Технология проблемно – диалогического обучения в начальной школе
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
4 кл
29.03.2018
В данной статье описана технология проблемно - диалогического обучения в начальной школе. Описаны этапы проблемно -диалогического обучения, методы постановки учебной задачи, описана система вопросов для побуждающего диалога, роль учителя на данном этапе обучения. Сравнивая традиционный урок и проблемно -диалогический можно сделать вывод о результативности технологии.
Технология проблемно.docx
Технология проблемно – диалогического обучения в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания
и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником
искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
Проблемно диалогическое обучение – это обучение, в котором сочетается принцип
проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность
учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Этапы проблемнодиалогического обучения:
Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации (противоречия).
Эмоциональный отклик учащихся (удивление или затруднение).
Осознание противоречия
Формулировка вопроса или темы.
Поиск решения (выдвижение и проверка гипотез).
Проблемнодиалогическое обучение состоит из:
проблемной ситуации
учебной проблемы.
Проблемная ситуация означает состояние интеллектуального затруднения ребёнка,
требующего от него поиска решения. А учебная проблема – это задача, вызывающая у
ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто
по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления
дающего ему толчок к получению нового знания.
Методы постановки учебной проблемы:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
2. Подводящий к теме диалог
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Рассмотрим «Побуждающий диалог» , он представляет собой сочетание приёма
проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию
противоречия и формулированию учебной проблемы. Он состоит из реплик, вопросов
которые помогают ученику развивать творческие способности. Система вопросов для побуждающего диалога
Для побуждения к осознанию противоречия, можно задавать вопросы такого вида:
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Вопрос был один? А мнений сколько?
Что вас удивило? Что интересного заметили?
Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Вопросы для побуждения к формулированию проблемы в виде темы урока:
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема нашего урока?
Задачи учителя на данном этапе:
1. Создать проблемную ситуацию
2. Произнести специальные реплики для осознания противоречия
3. Побудить учеников сформулировать проблему; выдвинуть и проверить гипотезы.
4. Побуждающий диалог позволяет ученикам найти противоречие и проблему,
гипотезу и её проверку.
Следующий метод постановки учебной проблемы это подводящий диалог. Представляет
собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят
ученика к осознанию темы урока. Подводящий диалог опирается на логическое мышление.
При постановке проблемы учитель пошагово подводит обучающихся к теме урока. На
этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.
Подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную
дорогу.
Третий метод постановки учебной проблемы это мотивирующий приём. Приём
«яркого пятна» и «актуальность». Использование сказок и легенд, фрагментов
из
художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, то
есть любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.
Сравним традиционный урок и урок с использованием технологии проблемно –
диалогического обучения:
Традиционный урок
Проблемнодиалогический урок
1. Проверка домашнего задания учеников
учителем
2. Объявление темы учителем
3. Объяснение темы учителем
4. Закрепление знаний учениками.
1. Создание проблемной ситуации учителем и
формулирование учениками
2. Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками
Как мы видим образовательная цель: одинаковая, как в традиционном уроке, так и
проблемно – диалогическом, но достигается учениками по разному. В рамках
традиционного урока учебная деятельность репродуктивная: пришел, услышал, заучил. А
при использовании технологии проблемно – диалогического обучения учебная
деятельность – творческая, это деятельность открытия и создания нового, что более
интересно учащимся.
Технология проблемнодиалогического обучения является результативной, так как
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, при регулярном использовании
происходит эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учащихся,
воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий.
Данная технология является также здоровьесберегающей потому, что позволяет снижать
нервнопсихические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и
«открытия» знаний. А также она является общепедагогической так , как её можно
реализовывать я на любом учебном предмете и на любой образовательной ступени.
Технология проблемно – диалогического обучения в начальной школе
Технология проблемно – диалогического обучения в начальной школе
Технология проблемно – диалогического обучения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.