Список литературы……………………………...………………………  Декоративно­прикладное   искусство   —   удивительный   вид   творчества, Пояснительная записка дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность: чем больше красивых и нужных вещей   продают   в   магазинах,   тем   большее   количество   людей   берут   в   руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Данная   образовательная   программа   направлена   на   развитие художественного   творчества   в   области   декоративно­прикладного   искусства. Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих   способностей,   неповторимой   индивидуальности,   расширение кругозора,   воспитание   с   учетом   современных   условий   жизни,   семьи,   быта, дизайна. Ручной   труд   развивает   мелкую   моторику   рук,   что   связано непосредственно   с   развитием   речи.  Чередование   различных   видов   рукоделия дает   обучающемуся   возможность   найти   себя   в   одной   из   разновидностей творчества   и   наиболее   полно   реализовать   свои   способности.   Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Программа   «Увлекательное   рукоделие»   является   модифицированной, разработана   на   основе   авторских   программ   Орешкиной   Л.Ю.   «Сувениры   и подарки своими руками», Чикиркиной В.А. «Креативное рукоделие». Модификация  программы   заключается   в   том,   что   в   программе предусмотрена работа с различными материалами: работа с нитками («Изонить», «Игрушки из помпонов») и работа с тканью, что расширяет возможности для самореализации ребенка в творчестве. Формирование навыков различных видов деятельности   средствами   искусства   у   детей   является   важным   звеном,   и способствует адаптации детей в обществе. Также в программе уменьшен объем учебных   часов   на   теоретическую   часть,   т. к.   именно   в   практической   работе обучающиеся   приобретают   определенные   умения,   которые   в   сочетании   с объяснениями педагога переходят в навыки. Направленность программы художественно­эстетическая.  Актуальность программы. В настоящее время, когда значительная часть декоративных   изделий   из   ткани,   ниток,   кожи,   меха   и   другого   материала выполняются с помощью машин, многие предметы одежды, быта, интерьера не теряют своей прелести, изящества, если они сделаны вручную. В рукодельных работах   находят   отражение   национальные   особенности   разных   народностей, применяются разнообразные материалы, виды отделок, технологии. Приобщение современных школьников к изготовлению сувениров и подарков с применением различных видов декоративно­прикладного искусства можно считать значимым вкладом в трудовое обучение и воспитание детей. Новизна данной программы  заключается  в том, что  она  интегрирует такие   виды   декоративно­прикладного  творчества,   как   ручная   вышивка, аппликация, изонить.  Предоставляемая возможность «пробы сил» в различных видах   деятельности   будет   содействовать   воспитанию   у   детей   оригинального творческого   мышления,   развитию   уверенности   в   себе,   формированию адекватной самооценки. Педагогическая   целесообразность  программы   определяется   учетом возрастных   особенностей   обучающихся,   широкими   возможностями социализации   в   процессе   привития   трудовых   навыков,   развития   мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса. Целью программы является создание условий для развития творческих способностей   детей   средствами   изучения   различных   видов   декоративно­ прикладного   искусства,   нравственно­эстетических   и коммуникативных качеств личности.   воспитание При работе по данной программе решаются следующие задачи:  Обучающие:   познакомить   обучающихся   с   историей   и   современными   направлениями   развития декоративно­прикладного творчества;  сформировать навык работы с тканью, нитками, лоскутом; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно­прикладного искусства;  формировать   образное,  пространственное   мышление   и   умение   выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;  формирование   устойчивого   интереса   к   изготовлению   сувениров   и подарков с элементами декоративно­прикладного искусства;   ознакомление   с  различными   профессиями,  связанными   с   изготовлением подарочных предметов и изделий;  научить   детей   владеть   различными   техниками   работы   с   материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;  Воспитательные:   побуждать   к   овладению   основами   нравственного   поведения   и   нормами гуманистической   морали   (доброты,   взаимопонимания,терпимости   по отношению к людям, культуры общения);  способствовать   развитию   