Уверенность родителей в себе может значительно облегчить выполнение ими своих обязанностей, хотя это неизбежно связано с проблемами и неудачами. Все мы совершаем ошибки. Именно поэтому знаменитый педиатр говорил о «достаточно хорошем» воспитании, имея в виду, что идеального метода не существует. Если родители лишь однажды не заметили, что у малыша грязный подгузник, это не причинит ему вреда. Однако постоянные неудачи или неумение прочесть сигналы, посылаемые ребенком, отражаются на нем негативно.
Достаточно хорошее воспитание
Уверенность родителей в себе может значительно облегчить выполнение ими
своих обязанностей, хотя это неизбежно связано с проблемами и неудачами. Все
мы совершаем ошибки. Именно поэтому знаменитый педиатр говорил о
«достаточно хорошем» воспитании, имея в виду, что идеального метода не
существует. Если родители лишь однажды не заметили, что у малыша грязный
подгузник, это не причинит ему вреда. Однако постоянные неудачи или неумение
прочесть сигналы, посылаемые ребенком, отражаются на нем негативно.
Эмоциональная микросреда может способствовать развитию или замедлять его,
в зависимости от способности воспитателя правильно определить
эмоциональное состояние ребенка. Он запоминает и структурирует не какието
отдельные реакции, а их постоянство. Если вы пропустили какойто один сигнал,
ничего страшного не случится, но в дальнейшем вы должны учиться на своих
ошибках и не повторять их. Достаточно хорошее воспитание включает в себя
поддержание уровня возбуждения у ребенка на умеренном уровне, который
необходим для того, чтобы поддерживать взаимодействие, но не настолько
высок, чтобы вызывать избегание или нервозность. Оптимальная стимуляция
порождает баланс между приятными ощущениями, с одной стороны, и
возбуждением и внутренним напряжением – с другой. Слишком сильная
стимуляция, как щекотка, может очень быстро стать неприятной, если
неправильно ее дозировать. Отсутствие должной регуляции со стороны
родителей мешает развитию у ребенка способности справляться с повышенным
уровнем возбуждения и дискомфорта. Сон – это один из примеров процесса,
который требует развития системы внутренней регуляции.
У ребенка должно быть убеждение, что его окружение дает ему защиту, радость
и удовлетворение, в то же время предотвращая или уравновешивая
тревожность. К этому относятся как физиологические, так и эмоциональные
потребности. Когда ребенок может положиться на мать, он способен
исследовать мир. Дети, у которых есть надежная связь с воспитателями, позже
более позитивно реагируют на сверстников и учителей. Уверенность ребенка
проявляется в балансе интереса, любопытства, удовольствия и исследования
мира.
Стремление защищать, естественным образом возникающее у большинства
воспитателей, иногда интерпретируется как «Никогда не давать ребенку
разочаровываться». Это практически невозможно. Малыш должен научиться
справляться с разочарованиями и успокаиваться самостоятельно, чтобы быть
готовым к встрече с неодолимыми препятствиями в жизни. Мы можем сделать
это, аккуратно устанавливая границы. Когда родителям нужно отойти в сторону
ради развития их ребенка, возникает дилемма. Учась ходить, малыш вначале
держится за мебель, а потом – за руку взрослого. В какойто момент и ребенку, и
воспитателю приходится разжать руки, чтобы малыш пошел самостоятельно. Им
обоим такое разделение доставляет беспокойство. Каждое развивающее
задание, когда ребенок учится переворачиваться, сидеть, стоять или говорить,
связано с внутренней борьбой. Это нормально; и у ребенка, и у воспитателя в
такие моменты возможно нарастание беспокойства или чувства разочарования.
Каждый этап развития несет с собой проблемы и напряжение, которые
разрешаются при улучшении навыков.Когда наступает нужный момент для того, чтобы отойти в сторону? Иногда
взрослые склонны придавать действиям ребенка «взрослое» значение. Очень
важно помнить, что опыт и чувства малыша могут быть совсем не такими, как у
нас. Мы не можем «прочитать» мысли маленького человека. Слишком часто
взрослые пытаются перенести свои собственные чувства на ребенка, не слушая
его и не настраиваясь на него. Например, бабушка, простудившись, советует
внучке надеть свитер. Если мы думаем, что знаем, что происходит у ребенка в
голове, заменяя настройку предположениями, это может привести к
конфликтам. Старайтесь понять потребности вашего ребенка и не путайте их со
своими собственными.
Мудрая мать 20месячной Эсме поняла, что сама не хочет укладывать дочь в
кроватку, чтобы попрощаться с ней на ночь. Она осознала, что «слишком
сильная» любовь к ребенку мешает установить здоровые ограничения.