В России сотни соборов и церквей имеют огромную художественную ценность. История некоторых из них насчитывает тысячу лет. Крещение Руси в конце X века стало одним из поворотных моментов в истории страны. Принятие христианства в качестве государственной религии отразилось на многих сферах жизни. Сейчас древние соборы и церкви составляют важную часть культурного и архитектурного наследия России. Я постараюсь рассказать о самых старых храмах нашей страны, построенных на Руси после обращения в христианскую веру.
Владимиро-Суздальская земля
Русское княжество, существовавшее в XII—XIV вв. Формировалось на северо-восточных территориях Руси. Первоначально именовалось Ростово-Суздальским, затем Суздальской землёй. Во времена властвования Всеволода Большое Гнездо получило название Владимиро-Суздальского. Столица находилась в городе Суздале, а затем – во Владимире. В 1238 году земли были завоёваны Золотой Ордой. В 1389 году вошло в состав Московской земли.
Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. 1152—1157 гг.
Православный храм в кремле города Переславля-Залесского Ярославской области. Заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157-м. Ныне занят филиалом городского музея-заповедника.
Спасо-Преображенский собор ХII в. – древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.
Церковь Бориса и Глеба. Кидекша. 1158—1160 и 1186—1189 гг.
Недействующий православный храм в селе Кидекше Суздальского района Владимирской области. Один из древнейших памятников белокаменного зодчества Древней Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Восточной Руси, наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском. Построена в правление Юрия Долгорукого и обычно датируется 1152 годом. В настоящее время находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья реки Каменки, которая сливается с Нерлью. Церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь небесных покровителей его сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).
Успенский собор. Владимир. 1158—1160 и 1186—1189 гг.
Православный храм во Влади́мире, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. Выдающийся памятник белокаменного зодчества Древней Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. В настоящее время собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва. В слое строительного мусора под полом (Северный неф Успенского собора, канал калориферного отопления) обнаружена пластинка с надписью (середина XII века). В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дмитриевский собор. Владимир. 1194—1197 гг.
Недействующий православный храм во Владимире, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Входит в состав объекта Всемирного наследия под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». В настоящее время собор находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета Великого Владимирского княжества великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера. В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах). Ныне внутри собора размещается музейная экспозиция. Вход в здание платный. Первая за многие десятилетия литургия прошла в 2011 году, однако Русской православной церкви собор передан не был и остаётся частью музея-заповедника.
Храм Покрова на Нерли Близ Боголюбова 1165—1166 гг.
Белокаменный православный храм во Владимирской области, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества XII века. Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской епархии. Церковь Покрова на Нерли — это выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный вблизи поселка Боголюбово во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли является ярчайшим образцом зодчества, который воплотил в себе ярчайшие отличительные черты стилистики архитектуры владимиро — суздальской школы. Эта небольшая по размеру церковь построена в 1165 году по заказу князя Андрея Боголюбского.
Церковь была построена в память о погибшем княжеском сыне Изяславе. Однако исследования наших дней доказывают, что возведение церкви было осуществлено в 1158 году — то есть храм был построен на целых 7 лет ранее даты, принятой считать традиционной. Освящение храма было произведено в честь праздника Покрова Богородицы, и церковь была посвящена именно пресвятой Богородицы. В образе этой постройки зодчие воплотили идею красоты и совершенства родной земли, гордости за свою родину. Чем ближе подходишь к ней, тем более четко и явственно видны ее спокойные, уравновешенные формы.
Для постройки сооружения использовался белый камень, привезенный из Поволжья, где на тот момент существовало Булгарское царство. Но современные научные изыскания показывают, что эта легенда не имеет под собой исторически подтвержденных фактов.
Успенский собор Ростов 1161—1163, 1213—1231 гг.
Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Успенский собор) — православный храм в Ростове, бывший (до 1788 года) кафедральный собор Ростовcкой и Ярославской епархии. В настоящее время принадлежит Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади Ростовского кремля. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Архиерейским двором, сооружения которого построены позднее (в конце XVII века), и Митрополичьим садом образует единый архитектурный ансамбль Ростовского кремля, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.
