Методическая разработка 12.03.2022г.
«Вокальная техника на основе человеческого зова и птичьего языка как метод раскрытия потенциала у детей с ОВЗ»
Участники:
Преподаватель фольклорного ансамбля Мишуринский Денис Олегович
Содержание урока:
1. Беседа с учениками и слушателями открытого урока. (5-10 минут).
2. Распевание используя упражнения в том числе на зов и естественное раскрытие гласных у детей обучающихся в ДШИ и детей с ОВЗ. (10 минут).
3. разучивание русской народной песни «Ехал Ванька со Дубовки» (10-15 минут).
Цель: Снять барьер в общении детей с ОВЗ с «обычными» детьми. Добиться свободного звукоизвлечения. Освоение лучших образцов народной музыкальной культуры.
Задачи:
1. Формирование вокально-исполнительских навыков, правильная певческая дикция, правильная работа грудного и головного резонаторов.
2. Знакомство с песней, использование вербальных средств для
Планируемый результат: раскрепощение ученика, свобода в общении и удобство в пении, хорошее знание музыкального материала, умение концентрироваться на сольном исполнении, сценичность.
Ход урока
(В зале присутствуют ученики школ искусств и ученики с ОВЗ из специализированной коррекционной школы.)
Я приветствую всех присутствующих! Хочу что бы наш открытый урок был интересен не только вам но и нам, поэтому задавайте вопросы, кричите кричалки, участвуйте!
Я всегда говорю что пение - это птичий язык. Маленький птенец с первых дней нахождения в яйце слушает звуки, позднее разбивает свою скорлупу начинает слушать как поют мама и папа, слушать как поют другие птицы, начинает им всем подражать, придумывает новые звучания, импровизирует.
Люди – певцы, они слушают – повторяют, придумывают что то новое и чудесным образом формируют свое вокальное мастерство. Владение голосом открывает двери в возможность раскрыть свой талант артиста.
В пении я стремлюсь к естественности. Говоря об естественности хочу спросить - вы видели как лает собака? Именно не слышали, - а видели? Вся ее грудная клетка сокращается выпуская и обратно вбирая воздух. Это ее естественный механизм.
У человека тоже много естественных механизмов связанных с дыханием и работой грудной клетки, которыми он пользуется каждый день. Это чихание, зевание, кашель, а еще это те же самые мышцы живота, которые нам помогают сходить в туалет. Дыхание – это интересный момент в пении, а самое важное в нашем вокальном деле это зов.
Например - Мы попали в лес и хотим найти своих, кричим «Оля», «Лена», «Яша» или стоим на высоком утесе, видим внизу большой корабль – «Эй там на корабле»!
Зов – это механизм интересный и приятный! Мы испытываем удовольствие, когда это делаем! Некоторые могут подумать что мы кричим или орем! Нет! Крик и ор это другое! Мы зовем! У нас срабатывает естественный природный механизм нашего тела - зов!
Именно этот зов помогает добиться свободы в пении и конечно в общении. Он будет полезен не только певцам, но и актерам, ораторам.
Старые певцы-итальянцы говорили и говорят – «пение это дыхание». Они близки к моей теме по естественному использованию дыхания в пении.
Во всех вокальных школах правильным дыханием считается нижнее, «диафрагмальное» дыхание. Оно является эластичным и энергосберегающим при вдохе. Дыхание начинается с вдоха, вдох – предопределяет дальнейшее использование дыхания. Пение это полностью физическое состояние. Есть такое понятие в пении – «опора». Опора осуществляется на воздух находящийся в легких. Этой опорой пользуются не только певцы, но и спортсмены повсеместно, например – штангисты. Что бы взять вес, атлет берет дыхание и в момент поднятия пользуется опорой т.е. фиксированным, задерженным дыханием.
Мы певцы тоже пользуемся воздухом. Мы как бы облокачиваемся, опираемся на воздух. Это необходимо понять и почувствовать ученикам. Если этого не происходит, то опора идет на голосовые связки, этого допускать нельзя т.к. эта опора переходит в зажим который снять не так просто. Как снять зажим и говорить и петь свободно поговорим далее.
Пении на дыхании. Я часто спрашиваю разных певцов что значит петь на дыхании. Вот если подойти к этому вопросу по простому, то это значит петь сидя на воздухе. Даже итальянцы, если перевести с итальянского RESPIRARE CANTANDO это будет звучать так: дышать пением или петь воздухом. Поэтому воздух как бы исполняет роль смычка который возбуждает струны, которыми являются связки.
Связки – важный элемент в пении о работе которого я, стараюсь ученикам не рассказывать. Расскажу почему! Заметил что они начинают задумываться об этом, размышлять и концентрироваться на их работе.
НЕ НАДО! Они могут надумать себе зажим который будет им мешать! Если ученик нормально интонирует то связки работают в автоматическом режиме через мозг и сознание. Куда важнее рассказать о животе, естественности его работы, о знакомстве ученика с имеющимися объёмами в груди и голове. Все это играет огромную роль во время пения.
Достигнуть хорошей опоры и почувствовать резонируемые пустоты в своем теле –это не просто. Помогают в этом гласные буквы.
Прежде чем мы начнем озвучивать для вас гласные звуки, мы разогреем артикуляционный аппарат.
