Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через взаимодействие учителя и ученика.
Оценка 5
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
11.02.2018
В статье рассматриваются вопросы положительного влияния выбора индивидуального маршрута младшего школьника в организации системы оценивания предметных и метапредметных достижений учащихся в начальной школе. В связи с внедрением ФГОС НОО в образовательный процесс перед школой стоит важная задача, воспитать компетентного во всех областях школьника. Формирование универсальных учебных действий становится главным результатом реализации Стандарта. Основной упор в начальной школе делается на метапредметных результатах обучения.
Попова Т.А. СОШ № 44 (7).docx
Т.А.Попова,
учитель начальных классов
Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через
взаимодействие учителя и ученика.
В статье рассматриваются вопросы положительного влияния выбора
индивидуального маршрута младшего школьника в организации
системы оценивания предметных и метапредметных достижений
учащихся в начальной школе.
Индивидуальный маршрут; личностноориентированное обучение;
метапредметные, предметные результаты.
В связи с внедрением ФГОС НОО в образовательный процесс перед
школой стоит важная задача, воспитать компетентного во всех областях
школьника. Формирование универсальных учебных действий становится
главным результатом реализации Стандарта. Основной упор в начальной
школе делается на метапредметных результатах обучения. Для
формирования коммуникативных учебных действий и решения
познавательных задач положительное влияние оказывает выбор
индивидуального маршрута младшего школьника. Деятельностный
характер обучения становится главной целью развития личности и
компетенций учащихся. Закон "Об образовании" предполагает
индивидуализацию обучения, как основной путь развития современного
ученика, предполагающий построение индивидуальной познавательной
траектории: "персональный путь реализации личностного потенциала
каждого в образовании".
В теории и практике личностноориентированного подхода
разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, но в
последние годы ведущая роль отводится качеству образовательного
процесса. А качество образования в наше время невозможно без
индивидуализации УВП, субъектносубъектных отношений. Личностно
ориентированное образование имеет разнообразную трактовку: от
индивидуализации и дифференциации обучения до работы с детьми
сиротами, одаренными детьми, детьми с девиантным поведением и т.д. Мы понимаем под этим типом переход от "массового" образования к
личностносубъектному, опираемся на личность ребенка, как
индивидуальность, самоценность, раскрываем его субъектный опыт,
строим свою педагогическую работу, учитывая не только социальный
статус ребенка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы,
позволяющие, прежде всего, реализовать себя в познании.
С первой ступени обучения предлагаем вести индивидуальные карты
учащихся, включающие следующие параметры:
успеваемость по основным предметам, профильным, прикладным
курсам;
состояние здоровья, рекомендации врача;
сведения о профессиональных намерениях, интерес к предметам,
уровень мотивации;
сведения об индивидуальных способностях личности:
типологических особенностях, личностных качествах, особенностях
познавательной сферы мыслительных операциях, эмоциональной
сферы;
коммуникативные, организаторские способности, социальная
активность, уровень воспитанности;
творческие результаты;
деятельностные результаты.
Данные индивидуальной карты помогают составить реальный
маршрут учащихся класса по уровню обученности, так как в школе одной
из актуальных и сложных задач стало построение такого УВП, который бы
в полной мере учитывал индивидуальные образовательные запросы и
потребности учащихся, темп их продвижения в обучении.
Выбор индивидуального маршрута обучения для учащегося
определяется:
Уровнем готовности к прохождению данного маршрута.
Медикопсихологической характеристикой.
Потребностями ученика и его родителей.
Задачи:
Создание комплексной образовательной среды, направленной
индивидуальноличностное развитие младшего школьника;
Создание эффективной благоприятной воспитательной среды в
начальной школе посредством совместной деятельности с учреждениями
дополнительного образования детей;
Развитие эмоций, творческих способностей, речи, волевых качеств,
эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению младших школьников на
основе внедрения здоровьесберегающих и образовательных технологий;
Усиление развивающих аспектов содержания всех образовательных
программ;
Создание педагогического сообщества различных образовательных
структур для разработки развивающих интегрированных программ и
повышение профессионализма.