внутренней   свободы   ребенка,   способности   к   чувства   собственного   достоинства, объективной   самооценке, самоуважения;  воспитывать   уважительное   отношение   между   членами   коллектива   в совместной творческой деятельности;  развивать   потребность   к   творческому   труду,   стремление   преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;  формировать эстетический и художественный вкус;  формирование   у   подрастающего   поколения   бережного   отношения   к культурному наследию, к истории и традициям. Развивающие:   развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, память;  развивать   природные   задатки,   творческий   потенциал:   фантазию, наблюдательность;  содействовать формированию всесторонне развитой личности;  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;  пробуждать   любознательность   в   области   народного,   декоративно­ прикладного искусства;  развивать волевые качества личности. Отличительной   особенностью  данной   программы   является   то,   что воспитанники   развивают   способность   дарить   радость   окружающим,   учатся отдавать   частицу   своего   творчества   в   подарке   ­   сувенире.   Поэтому планирование и подбор изделий разработан с учетом интересов учащихся, их возможностями,   современными   запросами   и   потребностями,   оснащения оборудованием   и   приспособлениями   данного   учреждения.   Программа предлагает   познакомить   учащихся   с   процессами   разработки,   технологиями изготовления   и   способами   украшения   и   отделки   различных   сувениров, подарков и аксессуаров, которые дети могут подарить своим родным, близким, друзьям на память, день рождения, украсить интерьер своей квартиры, свою одежду.   Программа   обеспечивает   не   только   обучение,   воспитание,   но   и расширение   кругозора,   развитие   творческих   способностей   воспитанников   в декоративно­прикладном   творчестве   с   учетом   современных   условий   жизни, дизайна быта, семьи.  Ведущая   идея   данной   программы   –  создание   комфортной   среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации. Возрастные и индивидуальные особенности детей. Младший школьный возраст характеризуется  тем, что ребенок переходит от   постоянных   обязанностей   существования   к   обязательной,   общественно значимой   деятельности:   он   обязан   учиться.   Переход   к   систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность   младшего   школьника   и   постепенно   перестраивающим   его познавательные   процессы.   Учебная   деятельность   школьников   постепенно изменяет их отношение к действительности, ставит перед ними теоретические учебно­познавательные задачи, заставляет проникать за видимость вещей в их внутреннюю сущность. В этой деятельности развиваются и совершенствуются отвлеченное логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти. Немаловажное   значение   имеет   и   расширение   сферы   общения. Быстротекущее   становление,  множество   новых   качеств,   которые   необходимо сформировать   или   развивать   у   школьников,   диктуют   педагогам   строгую целенаправленность всей учебно­воспитательной работы. Восприятие   младших   школьников   отличается   неустойчивостью   и неорганизованностью,   но   в   то   же   время   остротой   и   свежестью.   Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко   выраженной   эмоциональностью.   К   концу   первой   ступени   школы восприятие   ребенка   усложняется   и   углубляется,   становится   более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с мотивацией учения.   Во   2­3   классах   многие   учащиеся   уже   обладают   произвольным вниманием. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста. Всем   известна   детская   любознательность:   интерес   к   природе,   людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном   возрасте.   Если   учитель   работает   в   зоне   ближайшего   развития,   то интерес   к   творчеству   усугубляется.   Это   необходимое   условие   развития творческой деятельности школьников. Большую роль в познавательной и творческой деятельности школьника играет   память.   Естественные   возможности   школьника   первой   ступени   очень велики: его мозг обладает пластичностью, которая легко справляется с задачами дословного   запоминания.   Его   память   имеет   по   преимуществу   наглядно­ образный   характер.   Безошибочно   запоминается   материал   интересный, конкретный, яркий. Однако учащиеся начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под   влиянием   обучения   уже   к   третьему   классу   увеличивается   количество признаков   и   свойств   в   образах.   