Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.04.2018
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» составлена на основе:
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;
- Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 г.г.;
- Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях РТ;
- Приказ МО и Н РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции» ;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ МО и Н РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации МО и Н РФ «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», ноябрь 2015 г.
Согласно Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» данная программа является:
по степени авторства – модифицированный;
по уровню усвоения – углубленный;
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – однопрофильной.
Дополнительная общеобразовательная программа относится к художественной направленности, так как целью является развитие художественно - творческих способностей обучающихся в сфере декоративно - прикладного творчества, их эстетического вкуса, чувства гармонии.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что декоративное искусство, художественные ремесла играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд.
Структура дополнительной общеобразовательной программы предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес, который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практикой.
Адресат программы - Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на учащихся от 12 до 15 лет.
Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на 2 года. Занятия с учащимися проводятся первый год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа, второй год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа. По учебному плану в первый год обучения предусмотрено 144 часов, второй год обучения предусмотрено 216 часов.
Формы обучения и виды занятий:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
наглядным: использование схем, рисунков, моделей;
нестандартным: участие в конкурсах, выставках, семинарах.
Для проведения занятий используются следующие формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор в группу – свободный, он основан на желании детей заниматься творчеством, изготовлением различных вещей своими руками.
Цели и задачи программы.
Цель - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие задачи:
- научить первоначальным навыкам оригами, мыловарения, аппликации и различных поделок,
- изучить историю и теорию данных видов творчества, их развитие и трансформация.
Развивающие задачи:
- ориентировать в области цветоведения, композиции, декоративной работы с бумагой, в эстетике современного интерьера.
- развивать художественный вкус у школьников, умение видеть и понимать прекрасное.
Воспитательные задачи:
- воспитать качеств психологической и деловой культуры: усидчивость, терпеть, точность, умение доводить дело до конца.
- формировать такие черты, как активность, самостоятельность, коммуникативность.
программа ЦДТ исправленный правильный 2017-18 уч.год.docx
«Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования детей
Муниципальное казенное учреждение
«Центр детского творчества города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Принята на заседании
педагогического совета
«__28__»____августа_____2017г.
Протокол №___1__
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОДО «ЦДТ г.Азнакаево»
______________________Р.М.Хасанова
«_______»__________________20___г.
Приказ №_________
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст учащихся: 15 лет
Срок реализации 2 года.
Сулейманова Регина Ринатовна,
педагог дополнительного образования
Разработала: г. Азнакаево, 2017 г.
Раздел №1
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«Умелые ручки» составлена на основе:
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;
Стратегия развития воспитания обучающихся в РТ на 20152025 г.г.;
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в
образовательных учреждениях РТ;
Приказ МО и Н РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении модельного стандарта
качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования
детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции» ;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
4 сентября 2014 г. № 1726р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172 14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №061844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»
Приказ МО и Н РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Методические рекомендации МО и Н РФ «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», ноябрь 2015 г.
Согласно Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №061844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей» данная программа является:
по степени авторства – модифицированный;
по уровню усвоения – углубленный;
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности –
однопрофильной.
Дополнительная общеобразовательная программа относится к
художественной
направленности, так как целью является развитие художественно творческих способностей
обучающихся в сфере декоративно прикладного творчества, их эстетического вкуса, чувства
гармонии.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что
декоративное искусство, художественные ремесла играют важную роль в эстетическом
воспитании детей. Основу декоративно прикладного искусства составляет творческий ручной
труд.
Структура дополнительной общеобразовательной программы
предусматривает
преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что
получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес,
который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны
и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы
завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и
технологические приемы подкрепляются практикой.
Адресат программы Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые
ручки» рассчитана на учащихся от 12 до 15 лет.
Состав группы постоянный.
Объем и срок освоения программы, режим занятий, периодичность и
продолжительность занятий:
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на 2 года.