Если же судить по времени основания – это самый первый храм всего Северо-Востока России. Основание собора восходит к X столетию. Более тысячи лет назад, когда Русь принимала христианство, Ростов стал центром одной из первых русских епархий. В 991 году в городе возвели деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, о котором древнерусские летописи утверждали, что краше его не было и быть не могло.
Проходили столетия… На месте той первой деревянной церкви был поставлен белокаменный собор, который с течением времени неоднократно строился заново. Каждый новый храм, оказывался больше предыдущего, но место расположения его алтаря оставалось неизменным. А это значит, что Успенский собор – самое святое, самое намоленное место Ростова – более тысячи лет здесь возносятся молитвы и совершается богослужение.
Ныне существующий Успенский собор является признанным шедевром древнерусского зодчества. Он сложен из кирпича, с использованием белокаменных деталей, придающих храму особую выразительность. Из белого камня выложены вертикальные лопатки и цоколь в основании храма, вырезаны горизонтальные аркатурно-колончатые пояски, похожие на узорное кружево. Своды собора поддерживают шесть мощных столпов. Храм венчают устремленные ввысь пять огромных глав, утвержденных на высоких барабанах.
Рождественский собор Суздаль До 1105 (кирпичный), вновь выстроен в 1222—1225 (белокаменный) гг.
Православный храм в городе Суздале Владимирской области, на территории Суздальского кремля. Главный храм средневекового Суздаля, построенный из белого камня в начале XIII века; верхняя часть перестроена из кирпича в 1528—1530 годах. Один из архитектурных памятников Владимиро-Суздальского княжества, признанных Всемирным наследием.
Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.
По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года.
Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века.
Академик Российской академии художеств Сергей Заграевский показывал, что строительством этого собора и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.
В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды.
Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.
Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале — выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила.
Георгиевский собор Юрьев-Польский 1152—1157, вновь выстроен в 1234 гг.
Православный храм в городе Юрьеве-Польском Владимирской области, расположенный на территории древнего детинца, в кольце земляных валов XII века, оставшихся от городского кремля. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия. Значительно перестроен в 1471 году.
Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года возможно находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась от храма Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
В 1230 году Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, разобрал церковь, которая «обветшала и поломалася». Вместо неё четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи.
На стенах собора имелись уникальные рельефы, часть которых была утрачена. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, а также животных, птиц и грифонов. Георгиевский собор является единственным древнерусским храмом с изображением слона.
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.
Новгородская земля
Новгородская земля (или Земля Новгородская) — одно из крупнейших территориально-государственных образований в составе древнерусского государства, а затем и Московского государства, существовавшее до 1708 года с центром в городе Новгороде. В период наибольшего развития доходила до Белого моря и на востоке распространялась за Уральские горы. Охватывала почти весь современный северо-запад России.
Софийский собор Великий Новгород 1045—1052 гг.
Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Наиболее ранний из древнерусских храмов, сохранившихся на современной территории России.
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим деревянного храма «из дуба о 13 верхах» (13-купольного) 989 года, однако не на том же месте, а севернее.
Освящён собор был, по данным разных летописей, в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой. Храм имеет пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
Николо-Дворищенский собор Великий Новгород Заложен в 1113 гг.
Недействующий православный храм в Великом Новгороде, один из древнейших храмов города. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем, однако освящён только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года. Отдельно стоящая шатровая колокольня построена в 1684—1685 годах.
Николо-дворищенский собор в Новгороде основан, согласно летописям, в 1113 году на правом берегу Волхова, напротив новгородского Кремля – Детинца. На этом месте, известном как Ярославов дворище, по преданию, в первые десятилетия XI века Ярослав Мудрый, еще в бытность свою новгородским князем, построил дворец: «Жил князь Ярослав на Торговой стороне близ реки Волхова где ныне церковь каменная Николая Чюдотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище» (Вторая Новгородская летопись). Собор возводился именно как дворцовая княжеская церковь: между его полатями (хорами) и княжескими хоромами, по-видимому, размещавшимися к юго-западу от храма, был предусмотрен особый переход, тогда как сообщение между хорами и нижней частью собора первое время отсутствовало.. севера почти вплотную к собору примыкала территория Торга с находившейся рядом главной городской пристанью – таким образом, храм был воздвигнут в одном из самых оживленных мест Новгорода.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря Великий Новгород 1117—1122 гг.
