лучшедома
Альтернативная история XVII века

Альтернативная история XVII века

Занимательные материалы +1
docx
история +1
6 кл—11 кл +1
11.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Oplesnin.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2

346550, ул. Донецкая, 3, р.п. Усть-Донецкий, Ростовская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

«Альтернативные взгляды на смутное время»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Оплеснин Андрей Евгеньевич, ученик 10 класса

Руководитель: Завгородняя Наталья Михайловна,

                          учитель истории и обществознания

 

 

2018/2019 уч. год


Содержание

Введение. 3

I.     Основная часть. 5

1.1          Анализ литературы.. 5

1.2          Смута. 6

1.3          Альтернатива Смуты.. 7

II.       Практическая часть. 8

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Приложение. 14

 


Введение

Часто в своей жизни мы задаемся вопросом: «А что, если бы все пошло тогда иначе? К чему бы это привело?», – мы вопрошаем неосознанно,  даже не замечая этого.

Чаще всего эту мысль в нашей голове заставляет возникнуть какая-то ситуация бытового характера, и ничего важного в будущем она вряд ли сможет изменить. Но что, если поменять в прошлом не какое-то маленькое событие, а нечто крупное. Например, предотвратить смерть крупного деятеля, какой бы эффект это возымело на настоящее? Об этом нам может рассказать такой жанр литературы, как альтернативная история. Она дает нам понять, как выглядела бы реальность, если изменить ход какого-то события в переломном моменте жизни всего человечества, и история пойдет по альтернативной развилке. По сюжету произведения в определенный  момент прошлого по какому-либо предлогу, или случайно, или как результат вмешательства  внешних сил, к примеру, пришельцев из будущего, происходит что-то отличное от происходившего в настоящей истории. Случившееся может быть связано с известными историческими событиями или личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате такого изменения происходит «разветвление» истории – события начинают развиваться по-другому.

В мире с изменённой историей и происходит само действие. Оно может проходить в любое время: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, – но на происходящие события существенным образом влияет сам факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в-третьих же, основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Альтернативная история как научная дисциплина, – это отрасль исторической науки, называемая также контрфактической историей, ретроальтернативистикой, ретропрогностикой, в некоторых случаях - ретрофутуризмом. Она моделирует и изучает варианты исторического развития, возможного при определённых допущениях. Допущения эти определяются степенью их отклонения от свершившейся истории, и чем менее реалистичны вводные на расхождение, тем меньшую научную ценность приобретает сценарий.

 

Цель проекта:

Ø  изучение информации о литературном жанре «альтернативная история», представляющем для нас большой интерес, и поделиться ей со всей широкой аудиторией.

Задачей проекта является:

Ø  популяризировать жанр альтернативной истории, как исторической дисциплины, а в отношении альтернативной истории, как направления творчества;

Ø  проанализировать события Смутного времени и его последствий;

Ø  сравнить реальную и изложенную в прочитанной книге альтернативную историю;

Ø  определить источники суждений автора произведения.

Прочитав литературу подобного жанра, я с уверенностью могу сказать, что она имеет как плюсы, так и минусы различного характера.

Плюсы:

-        Во-первых, такой жанр четко помогает нам представить быт и культуру жизни людей того времени, его можно отнести исторической литературе, пусть и альтернативной.

-        Во-вторых, такая литература способна показать нам, что и малейшее событие важно, так как может изменить ход истории, что доказывает известная научная теория, известная как эффект бабочки.

-        В-третьих, по моему мнению, эти книги могут дать нам понять, как сильно можно было повлиять в разных сферах жизни людей, чтобы привести какие-либо сдвиги в технологиях, политике, внутренней или внешней, духовной и материальной культуре, при условиях ограниченных возможностей того времени.

Минусы:

-        В такой литературе часто применяют ту информацию, что может быть ложной, неподтвержденной официальной версией, являющуюся только теорией какой-либо группы историков, что иногда вводит в заблуждение читателя.

-        Может вызвать неправильное представление о реальной истории, что официально подтверждена документами или письмами. Именно это я считаю основной проблемой, что часто заставляет людей отказаться от книг этого жанра потому, что иногда в них можно заметить совсем неверный факт.