Занятия с учащимися проводятся первый год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа,
второй год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа. По учебному плану в первый год
обучения предусмотрено 144 часов, второй год обучения предусмотрено 216 часов.
Формы обучения и виды занятий:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
наглядным: использование схем, рисунков, моделей;
нестандартным: участие в конкурсах, выставках, семинарах.
Для проведения занятий используются следующие формы: индивидуальные, групповые,
коллективные.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор в группу – свободный, он основан на желании детей заниматься творчеством,
изготовлением различных вещей своими руками.
Цели и задачи программы.
Цель воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому
и художественному творчеству и желание трудиться.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие задачи:
научить первоначальным навыкам оригами, мыловарения, аппликации и различных
поделок,
изучить историю и теорию данных видов творчества, их развитие и трансформация.
Развивающие задачи:
ориентировать в области цветоведения, композиции, декоративной работы с бумагой, в
эстетике современного интерьера.
развивать художественный вкус у школьников, умение видеть и понимать прекрасное.
Воспитательные задачи:
воспитать качеств психологической и деловой культуры: усидчивость, терпеть,
точность, умение доводить дело до конца.
формировать такие черты, как активность, самостоятельность, коммуникативность. 1 год обучения.
Учебно тематический план.
Название раздела (темы)
Количество часов
всего
теория практика
Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью и кожей
Работа с мылом мыловарение
Работа с пластилином.
Роспись стекла пластилином.
Роспись доски с гуашью.
Работа с природными материалами
Итоговое занятие
2
40
42
10
10
8
30
2
144
2
5
4
2
2
2
4
2
22
35
38
8
8
6
26
122
Форма
аттестации/
контроля
промежуточный
промежуточный
промежуточный
итоговой
Учебно тематический план.
2 год обучения.
Название раздела (темы)
Количество часов
всего
теория практика
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
№
п/п
1
2
3
Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном
Работа с пластиковыми бутылками и
пробками
Работа с тканью
Работа с кожею
Работа с природными материалами
4
5
6
7 Итоговое занятие
Форма
аттестации/
контроля
промежуточный
промежуточный
промежуточный
итоговой
2
40
34
46
46
46
2
216
2
5
4
4
4
4
2
25
35
30
42
42
42
191 Содержание изучаемого курса.
1
год обучения.
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теоретическая часть: Знакомство с программой деятельности. Инструктаж по ТБ.
(ознакомление с режимом работы, программой деятельности объединения. Проведение
инструктажа по правилам техники безопасности на занятиях, пожарной безопасности,
безопасного поведения на улице и дома).
2. Работа с бумагой и картоном – 40 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с бумагой. Инструктаж по ТБ.
(ознакомление и
проведение инструктажа по правилам техники безопасности при работе с бумагой, картоном,
ножницами и др.).
Практическая часть: изготовление цветов из гофрированной бумаги с конфетами;
изготовление осенних листьев из бумаги; раскрашивание осенних листьев изготовленных из
бумаги; изготовление открытки, аппликация; изготовление поделки; выставка работ; обобщение
полученных знаний, подведение итогов.
3. Работа с тканью и кожей – 42 часа.
Теоретическая часть: Знакомство с тканью и кожей. Инструктаж по ТБ. Проведение
инструктажа по правилам техники безопасности при работе с тканью и кожей). Повторение и
закрепление пройденного;
Практическая часть: изготовление поно из ткани; изготовление цветов из кожи; изготовление
заколки из кожи; изготовление куклы из ткани; изготовление фартука из ткани; моделирование и
изготовление юбки; изготовление мягкой игрушки; выставка работ; обобщение полученных
знаний, подведение итогов.
4. Работа с мылом (мыловарение) – 10 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с мылом. Инструктаж по ТБ. Проведение инструктажа по
правилам техники безопасности при работе с мылом. Повторение и закрепление пройденного;
Практическая часть: изготовление цветка по форме; изготовление мыла; изготовление и
оформление; выставка работ. 5. Работа с пластилином. Роспись стекла с пластилином – 10 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с технологией росписи, обработка.
