«Виртуальное путешествие в мир искусства: Как организовать увлекательную экскурсию по ИЗО для дошкольников»

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изо.docx

 

«Виртуальное путешествие в мир искусства: Как организовать увлекательную экскурсию по ИЗО для дошкольников»

 

Введение: Почему виртуально и почему искусство?

 

В современном цифровом мире виртуальная экскурсия стала мощным инструментом образования, стирая границы и открывая доступ к величайшим музеям и произведениям искусства. Для дошкольников (3-7 лет) такой формат — это не просто замена реальному походу в музей, а уникальная возможность погрузиться в мир красок, форм и фантазии в комфортной и знакомой обстановке.

Цель такой экскурсии — не искусствоведческий анализ, а развитие эмоционального интеллекта, творческого мышления, зрительного восприятия и расширение кругозора. Это увлекательная игра, где картины оживают, а скульптуры начинают рассказывать истории.

 

Часть 1: Подготовка и планирование (Фундамент успеха)

 

Организация виртуальной экскурсии для малышей требует тщательной подготовки. Спонтанность здесь не лучший помощник.

1.1.          Выбор темы и произведений

Тема должна быть конкретной, понятной и интересной ребенку. Обзорная экскурсия по всем эпохам будет утомительна.

· Примеры удачных тем:

  · «Путешествие в страну Цвета» (про основные и составные цвета).

  · «Кто такие животные в картинах?» (анималистический жанр).

  · «Волшебные портреты: угадай настроение!».

  · «Сказка в картинах» (В. Васнецов, М. Врубель).

  · «Веселые натюрморты» (про фрукты, цветы, предметы).

  · «Какой формы облако?» (абстрактное искусство, формы и линии).

1.2. Подбор ресурсов.  Используйте качественные онлайн-платформы:

· Google Arts & Culture — идеальный ресурс с высококачественными сканами картин, виртуальными турами по залам музеев и тематическими подборками.

· Официальные сайты музеев (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр, музей Ван Гога и др.) — часто имеют детские разделы и виртуальные туры.

· YouTube — каналы музеев с анимированными историями картин или записями мастер-классов.

Важно! Заранее отберите 3-5 произведений. Большее количество переутомит детей. Убедитесь, что изображения качественные, их можно приблизить, рассмотреть детали.

 

1.3. Подготовка материалов Экскурсия должна быть интерактивной. Подготовьте:

· Репродукции картин (распечатанные на цветном принтере).

· Материалы для творчества: бумага, краски (гуашь, акварель), карандаши, пластилин.

· Предметы-«помощники»: игрушки (если тема про животных), фрукты (для натюрморта), цветные стеклышки или пленки (для изучения цвета).

· Музыкальное сопровождение: классическая музыка, соответствующая настроению картин.

 

1.4. Сценарий и длительность Продумайте сценарий: приветствие, основная часть (просмотр и обсуждение каждого объекта), творческое задание, завершение. Оптимальное время:20-30 минут. Дошкольники не могут долго удерживать внимание.

 

 

Часть 2: Проведение экскурсии (Главное событие)

 

Структура экскурсии должна быть динамичной и вовлекающей.

 

2.1. Создание атмосферы (5 минут) Начните с создания волшебной атмосферы.

 

· «Входим в музей»: Затемните комнату, включите тихую музыку. Скажите: «Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие в картинную галерею. Закройте глазки... раз, два, три — открывайте! Мы в музее!».

· Загадка или стихотворение: Начните с загадки, связанной с темой.

 

2.2. «Осмотр» экспонатов (10-15 минут) Показывайте картины на большом экране(телевизор, проектор) или раздайте распечатанные репродукции. Методика обсуждения (на примере картины «Золотая рыбка» А. Матисса):

 

1. Эмоциональный отклик: «Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Она веселая или грустная? Тебе нравятся эти цвета?».

2. Описание и детали: «Давай посмотрим внимательно! Кто изображен на картине? Какого цвета рыбка? А что еще ты видишь? (растения, ваза). Сколько рыбок? Какие они?».