Реальный маршрут, на наш взгляд, поможет учащимся в
индивидуальном продвижении в рамках программ профильных и
стандартных курсов. Индивидуализация не предполагает обязательный
учет особенностей каждого ученика. Чаще всего учитываются особенности
групп учащихся, сходных по какомулибо комплексу качеств, важных с
точки зрения учения. Поэтому при анализе личных карт учащихся можно
выделить группы учащихся по типам памяти, темперамента,
профессиональной направленности. Однако, эффективнее будет
разработка индивидуального маршрута ученика. На своем классе я
применила такой маршрут:
Индивидуальный и реальный маршрут ученика.
Показатели
Рекомендации
Резуль
таты
Литер
атура
Вид
занятий
и сроки
Програм
мы
развития
и
коррекци
и
Уровень мотивации в обучении
Интерес к учебным предметам в
урочной и внеурочной
деятельности
Деятельностные результаты:
самореализация;
самоорганизация;
саморазвитие;
познавательная продуктивность;
рефлексия.
Творческие результаты:
организаторская деятельность;
участие в интеллектуальных
играх; олимпиады;
марафоны;
научные продукты;
конференции;
ораторское искусство;
сочинительство.
хореография;
спортивная деятельность
изобразтельная деятельность
Данный подход позволяет добиться эффекта погружения в предмет,
а это создает предпосылки для получения в высокой степени осознанных
знаний, глубоких и системных. Изменяется и организация учебного
процесса, обучение в группах и индивидуальная подготовка. Занятия с
учащимися, требующими коррекционной работы, очень важны, так как
корректировка один из видов индивидуальной и развивающей личность
деятельности. Так, после выполнения контрольной работы или изучения
темы можно разработать реальный маршрут учся по коррекции ошибок в
усвоении темы/по типам ошибок и усвоению ЗУНов.
Тип группы
Дополнител
ьная
литература
Сроки и
вид К/Р
Типичные
ошибки в
теме
Что
надо
повтори
ть
Где
найти
и
решить
(перечень
ЗУНов или
ошибок в
К/Р)
Высокий уровень
Достаточный
уровень
Недостаточный
уровень
Такой маршрут и коррекционная работа снижает у учащихся чувство
тревожности перед занятиями и во время уроков, складывается
комфортная, но, вместе с тем, и требовательная обстановка; повышается
успеваемость. Ведь именно такая индивидуализация обеспечивает такую
обстановку на уроке, при которой ученику сложно получить двойку.
Таким образом, учащиеся в силу своих интеллектуальных,
психофизиологических особенностей выстраивают собственную программу
подготовки и коррекции. Учитель выполняет сопровождающую функцию,
вооружает учеников технологией деятельности и способами работы. Два субъекта, участвующие в процессе учения, удовлетворены работой, что
делает процесс учения эффективным. Повышается объективная оценка и
качество учебной деятельности младших школьников. Достигаются
предметные и метапредметные результаты.
Благодаря правильному выбору индивидуального маршрута в классе
повысился процент успеваемости, техника чтения. Подтянулись
слабоуспевающие ученики.
Список литературы:
1. Гладкая, И. В. Оценка образовательных результатов школьников:
Учебнометодическое пособие [Текст] / под общ. ред. А. П. Тряпициной,
– СПб.: КАРО, 2008. – 192 с.
2. Ковалёва, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе. Система заданий: в 2х частях. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г.С.
Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.
3. Пименов, А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или
реальность? [Текст] // Завуч. 2001, № 3.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст] М.:
1998.256 с.
Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через взаимодействие учителя и ученика.
Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через взаимодействие учителя и ученика.
Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через взаимодействие учителя и ученика.
Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через взаимодействие учителя и ученика.
Выбор индивидуального маршрута младшего школьника через взаимодействие учителя и ученика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.