       I.            Основная часть

  1.1            Анализ литературы

Для сбора материала и составления проекта в дальнейшем я использовал трилогию «Царь Федор» автора Романа Валерьевича Злотникова. Я считаю её хорошей книгой для того, чтобы показать на ее примере, как выглядит такой жанр в целом и понять насколько она может быть полезна для людей, которые собираются ее прочитать. Эти книги также являются неким прорывом среди остальных произведений этого жанра, потому как в истории реального мира было изменено не одно событие, как объясняет альтернативная история, а их множество, что колоссально изменило её дальнейший ход. Идея, представленная автором в книге проста, а именно показать читателям как человек со знаниями и мышлением людей 21-ого века способен изменить мир, имея возможность путешествовать во времени. Кратко говоря, главного героя, имевшего вполне достаточное образование в разных сферах жизни, отправили в прошлое.

Я считаю, чтобы полностью понять все мои рассуждения, мысли и выводы, вы должны ознакомиться с этими  книгами более подробно, прочитав ее. Прочитав данную трилогию, я сделал вывод, что она  помогла мне лучше ознакомиться с историей реального мира на примере выдуманного, так как главный герой, хорошо зная историю России нынешнего времени, основываясь на своих мыслях и идеях, которые четко передал читателям автор, смог изменить будущее в свою пользу.

Роман Валерьевич Злотников, автор этих книг, дал читателям представить, что было бы, если сын Бориса Годунова, Федор Борисович Годунов, был заменен на главного героя из будущего в его обличии, который предотвратил на себя покушение, и остался русским царем. Федор II Борисович, по официальной версии, имел самое краткое пребывание лица мужского пола на российском престоле. Как говорит один из источников: «Незадолго до  рождения Федора, его отец стал фактическим единовластным правителем государства. Очень рано, начиная с 1594–1595, почести, равные царским, стали оказываться и малолетнему Фёдору Борисовичу (он «писался» в грамотах рядом с отцом, его имя указывалось в церемониалах приёма послов, от его имени отправлялись дипломатические подарки)»

Также нам это смог передать и Роман Валерьевич, показав, как к главному герою обращаются второстепенные персонажи, а именно все окружающие его люди, называя его «царевич», кроме собственного отца, Бориса Годунова, являвшегося на тот момент царем всея Руси, он обращался к нему более мягко, как отец. По версии С.Ф. Платонова, такое возвышение было связано со смертью девятимесячной царевны Феодосии Федоровны, первой и последней внучкой Ивана IV Грозного в 1594 году, после чего пресечение московских Рюриковичей стало делом решённым, и Борис стал готовить свою династию в преемники Федору Иоанновичу.

  1.2            Смута

Чем для людей известны конец 16 века и начало 17? В этот период времени в России происходили сильные изменения, а именно – Смута. Смутное время, или Смута – период в истории с 1598 по 1613 (существуют другие версии периодизации, доводящие хронологию Смуты до 1618 года), ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.

С пресечением династии Рюриковичей в 1598 году началась борьба за российский престол, так и начался этот страшный период в истории. С 1601-1603 году поля были неурожайными и был массовый голод, в 1604 году скончался правящий на то время Борис Годунов и вступил на трон его сын, Федор Борисович, в 1605 году и он был повешен вместе со своей матерью, когда Самозванец вошел в столицу.

После этого произошло еще множество событий, еще несколько человек успело побывать на троне, пока сама страна  не собрала народное ополчение и не свергла интервенцию и других угнетателей русского народа. В конце концов, Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для России. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Россия потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Такое разорение новгородской земли повлияло на то, что шведы беспрепятственно смогли на столетие взять себе побережье Финского залива, так называемую Ингерманландию, которую смог отвоевать назад только первый император России – Пётр I, также основав на этих землях город Санкт-Петербург в 1703 году.

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов и к 1620-1640 годам населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

  1.3            Альтернатива Смуты

Сравнивая книгу с реальной историей, я могу сказать, что события, произошедшие после смерти Бориса Годунова и вхождении на престол его сына Федора, когда Лжедмитрий I смог вступить в Москву под лики народа, предавшего законного царя, которого казнили со всей его семьей, кроме его сестры Ксении, которой пришлось принять участь быть наложницей самозванца, не осуществились в книге. Примерно зная события, которые произойдут в будущем, главный герой смог остановить самозванца, причем зная, что таких будет немало, он смог победить всех, выиграв одно лишь сражение. Так как по большей части немалочисленных Лжедмитриев поддерживал народ, нужно лишь было переубедить людей, что законный царь – истинный и единственный, неизменный и незаменимый. А одной из главных ценностей в то время у народа были духовные, именно поэтому нужно было всего лишь доказать, что царь находится под «рукой Бога». Когда две армии, царя и самозванца, встретились, военные действия не начались, так как Федор имел огромное преимущество в численности, приведя свое войско, и Лжедмитрий придумывал план для вывода своего отряда,  так как в поддержке Польшей его обеспечили маленьким количеством бойцов, тем самым обрекая его на проигрыш. Тогда же главный герой и предложил свою оферту, которая была основана еще ранее на тех условиях, на которых у Федора уже были преимущества, но самозванцу нечего было более делать, это был его последний шанс на победу. Царь предложил ему мирный выход из положения, а именно, сесть в ледяной ручей в позу для молитвы и читать их. Как было решено, кто продержится дольше всех, тот и помилован Богом быть настоящим русским царем.

