С введением ФГОС в начальную школу главным в обучении считают развитие личности ученика, его познавательных способностей. «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который требуется зажечь». Использование проблемно-диалоговых ситуаций на уроке позволяет сформировать положительную мотивацию обучения, создать атмосферу заинтересованности в учебной деятельности, что положительно скажется на усвоении изучаемого материалаВ работе необходимо использовать такие методы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, отойти от механического запоминания. Процесс обучения должен быть радостным, интересным, увлекательным, связанным с жизнью и игрой. Именно таким требованиям отвечает технология деятельностного типа, которую все чаще используют педагоги в своей работе.
интернет фестиваль.doc
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сухорукова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ «Металлурговская СОШ»
Вопрос изучения геометрического материала младшими школьниками снова стал
серьезно рассматриваться с 2000 года, т.к. в 1986 году (реформа школы) практически
весь геометрический материал из программы был убран, учащиеся знакомились только с
некоторыми геометрическими понятиями: отрезок, углы (прямые, непрямые),
прямоугольник и его свойства, квадрат, периметр, площадь.
Но отрезок, например, это часть прямой, ограниченная с двух сторон.
Следовательно, нельзя дать понятие «отрезок», не знакомя с понятием «линия» и ее
разновидностями.
На современном этапе все авторы программ для начальных классов вернулись к
изучению многих геометрических понятий, а авторы учебников «Школа 2100»,
«Перспектива», «Гармония» добавили изучение объемных фигур (геометрических тел)
шар, конус, цилиндр и т.д.
Геометрический материал по программе «Школа России» направлен на усвоение
геометрических элементов на плоскости. Однако, уже в дошкольном возрасте дети
знакомятся с объемными геометрическими телами.
Опыт зарубежных педагогов и наших отечественных педагогов и психологов
показал, что процесс восприятия становится более полным и глубоким, если в познание
включаются не только глаза, но и руки человека.
В данной статье предлагается вариативность изучения геометрического
материала с использованием проблемных и диалоговых ситуаций, в ходе которых
учащиеся не только знакомятся, закрепляют то или иное понятие, но и учатся
применять свои знания в необычных ситуациях, учатся продуктивно использовать
накопленные знания.
Знакомство с объемными фигурами
Шар
Учитель на урок приносит круг и мяч, желательно одного цвета и размера. Детям
предлагается сравнить эти два предмета.
Чем похожи и чем отличаются эти предметы? (они круглые, одинакового
размера, одинаковые по цвету, но круг плоский, а шар «пузатый», «надутый». Иногда
отвечают «объемный»
Какой из этих предметов вы возьмете играть в футбол? Почему?
Нарисуйте у себя в тетрадях мяч, который вы бы хотели иметь.
Обычно дети рисуют так: Вы предлагаете свой рисунок:
Ребята, почему Вы все, рисуя мяч, нарисовали круг, а не прямоугольник или
треугольник?
Еще первобытные люди замечали, что все непрозрачные предметы откидывают
тень, а у предметов, имеющих форму шара, они всегда круглая (без углов). Давайте
убедимся в этом.
Учитель берет настольную лампу или фонарик и проецирует шар на стену.
Ученики убеждаются, что тень действительно не имеет углов, она может быть в форме
круга или овала.
Далее возвращаемся к рисунку.
Какой из рисунков более точно указывает на то, что это мяч, а не просто круг?
Почему? (Сам мяч объемный, а его тень плоская. Это показано штриховкой)
Попробуйте еще раз нарисовать свой мяч, показывая, что он объемный, а так же
его тень.
Можно поиграть с ребятами. На столах лежат пуговицы, через которые
пронизаны нитки.
Ребята, пуговицы имеют форму круга или шара? Наденьте петельки на пальчики
и с помощью круговых движений скрутите нитки.
Теперь натяните петельки. (пуговица на нитках начнет быстро раскручиваться и
ученики увидят, будто катится шар)
Что мы видим? (шар)
Как мы его получили?
Можно ли сказать, что шар получается с помощью вращения шара вокруг своей
оси? (да)
В дальнейшем на этапе закрепления понятий шар и круг, можно провести такую
работу:
Что у меня в руке? (круги)
Почему это круги? Какие они? (одинаковые по цвету, размеру, сделаны из
одного материала).
Согните круги пополам, что получили? (ось симметрии)
Вспомните, что получается при вращении круга вокруг своей оси? (шар)
Давайте сейчас попробуем получить с помощью этих кругов ребристый шарик.
Для этого мы склеим круги между собой.
Чем больше кругов мы будем вклеивать внутрь, тем более объемный шар у нас
получится.
В заключение хочу сказать, что проблемнодиалогический урок обеспечивает более
качественное усвоение материала, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов младших школьников, а также поддерживает положительную
мотивацию на протяжении всего урока.
1.
2.
3.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране геометрии. – М.:
Литература
Педагогика – Прис,1994.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.
Математика. Учебники для 1,2,3,4 классов четырехлетней нач.шк. – М.: Просвещение,
2015.
Программнометодические материалы. Математика. Нач.школа. 4е издание. – М.:
Дрофа, 2001.
Доступно о геометрии в начальной школе
Доступно о геометрии в начальной школе
Доступно о геометрии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.