Они   приобретают   достаточную   полноту   и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов (в этом так же проявляется влияние развивающегося   мышления).   Воссоздающее   (репродуктивное)   воображение   в младшем   школьном   возрасте   развивается   на   всех   школьных   занятиях   путем формирования   у   детей   умения   определять   и   изображать   подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанных в описании, но закономерно из них следующие, и умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. наглядности  (обучение   сопровождается   наглядным   представлением Принципы обучения:  1) изучаемого материала);  2) сознательности (всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы);  3)  доступности  (на   занятии   выполняется   правило   постепенного   усложнения учебного материала);  4)  систематичности   и   последовательности  (систематизирована   структура занятий,   темы   и   разделы   программы,   обеспечивается   преемственность обучения);  5) завершенности обучения (применяемые методы обучения соответствуют его содержанию,   переход   уровней   знаний   осуществляется   при   обязательном усвоении материала);  6)  развития   учебной   деятельности  (перенос   освоенных   знаний,   умений   и навыков на новые объекты труда);  7) воспитательного воздействия занятий (на всех этапах занятия эффективно организована   учебно­познавательная   деятельность   учащихся,   педагог добивается от воспитанников овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок).  Педагогические образовательные технологии, используемые в работе: 1. разноуровневого обучения; 2. взаимообучения; 3. личностно­ориентированного обучения; 4. дифферинцированного обучения; здоровьесберегающие. Прогнозируемые   результаты.  Программа   объединяет   сведения   о швейных   материалах,   инструментах   и приспособлениях для обработки и сборки подарочных изделий, их отделки. На занятиях школьники получают умения и навыки работы с иглами, булавками, различными материалами, знакомятся с видами соединительных и отделочных швов, способами их применения.    элементах   цветоведения, Они   приучаются   к   аккуратности,   усидчивости,   экономии   материалов, качественному   выполнению   отдельных   технологических   операций, окончательной   обработке   и   отделке   изделий,   приобретают   навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, цветах и цветосочетаниях,   выразительности   форм   и   т.д.,   знакомятся   с   народными традициями, неповторимостью индивидуальных изделий ручной работы перед массовым производством.  Условия реализации программы 1. Материально­технические условия. Для нормальной деятельности объединения необходимы: ­просторный   учебный   кабинет,   оснащенный   лампами   дневного   освещения, отвечающий  необходимым  санитарно­гигиеническим  нормам  и  оснащённый необходимым оборудованием и инструментами:  ­ ткани х/бумажные, шелковые, п/шерстяные, из химических волокон,  ­ нетканые материалы (синтепон, ватин, флизелин),  ­   клеевые   ткани   с   точечным   клеевым   покрытием   (для   дублирования материалов),  ­ нитки швейные х/б, No 40, 50, армированные No 35, 45, ирис, мулине,  ­ тесьма отделочная, бисер, меховые лоскутки,  ­ картон белый и цветной,  ­ иглы швейные, булавки одностержневые, иглы машинные No 90, 100,  ­   чертежные   принадлежности:   линейки,   треугольники,   карандаши   простые, циркули,  ­ ножницы портновские, маленькие (длина лезвий 10­12 см)  ­ бумага для выкроек,  ­ мел портновский,  ­ утюг, подставка для утюга,  ­ сантиметровые ленты.  Важной   составной   учебного   процесса   является   специальная   литература   по различным видам  декоративно­прикладного творчества, технические рисунки; Успешная реализация образовательной программы требует наличие наглядных пособий:   работ   и   образцов,   выполненных   педагогом   и   обучающимися,   методических разработок. 2. Организационные условия. Срок реализации – 1 год. Принцип организации занятий – групповой. Предлагаемая   программа   «Увлекательное   рукоделие»   предназначена   для обучения детей 6 ­11 лет и рассчитана на 1 учебный год. 1 год обучения – 144 часа в год (4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 часа) 3. Внешние условия. Связь   с   библиотекой   по   искусству   для   информационной   поддержки деятельности  объединения, выставочными залами, музеями города. Формы проведения занятий: ­   групповая   (используется   на   практических   занятиях,   экскурсиях,   в самостоятельной  работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.); ­   индивидуальная   (используется   при   подготовке   и   выполнении   творческих работ); В   процессе   обучения   предусматриваются   следующие   формы   учебных занятий:  а) типовое занятие, в котором сочетаются теория с практикой;  б) занятия­конкурсы по изготовлению поделок (в технике «Изонить», вышивке);  в) занятие­игра (с выполненными куклами, игрушками);  г)   практическое   упражнение   под   руководством   педагога   по   выполнению   и закреплению определенных навыков;  д)   праздники,   на   которые   приглашаются   одноклассники,   слушатели   других объединений (Новогодний КВН, «А ну­ка, девочки!»).  