3. Вовлечение через игру:

   · «Оживи картину»: «Давай поплаваем, как эти золотые рыбки!».

   · «Найди цвет»: «Покажи все красные (синие, зеленые) пятна на картине».

   · «Придумай историю»: «Как ты думаешь, о чем мечтает эта рыбка? Куда она плывет?».

 

Избегайте: сложных терминов, биографий художников (если только это не короткая сказка-история), оценок «правильно-неправильно».

 

2.3. Физкультминутка (3-5 минут) Обязательно смените деятельность. Проведите тематическую разминку.

· Тема «Животные»: «Встаем и потягиваемся, как кошечка на картине!».

· Тема «Цвет»: «Разбегаемся по комнате и находим предметы такого же желтого цвета, как на картине!».

2.4. Творческое задание (10-15 минут) Закрепляем впечатления через собственное творчество.

 

· Рисование: «Давай нарисуем свою золотую рыбку!» или «Нарисуй свое настроение такими же яркими красками, как у Матисса».

· Лепка: «Слепи вазу с фруктами, как в натюрморте».

· Аппликация: «Создай свой узор из цветных пятен».

Важен процесс, а не результат. Хвалите смелость, цветовые решения, фантазию.

2.5. Завершение (3 минуты) Подведите итог.

 

· Выставка: Устройте мини-выставку детских работ. Попросите каждого рассказать, что он изобразил.

· Рефлексия: «Что тебе больше всего запомнилось? В какую картину ты хотел бы попасть?».

· Ритуал выхода: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Закрываем глазки... и мы снова в нашей группе/комнате!».

 

Часть 3: Роль взрослого и технические аспекты

 

Роль педагога/родителя: Вы — не экскурсовод, а проводник, аниматор и соучастник. Ваша задача — заразить интересом, задавать наводящие вопросы, удивляться вместе с детьми, поощрять их высказывания.

 

Технические советы:

· Протестируйте все ссылки, видео и презентацию заранее.

· Убедитесь, что звук и изображение качественные.

· Если интернет-соединение ненадежно, лучше заранее скачайте нужные видео или изображения в высоком качестве.

· Используйте простой софт: PowerPoint, Google Презентации или просто вкладки в браузере.

Часть 4: Примерный конспект экскурсии «В гости к Синей Корове» (по картине К. Малевича)

 

· Тема: Знакомство с необычными образами в искусстве.

· Цель: Развитие фантазии, принятие нестандартных образов, изучение цвета.

· Материалы: Репродукция картины, синяя игрушечная корова (или вырезанная из бумаги), синяя краска, бумага.

 

Ход:

 

1. Вступление: «Ребята, к нам сегодня в гости спешит необычный герой. Чтобы его встретить, давайте произнесем волшебное заклинание!».

2. Знакомство с картиной: (Показываем картину). «Ой, кто это? Правильно, корова! А какого она цвета? Синего! Необычно, правда? Давайте придумаем, почему она синяя? Может, она искупалась в синей воде? Или съела синюю конфету? А какое у нее настроение?».

3. Игра: «Давайте покажем, как ходит эта добрая синяя корова, как она мычит».

4. Творчество: «Давайте поможем художнику и нарисуем для нашей коровы много-много синих друзей! (дети рисуют синих птиц, зайчиков и т.д. или отпечатки ладошек синей краской)».

5. Завершение: «Какая веселая синяя компания у нас получилась! Мы сегодня были настоящими фантазерами, как художник Малевич!».

 

Заключение

 

Виртуальная экскурсия по изобразительному искусству для дошкольников — это яркий мостик между миром детской фантазии и миром высокого искусства. Она учит детей не бояться музеев, видеть прекрасное в простом, выражать свои эмоции и мыслить нестандартно. Правильно организованная, она оставляет не просто знания, а живые, эмоциональные воспоминания, которые становятся основой для дальнейшего интереса к культуре и творчеству. Открывайте галереи, творите и удивляйтесь вместе с детьми!


 

Посмотрите также