Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"
Оценка 4.7

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
биология +2
Взрослым
05.07.2017
Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"
Работа может заинтересовать тех, кто работает с детьми по дополнительным общеразвивающим программам, направленным на изучение природы и привитие любви к родному краю, родителям, а так же всем заинтересованным лицам. Представлен практический опыт реализации введения ФГОС ООО в деятельности учителя биологииПредставлен практический опыт реализации введения ФГОС ООО в деятельности учителя биологии
Общеразвивающая программа введения ФГОС.doc
"  Практический опыт реализации введения ФГОС ООО в деятельности учителя биологии" ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Неверова Марина Борисовна, учитель биологии, высшая квалификационная категория,  МАОУ "Савинская средняя школа" д. Ванюки, Пермский край, РФ       Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"    Краткая   аннотация   эссе:   Работа   может   заинтересовать   тех,   кто   работает   с детьми   по   дополнительным   общеразвивающим    программам,   направленным  на изучение природы и привитие любви к родному краю, родителям, а так же всем заинтересованным лицам. Содержание 1.1 Введение 1.2 Цели  современного дополнительного образования 1.3 Программа кружка "Человек и природа" 2.  Заключение 3. Список использованных источников и литературы 1.1. Введение            Дополнительное образование детей в России возникло и развивается в лучших традициях российской системы внешкольного образования, внешкольного воспитания,   внешкольной   и   внеклассной   работы.   Трансформация   внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей в конце ХХ – начале XXI в.   связана   с   задачами   перехода   России   к   демократическому   и   правовому государству,   к   рыночной   экономике.   В   процессе   этого   перехода   возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, в   первую   очередь,   дополнительного   образования,   основное   предназначение которого   –   удовлетворять   постоянно   изменяющиеся   индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей [1].            В 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил новый правовой статус дополнительного образования детей. По мнению В.П. Голованова, дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось   при   создании.   Несмотря   на   то,   что   сегодня   дополнительное образование детей несёт на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нём появляются совершенно новые черты: оно приобретает гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика, проникает в другие типы образования (общее, дошкольное, профессиональное) и  др.) [2].    развивать,   воспитывать, 1.2 Цели современного дополнительного образования        Цели современного дополнительного образования детей представляют собой разные варианты интеграции образовательных и социально­педагогических целей, которые определяются, с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образование,   с   другой   –   возможностями   учреждения   дополнительного образования   детей   обучать,   оздоравливать, поддерживать, адаптировать, реабилитировать детей.                 Дополнительное   образование   детей   имеет   следующие   особенности содержания: оно не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным   заказом   детей,   родителей,   других   социальных   институтов;   оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях (художественной,   и содержательных   аспектах   (теоретическом,   прикладном,   изобретательском, исследовательском, опытническом и др.); содержание образовательного процесса имеет   комплексный   потенциал   (обучающий,   воспитательный,   развивающий, социально­педагогический);   в   основе   образовательного   процесса   лежат дополнительные   образовательные   программы   различного   уровня   и направленности,   которые   создают   возможность   для   дифференцированного   и вариативного   образования,   разработки   индивидуальных   образовательных маршрутов.    экологической   и   др.)   технической,   спортивной, 1.3 Программа кружка "Человек и природа"              Программа   кружка   «Человек   и   природа»,   которую   я   реализую   4   год, направлена на формирование у учащихся экологического сознания, как основы нового типа отношений между человеком и природой.      Существует большое количество авторских программ кружков экологической направленности, направленных на изучение собственно экологии, а также химии, биологии и других смежных дисциплин, кружки краеведческой направленности также   включают   широкий   спектр   направлений   воспитательной   работы (литературное,   Настоящая программа базируется на принципах гуманистической экологии и рассчитана на формирование у учащихся мировоззрения нового типа:      Принципы организации образовательного процесса:   историческое   краеведение).   