Используемые методы: ­ игровой ­ репродуктивные (объяснительно – иллюстративные ­ при объяснении нового материала); ­ стимулирования и мотивации (учебные дискуссии); ­   самостоятельной   познавательной   деятельности   (при   работе   по   заданному образцу, по  правилу или системе правил, требующих творческого подхода); ­   словесные   (при   устном   изложении,   в   котором   раскрываю   новые   понятия, термины); Данные   методы   работы   оптимально   раскрывают   творческие   способности ребенка, дают ему   возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно,  создают для детей ситуацию успеха. В результате обучения по программе «Увлекательное рукоделие» к концу 1 года обучения  обучающиеся  должны знать:  основные   сведения   о   свойствах   тканей,   ниток   применяемых   в   шитье; способы перевода  рисунка на ткань, технологический процесс изготовления изделий из ткани;  свойства   и   возможности   бумаги   как   материала   для   художественного творчества;  правила техники безопасности;  правила пользования инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с  тканью;  способы оформления готовых работ;  простые портновские термины и виды ручных швов;  основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;  дополнительные   сведения   о   месте   и   роли   декоративно­прикладного искусства в жизни   человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития. должны  уметь:  работать инструментами и приспособлениями необходимыми при работе с тканью;  последовательно   вести   работу   (замысел,   эскиз,   выбор   материала   и способов изготовления,  готовое изделие);  сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения  собственного замысла в композициях,  организовывать рабочее место;  самостоятельно   разрабатывать   композиции   несложных   изделий, использовать цветовое  оформление изделий;  владеть видами простых техник шитья;  использовать   полученные   знания   при   выполнении   всех   видов   работ, возможность  реализации собственных идей.  вести   поисковую   работу   по   подбору   книг,   репродукций,   рассказов   о декоративно­ прикладном искусстве. Личностные результаты:  ­   установка на здоровый образ жизни;   ­ оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения   собственных   ощущений   (явления,   события),   соотносить   их   с общепринятыми нормами и ценностями.    ­   описывать   свои   чувства   и   ощущения   от   созерцаемых   произведений искусства, уважительно относиться к результатам труда других людей. ­ способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.  Метапредметные результаты: Регулятивные:    ­   широкая   мотивационная   основа   учебной   деятельности,   включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­  формировать   умение   планировать   свои   действия   в   соответствии   с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: ­ использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы;  ­ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; Коммуникативные:   ­   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   строить средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач, монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;   ­   допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;  ­ формулировать собственное мнение и позицию;   ­   договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  ­ четко задавать вопросы. Отслеживание результатов образовательной деятельности. Для   закрепления   полученных   знаний   и   умений   применяются индивидуальные собеседования и коллективный анализ ученических работ, где отмечаются наиболее аккуратные работы, творческие подходы к выполнению намеченных   задач,   разбираются   характерные   ошибки.   Лучшие   работы демонстрируются   на   кратковременных   выставках,   которые   поддерживают интерес к работе объединения, способствуют развитию творческой активности.  