Таким образом, он заслужил доверие со стороны церкви и народа, став желательным для обоих. Он заранее подготавливал себя закаливанием и утеплением одежды, что помогло ему и дало большие шансы на победу, смог предотвратить собственную смерть, и дальнейшая история пошла по альтернативной развилке, что дало свободу автору разгуляться на эту тему дальше.

Я считаю, что это событие стало ключевым и, в основном, оно заставило время двигаться в другом направлении, изменяя дальнейшие события в пользу главного героя.


    II.            Практическая часть

В практической части моего проекта я бы хотел сравнить историю, которая произошла в нашем реальном мире, и события, описанные автором в книге.

Все действия, которые проводил главный герой, имеют отсылки к настоящей истории, в книге описаны реальные люди, жившие тогда, события и персонажи были подтверждены многими документами. После того, как линия времени изменилась, перейдя на альтернативную развилку, главный герой стал единственным преемником на российский престол, он задумался о всех событиях в будущем и решил немного поменять ее в сторону своей страны, что у него получилось.

Помня настоящую историю и основываясь на своих глубоких знаниях в ней, он не допускал ошибок исторических деятелей прошлого и будущего, приведя тем самым свою страну к превосходству над другими и предотвратив некоторые страшные события, произошедшие в его мире, например вторую мировую войну. В основном, главный герой проводил политику Петра I, он сам часто говорил про его ошибки, и изменял некоторые его введения и реформы, используя их в собственной политике. В книге он за свою жизнь в теле царя удачно выиграл 4 войны. Две из них это Южная и Северная, в этом случае их ход был изменен под влиянием нововведений и политики царя, что привело их к тому, что войны прошли намного успешнее, чем они же, но в реальной истории.

Следующими двумя военными конфликтами являются Приамурская и Польская войны, в этом же случае, эти два случаями стали только следствиями политики самого царя, которые не удалось избежать мирным путем. Я считаю, что они не имеют никакой ценности в данном случае, потому что не являются никакими отсылками к реальной истории. Значимыми событиями в его правлении, представленные нам автором, я также считаю Денежную реформу, которая была реализована уже Екатериной II в 1768 году, ведь именно она послужила основой для будущей экономики страны, что сыграло немалую роль в ее становлении. Ее следствием стало отсутствие денежной недостаточности, что позволило главному герою в дальнейшем развивать сферы науки, образования и медицины, что также стало огромным вкладом в развитие страны в будущем.

Таким образом, он также смог привлечь множество различных иностранных мастеров работать в России, набирая учеников. Именно поэтому, Россия смогла стать монополистом в продаже некоторых изделий, что было недоступно в других странах. Торговля была налажена, был создан первый российский регулярный военный флот, все эти события смог провернуть главный герой, основываясь на истории, знаниях поколений. Также я смог заметить, что он сделал такие действия как перестройка деревянной Москвы в каменную и ликвидация стрелецких полков как военной единицы. В этой части я хотел бы представить вам таблицу, в которой я покажу действия, которые были совершены главным героем книги, когда они осуществились в реальной истории и произошли ли они вообще, а также приведу свое мнение над тем, можно ли было вообще произвести данную реформу или законопроект в ограниченных условиях того времени.

Видение автора

Реальные события

Мое оценочное суждение

«Денежная реформа»

Ввод первых бумажных денег в экономику, в книге был реализован в середине  XVII века. Тут главный герой смог убедить народ, что бумажные деньги  являются не «фантиками», а вполне устойчивой валютой.

В истории же России первые бумажные деньги, а именно ассигнации, появились в середине XVIII века, точнее сказать, в 1769 году, но в то время являлись для людей лишь бумагами для обмена на монеты и как денежное средство не воспринимались вовсе.

Как я считаю, требуется много сил и времени, чтобы закрепить мысль у народа, что бумага тоже может быть чем то ценным. Мне кажется, достаточно сложным внушить людям такую мысль, особенно жителям XVII века.

«Перестройка Москвы из деревянной в каменную».  По сюжету, герой смог выделить огромную часть средств и, чуть не попав в долговую кабалу, перестроить столицу в надлежащий вид.

