Драма. Комедия
Цель: познакомить учащихся с драматическими жанрами: драма, трагедия и комедия.
Ход занятия
Беседа.
– С какой драмой вы познакомились на уроках литературного чтения? (Морис Метерлинк «Синяя птица».)
– Чем текст драмы принципиально отличается от текста рассказа или сказки?
– Он создан для чтения?
– Из каких частей он состоит?
– Какие слова в авторских комментариях указывают на то, что перед нами именно драма?
Учитель. Существуют пьесы для чтения, но большая часть драматических произведений живет только на сцене. Каждый внимательный читатель произведения, написанного в драматической форме, должен представлять себе « коробочку», в которой действуют и живут маленькие человечки.
В
драме (греч. «действие») – герой – человек, а не событие. В драме автор не
может рассказать об окружающем героев пейзаже
(вместо этого театральный художник создает декорации); не может прямо выразить
свое отношение к персонажу (это делает актер). Зато в драме огромное значение
приобретают высказывания действующих лиц – диалоги, монологи, реплики. Важно не
только что, но и как говорят герои.
– Какие вы знаете драматические жанры? (Трагедия и комедия.)
– Как вы можете охарактеризовать жанр «трагедия»?
Дети пытаются дать определение, привести примеры этого жанра. Следует выслушать всех и обобщить ответы учащихся.
Учитель. Трагедия (гр. tragoеdia) – один из видов драматургических произведений, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.
Трагедия – один из самых древних видов драмы. Она возникла в Древней Греции и название свое получила от народного представления во время празднеств в честь бога Диониса. В жертву ему приносили козла ( козел – по-гречески tragos). Этот обряд сопровождался исполнением плясок и сказаний о страданиях Диониса, песен о жертвенном козле (песнь по-гречески ode).
Утратив свой первоначальный характер, трагедия впоследствии стала одним из видов театрального зрелища.
Античная трагедия потрясала силой человеческого характера и вместе с тем его слабостью в борьбе с неведомыми, сверхъестественными силами, якобы управляющими человеческой судьбой, роком. Безнадежность этой борьбы и картина нечеловеческих страданий вызывали ужас у древних греков, покорность судьбе.
Всемирную известность приобрели трагедии Вильяма Шекспира, великого английского драматурга ХVI – начала ХVII в., глубоко раскрывшего в своих произведениях остро противоречивый душевный мир своих героев, отразивший черты породившего их общества («Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»).
– Кто из вас смотрел в театре или по телевизору или читал эти трагедии?
– Какое впечатление они на вас произвели?
– Как вы отнеслись к судьбе героев, что вас особенно заставило волноваться?
К жанру трагедии обращался и А. С. Пушкин, создавший свои бессмертные «Маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери»), трагедию «Борис Годунов», с которой Большой театр гастролировал в 2006 г. в Англии.
В наше время трагедия имеет несколько другой, жизнеутверждающий смысл, оптимистический характер: герой такой трагедии борется не за свою личную судьбу, отделенную от судьбы народа, а за общее народное дело и, если нужно, сознательно отдает свою жизнь во имя его победы. Гибель героя превращается в его духовное торжество, в его победу.
– Когда возник жанр – трагедия?
– Правильно, она возникла за несколько веков до нашей эры в Греции. Герой трагедии – всегда незаурядная, сильная, волевая личность, которая попадает в роковые обстоятельства.
– Чем отличается комедия от трагедии?
– Комедия, как и трагедия, возникла в античности. Этот жанр строится на несоответствиях героя и его представления о себе, реальных людей и высокого предназначения человека.
Различают комедию характеров, в которой смешны сами характеры персонажей и комедию положений, где читатель смеется над хитроумной интригой, разного рода путаницей (например, когда одного героя принимают за другого).
– Как вы думаете, почему люди смеются?
Дети приводят много причин, но сначала, по-видимому, удивятся этому вопросу.
– Возможно, кому-нибудь такой вопрос покажется излишним: смеются, потому что хочется смеяться…
– А почему хочется смеяться?
– Потому что смешно.
– А почему смешно?
– Да, дети, это объяснить не так-то просто. Одному смешно, а другой не видит ничего в этом смешного. Великие мыслители на этот вопрос отвечали по-разному. И на сегодня, как говорится, вопрос остается открытым.
– Давайте вспомним комедию драматурга Шварца «Голый король», где первый министр обращается к монарху с такими словами: «Ваше величество! Вы знаете, что я старик честный, старик прямой. Я прямо говорю правду в глаза, даже если она неприятна… Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!». Окончание этой речи вызывает улыбку, потому что резко противоречит началу. От министра ожидали смелого высказывания, мужественного поступка, а он произнес то, что обычно говорят придворные льстецы и карьеристы. Еще смешнее выглядит он, когда, распаляясь, говорит: « Простите мне мою разнузданность – вы великан! Светило!..»