Недействующий православный храм в Великом Новгороде, бывший собор Антониева монастыря. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Одно из трёх древнейших зданий, сохранившихся в России со времён Древней Руси.
Изначально представлял собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней. В плане наследует Благовещенской церкви на Городище, известной по раскопкам. Архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В интерьере — фрески XII и XIX веков.
Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе.
Георгиевский собор Юрьева монастыря (архитектор — Мастер Пётр) Великий Новгород 1119—1130 гг.
Православный храм в Великом Новгороде, собор Юрьева монастыря, построенный в 1119—1130 годах. Один из старейших сохранившихся памятников русской архитектуры. В летний период в храме проходят богослужения.
Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.
Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками (уничтожены в XIX веке). 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца епископом Новгородским Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).В середине XVI века из собора в Москву по указанию Ивана Грозного была перенесена икона Устюжского Благовещения.
Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине) Великий Новгород 1179 гг.
(церковь Благовещения на Мячине) — недействующий православный храм в Великом Новгороде на южном берегу озера Мячино рядом с дорогой в Юрьев монастырь.
Построена в 1179 году архиепископом Новгородским Иоанном (Ильей) и его братом Григорием (Гавриилом), как считается, к 10-летнему юбилею победы новгородцев над суздальским войском. По данным летописи, строительство было закончено за 70 дней, а согласно легенде, отражённой в «Повести о Благовещенской церкви», средства для завершения строительства были доставлены чудесным конём, принёсшем братьям два «чомоданьца» с золотом и серебром.
В 1189 году по заказу Григория, ставшего к этому времени архиепископом, храм был расписан фресками. Церковь входила в состав Благовещенского монастыря, основанного Иоанном и Гавриилом одновременно с храмом.
Несмотря на название, храм не принадлежал возникшему позже Аркажскому монастырю. Дополнение к имени получил благодаря близлежащей деревне Аркажи.
Церковь Рождества Богородицы на Перыни Великий Новгород 1220-е гг.
Один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 1230-ми годами. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.
Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947—1948 годах Р. А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок XIII века), а в 1961 году — архитектором Л. Е. Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962—1965 годах (без реставрации интерьера).
В результате реставрации выявлены первоначальное трёхлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проёмов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремлённости ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпича — плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).
Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII века в России. Фасады церкви, не расчленённые лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII — первой половины XIV века.
В 1966 году, сохранившиеся росписи были эксперементально, с переносом в музей, скальпированы. В зиму 1999—2000 годов они были прописаны заново.
В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. После реставрации интерьера архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. В 2004 году состоялся первый и пока последний постриг в иноки.
Церковь Спаса на Нередице Великий Новгород 1198 гг.
Недействующий православный храм в деревне Спас-Нередицы в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым городищем. Была освящена в честь Преображения Господня. В 1941 году разрушена немецкой артиллерией, воссоздана к 2004 году.
Церковь Спаса на Нередице возведена в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Традиционно считалось, что была возведена в память о двух его сыновьях — Изяславе и Ростиславе. Однако Ростислав умер 20 июня 1198 года, тогда как церковь была заложена 8 июня. Изяслав умер 9 июля.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. В 1199 году стены церкви были украшены фресками.
Название архитектурного памятника, по одной из гипотез, связано с местностью Нередицы, «прозванной так потому, что она была не в ряду города, а за чертою Словенского конца». Эта местность включала, в частности, и ту территорию, на которой была воздвигнута церковь.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). Первое упоминание о нём относится к 1322 году. В 1611 году этот монастырь был разграблен шведами, а в 1764 году его упразднили.
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи) Великий Новгород 1185—1192 гг.
Недействующий православный храм в Великом Новгороде.
Храм был построен по заказу жителей Лукиной улицы: «В лето 6693 [1185]. Маия в 6 заложиша Лукиници церковь камяну святых апостол Петра и Павьла на Сильнищи»; [в лето 6700 (1192)] «В то же лето концяша церковь святых Апостол на Силинищи, и святи ю архиепископ Григории в Петров день». Эта дата приводится и на раке Харитины, и в летописи Николо-Дворищенского собора. Возможно, храм XII века был построен на месте более древнего. Местность тогда находилась на расстоянии «одного поприща» от города (Новгородского детинца) и называлась Синичьей горой по селившимся там синицам. При храме были Петровское кладбище и женский монастырь.
