Урок №1 Тема: Древние образы в современных народных игрушках
Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование работы с пластическим материалом.
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Актуализация опорных знаний (1 слайд)
Сегодня мы будем
говорить о русских народных игрушках.
Игрушки в древности создавались для забавы
детей, но не только. Игрушки были также составной частью неких обрядов:
выполняли функцию оберега людей от злой нечисти. Конечно, в них находили
отражение образы, о которых мы говорили с вами на предыдущих уроках, – коня,
птицы, женской фигуры. Русская народная игрушка соответствовала той эпохе, в
которую жили наши предки. Все они отличались друг от друга, но в то же время
были расписаны традиционным орнаментом.
Формирование новых знаний (2 слайд)
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Форма игрушек очень пластичная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Филимоновская игрушка (3слайд )
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Начнем мы наш урок с рассказа о филимоновской игрушке. В Тульской области (она находится в 250 км от Москвы) существовал знаменитый центр изготовления этих игрушек. По местному преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Мастера работали семьями: мужчины делали посуду, а женщины изготавливали и расписывали игрушки. Основную массу игрушек составляли классические свистульки: это были и всадники, и медведи, и петухи, и барыни, и коровы. Люди изображались монолитно, деталей было немного – игрушки эти больше походили на древние примитивные фигурки. Оформление игрушек было довольно простым: юбке- колокол у барыни плавно переходила в узкое тело, замыкала композицию конусообразная голова, которая составляла единое целое с шеей. Юноши были похожи на девушек, только вместо юбки у них были толстые цилиндрические ноги, поверх которых надевались неуклюжие сапоги. Головы фигурок украшали интересные шляпки с неширокими полями. Среди филимоновских игрушек нередко можно встретить несколько слепленных вместе фигурок, которые составляли пару, например «Любота» – излюбленная сцена встречи двух влюбленных. Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, желтый, изумрудно-зеленый.
Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яр- кими красками, которые они замешивали на яйце и наносили на изделия куриным пером. Таким образом, фигурки получались яркими и веселыми. Животных обычно расписывали разноцветными полосками по туловищу и шее. Голова и грудь раскрашивались однотонными, как правило, зелеными или малиновыми красками, поверх которых наносился довольно простой орнамент.
Филимоновские фигурки девушек и юношей всегда были одеты нарядно и очень ярко, на голове традиционно присутствовала шляпка, украшенная разноцветными полосками, а воротник кофты, юбку и штаны украшали простым, но очень красивым орнаментом. Одежда филимоновских игрушек сложилась под влиянием городского костюма, с одной стороны, и крестьянских сарафанов, с другой, которые обычно дополнялись расшитыми рубахами и поясами-оберегами.
В начале XX столетия производство филимоновских игрушек сильно сократилось. Лишь несколько умелиц не бросили свое ремесло: А.О. Дербенева, Е.И. Карпова и А.Ф. Масленникова. В 60-е гг. XX в. искусствоведы и коллекционеры приложили огромные усилия к возрождению художественных традиций старинного промысла. И сегодня в городе Одоеве работает мастерская филимоновских игрушек.
( 4слайд ) Высокие стройные крестьянки часто что – то держат в руках. Мужские фигуры подстать им: статные, длинноногие, чуть смешные.
( 5слайд ) Очень большое разнообразие воплотила в себе игрушка. Здесь и свиньи, и питцы – курицы и диковинные существа.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
Каргопольская игрушка ( 6слайд )
Другой вид игрушек – это каргопольская глиняная игрушка, родина которой – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Мастера лепили эти игрушки из остатков глины, не придавая данному ремеслу особого значения. Из глины выходили прекрасные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. И стоило это все совсем недорого, так как особым спросом они не пользовались, и лепили их больше для собственного удовольствия, а не ради заработка. Сначала игрушки, так же как и посуда, были обварными. Закончив обжиг, мастера погружали раскаленную игрушку в болтушку – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности изделия красивый черный узор. Далее игрушку украшали процарапанным архаичным орнаментом. Такие игрушки напоминали изделия каменного века.
Помимо этого, нередко изготавливались и дорогие изделия – посуда или игрушки. Их называли поливными, так как в конце их покрывали глазурью. В 30-х гг. XX в. этот народный промысел постепенно сошел на нет, и изготовление игрушек практически полностью прекратилось. К тому времени осталось совсем немного мастеров, которые продолжали заниматься любимым делом. Изготавливались, в основном, одиночные фигурки мужчин и барынь, которые раскрашивали известью, сажей и цветными глинами. Их лепка была грубой, лица – плоскими, детали фигуры и одежды напоминали древних каменных баб. В росписи фигурок нередко можно было встретить овалы, кресты, круги, пятна – все это также напоминало древние орнаментальные мотивы.