Такое событие произошло и в нашей истории, но позже, в начале XIX века, во время Великой Отечественной войны 1812 года, когда Кутузов приказал поджечь Москву, чтобы ослабить французскую армию. После этих событий, столицу России пришлось перестраивать полностью, но не вся Москва стала каменной из-за отсутствия такого количества средств.

Это действие я полагаю невозможно на все 100%, потому как, во-первых, пожар возник из ниоткуда, то есть безо всякой причины. Таким образом, в реальной истории она могла сгореть до этих событий, подобного мнения был и сам автор. Во-вторых, столь скорое появление денежных средств на восстановление города вызывает некоторое недоумение.

«Ликвидация стрелецких полков как военной единицы».

В то время стрельцы имели некоторые привилегии, в отличие от остальных военных чинов, и были сильной помехой в преобразовании и реформации русской армии. Опасаясь стрелецких бунтов, главный герой был ограничен  в улучшении своей армии. Но в одном из сражений, почти все стрельцы были убиты, что дало царю возможность распустить данное формирование.

На самом же деле, стрельцы оставались воинским формированием до начала XVIII века. Вследствие бунта 1699 года данный род войск прекратил свое существование.  Последнее известие о стрельцах мы можем увидеть в 1720 году, именно эти годы можно считать ликвидацией.

Я считаю, что для роспуска тех или иных войск, необходимы либо масштабные реформы, либо решительные действия, направленные на их уничтожение. В книге же это все стало делом случая. Подобному вряд ли найдется место в реальной истории. Оттого я и говорю о сложности подобных преобразований.

«Завоевание южных территорий, Азова».  «Южная» война в книге уже более походит на реальные события экспансии на юг. В отличии от реальной истории, в книге крепость была захвачена с первого раза и навсегда, вследствие чего был заключен мир между Османской империей и Россией. Причиной войны послужили частые набеги османов на юг страны, а также желание царя усилить границу с турками.

В отличие от книги, крепость Азов была окончательно захвачена во втором Азовском походе Петра I 1696 года, причины не сильно отличаются от тех, что представлены в книге.

По моему мнению, это одно из тех событий, которое можно было реализовать в то время. В этом случае, главный герой, опираясь на историю походов Петра Великого, смог провести успешную военную кампанию. Это одно из самых удачных событий в книге, в том числе и с позиции истории.

«Война со Швецией». По сюжету книги, данное в достаточной степени милитаризированное государство проявляло агрессию в сторону России. Имевший опыт военных действий главный герой смог дать отпор неприятелю, пусть и в составе коалиции.

В 1700-1721 коалиция из 4 стран, а именно Северный союз, в который входили Российская империя, Дания, Польша и Саксония, объявили войну Швеции. Для России победа была поводом получить выход к Балтийскому морю. По итогам войны к России были присоединены Ингрия (Ижор)Карелия, Истляндия, Лифляндия (Ливония), основан Санкт-Петербург. Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии.

Единственное различие описанной и реальной воин, это их длительность. В истории война шла 21 год, в книге же главный герой не допустил бесполезной траты времени и человеческих ресурсов, управившись в более короткий срок.


Заключение

Придя к заключению, я могу сказать, что выполнил все задачи и цели, что я поставил себе в начале своего проекта. В ходе выполнения всей работы я смог узнать много нового, а также понять, насколько малое событие может изменить всю историю человечества.

Вообще, стечения обстоятельств встречаются совершенно случайными, именно поэтому, следуя теории известной нам как «эффекта бабочки», они по разному могут влиять на факторы течения времени, именно поэтому, по моему мнению, такой жанр остается лишь когнитивным, то есть познавательным, и не является для нас чем то очень полезным, так как может нести в себе тот смысл, что серьезно противоречит достоверным фактам, путает читателя, вызывает у некоторых из них  пренебрежение реальной истории нашего мира.

Таким образом, я считаю, что мы должны всегда верить фактам, документам, а не вымыслам, даже если они и весьма увлекательны, потому что официально подтвержденные исторические данные никогда не смогут дать нам неправильную информацию и сформировать в наших головах ложное представление о нашем прошлом.


Список литературы

1.      Интернет-ресурсы:

-        https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдор_II_Годунов

-        https://althistory.fandom.com/ru/wiki/AI

-        https://ru.wikipedia.org/wiki/Альтернативная_история

2.      Книги:

-        Трилогия Романа Злотникова «Царь Федор»


Приложение

Фёдор II Борисович

Фёдор II Борисович Годунов


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)