Обитель была одним из немногих женских монастырей, находившихся за городской чертой и одновременно одним из самых бедных в городе. В XV веке (по другой версии — XIII веке) в ней жила святая Харитина Литовская. В 1611 году монастырь подвергся нападению шведов, в 1764-м упразднён окончательно. В XIX веке к храму была пристроена колокольня, возле него появилась часовня.
В 1925 году храм был закрыт и осквернён, в 1934-м снесли колокольню.
В 1960 году Петропавловская церковь была объявлена памятником архитектуры, в 1992-м внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть исторических памятников Новгорода и окрестностей.
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу Великий Новгород 1207 гг.
Недействующий православный храм в Великом Новгороде, входящий в архитектурный комплекс Ярославова дворища. Представляет собой крестово-купольную трёхнефную четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами (две из которых внутренние).
Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг. Первая деревянная церковь на месте нынешней была построена в 1156 году заморскими купцами. «Заморскими» назывались новгородские купцы, торговавшие «за морем», то есть за границей.
В 1191 году некий Константин с братом поставили на этом месте новую деревянную церковь того же имени. Позднее летопись сообщает, что в 1207 году было окончено строительство уже каменной церкви. Её опять же воздвигли заморские купцы.
Церковь неоднократно перестраивалась. Так, в 1345 году, согласно летописи, «порушилась в великий пожар», после чего подверглась серьёзной перестройке. В XVI веке она также, уже по инициативе московских купцов, подверглась крупной переделке. Тем не менее, несмотря на многочисленные изменения, внешний облик церкви сохранился достаточно для того, чтобы представить её в первоначальном виде.
В документах также сохранилось 15 свидетельств о пожарах, случившихся в храме, в том числе сообщения о его поновлениях в разные времена.
Восстановление церкви в XX веке продолжалось почти 50 лет: оно началось ещё в 1954 году, а окончательно завершилось в наши дни. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
Церковь Успения на Торгу Великий Новгород 1135 гг.
Недействующий православный храм в Великом Новгороде на Ярославовом дворище. Построен в 1458 году на фундаменте храма XII века. Рядом находится церковь Параскевы Пятницы на Торгу.
В Новгородской первой летописи существует запись о том, что «в лето 6643 (1135) заложи церковь камену святыя Богородиця на Торговищи Всеволод, Новгород, с архиепископом Нифонтом». Строительство шло в течение девяти лет и было закончено в 1144 году.
Церковь посвящалась новгородцам, погибшим у Жданой горы в неудачном походе в Суздальскую землю. Не считая церкви Спаса на Нередице, Успенская представляет собой последнюю крупную княжескую постройку в Новгороде. Согласно летописным записям, она неоднократно подвергалась крупным перестройкам в связи со случавшимися (например, в 1541, 1606, 1745 году) пожарами.
В 1409 году с севера и с юга к ней были пристроены приделы Алексея человека Божия и мученицы Екатерины. В результате многократных перестроек церковь сохранила только свой первоначальный план. Особенно серьёзные изменения в её облик были внесены в 1458 году. Летопись сообщает, что она была поставлена на старой основе, а «стару каменну же порушив».
В XIX веке, кроме описываемой Успенской церкви, в Новгороде имелись ещё две с таким же посвящением — в Козьмодемьянском Заполье и на Лубянице. В 1830—1860 годах с запада от храма была выстроена трёхъярусная колокольня с шестью колоколами.
Собор Иоанна Предтечи Псков 1130-е гг.
Православный храм в Пскове, на левом берегу реки Великой (на Завеличье), напротив Псковского кремля. Построен в ныне не существующем Иоанно-Предтеченском монастыре в XII веке. На протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.
Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Здание имеет приземистые пропорции, выглядит вросшим в землю (из-за поднятия культурного слоя на 1,5 метра). Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов.
Дата постройки собора во имя Рождества Иоанна Предтечи неизвестна. Согласно преданию, Ивановский монастырь был заложен женой псковского князя Ярослава Владимировича — Ефросиньей Рогволодовной. Княгиня, в монашестве — Евпраксия, была якобы первой настоятельницей обители. Собор впервые упоминается в летописи под 1243 годом. Архитектор С. П. Михайлов высказал предположение, что собор был построен по распоряжению Всеволода вскоре после возведения новгородской церкви Ивана на Опоках.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря Псков До 1156 гг.