Сегодняшние мастера сохранили традиционные формы изготовления каргопольских игрушек, но в то же время они делают их более изящными и не жалеют масла и темперы для росписи отдельных деталей. Каргопольские мастера лепят не только фигуры людей, но и коней, медведей, оленей, коров, сказочных героев. Самым популярным персонажем в каргопольской игрушке остается полкан – полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.
( 7 слайд )
Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки –
Кавалеры наши.
( 8 слайд )Любимым персонажем Каргопольской игрушки всегда был Конь – Полкан с головой человека и телом коня.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
(9 слайд)Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.
Поляночкой
Идёт медведь с тальяночкой,
Он идёт, гармошку «рвёт»
Баску песенку поёт.
Дымковская игрушка (10 слайд)
Мягко падает снежок,
вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом,
точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое
Дымково назвали.
Самыми
знаменитыми, пожалуй, являются дымковские игрушки. Впервые они появились в
Дымковской слободе, которая находилась недалеко от города Киров (ранее –
Вятка).
Считается, что возникновение этой игрушки связано с весенним праздником
Свистунья, к которому женщины слободы Дымково лепили эти замечательные глиняные
свистульки в виде коней, козлов, баранов, уточек. Позднее этот праздник утратил
свое значение, но промысел остался и развивался в течение многих лет.
Дымковская игрушка неповторима в своей росписи и красоте, она уникальна. Промысел этот был исключительно женским. По осени на лугах на всю зиму заготавливали красную глину, а на отмелях – чистый речной песок. Глину и песок смешивали, тщательно месили и получали готовый материал для игрушек. Это изделие полностью ручное. Фигурки обычно лепят по частям, используя при этом жидкую глину как связующий материал. Следы лепки обязательно сглаживают, чтобы их не было видно, и изделие приобретает ровную поверхность. После просушки в течение 10–20 дней и обжига при температуре 700–800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в 2–3 слоя. Раньше игрушки белили мелом, разведенным в молоке. В старину дымковские игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце и квасе, а вместо кистей использовали палочки и перья. Для росписи использовали 6–10 тонов. Уже расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом для того, чтобы блеклые анилиновые краски заблестели и приобрели яркость. На сегодняшний день для росписи применяют темперные краски и мягкие колонковые кисти. Мастера используют самые различные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, алый. Все это придает игрушке особенную яркость и нарядность. Орнамент строится по особым непростым схемам: круги, точки, клетки, полоски наносятся в самых разных сочетаниях. Самые распространенные сюжеты – няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, скоморохи, барыни, водоноски, индюшки, петухи, олени, мужички.
В дымковской игрушке редко можно встретить полутона и незаметные переходы. Особенно хороши эти игрушки в паре, в соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. В наше время мастера дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых просторных мастерских, обеспеченные всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых обжигаются игрушки.
(11 слайд)
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
(12 слайд) Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно встретить и индюков
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
(13 слайд) Встречаются и лихие всадники на конях
Кони глиняные мчатся
на подставках что есть сил,
и за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(14 слайд) можно увидеть и разряженных щеголих и нянек – «кормилиц» с детьми на руках.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
(15 слайд) Филимоновские игрушки мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.
Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
(16 слайд) Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.
(17 слайд) Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.
Итог урока
(18 слайд)
А теперь ответьте на вопросы теста. Сами вопросы писать не надо. Напишите номер вопроса и букву правильного ответа. (например: 1.а , 2.в, 3.б, 4.абг, 5.а, 6.б, 7.в, 8.а, 9.б, 10.а)
Тест «Древние образы в народных игрушках»
1.В глубокой древности игрушки создавались из:
А) глины Б) песка В) стекла
2.Игрушки вытянутые по форме, они выглядят стройными , изящными.
А) Дымковская игрушка
Б) Филимоновская игрушка
В) Каргопольская игрушка
3.Эти игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.
А) Каргопольская Б) Филимоновская В)Дымковская
4.Выбери основные цвета филимоновских игрушек.
А) жёлтый Б) черный В) малиново-красный Г) изумрудно-зеленый
5.Где находится родина Дымковской игрушки:
А) Архангельская область
Б) неподалёку от города Вятки
В) Тульская область
6.У филимоновской игрушки узор выстраивался из
А) растительных мотивов Б) кругов и клеток В) радужных полос
7.Форма этих игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью.
А) Каргопольская Б) Филимоновская В) Дымковская
8. На поверхности этих игрушек наведены древние солярные знаки- круги, символы зёрен, колосья и т.д.
А) Филимоновская Б) Каргопольская В) Дымковская
9.У дымковских игрушек в росписи используют
А) все цвета Б) белый и красный В) желтый и синий
10.Эти игрушки расписывались в ярких и приглушённых тонах, но отличались простыми и ясными узорами.
А) Каргопольская Б)Филимоновская В)Дымковская
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.