– Часто мы смеемся от превращения «великого» в «мелкого» и над разными другими нецелесообразностями.
– Давайте прочитаем отрывок из книги Н. Н. Носова «Когда мы смеемся».
Читает ученик. (Можно «по цепочке».)
По своей натуре воробьи – ребята дружные, компанейские. Они очень любят обедать, как говорится, за общим столом. Вот один из них пристроился к кусочку хлеба и подщипывает его снизу. Другой задрал голову, выпятил грудь, словно гордый конь, и долбит этот же кусок сверху. Неожиданно он замечает, что мешает своему товарищу, и сейчас же переходит к другому куску, который лежит неподалеку, рядышком. «Кусков много, хватит на всех! – говорит он всем своим видом. – Ссориться совершенно не из-за чего».
Однако не у всех воробьев такой компанейский характер. Некоторые схватят кусочек хлеба, оттащат его в сторонку, а там уж и клюют, чтоб никто не мешал.
На этих воробьиных единоличников вообще невозможно смотреть без смеха. Вот один из них выковырял из-под снега увесистый кусок хлеба. Оттащил его подальше от остальных воробьев и уже приготовился хорошенько подзакусить, как откуда-то сбоку налетел другой воробей, схватил без всякого предупреждения хлеб и полетел с ним кверху. Стоило посмотреть на беднягу, который остался, как говорится, с носом. У него был такой растерянный вид! Он даже клюв разинул от удивления.
А этого нахального воробья, который таскает чужие куски, я давно заприметил и даже придумал ему имя – Афонька, а по фамилии Вредный. Этот Афонька Вредный никогда не ест в общей компании. А прилетит, когда его вовсе не ждут, схватит у кого-нибудь из-под носа самый большой кусок и летит с ним куда-то к себе в застреху. Иной раз в клюв Афоньке попадется такой огромный кусище, что оттягивает голову книзу, и ему приходится лететь, перевернувшись в воздухе кверху хвостом. Крыльями он молотит по воздуху с такой страшной силой, что шум доносится ко мне в комнату сквозь стекло.
Мне кажется, что Афонька Вредный когда-нибудь все-таки свалится под непосильной тяжестью вниз и как следует стукнется. Я нарочно ему бросаю куски покрупней, чтоб посмотреть, до чего его в конце концов доведет жадность.
Есть там еще один вздорный, драчливый воробей-задира. Этот задира налетит коршуном на какого-нибудь миролюбивого воробья, оттеснит его в сторону, клюнет разок от его куска, тут же бросится к третьему… То ли его зависть мучит, то ли чужие куски кажутся слаще – но он только и делает, что на других бросается! В конце концов ему попадется такой же, как он, забияка или же просто неуступчивый воробей, который сам чужого не хочет, но и своего не отдаст. Тут-то они и начнут наскакивать друг на друга. Сталкиваться грудью и взлетать кверху, словно два петуха. Задира так и норовит побольней ковырнуть своего соперника носом. Но и соперник не уступает. Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!
Учитель. Вам было смешно? Конечно. Вы и себя увидели в поведении воробьев. Не так ли?
Высказывания детей.
– Вольно или невольно, вы чувствуете общность, солидарность, взаимопонимание. Иногда вы говорите о заговорческой природе смеха. Конечно, никакого предварительного соглашения у смеющихся нет, просто они настроены на одну волну, понимают писателя с полуслова и одинаково.
Человеку свойственно сопротивляться монотонной повседневности. Не случайно у многих народов существует обычай первого апреля разыгрывать родных и знакомых. В этот день, отступая от принятых норм поведения, не зазорно обмануть или разыграть знакомого и незнакомого. Никто не осудит такой поступок, разумеется, при условии, что обман или розыгрыш не причиняют никакого зла. Безвредность – вообще важная черта комического. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель писал, что « смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».
Различные определения смеха не противоречат одно другому, а скорее дополняют друг друга. И это неудивительно. Область комического необозрима; попадая в эту область, человек открывает все новые и новые ее черты.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Каких видов бывают драматургические произведения?
Учитель. Драма (от гр. drama – действие) – один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Автор романа, повести, рассказа, очерка, для того чтобы читатель мог представить себе жизненную картину или действующих в ней лиц, повествует об обстановке, в которой они действуют, об их поступках и переживаниях; автор лирического произведения передает переживания человека, его мысли и чувства; автор драматического произведения показывает все это в действии, в поступках, речах и переживаниях своих персонажей и к тому же имеет возможность показать действующих лиц своего произведения на сцене. Драматургические произведения по большей части предназначены для представления в театре.
Драматургические произведения бывают разных видов: трагедии, драмы, комедии, водевили, театральные обозрения и другие.
Домашнее задание. Найдите ответ на заданный вопрос. Прочитайте весь рассказ Носова «Когда мы смеемся». У вас непременно повысится настроение, и вы вместе с автором будете невольно смеяться над воробьями, а скорее всего над самими собой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.