инструктажа по правилам техники безопасности при работе с красками и лаком.
Практическая часть: роспись стекла пластилином по схеме; роспись стекла пластилином;
выставка работ; обобщение полученных знаний, подведение итогов.
Проведение
6. Роспись доски с гуашью – 8 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с технологией росписи, обработка (выбор сюжета,
композиции, цвет.). Проведение инструктажа по правилам техники безопасности при работе с
красками и лаком.
Практическая часть: Роспись доски с гуашью; покрытие лаком; выставка работ; обобщение
полученных знаний, подведение итогов.
7. Работа с природными материалами – 30 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с природными материалами.
Практическая часть: изготовление рамки из гипса; изготовление рамки из соленого теста;
поделка из пластиковой бутылки; плетение из бельевой веревки; изготовление поно из бумажных
лент (квилинг); выставка работ; обобщение полученных знаний, подведение итогов.
8. Заключительное занятие 2 часа.
Урок проверки и оценки полученных знаний. Выставки работ. Выявление пробелов знаний,
подведение итогов за год.
Содержание изучаемого курса.
2 год обучения.
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теоретическая часть: Знакомство с программой деятельности. Инструктаж по ТБ.
(ознакомление с режимом работы, программой деятельности объединения. Проведение
инструктажа по правилам техники безопасности на занятиях, пожарной безопасности,
безопасного поведения на улице и дома).
2. Работа с бумагой и картоном 40 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с бумагой. Инструктаж по ТБ.
(ознакомление и
проведение инструктажа по правилам техники безопасности при работе с бумагой, картоном,
ножницами и др.).
Практическая часть: изготовление поделка из картона; изготовление осенних листьев;
изготовление аппликации; изготовление цветов из гофрированной бумаги; выставка работ;
обобщение полученных знаний, подведение итогов.
3. Работа с пластиковыми бутылками и пробками 34 часа. Теоретическая часть: Знакомство с пластиковыми бутылками и пробками. Инструктаж по
ТБ. (ознакомление и проведение инструктажа по правилам техники безопасности при работе с
пластиковыми бутылками и пробками, ножницами и др.).
Практическая часть: изготовление поделки из пластиковой бутылки; изготовление поделки из
пробок; изготовление поделки из киндер сюрпризов; изготовление поделки из крышечек от
бахил; выставка работ; обобщение полученных знаний, подведение итогов.
4. Работа с тканью 46 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с тканью. Инструктаж по ТБ (ознакомление и проведение
инструктажа по правилам техники безопасности при работе с тканью, иголками, ножницами.
Практическая часть: изготовление прихватки; изготовления человечков с использованием
вязанных перчаток; изготовление игольницы; изготовление изделия из лоскутков; изготовление
изделия с использованием выжигательного аппарата; выставка работ; обобщение полученных
знаний, подведение итогов.
5. Работа с кожею 46 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с кожей. Инструктаж по ТБ (ознакомление и проведение
инструктажа по правилам техники безопасности при работе с кожей, иголками, ножницами и
др.).
Практическая часть: изготовление изделия из кожи; изготовление ремня из кожи; изготовление
сумочки для сотового телефона; изготовление панно с цветами; выставка работ; обобщение
полученных знаний, подведение итогов.
6. Работа с природными материалами 46 часов.
Теоретическая часть: Знакомство с природными материалами. Инструктаж по ТБ.
(ознакомление и проведение инструктажа по правилам техники безопасности при работе с с
природными материалами, с горячим клеем и др.).
Практическая часть: изготовления изделия из глины; изготовление рамки из морских ракушек;
изготовление изделия из кофейных зерен; изготовление изделия из шпагата; изготовление
поделки из пластиковых вилок; выставка работ; обобщение полученных знаний, подведение
итогов.
7. Заключительное занятие 2 часа.
Урок проверки и оценки полученных знаний. Выставка работ. Выявление пробелов знаний,
подведение итогов за год. Планируемые результаты.
