Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Цели
Развитие умения анализировать художественный текст с опорой на личностный опыт.
Закрепление умения составлять характеристику литературного героя с опорой на личностный опыт.
Обучение сопоставительному анализу критических статей на основе формирования культуры ведения дискуссии.
Развитие умения пользоваться монологической речью, работы в группах.
Ход урока
I. Диалог по тексту пьесы «Гроза» (проверка домашнего задания).
- Любит ли Катерина Тихона?
- Почему Катерина изменила мужу?
- Можно ли назвать ее безнравственной женщиной?
- Почему Катерина признается мужу в измене?
III. Работа в группах с отрывками из критических статей Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы»
(учащимся выдаются листы с отрывками статей, дается время на чтение и самоопределение)
Добролюбов
«В цельности и гармонии характера Катерины заключается его сила… Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В этом сила ее характера».
Писарев.
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает свою собственную жизнь и жизнь других людей… Русская Офелия, Катерина, совершив множеств глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую глупость.»
Вопросы и задания для работы в группах.
- Чье мнение вам ближе? Почему?
- Если ваша точка зрения на образ Катерины не совпадает с мнением критиков, выскажите ее, аргументируйте.
(Учитель заранее формирует группы из 4-5 человек с учетом пожеланий учащихся)
IV. Презентация работы групп (1-2 ученика от каждой группы дают характеристику литературного героя на основе своего отношения, личностного опыта)
Учитель оценивает учащихся по собственной индивидуальной методике оценивания.
V. Работа над сочинением-миниатюрой «В чем трагедия главной героини?»
(учащиеся письменно высказывают своё мнение на основе прочитанного и обсужденного на уроке) . Объем работы - 5-6 предложений.
VI. Домашнее задание. Подготовить письменный ответ на вопрос: «Возможен ли для Катерины путь Варвары?» (6-8 предложений)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.