С   целью   развития   творческих   способностей   школьников   на   занятиях создаются проблемные ситуации, то есть предлагаются задания с неполными  данными, ставятся вопросы так, чтобы дети смогли проанализировать ситуацию, сделать   выводы,   проявить   фантазию,   самостоятельно   принять   решение   и собственный опыт использовать в дальнейшей работе с другими изделиями. После  изучения  каждого  раздела   предлагается   проверочная   работа  для определения   степени   овладения   детьми   требуемыми   умениями   и   навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.   Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по  следующим параметрам:   усвоение знаний по базовым темам программы;   владение навыками, предусмотренными программой;   развитие художественного вкуса;   коммуникативные качества, трудолюбие и работоспособность. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме тестирования, выставки. Результаты   освоения   программы   определяются   в   процентном отношении Аттестация учащихся      Аттестация   учащихся   детского   объединения   неотъемлемая   часть образовательного   процесса,   так   как   позволяет   всем   его   участникам   оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.             Цель аттестации –  выявление текущего, промежуточного и итогового уровня   развития   теоретических   знаний,   практических   умений   и   навыков,   их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.           Задачи аттестации:  определение   уровня   теоретической   подготовки,   выявление   степени сформированности практических умений и навыков детей;  анализ   полноты   реализации   образовательной   программы   детского объединения;  соотнесение   прогнозируемых   и   реальных   результатов   учебно­ воспитательной работы;  выявление   причин,   способствующих   или   препятствующих   полноценной реализации образовательной программы;  внесение   необходимых   корректив   в   содержание   и   методику образовательной деятельности детского объединения. Текущий   контроль  –    проверка     изученного   текущего   программного материала. Проводится по окончании каждого раздела программы.  Промежуточная   аттестация   учащихся    проводится   в   середине учебного года (декабрь) по тем разделам программы, которые пройдены на этот период и в конце года (май) по программе учебного года.  Включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений. Проходит в форме вопросника с практическим заданием. Вопросник состоит из 6­ 11 вопросов. Практическое задание – изготовление образца. Оценка   теоретических   знаний   и   практических   умений   и   навыков учащихся по теории и практике проходит по трем уровням: высокий, средний, низкий. Высокий   уровень  –  выполнение   100%   ­   70%.   Задание   выполнено полностью, ответы на теоретические задания без ошибок (допускаются помарки или своевременно сделанные исправления самим обучающимся). Практическая работа выполнена аккуратно и в соответствии со схемой.  Средний   уровень  –  выполнение   от   70%   до   50%.   Задание   выполнено полностью,   но   с   ошибками   (допускается   до   40   %).   Практическая   работа выполнена в соответствии со схемой, но с какими­то недочетами (допускается незначительная помощь педагога). Низкий   уровень  ­  выполнение   менее   50%   .   Задание   выполнено   с ошибками (свыше  50 %) или не полностью. Практическая работа выполнена не аккуратно, с помощью педагога, много недочетов. Формы аттестации обучающихся в течение учебного года Аттестация  Начальная  Сроки  Сентябрь  Теория  Устный опрос Практика  Практическое задание Промежуточная  Декабрь  Анкетирование  Практическое По итогам года Май  Тестирование  задание Выставка  Взаимосвязь в работе педагога с родителями. Для   достижения   положительных   результатов   в   развитии   ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в объединении. Родители ­   самые   заинтересованные   и   активные   участники   воспитательного   процесса. Любая   деятельность,   направленная   на   развитие   способностей   детей,   на укрепление и сохранение здоровья, воспринимается родителями положительно. Родители   детей,   посещающих     группу,   ознакомлены   с   Уставом,   лицензией, свидетельством об аккредитации, режимом работы объединения, условиями на занятиях,   а   так   же   постоянно   следят   за   достигнутыми   результатами деятельности ребенка.  На первом родительском собрании, родители знакомятся с планом работы объединения  и заполняют анкету. В   дальнейшем   для   ознакомления   родителей   с   содержанием   работы объединения используются следующие формы:  Родительские собрания. 1. 2. Индивидуальные беседы, консультации. 3. Открытые занятия для родителей. 4. Накопительные папки, содержащие рекомендации по вопросам,  связанные с обучением и воспитание детей. 