Наши предки по особому относились к святым образам. Иконы первыми выносили при пожаре и за большие деньги выкупали из плена. Древнерусская иконопись имеет индивидуальную особенность в изображении образов и фигур в отличии от европейских художников. Все в этом виде искусства имеет значение: и фон, и цвет, и форма.Материал для уроков ОРКСЭ "Древнерусская иконопись"
Иконопись.docx
Древнерусская иконопись
Будучи живописным произведением, икона, резко отличается от светской
картины. В церковном представлении икона связь между верующим и Богом. В 842
году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение "что есть
икона". Суть его в том, что на иконах изображается не божество, а его человеческий
образ. Древнерусские художники строго придерживались религиозных сюжетов.
Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху
для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали
природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным
желтком.
Особенность русской иконописи. Древнерусские иконы имеют индивидуальную
особенность в изображении образов, фигур. В отличие от итальянских и
европейских художников, которые изображали объемные фигуры, на русских
иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль
плоскости икон.
Художники — иконописцы использовали в своих сюжетах разнообразные символы,
с помощью которых они передавали в иконах идею.
Звезда, например означает божественность.
Крылатый юноша, дующий в трубы — ветер.
Женщины, держащие амфоры, из которых льется вода реки, потоки воды.
Круг вечность, вечную жизнь.
Дева на троне в венце и мантии весна.
Люди с крестами в руках мученики.
Волнистые волосы ангелов, перетянутые лентами высшее знание.
Цвет также своеобразный опознавательный знак изображений. Краски как азбука
красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры;
зеленый выражение юность, жизни;
белый и золотой это цвет Бога. Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало
Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял
икону трепетным пламенем лампады и образ на ней то выступал, то отодвигался за
ту черту, куда нет доступа смертным.
Наши предки относились к святым образам с большим благоговением: их не
продавали, а старые, «облинявшие» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь
— их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили при пожаре
из дома и за большие деньги выкупали из плена. Иконы были обязательны как в
крестьянской избе, так и в царском дворце или дворянской усадьбе.
«Без Бога — ни до порога» —поговорка того времени.
Древнерусская иконопись
Древнерусская иконопись
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.