Дополнительное образование.
Мониторинг результативности.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения педагогов. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них для каждой программы педагога необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик педагогам дополнительного образования целесообразно предложить общую схему диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.
Стоит уточнить понятия «результат» и «образовательный результат».
Результат (resultatus — отраженный) — состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями. Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.
Цель деятельности — представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, т.е. модель будущего результата.
Педагогические цели формируются под влиянием социального заказа. Для дополнительного образования это запросы детей и родителей, школ и других образовательных учреждений. Цели формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки.
Образовательный результат — итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
Результативность — степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
Рассмотрим показатели, по которым чаще всего судят о результатах занятий ребенка в кружке, студии, секции, ансамбле и т.д.
В практике дополнительного образования детей образовательная деятельность ребенка обычно оценивается по учебным, чаще всего предметным, параметрам. О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Однако подобный подход таит в себе определенные опасности. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться, до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Формирование личностных качеств — процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей их полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. «Такая цель дополнительного образования шире некой суммы знаний, умений и навыков, по которым традиционно определялись результаты образовательной деятельности. При этом роль знаний, умений и навыков не уменьшается, но они сегодня рассматриваются как основа и средства для такого образовательного результата, который способствует эффективному решению проблем человека и общества» (Л.Б.Железнова).
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
- учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
- личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.
Предлагаем педагогу воспользоваться двумя таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:
- набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
- систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками.
- определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Таблица 1 «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» демонстрирует технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе; таблица «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств.
Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе
Количество баллов может быть изменено в соответствии с локальным актом учреждения.
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное число баллов |
Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка ребёнка |
|
|
||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям |
Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой |
1 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½. |
5 |
|||
Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период |
10 |
|||
1.2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины |
1 |
Собеседование |
Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой |
5 |
|
|
Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием |
|
10 |
|
2. Практическая подготовка ребёнка |
|
||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков |
|
1 |
Контрольное задание |
Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½. |
|
5 |
|||
Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период. |
|
10 |
|||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием. |
|
1 |
Контрольное задание |
Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. |
|
5 |
|||
Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.
|
|
10 |
|||
2.3. Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога |
|
1 |
Контрольное задание |
Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца |
|
5 |
|||
Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.
|
|
10 |
|||
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка |
|
||||
3.1. Учебно - интеллектуальные умения: |
|
||||
3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в выборе и анализе литературы |
Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе со специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
|
1 |
Анализ исследовательс кой работы |
Средний уровень – работает со специальной литературой с помощью педагога или родителей. |
|
5 |
|||
Максимальный уровень – работает со специальной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
|
10 |
|||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
|
1 |
Анализ исследовательс кой работы |
Средний уровень – работает с |
|
5 |
|||
|
|
компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей. |
|
|
|
Максимальный уровень – работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
10 |
||||
3.1.3. Умение осуществлять учебноисследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования |
|
Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при проведении исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога |
1 |
Анализ исследовательс кой работы |
|
Средний уровень – занимается исследовательской работой с помощью педагога или родителей. |
5 |
||||
Максимальный уровень – осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
10 |
|
3.2. Учебно - коммуникативные умения: |
|
|
|
3.2.1 Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. |
1 |
Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
5 |
|||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
10 |
|||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. |
1 |
Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
5 |
|||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
10 |
|||
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств. |
Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. |
1 |
Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
5 |
|||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
10 |
|||
|
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: |
|
|
|
3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. |
1 |
Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
5 |
|||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
10 |
|||
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. |
1 |
Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
5 |
|||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
10 |
|||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. |
1 |
Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
5 |
|||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. |
10 |
Графа «Показатели» (оцениваемые параметры) фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года». Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу — задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.
Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает:
- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»; - владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета.
Вторая группа показателей — практическая подготовка ребенка включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой, — то, что обычно определяется словами «Дети должны уметь»;
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; - творческие навыки ребенка — творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.
Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. Без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. В этой группе представлены:
- учебно-интеллектуальные умения; - учебно-коммуникативные умения;
- учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий — тоже, что мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков — от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества. Например, минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему — 5 баллов, максимальному — 10 баллов. Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. Так, чтобы продвинуться от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может обозначить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами, кроме традиционной 5-балльной системы, принятой в общеобразовательной школе. Например, присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., — либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя педагогу целесообразно записать тот способ, с помощью которого он будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям.
Можно использовать наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др. Этот перечень методов не исчерпывает всего диапазона диагностических средств, он дополняется в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» дает описание самой технологии проведения процедуры отслеживания учебных результатов учащихся.
Следующий шаг — фиксация полученных результатов на каждого ребенка. Для этого требуется соответствующая форма, например, такая, как индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (таблица 2). Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из числа перечисленных в предыдущей таблице), отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. Допустимо использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет более детально прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.
В конце карточки выделена специальная графа — «Предметные достижения учащегося», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой. Здесь отмечаются результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях — награждение грамотами, дипломами, присвоение разрядов, почетных званий и т.д.
Таблица 2.
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________________________________
Возраст ребёнка ____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения __________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ______________________________________________________ Дата начала наблюдения ______________________________________________________________
Показатели |
|
Сроки диагностики |
||||
Первый год обучения |
Второй год обучения |
Третий год обучения |
||||
Конец 1 полугодия |
Конец уч.года |
Конец 1 полугодия |
Конец уч.года |
Конец 1 полугодия |
Конец уч.года |
|
1. Теоретическая подготовка ребёнка |
|
|
|
|
|
|
1.1 Теоретические знания: |
|
|
|
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|
|
б) |
|
|
|
|
|
|
в) и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Владение специальной терминологией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Практическая подготовка ребёнка |
|
|
|
|
|
|
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: |
|
|
|
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|
|
б) |
|
|
|
|
|
|
в) и т.д. |
|
|
|
|
|
|
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Творческие навыки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка |
|
|
|
|
|
|
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: |
|
|
|
|
|
|
а) подбирать и анализировать специальную литературу; |
|
|
|
|
|
|
б) пользоваться компьютерными источниками информации; |
|
|
|
|
|
|
в) осуществлять учебноисследовательскую работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Учебно-коммуникативные умения: |
|
|
|
|
|
|
а) слушать и слышать педагога |
|
|
|
|
|
|
б) выступать перед аудиторией |
|
|
|
|
|
|
в) вести полемику, участвовать в дискуссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: |
|
|
|
|
|
|
а) умение организовать своё рабочее (учебное) место; |
|
|
|
|
|
|
б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности; |
|
|
|
|
|
|
в) умение аккуратно выполнять работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Предметные достижения учащегося: |
|
|
|
|
|
|
4.1. На уровне детского объединения |
|
|
|
|
|
|
4.2. На уровне образовательного учреждения |
|
|
|
|
|
|
4.3. На уровне района, города |
|
|
|
|
|
|
4.4. На всероссийском, международном уровне |
|
|
|
|
|
|
Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений в кружке, студии, секции. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять (таблица 3). Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы — это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Схема самооценки может выглядеть следующим образом:
Таблица 3.
Схема самооценки учебных достижений воспитанника
Тема, раздел |
Что мною сделано? |
Мои успехи и достижения |
Над чем мне надо работать? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения пo программе стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески.
Ребенок по-настоящему учится тогда, когда у него включен интерес к делу, а не тогда, когда его хотят чему-то научить. Об этом правиле необходимо помнить при организации любых занятий в системе дополнительного образования.
Большое значение для ребенка имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог должен продумать систему работы с родителями, В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы по итоговым работам родители могли видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе самые разнообразные: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.д.
Главные требования при выборе формы - она должна: - быть понятна детям;
- отражать реальный уровень их подготовки;
- не вызывать у них страха и чувства неуверенности;
- не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха.
До сих пор речь шла об определении предметных результатов обучения ребенка по программе — его знаний, умений, практических навыков, т.е. учебных результатов. Теперь рассмотрим личностный аспект образовательных результатов, или механизм оценки личностных качеств ребенка, развитие которых также должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. В педагогике получило распространение понимание воспитательного результата как перечня конкретных групп личностных образований, которые должны быть сформированы у обучающегося.
Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, можно по трем направлениям. Каждое направление — это соответствующий блок личностных качеств.
I блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося.
II блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности.
III блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе.
Выделение в качестве объекта наблюдения именно этих личностных свойств объясняется следующим. Многие педагоги, работающие в школах или в учреждениях дополнительного образования, отмечают резкое снижение у школьников элементарных организационноуправленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но неинтересную работу, осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе. Личностное развитие ребенка осуществляется, как правило, через его стихийное приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. Следствием этого стал заметный рост индивидуализма среди детей и подростков при одновременном непонимании того, как управлять собой, как организовать себя для достижения индивидуально значимых целей и приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем,
в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Вот почему формирование у детей способности к саморазвитию становится важнейшей педагогической задачей.
Именно педагог дополнительного образования, выступающий для детей значимым взрослым, может заинтересовать своих воспитанников в познании самих себя, помочь им в формировании навыков самоорганизации и самоуправления.
Проследим состав каждого блока личностных качеств (таблица 4). Эта таблица построена по тому же принципу, что и таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе».
Однако предмет оценки здесь — личностные качества, формируемые в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем перечень качеств в таблице может быть дополнен педагогом в соответствии, с целевыми установками его программы.
Таблица 4.
Мониторинг личностного развития ребёнка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное число баллов |
Методы диагностики |
|
|
1. Организационно-волевые качества |
|
|
||
1.1. Терпение |
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности |
Терпения хватает менее, чем на 0,5 занятия |
1 |
Наблюдение |
|
Более, чем на 0,5 занятия |
5 |
||||
На всё занятие |
10 |
||||
1.2. Воля |
Способность активно |
Волевые усилия |
1 |
Наблюдение |
|
|
побуждать себя к практическим действиям |
ребёнка побуждаются извне |
|
|
|
Иногда – самим ребёнком |
5 |
||||
Всегда – самим ребёнком |
10 |
||||
1.3. Самоконтроль |
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) |
Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне |
1 |
Наблюдение |
|
Периодически контролирует себя сам |
5 |
||||
Постоянно контролирует себя сам |
10 |
||||
2. Ориентационные качества |
|
||||
2.1. Самооценка |
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям |
Завышенная |
1 |
Анкетирование |
|
Заниженная |
5 |
||||
Нормально развитая |
10 |
||||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении |
Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы |
Продиктован ребёнку извне |
1 |
Тестирование |
|
Периодически поддерживается самим ребёнком |
5 |
||||
Постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно |
10 |
||||
3. Поведенческие качества |
|
||||
3.1. Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) |
Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации |
Периодически провоцирует конфликты |
0 |
|
Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение |
Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать |
5 |
|
|||
Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты |
10 |
|
|||
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) |
Умение воспринимать общие дела как свои собственные |
Избегает участия в общих делах |
0 |
|
Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение |
Участвует при побуждении извне |
5 |
|
|||
Инициативен в общих делах |
10 |
|
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Работа по, этой технологии содействует личностному росту ребенка, позволяет выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал.
Сделаем пояснения в отношении некоторых личностных качеств, перечисленных в таблице.
Первый блок показателей — организационно-волевые качества. К ним откосятся терпение, воля и самоконтроль.
Терпение, хотя и дано ребенку в значительной мере от природы, поддается направленному формированию и изменению. Его можно развивать у детей уже с полутора-двух лет. При оценивании его уровня у конкретного ребенка наивысший балл присваивается за осознанную выдержку: если у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений.
Воля — качество, которое также возможно целенаправленно формировать с раннего возраста. Вместе с тем заметна зависимость степени развития волевой сферы личности от уровня психофизической активности: если последняя снижена, то, как правило, слаба и воля. Оптимальным для развития воли является средний уровень психофизической активности ребенка. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребенка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации.