5. Совместные праздники и развлечения. УЧЕБНЫЙ ПЛАН  1 год обучения Разделы Вводное занятие Работа с тканью Изонить  Игрушки из помпонов Игрушки плоские Изготовление сувениров и подарков с элементами декоративно­прикладного искусства  Аттестация  Итоговое  занятие  Всего: № 1       2 3 4 5 6 7 8 1 год 2 54 18 8 8 46 6 2 144 Учебно­тематический план 1 года обучения № Разделы программы Всего Из них: и темы учебных занятий п/п 1. Вводное занятие Работа с тканью: 2. 2.1 Элементы материаловедения 2.2 Элементы цветоведения 2.3 Ручная вышивка 2.4 Поделки из ткани 2.5 Аппликация  3. 4. 5. 6. Изонить  Игрушки из помпонов Игрушки плоские Изготовление   сувениров   и подарков   с   элементами декоративно­прикладного искусства  Аттестация  Итоговое  занятие  7. 8. Итого  часов 2 54 2 2 18 20 12 18 8 8 46 Теория  2 12 1 1 4 2 2 4 2 2 10 6 2 144 3 ­ 33 Практика  ­ 42 1 1 14 18 10 14 6 6 36 3 2 111 Содержание программы  1 год обучения  1. Вводное занятие (2 ч.)  Цели   и   задачи   работы   объединения.   Режим   работы   объединения. Знакомство   с   содержанием   программы.   Демонстрация   образцов   изделий. Материалы, необходимые для выполнения сувениров и подарков: разнообразные хлопчатобумажные, смесовые, полушерстяные ткани, нетканые материалы, а так же нитки хлопчатобумажные, армированные разного цвета, клей ПВА, картон белый и цветной, различная пряжа. Инструменты и приспособления: ножницы портновские,   иглы   швейные,   булавки   одностержневые,   бумага   плотная   для выкроек.  Правила охраны труда при работе с колющими и режущи инструментами. Организация своего рабочего места.  Элементы   декоративно­прикладного   искусства:   вышивка,   вязание, бисероплетение,   кружевоплетение.   Виды   художественной   обработки   ткани: батик, аппликация, шитье из лоскутков т.д. Применение элементов декоративно­ прикладного   искусства   при   изготовлении   сувениров   и   подарков   .   Народные традиции   в   различных   видах   декоративного   оформления   изделий:   лоскутные прихватки, наволочки, оформление изделий вышивкой, мехом, бисером и т.д. Организация своего досуга.  2. Работа с тканью (54 ч.)  2.1 «Элементы материаловедения» (2 ч.)  Теория (1 ч.).  Понятие о волокнах, их классификация. Натуральные волокна растительного   и   животного   происхождения.   Химические   волокна: искусственные   и   синтетические.   Процесс   производства   тканей:   прядение, ткачество,   отделка.   Простые   переплетения   нитей   в   тканях:   полотняное, саржевое, сатиновое. Различие тканей по фактуре, толщине, плотности.  Фактура ткани ­ одно из средств достижения художественной выразительности.  Практика (1 ч.). Знакомство с образцами тканей. Определение фактурности, то есть  характера   поверхности  ткани  органолептическим  методом. Определение долевой и поперечной нитей, направления рисунка, лицевой и изнаночной сторон ткани. Использование отходов кроя, ткани, бывшей в употреблении.  2.2 «Элементы цветоведения» (2 ч.)  Теория   (1   ч.).  Цветовое   богатство   окружающего   нас   мира.   Исаак   Ньютон   ­ теория  о   спектре   солнечного   света.  Семь  основных  цветов.  Цветовой  круг  ­ хроматические   цвета.   Холодные   и   теплые   цвета,   их   сочетаемость.   Основные цвета:   красный,   желтый,   синий.   Дополнительные   цвета:   оранжевый,   зеленый, фиолетовый.   Ахроматические   цвета:   белый,   черный   и   все   переходы   серого. Восприятие цвета в зависимости от освещения. Влияние цвета на настроение человека.  Практика   (1   ч.).  Подбор   тканей   по   различным   признакам:   теплые   цвета, холодные   цвета,   тональность   одного   цвета, гладкокрашеные ткани, ткани с печатным рисунком, фактурные ткани.    ахроматические   цвета, 2.3 «Ручная вышивка» (18 ч.) Теория   (4   ч.)  История   вышивки.   Типы   вышивки.   Узоры   в   русской   вышивке. Знакомство   с   различными   видами   швов,   применяемых   при   изготовлении простейших   поделок:   «вперед   иголку»,   «назад   иголку»,   петельным,   стежок крестом,   стежок   неполным   крестиком,   французский   узелок.   Зарисовка простейших стежков. Вдевание нитки в иголку. Правила завязывания узелков на нитях.   Шитье   в   одну   или   две   нитки   в   зависимости   от   назначения   строчки. Подбор   цветов   ниток:   в   цвет   ткани,   контрастных   для   отделки.   Правила закрепления нити на канве.  Практика (14 ч.) Выполнение   простейших   стежков   на   канве.   Выбор   схемы   для   вышивания. Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания. Вышивка по выбранным   схемам.   Определение   центра   ткани.   Использование   пяльцев. Причины   неаккуратного   выполнения   вышивки.   Оформление   готовых   работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления. 