Дорожная карта
сопровождение деятельности педагогов-наставников
Пояснительная записка
Начало трудовой деятельности традиционно считается одним из кризисных моментов профессионального становления: от опыта первых лет зачастую зависит вся дальнейшая карьера молодого специалиста. От успешного закрепления молодых специалистов, принятия ими традиций коллектива, включения в «профессиональную семью» зависит устойчивость развития учреждения образования и системы в целом.
Наставничество в МБОУ ДО Кванториум реализуется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала молодого специалиста. Наставничество способствует более быстрому приобретению опыта, знаний, развитию умений и ценностей по сравнению с альтернативными методами обучения, что имеет особое значение в настоящее время. Молодому специалисту наставник станет тем человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
План работы
педагога-наставника
(ФИО педагога-наставника)
с молодым специалистом
(ФИО молодого педагога)
на 20 -20 учебный год
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: |
|
Образование: |
|
Какое учебное заведение окончил: |
|
Год окончания учебного заведения: |
|
Специальность по диплому: |
|
Педагогический стаж: |
|
Место работы: |
|
Должность: |
|
Возраст обучающихся: |
|
Квалификационная категория: |
|
Сведения о педагоге-наставнике
Фамилия, имя, отчество: |
|
Образование: |
|
Какое учебное заведение окончил: |
|
Год окончания учебного заведения: |
|
Специальность по диплому: |
|
Педагогический стаж: |
|
Место работы: |
|
Должность: |
|
Группа: |
|
Квалификационная категория: |
|
Цель наставничества: успешное закрепление молодого специалиста в МБОУ ДО Кванториуме в должности педагога дополнительного образования, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- адаптация молодых специалистов к условиям организации образовательного процесса в МБОУ ДО Кванториум;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
- развитие профессионально-педагогических компетенций у молодых педагогов;
- формирование деловой грамотности молодых педагогов: освоение содержания, педагогических технологий, составление и оформление деловой документации;
- плавный «вход» молодого педагога и специалиста в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
- поддержка творческого самовыражения и раскрытие профессионального мастерства молодого специалиста;
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение занятий, мастер-классов молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации образовательной и воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно- исследовательской, проектной деятельности.
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными педагогами.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
· повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
· рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
· успешная адаптация
молодого педагога в учреждении; повышение профессиональной компетентности молодого педагога
в вопросах педагогики и психологии;
· совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
· качественный рост проектных и исследовательских работ обучающихся в объединении;
· сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
· рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Индивидуальный план работы педагога наставника с молодым специалистом
ФИО наставника_____________________________
ФИО наставляемого: ________________________________
Учебный год_________________________________________
Консультативный день: _______________________________
№ п/п |
Сроки |
Содержание работы |
Формы проведения |
1. |
Сентябрь
|
ü Знакомство со структурой МБОУ ДО Кванториум, локальными актами. ü Оформление отчетной документации: заявления, договора, журналы. ü Особенности формирования учебных групп. ü Правила составления календарного учебного графика к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. |
Консультации |
2. |
Октябрь |
ü Структура учебного занятия по направлению «IT-квантум». ü Правила оформления конспекта занятия. ü Посещение занятий опытных педагогов. ü Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе. ü Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. |
Занятие-практикум
Посещение занятий
Консультации
|
3. |
Ноябрь |
ü Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования, входящая диагностика обучающихся, выявление уровня удовлетворенности обучающихся и родителей (законных представителей) образовательно воспитательным процессом в МБОУ ДО Кванториум. ü Результативность: правила оформления таблиц и создания архивов наградных материалов. ü Возможности создания цифровых образовательных ресурсов к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. |
Мастер-класс
Консультации
|
4. |
Декабрь |
ü Педагогические сценирование. Образовательные кейсы. ü Составление отчетности по окончанию полугодия. ü Работа с родителями: содержание, формы и методы работы. ü Формы и методы организации воспитательных мероприятий для обучающихся творческого объединения «IT-квантум». ü Круглый стол «Разработка конкурсных заданий по автоматизированным системам управления «24bit». |
Мастер-класс методиста
Консультации
Занятие-практикум Круглый стол |
5. |
Январь |
ü Подготовка обучающихся творческого объединения к городским хакатонам, решение кейсов. ü Анализ педагогической деятельности молодого специалиста за I полугодие учебного года: трудности, планы, перспективы. ü Приемы разработки тестовых заданий с использованием интерне-ресурсов. ü Проведение открытого занятия для оценки методистом и зам.директором по УВР. |
Мастер-класс
Собеседование, анализ
Взаимопосещение занятий |
6. |
Февраль |
ü Привлечение молодого специалиста к проведению мастер-классов для обучающихся и их родителей в рамках городской Недели науки и техники. ü Работа со СМИ «Пресс-релиз. Заметка. Статья». ü Посещение занятий опытных педагогов дополнительного образования в рамках методической недели. |
Консультация
Мастер-класс
Практикум |
7. |
Март |
ü Подготовка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и календарно учебного графика к новому учебному году. ü Правила оформления документации для представления творческих проектов обучающихся на выставке технического творчества, научно-практической конференции. ü Оформление методических разработок для публикации. |
Собеседование
Консультация
Мастер-класс |
8. |
Апрель |
ü Круглый стол «Разработка положений и конкурсных заданий Открытого межрайонного фестиваля технического творчества «КвантоФест ». ü Приемы работы с одаренными детьми. Индивидуальный план работы. ü Эффективное поведение педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), знакомство со способами их профилактики и урегулирования. |
Круглый стол
Консультация
Мастер-класс методиста
|
9. |
Май |
ü Участие в судейской команде Открытого межрайонного фестиваля технического творчества «КвантоФест ». ü Аналитическая деятельность педагога дополнительного образования, входящая диагностика обучающихся, выявление уровня удовлетворенности обучающихся и родителей (законных представителей) образовательно воспитательным процессом в МБОУ ДО Кванториум. ü Анализ педагогической деятельности молодого специалиста за II полугодие учебного года: трудности, планы, перспективы. ü Подведение итогов профессиональной адаптации педагога. Составление индивидуального плана работы с молодым специалистом на следующий учебный год. |