туристическое, 1. Принцип   «малой   родины»   ­   географической   конкретности   гуманитарно­ экологических исследований и образовательных инициатив  2. Принцип вовлечения в живой традиционно­культурный диалог  3. Принцип   внимания   к  вариативности   и   полной   паспортизации   материала традиционной культуры  4. Принцип   экологической   интерпретации   и   этно­экологического   анализа материала традиционной культуры  5. Принцип   традиционно­культурного   описания   природных   объектов   и гуманитарно­экологического картирования  6. Принцип иллюстративности первичным материалом 7. Принцип   педагогической   актуализации   географически­конкретных традиционных культур  8. Принцип гуманитарно­экологического педагогического комплекса  При   реализации   программы   «Человек   и   природа»   отбор   предметного содержания,   форм   и   методов   осуществлении   образовательного   процесса направлен   на   формирование   мировоззрения   нового   общества   устойчивого развития: 1. Принцип единства (все мы являемся частью природы). 2. Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие). 3. Принцип   сотрудничества   (наша   роль   заключается   в   понимании   и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании). 4. Принцип  уважения  к  природе  (каждое  живое  существо  имеет  право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас   в   настоящее   время   или   от   его   потенциального   использования   в будущем). 5. Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет). 6. Принцип   права   будущих   поколений   (после   себя   мы   должны   оставить Землю по крайней мере такой ж, если не лучше, чем она была для нас). 7. Принцип:   непосредственный   опыт   –   лучший   учитель   (чтобы   любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы). 8. Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью)               В   настоящее   время   все   большее   внимание   уделяется   проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого   потенциала   дополнительного   образования   детей.   Поэтому   кружок «Человек   и   природа»   является   актуальным   и   необходимым,   отвечает потребностям   и   запросам   не   только   учащихся   школы,   но   и   их   родителей, общества в целом. Кружок решает важные и разнообразные психолого­педагогические задачи:   образовательная   –   у   воспитанников   расширяется   кругозор,   происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании   человеческого   общества,   построенного   на   законах, которые   являются   отражениями   закономерностей,   существующих   в природе,   активизируется   мыслительная   деятельность   через самостоятельное   изучение   нового   материала   и   исследовательскую деятельность,   тренируется   наблюдательность   в   ходе   фенологических изысканий. воспитательная   –   у   ребенка   формируется   потребность   в   новом   типе отношений   между   человеком   и   природой,   развивается   любовь   к   своей малой   родине,   уважение   к   традициям   и   истории   своего   народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией   общества   устойчивого   развития,   развиваются   умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава) Особенностью   организации   учебно­воспитательного   процесса   по   данной программе   является   её  практическая   и   исследовательская   направленность, самостоятельность   в   изучении   нового   материала.   Большая   часть   учебного времени   отводится   на   практические   и   самостоятельные   работы   учащихся   с целью развития  и закрепления  навыков исследовательской  работы  в области экологии   и   краеведения.     На   первом   году   обучения   детям   будет   предложен творческий   проект   по   написанию   небольшой   брошюры   по   истории   деревень, входящих в состав  Савинского сельского поселения                  Роль   педагога   заключается   в   создании   условий   для   продуктивной творческой   деятельности,   работе   по   раскрытию   воспитательного   потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.              Программа рассчитана на 11 – 16­летних детей,   предусматривается 2 занятия в неделю в течение четырех учебных лет. Занятия проводятся в режиме исследовательских   экспедиций   по   сбору   краеведческого   и   этнографического материала   могут   проводиться   и   более   длительное   время.           Программа предполагает   проведение   занятий   с   применением   разнообразных   форм   и методов   работы   (практические   занятия,   тренинги,   ролевые   и   познавательные игры, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические  карточки, тесты). Дидактический  материал  заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу   мультимедийной   презентацией,   подбор   тематики   проектных   работ   в соответствии   с   запросами   воспитанников   и   другие   изменения,   связанные   с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся. Цель программы: Воспитание   у   детей   нравственных   и   духовных   ценностей,   мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Задачи программы: 1. Изучение   методов   краеведческой,   экологической,   этнографической   и другой исследовательской деятельности 2. Усвоение   знаний   о   взаимоотношении   человека   и   природы,   отражении природных   явлений   в   быту,   традициях,   обрядах   и   обычаях   различных народностей 3. Развитие   творческого   мышления   и   навыков   самостоятельной   работы учащихся 4. Привитие   любви   к   природе   родного   края,   ориентированной   на практическую деятельность по защите окружающей среды 5. Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)  [3].          