2.4 «Поделки из ткани» (20 ч.)  Теория (2 ч.).  Понятие шаблона, выкройки, парных деталей, симметрии в деталях. Правила раскроя   ткани:   экономная   раскладка   выкройки   на   ткани,   обмеловка,   учет припусков на шов. Оптимальный выбор способов соединения деталей.  Практика   (18   ч.).  Изготовление   поделок   и   сувениров   из   плотной неосыпающейся   ткани   типа   драповой,   пальтовой,   костюмной,   джинсовой. Отработка алгоритмов изготовления поделок: подбор и подготовка ткани (цвет, фактурность),   раскрой   деталей   (парных,   дополнительных),   выбор   техник соединения   деталей   (швы   временные,   постоянные,   подбор   цветов   ниток), окончательная отделка изделия.  Обучающимся можно на выбор предложить варианты поделок для отработки навыков  выполнения  вышеперечисленных   швов:  игольницы различной формы, мешочки для маленьких сувениров, сумочка — мешочек, футляры для очков, ножниц, подставки под горячее.  2.5 «Аппликация» (12 ч.)  Теория   (2   ч.).  Аппликация   –   создание   художественных   изображений нашиванием,   наклеиванием   деталей   на   фон   (основу).   Способы   прикрепления деталей аппликации: вручную (стебельчатым, петельным, тамбурными швами); на швейной машине (прямой строчкой неосыпающиеся материалы, швом зиг­заг), с помощью клея. Знакомство учащихся с приемами наложения ткани на основу при помощи уже известных им стежков «вперед иголку», петельного, тамбурного (аппликация, выполненная таким образом, может подвергаться многочисленным стиркам и механическим воздействиям). Применение клеевого способа (для изготовления декоративных салфеток, панно) . Использование различных видов клея : клея ПВА(   не   оставляет   пятен   на   тканях),   для   синтетических   тканей   ­   клея «Момент».  Аппликация   как   способ   украшения   игрушек,   сувениров,   диванных   подушек, сумок и т.д. Использование групповой формы работы учащихся, где каждый из школьников выполняет фрагмент ­ деталь с аппликацией.  Фрагменты (квадраты) подбираются по цветовым сочетаниям  и соединяются в небольшое панно, которое может украсить классную комнату, уголок в группе продленного дня, стенд в кабинете.  Практика (10 ч.). Выбор рисунков для аппликаций: цветы, сердечко, яблоко, груша,   бабочка   и   т.д.   Выполнение   аппликаций   различными   способами   на однотонной   ткани (мешковине) для дальнейшей доработки полуфабриката в сувенирные изделия (панно, наволочка на подушку, прихватка и т.д.).  3. Изонить (18 ч.)  Теория (4 ч.).  Английские народные традиции в зарождении истоков данного вида творчества. Использование современных материалов: для основы (картон, бархатная бумага, наждачная бумага), нитки (хлопчатобумажные NoNo 40, 50 в два сложения, армированные NoNo 35,45, мулине, ирис).  Простота   и   оригинальность   в   исполнении   поздравительных   открыток, сувенирных   обложек   для   книг,  а   также   декоративных   панно,   которые   могут украсить современный жилой интерьер.  Основные   технологические   приемы   изонити:   заполнение   угла   и   заполнение окружности.   Повторение   приемов   работы   с   чертежными   инструментами: линейкой, треугольником, циркулем при нанесении рисунка ­ схемы на основу. Повторение элементов цветоведения, подбора цветов нитей к основному цвету фона. Проведение с учащимися бесед на темы: «Ваши семейные праздники»,  «Что подарить на День рождения?» и т.д.  Практика (14 ч.). Составление алгоритма выполнения работ в технике изонити:  выбор   основы   (картон,   бархатная   бумага   —   в   зависимости   от   назначения поделки); подбор цвета ниток под фон основы; нанесение рисунка ­ схемы на основу   с   изнаночной   стороны;   подготовка   основы   ­   прокалывание   дырочек; техника   заполнения   угла,   окружности;   оформление   работы,   подклеивание изнаночной стороны.  Выполнение сувенирных работ в технике изонити: закладок для книг и дневника, открыток к праздникам, небольших декоративных панно.  Проведение   занятия   ­   конкурса   на   лучшее   изготовление   открытки   ко   Дню рождения.  4. Игрушки из помпонов (8 ч.) Теория (2 ч.). Помпоны ­ декоративные шары из пряжи, ниток. Их  применение для отделки различных трикотажных изделий (шарфов,  шапок), как основы при изготовлении   игрушек   для   детей   дошкольного    возраста   (игрушка   может состоять  из  одного  или  двух  шаров).  Применение    помпонов  как   украшения женских головных уборов в некоторых губерниях    России.    Материалы    для выполнения работы: картон, пряжа  или нитки. Использование пряжи, бывшей в употреблении, приемы роспуска старых  изделий, стирки и распрямления пряжи. Последовательность   изготовления    помпона.   