Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)
Оценка 5

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Оценка 5
Карточки-задания +1
docx
обществознание
10 кл
26.03.2018
Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)
Приложение № 1 и 2 к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 содержат фрагменты работ, характеризующих взгляды Фомы Аквинского и Аврелия Августина, Н. Макиавелли, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье. Обучающиеся анализируют дополнительный материал, проводят сравнение взглядов философов, выводы заносят в таблицы.Приложение № 1, 2 к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1. 10 класс, обществознание, профильный уровень.
Урок 7-9 часть 1 Приложение № 1, 2.docx
Урок 7-9. Философия и общественные науки Нового и Новейшего времени. Приложение № 1. Средневековые  представления   о человеке   и   обществе          Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354­430) и Фома Аквинский (1225­1274). Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания.  А.Августин  разработал   теорию   гармонии   веры   и   разума.   Согласно   ей   человек   может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен и другой   путь   к   религии   ­   через   мышление,   философствование   (так   называемый   рациональный). Абсолютное   предпочтение   А.Августин   отдавал   нерациональным   источникам,   считал,   что   вера   не требует доказательств, но ее можно подкрепить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыс­ лителя: «Верую, чтобы понимать».           Существенный   вклад   в   дальнейшую   разработку   гармонии   веры  разума   внес  Ф.Аквинский.  Его   учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Ф.Аквинский утверждал, что  вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны.   Он приводил  пять доказательств существования  Бога: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но бытие представляет собой совокупность причинно­следственных связей; значит, должна быть и 1. должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог; 2. начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог; 3. мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог; 4. мир   устроен   иерархически:   каждая   последующая   ступень   более   совершенна,   чем   предыдущая.   Высшим, абсолютным совершенством является Бог; 5. мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.          По мнению Ф. Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели ­ познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера ­ на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным ­ через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет Фома Аквинский отдавал вере. И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключительную роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми живыми существами, а отдельно, в специальный день. Человек, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конечной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек ­  образ и подобие Бога». Божественные качества человека ­ это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и зло. Человек может выбирать между  добром и  злом.  Но  первые  люди  ­  Адам   и Ева  ­  сделали  этот  выбор неудачно.   Они  выбрали  зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том, чтобы праведники трудились во спасение мира и человека. Вопросы   и   задания   к тексту: 1.Проанализируйте   и   дайте   характеристику   взглядам   Аврелия     Августина   и   Фомы   Аквинского.   Выводы запишите в таблицу. Аврелий Августин Фома Аквинский Обществознание профиль. 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Урок 7-9. Философия и общественные науки Нового и Новейшего времени. 2. Что объединяет два средневековых периода? Как в целом изменились взгляды на человека в период Сред­ невековья? Приложение  № 2. Политика   и государство:  новый  взгляд. Н.  Макиавелли  в   своих   трактатах   «Государь»   (1513)   и   «Размышления   о   первой   декаде   Тита Ливия»   (1520)   различал   понятия   «общество»   и   «государство».   Обозначая   государство   термином «stato»,   он   рассматривал   его   как   политическую   форму   организации   общества.   Целью   политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь   сам   устанавливает   законы   и   моральные   нормы.   Монарх   стоит   выше   морали   и   права. Макиавелли   отделил   политику   от   морали.   Позднее   политику,   основанную   на   культе   насилия, безнравственности,   назвали   «макиавеллизмом».   Политика,   по   мнению   Н.   Макиавелли,   не   должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике,   конкретной   ситуации.   Политика   подчинена   достижению   определенных   целей,   которые ставят   участники   политических   взаимодействий.   Выбор   цели   зависит   от   обстоятельств,   а   не   от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства ­ с обстоятельствами и результатами.   Следовательно,   принцип   относительности,   по   Н.   Макиавелли,   решает   проблему соотношения целей и средств в политике. Английские философы  Т. Гоббс  в «Левиафане»  и Дж. Локк  в «Двух трактатах об управлении государством»,   рассуждая   о   причинах   происхождения   государства,   исходили   из   признания определенного   периода   догосударственного   развития   общества,   когда   последнее   пребывало   в естественном   (природном,   первобытном)   состоянии.   Люди   были   тогда   свободны,   их   не   стесняли никакие рамки общественно­политических ограничений. Однако при всей внешней привлекательности такой жизни во взаимоотношениях между людьми постоянно возникали разногласия, перерастающие в конфликты (по выражению Гоббса ­ «война всех   против    всех»). Выходом из этой ситуации стало создание на договорной основе государства.  Ему и передали люди часть своих прав в обмен на обеспечение и защиту основных прав, в первую очередь ­ личной безопасности. Но если Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то  Дж. Локк  считал, что верховная власть   должна   быть   ограничена,   и   одним   из   первых   разработал   принцип   разделения   властей. Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государст­во не может лишить человека какой­либо части его собственности. Позднее французский философ Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделе­ния третьей независимой ветви власти ­ судебной. Так оформилась идея разделения властей. Вопросы   и   задания   к тексту 1. Проанализируйте и охарактеризуйте взгляды Н. Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье. 2. Выводы запишите в таблицу. «Полшпика   и государство:  новый  взгляд» Философ  Основные идеи Обществознание профиль. 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Урок 7-9. Философия и общественные науки Нового и Новейшего времени. Обществознание профиль. 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск Урок 7-9. Философия и общественные науки Нового и Новейшего времени. Обществознание профиль. 10 класс.

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)

Дополнительный материал к уроку "Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время" часть 1 ( 10 класс, обществознание профильный уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018