1 год обучения.
Учащийся должен знать:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги,
картона, ткани и других материалов;
приемы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем, угольником);
свойства и возможности бумаги, пластилина, теста и текстиля, как материала для
художественного творчества;
роль декоративноприкладного искусства в жизни человека, о некоторых народных
промыслах, об истории их возникновения и развития;
основы композиции, формообразования, цветоведения;
основные виды работ: вырезание, плетение, складывание, наклеивание, декорирование,
объемное конструирование;
способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Учащийся должен уметь:
организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать простейшие технические рисунки, эскизы (определять название детали, материал
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры), и самостоятельно изготовлять
изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу). последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления,
готовое изделие);
создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
работать нужными инструментами и приспособлениями;
использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного
замысла в объемах и плоскостных композициях;
творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета
для решения различных задач.
Планируемые результаты.
2 год обучения.
Учащийся должен знать:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги,
картона, ткани и других материалов;
приемы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем, угольником);
свойства и возможности бумаги, пластилина, теста и текстиля, как материала для
художественного творчества;
роль декоративноприкладного искусства в жизни человека, о некоторых народных
промыслах, об истории их возникновения и развития;
основы композиции, формообразования, цветоведения.
Учащийся должен уметь:
складывать и моделировать основные базовые формы, плоские и объемные композиции из
простых фигур;
выбирать сюжеты, использовать бисер, соленое тесто, газет и др.
оформлять готовые изделия;
складывать и моделировать основные базовые формы, плоские и объемные композиции из
простых фигур.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
Раздел №2
программы.
Материальнотехническое обеспечение: занятия проводятся в кабинете технологии.
Кабинет – просторный, светлый, отвечает санитарно – гигиеническим условиям, эстетическим и
техническим требованиям. Освещение естественное, оснащен наглядными пособиями, учебным
оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения. Специальные средства обучения:
ножницы, картон, нитки, ткани, составы, масла и формы мыловарения, краски, кисти, дощечки и
др.
Информационное обеспечение:
журналы, чертежи, выкройки, схемы, эскизы будущих изделий;
интернетресурсы;
СD диски;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики;
выставка, готовое изделие; демонстрация моделей;
конкурс;
отчет итоговый;
портфолио.
Методические материалы.
Организация образовательного процесса очная.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
игровой,
дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация;
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально
групповая и групповая;
исследовательский проблемный;
частичнопоисковый,
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс,
конференция, мастеркласс, открытое занятие, практическое занятие, представление,
презентация, семинар, соревнование;
Педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения;
технология группового обучения;
технология коллективного взаимообучения;
технология развивающего обучения;
технология исследовательской деятельности;
технология проектной деятельности;
технология игровой деятельности;
здоровье сберегающая технология.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические
карты, задания, упражнения, образцы изделий
.
Список литературы
Для педагога:
1. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212 с.
2. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256 с.
3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и
картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с.
4. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с.
5. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156 с.
6. Симмонс К.К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198 с.
7. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М.: Айриспресс, 2006. – 150 с.
8. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4е издание. М.: Айриспресс, 2005 г.
9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 2007. – 224 с.
10. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217 с.
11. Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТПРЕСС, 2000. – 160 с. Для учащихся:
О.Валюх, А.Валюх «Модульное оригами» ООО «Клуб Семейного досуга» Г. Белгород, 2013
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Издво Эксмо. – 160с., ил.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С.
Котова –СПб.: «Паритет». – 240с.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ. – 143, [1]
с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс. – 48с. – (Город
мастеров).
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
hhtp://podelkino.com/tag/podelkiizintok/
hhtp://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
hhtp://stranamasterov.ru/
Поделки из всякой всячины. Шухова С.М:Айриспресс, 2008г.
Поделки из природного материала/авторсоставитель О.В.Белякова. – М: АСТ. 2009г.
Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ, 2009г.
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Дополнительная программа худож.направленности "Умелые ручки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.