Выполнение   из   остатков   пряжи кисточек на шнурке (для шапочек), а на    основе кисточек ­ кукол­символов (куклы ­ девочки и куклы — мальчика).  Изготовление таких кукол ­ оберегов в далеком прошлом в крестьянских    семьях для своих детей из пучков соломы. Существование приметы — когда  дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль, если же небрежно  обращаются с игрушками, быть в доме беде. Практика   (6   ч.).  Подготовка   пряжи   для   поделок.   Техника   выполнения кисточки,   кукол   ­   образов,   помпонов.   Оформление   игрушек   из   помпонов способом аппликации из картона, плотной ткани (цыпленок, зайчик,  медведь и др.). Проведение игр с поделками. 5. Игрушки плоские (8 ч.) Теория (2 ч.). Игрушка ­ постоянный спутник ребенка. Искусство  изготовления игрушек как один из древнейших видов народного  художественного творчества. Промысловые   центры   изготовления   игрушек     в   дореволюционной   России: Троице­Сергиев Посад, Богородское, Семеново, Полховский­Майдан, Дымково, Филимоново и т. д. Изготовление   плоской   игрушки   как   сувенира,   подарка.   Декоративная, декоративно­утилитарная   функции   игрушек   —   сувениров.   Материалы   для изготовления данных поделок: драп, сукно и другие  плотные материалы. Применение кусочков меха, кожи, пленки, пуговиц,  бусин и т.д. в качестве элементов отделки. Последовательность   изготовления   плоских   игрушек:   выбор   шаблона, выкраивание   парных   деталей,   дополнительных   отделочных   элементов, прикрепление   деталей   аппликации   или   отделки,   соединение   основы, окончательная обработка игрушки ­ сувенира. Практика (6 ч.). Изготовление плоских игрушек ­ кукол, кармашков ­ сумочек, сувенирных кошельков, кулонов и подвесок. 6.Изготовление   сувениров   и   подарков   с   элементами   декоративно   ­ прикладного искусства (46 ч.)  Теория (10 ч.). Выполненные своими руками интересные декоративные изделия, сувениры,   найдут   применение   в   быту:   выполняя   определенную   функцию, хозяйственную роль, они украсят интерьер любой квартиры, принесут радость ребенку, выполнившему и подарившему свою работу.  Такие   изделия   должны   быть   оригинальными,   нестандартными,   выражать индивидуальность   исполнителя.   Работа   по   выполнению   декоративно   ­ прикладных изделий объективно содержит в себе творческое начало, развивает  одновременно   как   художественное,   так   и   техническое   творчество,   так   как всякое   декоративно   ­   прикладное   изделие   представляет   собой   органичное сочетание красоты и пользы.  Практика   (36   ч.).  Изготовление   сувениров   и   подарков   с   элементами декоративно   ­   прикладного   искусства:   аппликацией,   лоскутной   мозаикой, сочетанием в работах разных техник (изонить и аппликация), с использованием различных материалов (тканей и нетканых материалов, кусочков меха, бисера, тесьмы, пуговиц и т.д.).  5.Аттестация (6ч.). 6.  Итоговое занятие (2 ч.)  Подведение   итогов   работы   кружка   за   год.   Беседа:   "Чему   мы   научились   на занятиях".   Итоговая   выставка   лучших   поделок   учащихся.   Советы   по изготовлению изделий летом. Список основной литературы  1.   Буйлова   Л.   Н.,   Кленова   В.   «Как   разработать   программу   дополнительного образования детей». «Дополнительное образование детей», 2004  2. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. Соч. В 6 т. Москва. 1984 Т.4.  3. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. Легпромбытиздат. 1993  4. Еременко Т. И. Иголка­волшебница. Москва, 1987  5. Журналы "Чудесные мгновения". "Агентство Дистрибьютор Прессы"  2001­ 2002 гг.  6. Кожина О. А., Кораблева О. Л. "Сделай сам" Изд. "Владос" 1994  7. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. М. «Народное образование» 2002  8.   Молотобарова   О.   С.   Кружок   изготовления   игрушек­сувениров.   Москва. «Просвещение». 1983  9. Максимова М. В., Кузьмина М.А. «Лоскутики» Эксмо­пресс, 2000  10. Нагель  О.  И.  Художественное  лоскутное  шитье. М. «Школьная  Пресса», 2004  11.   Перевертень   Г.   И.   Самоделки   из   текстильных   материалов.   Москва "Просвещение", 1990  12. Подласный И. Педагогика. М. Владос, 1999  13. Симонович И. З. Как мастерить сувениры. Киев 1987  14. Холмянский Л. М., Щипанов А. С. «Дизайн». Москва. «Просвещение». 1985  15. Чурзина Н. Игрушки своими руками. Санкт­Петербург. Издательский дом "Нева" 1999  16.   Якиманская   И.С,   Личностно   ориентированное   обучение       в   современной школе. Москва. 1996

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа   «Увлекательное рукоделие» (учащиеся 6 - 11 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017