1. Разогрев артикуляционного аппарата. Упражнение «Подводная лодка» Разогревает губы, запускает их подвижность. Необходимо экономно расходовать выдыхаемый воздух, находящийся в легких. Это упражнение не только направлено на разогрев губ, но и на работу дыхания. Бывает так, что ученику сложно привести свои губы в колебательное движение, в этом случае ему предлагается сделать это упражнение со звуком – упражнение «Машинка». Еще бывает так, что ребенок выпускает воздух быстро, как «воздух из шарика», в этом случае очень помогает соревновательный момент – попробовать сделать упражнение больше 5 секунд, постепенно увеличивая длительность выдоха, через минуту ученик уже будет радоваться своим маленьким но важным победам. Очень важно формировать ситуацию успеха. В среднем ученик 1-3 класса ДШИ, ДМШ. в состоянии делать это упражнение на одном дыхании около 20-25 секунд.
2. Подготовка к работе фонационного аппарата. Упражнение «Крокодильчик». Дает возможность привести связки в рабочее состояние. Это упражнение тоже является многофункциональным, формирующим дыхание и правильную певческую позицию. Упражнение делается учеником 20-25 секунд. Обязательно необходимо проследить, чтобы помещение, в котором проходит распевание – (упр. «Подводная лодка» и «Крокодильчик»), - было проветрено и имело достаточное количество кислорода, иначе может закружится голова. Кроме этого, необходимы дыхательные паузы между упражнениями. Обязательно сказать – «Теперь подыши» или «Отдышись».
3. Начало распевок начинается на звуке «У-у-у» (a-h-a) в головном резонаторе. Движение по хроматизму вверх (чаще всего это ход от «ля» первой октавы до «ми» второй октавы). Это упражнение формирует полетный, свободный, раскрепощенный певческий звук.
4. Продолжаем петь в головном резонаторе «Вью-у-вью-у-я» (c-d-e-d-c) Движение по хроматизму вниз от «до» 2 октавы до «соль» 1 октавы, оставаясь при этом в головном резонаторе. Очень важно открывать гласную «Я» в конце распевки.
5. Теперь, раскрыв пространство внутри «вокального тела певца», можно переходить к грудному резонатору. Распевка «Я-е-ё» на одном звуке, используется штрих non legato. Начинается с ноты «фа» 1 октавы до «ля» малой октавы.
6. «Эй-ай-ой» (c-e-c) От «до» первой октавы до «соль» первой октавы. Это упражнение предоставляет возможность формирования различных певческих навыков: пения legato, non legato, staccato.
7. Следующая распевка может применяться по желанию в зависимости от возможностей группы. Увеличиваем диапазон попевки снизу вверх поступенно до кварты, и работаем над развитием дикции, пропевая скороговорку «Три сороки тараторки, тараторили на горке» (с-c-d-d-e-e-f-f), начиная от «до» первой октавы и движемся вверх или вниз, учитывая певческие возможности ребенка. Также для развития дикции можно использовать скороговорки «Шла Саша по шоссе», «Ехал Грека через реку» и др. При пении в низком регистре необходимо следить, чтобы ученик не форсировал звук, спокойно и тихо на опоре бережно «выпевал» низкие ноты.
9. Эта распевка подойдет детям с ОВЗ и детям без особенностей развития. Диапазон распевочного упражнения увеличивается до квинты. «На горе Арарат, растет красный виноград» (c-d-e-d-e-f-e-f-g-f-e-d-c). Появляется ощущение качания звука на опоре, при котором ученику легче даются верхние ноты. Здесь можно поиграть с детьми. Можно задать вопрос – «а что мы еще можем вырастить на волшебной горе Арарат?» У детей появляется возможность включить воображение и предложить оригинальный вариант. Удивительно! Но у детей с ОВЗ варианты ответов приходят на ум быстрее.
10. Распевки с нисходящим поступенным движением мелодии: «Ягода моя, дерево моё, Ёлочки мои» (g-f-e-d-c).
11. Распевка в квинту: «А – я пойду гулять, Э – е-то хорошо, О-йо вернусь домой» .
(c-c-g-f-e-d-c 3 раза), скачок на квинту с нисходящим заполнением.
12. Большим успехом у детей пользуется «Молочная распевка»: «Кефир-молоко» (f-f-c-c-c) В зависимости от подготовленности ученика диапазон распевки можно увеличить до октавы.
(c-c-C-C-C).
13. Для сплочения учеников в ансамбле используется распевка «Хор-интересная вещица» Особенно хорошо эта распевка подходит для взаимодействия детей с ОВЗ и детей без особенностей развития.
«Хор-интересная вещица! В нем настоящие артисты! Коля, Маша, Даша, Сережа, Степа, Оля, Дима и конечно же Миша!»
(g-g-c-e-g-f-e-d-c) 2 раза. Эта распевка очень нравится ребятам т.к. в ней используется имя каждого из учеников.
14. Переход к изучению репертуара. Первым этапом знакомства с песней является история её создания, время и причина исполнения, музыкально-поэтические особенности. После этого происходит знакомство с песней, исполняемой педагогом.
15. Работа с текстом. Проговаривание текста соблюдая ритмический рисунок песни и выделяя акценты во фразах. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (показ движения рукой изменения высоты звука). Необходимо использовать хлопки, отстукивание ритма. Тактирование ритма НОГАМИ И РУКАМИ оказывает благотворное влияние на двигательные функции детей с ОВЗ.
16. Пропевание мелодии со словами с фортепиано. Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.
17. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе полезно будет разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес ребенка в работе с песней.
18. В конце урока в игровой и позитивной форме подвести итог. Задать наводящие вопросы о том, что было на уроке. Можно использовать закрытые вопросы т.к. дети с ОВЗ могут быть утомлены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.