Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
МХК
9 кл
23.02.2018
Дополнительный материал к уроку МХК на Тему «Литература как искусство слова». 9 класс по программе Г. И. Даниловой
Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого.Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
attachment_1177546482.pptx
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
казачья кадетская
школа»Забайкальский край,
Нерчинский район, с. Знаменка
Дополнительный
материал к уроку МХК в
9 классе на тему
«Литература как
искусство слова»
Подготовила
Учитель МХК
Трушина Светлана Юрьевна
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Хорошая художественная книга
никого из нас не оставит
равнодушным. Почему? Потому что
она интересна своими событиями и
героями и написана образно и
эмоционально. Написать книгу
красивой и образной.
интересно, образно и эмоционально –
это искусство. Овладеть искусством
художественного слова может
каждый, если захочет этого.
Но сначала нам нужно знать, а с
помощью чего можно сделать нашу
речь – устную и письменную –
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Русский писатель Максим Горький
говорил: «Нет слова, которое было бы
так замашисто, бойко, так вырвалось
бы из-под самого сердца, так бы
кипело и живо трепетало, как метко
сказанное русское слово».
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
А поэтесса Анна Ахматова называла
русское слово царственным.
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Как же использовать
лексическое богатство русского
языка, чтобы слова стали
«царственными», а наша речь
- живая, наглядная и
красочная?
• Образность речи очень часто
достигается благодаря
употреблению слов в переносном
значении:
• это значение, которое
возникает в результате
переноса названия с одного
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Например: работа кипит (т.е.
проявляется в сильной степени,
как кипящая вода)
• Черные мысли
• горы золота
• Красная площадь, красный
угол
• Золотые руки, золотое сердце
• Сны золотые, шёлковые
ресницы
• Талант расцвел
• Лицо расцвело улыбкой.
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Задание учащимся: в предложенном тексте
найти тропы, т.е слова и выражения в
переносном значении.
• Грозовая туча курилась пепельным
дымом и быстро опускалась к земле. Вся
она была однообразного аспидного цвета.
Но каждая вспышка молнии открывала в
ней синие пещеры и извилистые трещины,
освещенные изнутри розовым мутным
огнем. Пронзительный блеск молний
сменялся в глубине тучи полыханием
медного
пламени.
(К. Паустовский)
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Среди тропов наиболее часто
встречаются и используются
• · Эпитеты
• · Сравнения
• · Метафоры
ЭПИТЕТЫ – красочные, образные
определения, чаще всего
выраженные прилагательными
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Статные осины высоко лепечут
над вами;
• Длинные, висячие ветки берез
едва шевелятся, могучий дуб
стоит… (И.С.Тургенев)
• Воздух чист и свеж, как
поцелуй ребенка
(М.Ю.Лермонтов
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• В качестве эпитетов могут выступать
не только полные и
краткие прилагательные, но
и наречия. Они образно
характеризуют не предметы, а
действия. Например: Сквозь
волнистые туманы пробирается луна.
На печальные поляны льет
печально свет она (А.Пушкин).
• Кроме того, существительные тоже
могут быть эпитетами.
• Например: Жила в высоком тереме
девица-красавица.
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Задание учащимся: в
предложенном четверостишии
М.Лермонтова найти эпитеты и
сказать, какой частью речи они
выражены.
• Ночевала тучка золотая
• На груди утеса-великана,
• Утром в путь она умчалась
рано,
• По лазури весело играя.
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного
предмета или явления с другим, придающее
описанию особую образность, наглядность ,
изобразительность
• Чтобы убедиться, что в предложении есть
изобразительный прием сравнение, нужно
найти, что с чем сравнивается. Если же в
предложении нет двух сопоставляемых
объектов, то в нем нет и сравнения
Примеры:
• Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как
золотые… (А.Твардовский)
• Там как черная железная нога, побежала, поскакала
кочерга (К.Чуковский)
• Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Люди видели, как он скрылся в
подворотне. — здесь нет сравнения, союз
как присоединяет изъяснительное
• Это точно наша улица. — здесь нет
сравнения, употреблена утвердительная
частица
• Облако неслось по небу, как огромный
воздушный змей. Чайник свистел, точно
плохо настроенный радиоприёмник. — в
этих предложениях в качестве
изобразительного приёма используется
сравнение. Облако сравнивается с
воздушным змеем, чайник — с
радиоприёмником
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Вопрос учащимся:
• И эпитеты, и сравнения
придают речи образность – но
какая между ними разница?
• Задание учащимся: в
предложенных примерах найти
образные сравнения.
• Под голубыми
небесами великолепными
коврами, блестя на солнце снег
лежит.
А.
Пушкин
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Мелкий грибной дождь…
шепчет что-то свое… и чуть
заметно возится в
кустах, будто трогает
мягкой лапкой то один лист,
то другой (К.Паустовский)
• Был он рыжий, как из
рыжиков рагу,
рыжий, словно апельсины
на снегу…
(Р.Рождественский)
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• МЕТАФОРА – употребление слова в
переносном значении на основе сходства
двух предметов или явлений(другими
словами – неназванное сравнение)
• Сходство может проявляться:
• · По форме (кольцо на руке – кольцо
дыма);
• · По цвету (золотой медальон – золотые
кудри);
• · По впечатлению (черное покрывало –
черные мысли)
• · По расположению предметов (хвост
животного – хвост кометы)
• · По другим признакам…
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Метафора создает образ, который передается
читателю или слушателю.
• В саду горит костер рябины
красной… (С.Есенин) – огненный
цвет гроздьев поэт сравнил с
пламенем. Сравнение в этом
случае выглядело бы так:
Гроздья рябины краснеют, как
пламя, и осеннее дерево
словно костер.
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Задание учащимся: в предложенных
примерах найти метафоры.
• … в багрец и золото одетые леса.
(А.Пушкин)
• Буря мглою небо кроет, вихри снежные
крутя, то, как зверь, она завоет,
то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
• Ночь тихо спустилась на землю;
Земля окутала все белым покрывалом.
• Отговорила роща
золотая березовым веселым языком
(С.Есенин)
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Повторить определения терминов, изученных на
уроке. Для чего в текстах используются различные
виды троп?
• Найти в предложенном тексте примеры эпитетов,
сравнений, метафор-
• За четверть часа до захождения солнца, весной,
вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы
отыскиваете себе место где-нибудь подле
опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в
лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы
болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым
блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса
постепенно темнеет; алый свет вечерней зари
медленно скользит по корням и стволам деревьев,
поднимается все выше и выше… Вот и самые
верхушки потускнели; румяное небо синеет.
Лесной запах усиливается, влетевший ветер около
вас замирает… (И.С.Тургенев)
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Домашнее задание.
• Найти в любых художественных
текстах примеры эпитетов,
сравнений, метафор; выписать их
в тетрадь по литературе;
подготовить выразительное
чтение этих отрывков.
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.