Министерство образования и науки Республики Казахстан
«Өмірзақ Сұлтанғазин атындағы Қостанай мемлекеттік педагогикалық институты
Жаратылыстану математика ғылымдары кафедрасы » КМҚК
КГПИ «Костанайский государственный педагогический институт имени Умирзака Султангазина
Кафедра естественных наук и математики »
Эссе
по дисциплине «История Казахстана»
на тему «Древние люди и становление кочевой цивилизации»
Выполнил __________ Шаяхметова Д. Ж.
Группа БХ-22-111-13
Руководитель __________ Туребаев А. О.
РУДНЫЙ 2023
Введение
В 1981-1983 годы Археологическая экспедиция Северо-Казахстанского университета под руководством профессора Виктора Зайберта обнаружила остатки поселения из 158 сооружений, общей площади 15 га.
На поселении Ботай за весь основной период его существования, длившийся несколько столетий, древними людьми было построено не менее 250 жилищ. Площадь полуземляночных жилищ составляла 20-70 квадратных метров. Примечателен набор костяных орудий: серпы и косы из костей нижних челюстей лошадей, землеройные орудия, инструменты по обработке дерева, иглы, шилья и другие ткацкие инструменты, штампы, гарпуны. Это свидетельствует о наличии земледельческих навыков и развитой системе домашних промыслов. Ботай является огромное количество костных остатков. Они находятся везде - и на поверхности земли, и в земле, и в заполнении стен жилищ, и на полу жилищ, и в хозяйственных ямах. И что самое интересное, так это то, что лишь сотая часть остатков - это кости зубра, лося, косули, сайги, тура, медведя, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. Основная же, подавляющая масса костей принадлежит останкам лошади, что является одним из главных признаков одомашнивания.
I Казахстан – древнейшая территория одомашнивания лошади.
Доместикация лошади человеком произошла 5 с половиной тысяч лет назад до нашей эры. Доказательством тому служит обнаруженное археологами древнее поселение Ботай. Наиболее ранние из несомненных свидетельств одомашнивания лошади относятся к ботайской культуре. В эпоху палеолита лошадь нередко изображали на стенах пещер, но это была дикая лошадь, объект охоты. Наиболее ранние изображения лошадей, впряжённых в колесницы, сохранились на стенах ближневосточных гробниц XX века до н. э. Носители ботайской культуры освоили езду верхом с целью охоты на диких лошадей. В ботайских поселениях, состоявших из 50—150 землянок, найдены сотни тысяч костей животных, из которых от 65 до 99 % составляют кости лошадей. Носители ранней культуры охотников и собирателей, которая была в этом регионе замещена ботайской культурой, охотились не столь эффективно, и в их селениях, существовавших на той же территории тысячи лет, найдено не более 200 костей.
II Развитие древнейшей конно - транспортной коммуникации в Евразии.
К числу событий, имевших общемировое значение и с которых открывается «историческая эра» человечества, относится одомашнивание лошади: «Это привело к тому, что человек оторвался от привычной почвы, ему открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой, превосходящей прежнюю, боевой техники; к появлению господствующего слоя, способного приручить лошадь и подчинить её своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного».
Вследствие доместикации лошади и развития коневодства на обширных степных просторах Евразии сложилась уникальная и самобытная конно - кочевая цивилизация:
‒ североафриканско - переднеазиатская;
‒ африканская к югу от сахары;
‒ евразийская;
‒ тибетская;
‒ североазиатская;
Исходя из исключительной важности того или иного вида домашнего животного в системе жизнеобеспечения этих кочевых народов, первых называют мехаристами, вторых – коровопасами, третьих – коневодами, четвертых – яководами, пятых – оленеводами. Таким образом, евразийская степная кочевая культура, по оценке исследователей, имела ярко выраженный «коневодческий облик».
Развитие коневодства стало одним из основных факторов зарождения и последующей жизнестойкости в степных просторах Евразии такого вида хозяйственной деятельности как кочевое скотоводство. По сути, коневодство, как стержневой элемент кочевого хозяйства и породило номадизм в его классическом варианте. Уже в эпоху энеолита в комплексном земледельческо - скотоводческом хозяйстве насельников евразийских степей прослеживаются первые зачатки одного из основных отраслей кочевого скотоводства – табунного коневодства.
Таким образом, археологические свидетельства позволяют отнести территорию Казахстана к одному из первичных очагов конно - кочевой цивилизации. Здесь на протяжении нескольких тысячелетий складывалась и развивалась история многих конных народов. Находки из энеолитического поселения Ботай свидетельствуют об исключительной важности коневодства для насельников древнего Казахстана. Не потеряло своё значение коневодство и в последующие исторические периоды. Саки, гунны, тюрки, кыпчаки, монголы, перманентно доминировавшие в степных евразийских просторах, известны в истории именно как представители конно - кочевой культуры.
III Степная зона – один из центров развития древнейшего колесного транспорта.
В своём развитии колесо прошло несколько этапов. Дисковое сменилось трехчастным композитным, а потом появилось облегчённое колесо со спицами. Последнее, как считают исследователи, стало не столько новым типом, сколько новым технологическим решением для изготовления лёгких двухоколесных повозок — колесниц. Двухоколесные повозки известны на Ближнем Востоке с III тыс. до н.э. Правда на изображениях из Шумера дисковые колеса, а в качестве тягловой силы — полуослы и онагры (модель квадриги из Тель-Аграба, «Штандарт из Ура»). Судя по изображениям на сирийских печатях и моделям из Месопотамии, колесо со спицами использовали уже в XIX–XVII вв. до н.э. В Египет колесничный комплекс с востока привнесли гиксосы в XVIII–XVI вв. до н.э., переняв их от индоевропейских народов Евразии. Если двухоколесную боевую повозку изобрели на Ближнем Востоке, то вопрос о конской запряжке и колесе со спицами остаётся открытым. Как предполагают исследователи, возможно, контакты между населением евразийской степи и социальной элитой Ближнего Востока привели к «изобретению» колесницы — совмещению боевой повозки и лошади как упряжного животного. Произошло это между XXIII и XX вв. до н.э. и связано с населением, которое пришло на Южный Урал с запада. Самые древние остатки колесниц и элементов упряжи (псалиев) обнаружены археологами на памятниках синташтинской культуры и относятся к XXI – XVIII вв. до н.э. Еще одним важным свидетельством использования колесниц как транспортного средства в повседневной жизни стали находки псалиев. Псалий представляет собой костяную или роговую деталь конского снаряжения, которая использовалась для управления лошадью путем давления на морду и как распределитель ремней оголовья. Псалии имеют широкую географическую распространённость: Балкано-Карпатский регион, Подонье, Поволжье, Южный Урал и Казахстан.
Заключение
Таким образом, степи Евразии были тем культурным очагом, из которого шло распространение революционных для своего времени инноваций первых коневодов. Освоение всадничества придало им высокую мобильность, что предопределило на несколько тысячелетий военное превосходство, а, следовательно, и политическое доминирование кочевников в мире.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.