Консультация
Анкетирование
Собеседование, анализ |
Наставник _______________/_____________ Дата___________________
Молодой специалист_______________/_____________ Дата___________________
Зам. директора _______________/____________. Дата___________________
Экспертная карта оценки профессионального роста молодого специалиста
Заполняется педагогом - наставником в I и II полугодиях (декабрь, май) учебного года (по итогам посещения занятий)
Ответственные - педагоги-наставники
№ |
Теоретические знания и профессиональные умения педагога |
Начало года |
Конец года |
1 |
Знание преподаваемого материала по направлению квантума |
|
|
2 |
Умение анализировать |
|
|
3 |
Знание методики преподавания |
|
|
4 |
Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности. |
|
|
5 |
Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность |
|
|
6 |
Владение современными образовательными технологиями |
|
|
7 |
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности воспитанников |
|
|
8 |
Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных. |
|
|
9 |
Умение увлечь обучающихся, организовать их индивидуальную и коллективную деятельность. |
|
|
10 |
Рациональное использование в своей работе наглядного материала. |
|
|
11 |
Владение ораторским искусством, умение убеждать, аргументировать свою позицию |
|
|
Оценивание осуществляется по уровням:
*-недостаточно
**-достаточно
***-ярко выражено
Отчет
об итогах выполнения индивидуального плана работы с молодым специалистом
Заполняется педагогом - наставником в конце учебного года (май).
Ответственные - педагоги-наставники
____________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. молодого педагога)
__________________________________________________________________________________
(направление, квантум )
за период с по года
Показатели |
Краткая характеристика достигнутых показателей |
Степень освоения нормативно - правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей |
|
Умение применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности |
|
Работоспособность, объем выполняемых функциональных обязанностей |
|
Отношение к работе, самостоятельность и инициативность в профессиональной деятельности |
|
Дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью |
|
Соблюдение норм профессиональной этики педагогического работника |
|
Адаптация в коллективе, взаимоотношения с коллегами, участие в общественной жизни |
|
Выводы*: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации**: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наставник
С отчетом об итогах наставничества ознакомлен
Примечание.
* В разделе «Выводы» указывается:
- объем и качество выполнения индивидуального плана работы с молодым педагогом;
- готовность к самостоятельному исполнению наставляемого функциональных обязанностей.
** В разделе «Рекомендации» отмечаются:
- основные профессиональные трудности, возникающие у наставляемого и способы их устранения;
- вопросы, которые необходимо дополнительно изучить наставляемому в целях совершенствования уровня специальных знаний;
- указание направлений необходимой подготовки.
ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ
Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь молодому педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в образовательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию молодого специалиста.
Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать ему опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Рекомендации по первичной адаптации наставляемого
1. Расскажите молодому специалисту, какая форма обращения принята в организации и системе образования в целом.
2. Расскажите наставляемому об организационной структуре МБОУ ДО КВАНТОРИУМ
3. Ознакомьте наставляемого с основными разделами сайта МБОУ ДО Кванториум, с федеральными и краевыми сайтами по образовательным мероприятиям согласно плану развития учреждения
4. Проявите интерес к личности наставляемого, поинтересуйтесь его предыдущим местом работы (учебы), семьей, профессиональными достижениями, увлечениями.
5. Обратите внимание на проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются молодые
педагоги:
- Отсутствие мотивации к работе;
- Отношения с коллегами;
- Отношения с обучающимися;
- Отношения с родителями;
- Неумение обеспечить дисциплину;
- Неумение планировать занятия;
- Незнание современных форм и методов работы;
- Неуверенность в себе;
- Непонимание, как вести себя во время проведения занятий в формате Детских технопарков;
- Неумение организовать работу с обучающимися в группе;
- Неумение составлять календарно-тематический план.
6. Вместе с молодым специалистом проанализируйте рабочие программу по группа объединения.
7. Окажите помощь в подготовке к первой занятиям, к первой встрече с обучающимися.
8. Посещайте занятия, мастер-классы молодого педагога с целью оказания методической помощи, приглашайте его на свои занятия, мастер-классы, совместно их анализируйте.
9. Окажите помощь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
10. При поручении первых заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае возникновения затруднений.
11. Будьте доброжелательны к молодому коллеге и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему. Помните, что именно Вам поручена ответственная и непростая задача по адаптации молодого специалиста в организации и именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив.
Рекомендации для наставника по общению с наставляемым
1. Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно- ориентированные утверждения, то есть обращайте большее внимание на поступки и старайтесь давать характеристику событиям и поступкам наставляемого, а не его личности. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также свою реакцию на события и их последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.
2. При общении с наставляемым старайтесь подчеркивать уважение к нему, проявлять гибкость, непредвзятость и открытость новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные характеристики собеседника прежде, чем говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у нового коллеги позитивное отношение к работе в организации и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе, найдите повод, чтобы его похвалить.
3. В ходе обучения делайте особый акцент на сферах, подконтрольных наставляемому, а не на тех факторах, которые не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.
4. Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный характер, добивайтесь того же и от собеседника. Старайтесь не заменять слово «я» безликим понятием «руководство».
5. Демонстрируйте поддерживающее выслушивание собеседника. Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к консультированию.
6. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
7. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.
8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.