Терпение и воля вырабатываются только методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Для этого необходима соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием учащегося показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие терпения и воли должно идти одновременно с формированием у ребенка высокой самооценки.
Еще одним условием воспитания терпения и воли является выработка у учащихся веры в свои силы, избавление от страха перед неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.
Самоконтроль завершает первый блок личностных качеств. Эта характеристика позволяет выявить степень самоорганизации детей; она показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля бывают разными: контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д.
Таким образом, самоконтроль — это интегративная характеристика, свидетельствующая об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.
В таблице различаются три уровня развитости самоконтроля:
- низкий — когда ребенка практически постоянно контролируют извне;
- средний — когда ему самому удается контролировать свои намерения и поступки периодически; - высокий — когда ребенок способен контролировать себя сам постоянно.
Для осуществления деятельности по интересам оптимальным является последний вариант, он и дает высший балл.
Педагог может побудить ребенка к самоорганизации, если семья не сформировала у него необходимых навыков (а именно с этим чаще всего приходится встречаться педагогам дополнительного образования).
1. Прежде всего, детям необходимо показать смысл тех личностных свойств, которые им предстоит развить у себя. Каждому ребенку, надо объяснить, какие качества даны ему от природы, а какие он может сформировать сам. Детей важно убедить (лучше на конкретных примерах) в том, что развитие человеческих качеств — терпения, воли, самоорганизованности, доброжелательности в отношениях с другими людьми и т.д. — приведет к более полному проявлению данных от природы способностей и улучшению результатов обучения.
2. Другим побуждающим к самоорганизации стимулом может стать публичное подведение итогов после каждого занятия, включая проявление организационных, волевых и других качеств. Однако, выделяя отличившихся, не следует называть тех, кто еще не сумел продемонстрировать эти качества; умолчание будет воспринято как предоставление этим детям шанса сравняться с другими.
3. Еще один фактор, закрепляющий навыки самоорганизации у детей, — строгий контроль за выполнением учащимися как предписаний педагога, так и данных ему обещаний. Здесь крайне важна последовательность и настойчивость самого педагога.
4. Не последнюю роль в приучении детей к самоконтролю играют родители. Семья — та среда, которая способна побудить детей к осознанному формированию личностных качеств. Однако для родителей первоочередную ценность, как правило, представляет уровень практических навыков, получаемых в учреждениях дополнительного образования: умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.д. К сожалению, взрослые не всегда ориентированы на развитие у детей собственно человеческих качеств — доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться и
т.д., позволяющих формировать универсальную систему приспособления ребенка. Поэтому педагог, желающий привлечь родителей к процессу личностного роста их детей, должен провести с родителями предварительную работу по разъяснению значимости развития человеческих качеств как для адаптации ребенка в целом, так и для большей результативности основного и дополнительного образования.
Второй блок включает ориентационные качества — самооценку и интерес к занятиям. Самооценка — это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого феномена состоит в том; что самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. Самооценка — ключ к пониманию темпов развития ребенка.
От взрослых во многом, зависит, какой уровень самооценки сформируется у ребенка:
заниженный, нормально развитый или завышенный.
Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых он может совершенствоваться. Дети с заниженной самооценкой требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за минимальные достижения. Нормальная самооценка говорит о том, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является действенным стимулом саморазвития личности.
Завышенная самооценка может появиться в результате как неумеренных похвал ребенка, так и неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки — самый сложный, с точки зрения развития личности. Он либо лишает ребенка стимула к развитию, поскольку создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела, либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Роль внешнего стимула к их саморазвитию может сыграть наличие в группе достойного конкурента.
Педагогу важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки: это составляет основу индивидуально ориентированной работы в труппе.
Интерес к занятиям в детском объединении может быть вызван разными способами. Дети начинают заниматься в кружке, секции, студии, как правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами.
В таблице выделены три уровня интереса к занятиям у детей:
- навязан извне;
- периодически стимулируется извне; - поддерживается самостоятельно.
Такая дифференциация означает, что в процессе занятий ребенку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже если они у ребенка отсутствуют» то с помощью воли, терпения и при достижении определенных результатов (успехов) интерес можно сформировать и развивать. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.
Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу - его природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.д., вначале он имеет общий, а не конкретный характер. Например, ребенок хочет хорошо говорить по-французски или красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат.
Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних
детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, из студий и секций отсеиваются); других детей, наоборот, — к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием полностью освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.
Методика работы педагога здесь заключается в следующем. Во-первых, отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинство детей нуждается в подкреплении, своих усилий в виде положительной оценки на каждом занятии, планировать темпы и предполагаемые результаты деятельности ребенка (это могут быть и микро-группы из двух-трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог ставит перед разными детьми соответствующие задачи: что именно желательно освоить каждому ребенку к следующему разу.
Поэтапное планирование ожидаемого результата — своего рода лесенка — и есть конкретизация развития ребенка, с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появляется личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематической тренировки» отработки навыка до автоматизма усиливается подключением сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. В этом и заключается переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно, от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию.
Третий блок включает поведенческие качества: - отношение ребенка к конфликтам в группе; - тип сотрудничества.
Эти характеристики являются плодом воспитания и незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности.
Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.
Важнейшим аспектом общения является характер самоутверждения личности, производный
от уровня самооценки, присущей ребенку. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними. Заниженная сама является препятствием для нормального общения, поскольку такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность. Компоненты этого блока могут быть дифференцированы по степени управляемости со стороны самого ребенка и выражаться соответствующими оценками в баллах.
Суть работы педагога здесь заключается в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности.
В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать правила, следование которым поможет в разрешении конфликта.
1. Нельзя загонять конфликт вглубь — не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на одну из позиций.
2. При поиске причины конфликта стараться быть объективным и. непредвзятым, не искать изначально виноватого.
3. Помнить, что при всем разнообразии причин конфликта его организатором (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге оказаться его жертвой может совершенно другой ребенок.
4. Преодоление конфликта — это прежде всего преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось.
5. Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.
Сотрудничество — это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества — от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней.
Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение определенного вида деятельности. Уже в процессе этого общего дела будет четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень сотрудничества: у одних это лень, у других — страх показаться неумелым, неловким и т.д. Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей.
Описанная технология мониторинга личностного развития ребенка, как и в случае с отслеживанием предметных результатов обучения, требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка.
Этой цели служит индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка (таблица 5).
Таблица 5.
Индивидуальная карточка учёта динамики личностного развития ребёнка (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________________________________
Возраст ребёнка ____________________________________________________________________ Вид и название детского объединения __________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ______________________________________________________ Дата начала наблюдения ______________________________________________________________
Показатели |
Сроки диагностики |
|||||
Первый год обучения |
Второй год обучения |
Третий год обучения |
||||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
1. Организационно-волевые качества |
||||||
1. Терпение |
|
|
|
|
|
|
2. Воля |
|
|
|
|
|
|
3.Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
2. Ориентационные качества |
||||||
1. Самооценка |
|
|
|
|
|
|
2. Интерес к занятиям в детском объединении |
|
|
|
|
|
|
3. Поведенческие качества |
||||||
1. Конфликтность |
|
|
|
|
|
|
2. Тип сотрудничества |
|
|
|
|
|
|
4. Личностные достижения обучающегося (Этот блок вводится в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребёнка в осознанной работе над изменением личностных качеств) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнение карточки осуществляет педагог с периодичностью 2 раза в год — в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще — до 3-4 раз в год; с этой целью вводятся дополнительные графы. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью таблицы «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» и настоящей карточки.
К оценке личностных качеств, перечисленных в карточке, может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых» соотнести ребенку мнение о себе с представлениями о нем окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Значение этой технологии состоит в том» что она позволяет сделать воспитательную работу педагога измеряемой, а также включить учащегося в сознательно управляемый им самим процесс развития собственной личности.
Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных и одаренных учащихся» а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
Информационные источники
1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. - № 12, 2005 - № 1.
2. Тарасова А.М. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост, М.М. Лобода; под общ. ред. Н.Н. Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.