В программе также заложены часы работы с учащимися краевой заочной школы   естественно   ­   математических   наук   (КЗШЕМН)   отделения   "Экологи   ­ флористы"   и     "Экологи   ­   исследователи".   В   данном   случае   педагог   является куратором ребенка и сопровождает его с начала поступления до окончания всего курса.   Помогает   выполнять   контрольные   работы,   творческие   проекты   и исследовательские работы.          Программа "Экологи ­ флористы" рассчитаны на три года, направлена  на изучение   растительного   мира   Прикамья,   на   развитие   одного   из   видов художественно   ­   прикладного   творчества   ­   флористики,   обучение   основам мастерства в работе с растительным материалом, профориентацию школьников. Содержание   программы   включает   разделы   "Общая   экология",   "Растения Прикамья" (ботанический практикум), "Основы фитодизайна", "Аппликационные работы   из   растительного   материала",   "Плетение   из   соломки".   Первый   год обучения  осуществляется   в  заочной   форме  (выполнение  творческих   заданий). Второй и третий года ­ по очно ­ заочной форме (участие   в учебных сессиях, выполнение   творческих   заданий).   Итогом   обучения   по   программе   является индивидуальный   творческий   проект,   которые   обучающиеся   представляют   на краевых конференциях, конкурсных мероприятиях различного уровня. Комплексная программа "Экологи­исследователи" реализуется в краевой заочной   школе   естественно­математических   наук.   Программа   направлена   на формирование   у   подрастающего   поколения   современного   экологического мышления,   развитие   исследовательской  деятельности,  связанной  с   освоением методов   научного   исследования   в   области   экологии   и   биологии,   с   решением творческих задач, изучением научной литературы, анализом и интерпретацией данных,   полученных   в   ходе   исследования.   Содержание   программы   включает тематические   блоки:   "Общая   экология"   ,   "Основы   исследовательской деятельности",   Методы   математической   статистики   в   учебном   эколого­ биологическом   исследовании",   а   также   программы   секций   "Агроэкология", "Ботаника   с   основами   экологии   растений",   "Зоология   с   основами   экологии животных",   "Лесоведение",   "Промышленная   экология",   "   Экология   человека", "Экология   водоёмов".   В   программе   большое   внимание   уделяется   проблемам биологического разнообразия (в значительной степени на основе региональных материалов),   необходимости   его   сохранения.   Обучающиеся   знакомятся   с методами экологического мониторинга (в основном биоиндикационными). Итогом обучения является выполнение обучающимися в рамках одной из семи секций исследовательской   работы,   представляемой   на   краевых   научно­практических конференциях, конкурсных мероприятиях различного уровня. [4]          За  последние годы защитили выпускные работы и получили свидетельство об окончании КЗШЕМН: Учебный год 2014 ­ 2015 2015 ­ 2016 2016 ­ 2017 ­ Отделение   экологи   флористы 3 человека 3 человека 5 человек Отделение   исследователи 2 человека ­ 1 человек экологи   ­ 2. Заключение              Таким образом, за последние 20 лет реформирования сложилась система дополнительное образование детей России как реально действующая подсистема образования,   единый,   целенаправленный   процесс,   объединяющий   воспитание, обучение   и   развитие   личности.   Кроме   того,   это   непрерывная,   многоуровневая система   образования,   которая   в   сочетании   с   системой   базового   образования составляет единое образовательное пространство. Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего,   начального,   среднего,   высшего   профессионального)   образования.   Оно понимается как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее   ребенку   приобрести   устойчивую   потребность   в   познании   и творчестве,   максимально   реализовать   себя,   самоопределиться   предметно, социально, профессионально, личностно.            Дополнительное образование стало частью системы общего образования и приобрело   межведомственный   характер.   Оно   реализуется   сегодня   как   в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе,   дошкольном   учреждении,   учреждении   начального   профессионального образования,   а   также   в   учреждениях   культуры,   спорта,   молодежной   работы, частных   организациях.   В   этой   логике   дополнительное   образование   не   просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования,   способствующий   достижению   ключевых   компетентностей   в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.  3. Список использованных источников и литературы 1.   Бруднов,   А.   К.   От   внешкольной   работы   к   дополнительному   образованию [Текст] // Внешкольник. – 1996. – № 31. – С. 2.  2.   Голованов,   В.   П.   Становление   и   развитие   региональной   системы дополнительного образования детей в социокультурных условиях [Текст]. – М. : Центр «Школьная книга», 2001.  3. Неверова М.Б. Модифицированная программа кружка "Человек и природа", 2014    4.   http://kebc.papt59.ru   Дополнительные   общеобразовательные   программы   КЗШЕМН

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей. Реализации программы "Человек и природа"

Дополнительное образование детей.   Реализации программы "Человек и природа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2017