Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Оценка 4.8

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
МХК
9 кл
23.02.2018
Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Дополнительный материал к уроку МХК на Тему «Литература как искусство слова». 9 класс по программе Г. И. Даниловой Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
attachment_1177546482.pptx

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе на тему «Литература как искусство слова» Подготовила Учитель МХК Трушина Светлана Юрьевна

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу красивой и образной.  интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную –

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь -  живая, наглядная и красочная?  • Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении:  • это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода) • Черные мысли • горы золота • Красная площадь, красный угол • Золотые руки, золотое сердце • Сны золотые, шёлковые ресницы • Талант расцвел • Лицо расцвело улыбкой.

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении. • Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени.                                                                                                            (К. Паустовский)

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Среди тропов наиболее часто встречаются и используются  • ·        Эпитеты • ·        Сравнения • ·        Метафоры ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Статные осины высоко лепечут над вами; •  Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) • Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• В качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). • Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. • Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены. • Ночевала тучка золотая • На груди утеса-великана, • Утром в путь она умчалась рано, • По лазури весело играя.

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность , изобразительность • Чтобы убедиться, что в предложении есть изобразительный прием сравнение, нужно найти, что с чем сравнивается. Если же в предложении нет двух сопоставляемых объектов, то в нем нет и сравнения Примеры: • Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) • Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) • Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Люди видели, как он скрылся в подворотне. — здесь нет сравнения, союз как присоединяет изъяснительное • Это точно наша улица. — здесь нет сравнения, употреблена утвердительная частица • Облако неслось по небу, как огромный воздушный змей. Чайник свистел, точно плохо настроенный радиоприёмник. — в этих предложениях в качестве изобразительного приёма используется сравнение. Облако сравнивается с воздушным змеем, чайник — с радиоприёмником

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Вопрос учащимся: • И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? • Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения. • Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. А. Пушкин

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский) • Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений(другими словами – неназванное сравнение)  • Сходство может проявляться: • ·        По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); • ·        По цвету (золотой медальон – золотые кудри); • ·        По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) • ·        По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) • ·        По другим признакам…

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю. • В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.  • … в багрец и  золото одетые леса. (А.Пушкин) • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) • Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом. • Отговорила роща золотая березовым веселым языком  (С.Есенин)

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп? • Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор- • За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
• Домашнее задание. • Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»

Дополнительный материал к уроку МХК в 9 классе по теме «Литература как искусство слова»
ИСТОЧНИКИ: • http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/? n=B8 • http://www.openclass.ru/dig- resource/27243 •  https://www.google.ru/search?q
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018