Недействующий православный храм в Пскове, самый древний сохранившийся храм Мирожского монастыря и города. Построен в XII веке по заказу архиепископа Новгородского Нифонта. Знаменит своими фресками XII века. Ныне занят музеем, Православной церкви не принадлежит. Богослужения в Спасо-Преображенском храме проводятся братией монастыря только в определённые праздничные дни.
Собор выстроен из плинфы и камня до 1156 года. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Успенский собор Успенского Староладожского монастыря Старая Ладога 1160-е гг.
(Успенский собор) — православный храм в Старой Ладоге, построенный в XII веке, собор Свято-Успенского девичьего монастыря. Этот памятник архитектуры считается самым северным из храмов домонгольского периода и древнейшим уцелевшим храмом на всём северо-западе Руси. В 2008 году он вместе с другими постройками Успенского монастыря получил статус объекта культурного наследия федерального значения. История создания собора доподлинно неизвестна. Предположительно, он возник в середине XII века, датой строительства называется 1154—1159 год. На одной из арок монастыря был обнаружен прорезанный геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший княжившим в Великом Новгороде Святополку и Ростиславу Мстиславовичам — внукам Владимира Мономаха. Вероятно, в это время и был построен собор. Строителями храма были новгородские мастера, которые создали архитектурный шедевр, объединивший вокруг себя все постройки Успенского монастыря.
В XV веке храм был православным центром Богородицкого района Ладоги. Вплоть до XVI века не имеется никаких письменных свидетельств, дающих возможность судить об облике собора.
В начале XVII века, во время «шведского разорения» Успенский собор пострадал, как и другие ладожские храмы. Однако уже в 1617 году он был приведён в порядок и заново освящён.
В 2007 году отреставрированный храм был передан возобновлённой обители. 28 августа 2016 года было отпраздновано 900-летие Успенского собора.
Георгиевская церковь Старая Ладога ок. 1165 гг.
Недействующий белокаменный православный храм второй половины XII века, находящийся в Староладожской крепости. Один из древнейших сохранившихся храмов России. Наряду с собором Староладожского Успенского монастыря является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века. Имеет статус памятника архитектуры федерального значения.
Согласно части летописей, Старая Ладога была первой резиденцией Рюрика, прежде чем он переехал в Новгород. Она стояла на важнейшем в то время торговом пути из варяг в греки, проходившем по Волхову. Сооружение каменной крепости в Старой Ладоге началось в 1110-х годах. Во второй половине XII века было построено семь или восемь каменных храмов, из которых лишь два сохранились до нашего времени (кроме Георгиевской церкви, это Успенский собор Староладожского Успенского монастыря).
Точная дата постройки Георгиевской церкви неизвестна, но детали архитектуры и росписей говорят о том, что это было скорее всего между 1180 и 1200 годами. По преданию, храм был построен в честь Георгия Победоносца в память о разгроме шведов в битве на реке Воронежке. Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. К концу XVII века внутренний облик храма остро нуждался в реставрации, которая была проведена в 1683—1684 годах. В ходе работ были проделаны новые окна, настенные фрески были разрушены.
Смоленская земля
Смоле́нское кня́жество, Вели́кое кня́жество Смоле́нское — русское княжество в верховьях рек Днепр, Волга и Западная Двина в XII—XIV веках. Столица — город Смоленск. Путь из варяг в греки проходил через княжество и был важным источником дохода его правителей
Церковь Петра и Павла Смоленск ок. 1146, в конце XII в. Обстроен галереями.
(Петропа́вловская це́рковь) — православный храм XII века в заднепровской части Смоленска. Один из трёх сохранившихся в городе памятников древнерусского зодчества. С западной стороны к нему почти примыкает церковь святой великомученицы Варвары XVIII века.
Храм был построен в 1146 году при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче. Освятил его первый смоленский епископ Симеон.
Первое документальное упоминание о храме встречается на гравюре Вильгельма Гондиуса.
Во время польской интервенции 1611—1654 годов храм был превращён в костёл. Затем храм вновь становится православным.
В XVIII веке храмовый комплекс был полностью перестроен. К храму Петра и Павла с запада примкнул храм святой великомученицы Варвары.
В 1812 году храм был разграблен французами. Восстанавливался на средства из государственной казны. Ремонт храма продолжался в течение ряда лет до 1837 года. В 1826 году был вызолочен иконостас верхней церкви святой великомученицы Варвары; в 1864 году устроены серебряные массивные ризы на иконостасные иконы; написаны 18 картин на стенах в алтаре и храме художником Свешниковым, тщанием смоленского купца Семёна Ивановича Петрова. В 1889 году придельный храм во имя преподобного Нила Столобенского был разобран, и в нижнем тёплом храме престол в честь Ахтырской иконы Божией Матери был переименован во имя преподобного Нила Столобенского. В 1884—1888 годах настоятелем храма был оставивший должность ректора Смоленской семинарии протоиерей Даниил Лебедев.
В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм вновь подвергся разрушениям. Он был восстановлен в предполагаемых первоначальных формах в 1962—1963 годах под руководством архитектора Петра Барановского. Третий этаж палат был разобран, храм отделён от Варварьинской церкви.
Церковь Иоанна Богослова Смоленск 1176—1180 гг.
(на Вражке) — православный храм в Смоленске, один из трёх сохранившихся (частично) смоленских храмов домонгольского периода. Памятник культурного наследия федерального значения.
Храм Иоанна Богослова был возведён в 1173 году по указу князя Романа Ростиславича. Согласно сохранившимся летописям, храм был богато украшен золотом и финифтью. В первозданном своём виде он просуществовал до 1611 года, когда Смоленск после длительной осады был захвачен польско-литовским войском под предводительством короля Сигизмунда III. В годы, когда Смоленск находился в составе Речи Посполитой, храм был превращён в костёл. После возвращения Смоленска в состав Русского государства храм вновь был передан православным.
В XVIII веке храм был частично перестроен. В 1812 году он пострадал от французских войск во время Отечественной войны.
В годы советской власти храм действовал до 1933 года, после чего был закрыт и передан под музей и библиотеку. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, были уничтожены все его пристройки.
В 1958 году в 30 метрах западнее княжеского храма Иоанна Богослова Даниилой Авдусиным были обнаружены остатки сложенной из узкого кирпича плинфы ротонды диаметром около 18 м, оставшиеся от церкви «Немецкой Богородицы» («немецкой божницы», «латинской церкови»), построенной во второй половине XII века по заказу живших в Смоленске иноземных купцов. В ней хранился один из двух эталонов веса — «вощной пуд».
В 1970-е годы была проведена реставрация храма по проектам архитекторов Подъяпольского и Каменевой. С фасадов здания была удалена поздняя штукатурка, а в нижних частях — восстановлены полуколонны и профилировки проёмов.
В 1993 году храм был передан Смоленской епархии Русской православной церкви в состоянии, непригодном для совершения богослужений. Реставрация храма продолжается до наших дней.
Церковь Михаила Архангела («Свирская») Смоленск 1180—1197 гг.
(Свирская церковь) — каменный столпообразный православный храм в честь Архангела Михаила, построенный в конце XII века на загородном дворе смоленских князей. Самый яркий из сохранившихся памятников смоленской архитектуры домонгольского времени. Стоит на берегу Днепра в 1,5 км к западу от центра современного Смоленска. Современный облик получил после реставрации 1976—1982 годов.
Храм построен по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Достоверных сведений о более точном времени постройки нет. Входил в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о его богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в храме находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при храме существовал монастырь.
Во время осады Смоленска в 1609—1611 годах польско-литовские войска Речи Посполитой использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в здании был организован католический приход. В 1654 году, после возвращения Смоленска в состав российского государства, храм снова стал использоваться для православных богослужений.
В начале XVIII века верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна.
В 1733 году к храму был пристроен теплый придел. В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.
Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.
В 1775—1785 годы храм побелили, возвели кирпичную ограду, построили колокольню с луковичной главкой.
Во время Отечественной войны 1812 года Свирская церковь была разграблена французскими солдатами, после войны — восстановлена, по одним сведениям, на деньги купца Василия Хлебникова, по другим — благодаря личному вниманию императора Александра I.
В 1930 году храм был закрыт, в дальнейшем здание использовалось под военный склад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.