Древние религии мира: основные идеи, выраженные в искусстве
Срабова О.Ю. к.п.н.,
зав. кафедрой художественно-
эстетического образования и
технологии ЛОИРО
Веды
Примерно с середины II тыс. до н.э. через горные перевалы на северо-запад Индостана стали проникать кочевые племена. Они называли себя ариями.
Коренных жителей новой земли племя ариев назвали индусами («синий», «смуглый»).
Язык ариев, на котором слагались древнейшие священные предания – Веды - позже стал называться ведийским санскритом.
Веды – это не только собрание гимнов и молитв, но и картины социальной и религиозной жизни ариев. В целом Веды образовали ядро священного канона, в период с XVI-XV по VI-V вв. до н.э.
Брахманизм
Брахманизм вырос из религии Вед, в новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам – знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.
Слово «брахман» многозначно. В Ведах есть упоминание о брахмане – как некой таинственной силе, присущей ведийскому ритуалу. В то же время брахманы – это жрецы.
В период становления брахманизма произошло разделение на варны (касты), которые были закреплены «Законами Ману». В Законах Ману были в подробностях разработаны правила общежития и обряды культа.
Из уст Брамы, главного бога, произошли брахманы (жрецы), из рук – кшатрии (воины), из бедер – ваисьи (ремесленники, купцы, земледельцы), из ступней – шудры (покоренные народы).
Брахманизм
Арии свято верили, что жизнь – это величайший дар природы, она вечна и не исчезает со смертью человека, а переходит в тела других одушевленных существ и после ряда переселений опять воплощается в человеческом существе.
После того, как арии окончательно закрепились на завоеванных территориях, в их верованиях произошли некоторые изменения, а именно – главный бог Брама стал триединым, т.е. сам Брама, как сила творческая включает в себя Вишну – символ сохранения всего живого и вечного и, Шиву – символ разрушения.
Иногда происходит разрушение единства, тогда для его восстановления божество воплощается и исходит на землю под именем Кришны.
Основной смысл брахманизма заключается в соединения с Брамой или мировой душой (Абсолютом).
Для этого необходимо совершить подвиг умерщвления плоти или созерцания.
Буддизм
Царство Капилаваста. Царь Суддходана из рода Сакиев, потомков Ману.
Сирватасиддартха или Сиддартха Гаутама (623 - 543 гг. до н.э.)
Предсказание жреца Аситы. Доказательство: 32 основных и 80 второстепенных знаков будущего величия на теле.
В 29 лет Гаутама при содействии своего возничего Чаны, узнал что есть:
старость;
болезни;
смерть;
люди, которые пытаются найти ответы на главные вопросы бытия.
Открытие Будды
Отверг мировую душу Брамы.
Мы идем к смерти прямой и ровной дорогой, перед смертью все равны.
Наше тело на протяжении всей жизни служит источником всех страстей, волнений и мучений.
Всякое бытие – есть страдание, значит надо разрушить бытие , уничтожить его до основания.
Так как смерть не освобождает человека от мира страданий, а вновь и вновь возрождает его к жизни, то нужно прервать эту нить перерождений и найти убежище в Нирване, куда должен стремиться каждый, кто хочет освободиться от мира страданий.
Добиться этого можно лишь достигнув состояния величайшего покоя, которое достигается осознанием четырех истин:
истины страдания;
истины происхождения страдания;
истины уничтожения страдания;
истина о пути, ведущем к уничтожению страдания.
Основные положения учения
На пути к Нирване люди должны освободиться от 10 цепей:
1. От заблуждения, что «Я», индивидуальность или душа неизменны;
2. От сомнения в том, что существует путь, который освобождает от перерождений;
3. От убеждения в том что разные религиозные обряды – молитвы, жертвы, почитания религий и прочие обряды и церемонии ведут к спасению;
4. От чувственных страстей и желаний;
5. От ненависти и недоброжелательства к своим близким;
6. От любви к земной жизни;
7. От желания будущей жизни на небе;
8. От гордости;
9. От высокомерия;
10. От неведения.
Буддизм
Начало и причина всякого существования – дело.
Сумма этих дел, совершенных существами, поддерживает существование вселенной.
А качество дел определяет для существа его будущую форму рождения.
Воздержание от всякого зла, привязанностей и чувств, только доброе отношение ко всему окружающему нас в мире, обуздание мыслей и страстей может прервать нить перерождений и помочь достигнуть Нирваны.
Достигнуть блаженства (Нирваны) можно только прервав нить перевоплощений, т.к. человек продолжает жить не в силу не разрушаемости его души, а в силу не уничтожаемости его дел.
Сравнение буддизма и индуизма
По сути | Мировосприятие | Конечная цель личности | Религиозное мировоззрение | |
Индуизм (брахманизм) | Политеис-тическая | Весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют. | Разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. | В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. |
Буддизм | Монотеис-тическая | Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет. | Прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати. | Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании. |
Сравнение буддизма и индуизма
Основатели | Национальные корни | Обустройство | |
Индуизм (брахманизм) | Аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. | Индуизм – национальная религия индийцев. | Индуизм аморфен, индифферентный, закрыт для перемен. |
Буддизм | Сирватасиддартха или Сиддартха Гаутама | Буддизм – религия вненациональная. | Буддизм четко структурирован. |
Как называется буддийский храм
Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра.
Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.
Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.
Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов.
С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище». Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.
Архитектура буддийских храмов и монастырей
Быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.
Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды – вышитые, рисованные, в виде скульптур.
Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.
Кондо - «зал для чтений», в котором регулярно проводятся чтения и толкования учения.
В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.
Буддийские храмы имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии - ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.
Храм Махабодхи – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление.
Внутреннее убранство буддийского храма
Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень — символ земли, круглая — символ неба.
В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы.
На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих.
На стены вывешиваются «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.
Среди прочих символов буддизма: ваза, ваджра (скипетр), чаша для подаяний, лук и стрелы, чётки, плеть для наказаний, колесо Сансары, или колесо Закона, с восемью спицами (восемью нравственными законами). Символика положений тела и движений рук в буддийской иконографии называется мудра (санск. mudra — "знак, примета") -изображение Будды одновременно в качестве и человека, и совершенного.
Конфуцианство
Небо – повелитель и владыка мира – Ян, мужское начало бытия и жизни.
Земля – женское Инь, мертвое, бездеятельное и неподвижной.
Отдельные силы или явления природы представлены духами и демонами.
Очень развито поклонение духам предков.
Отсюда – жертвоприношения.
Шу Лиан-Хо – градоправитель города Чеу
Второй раз женился в 70 лет.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
Было предсказано на яшмовом камне – будет царем без царств.
Конфуцианство
Трехгодичный траур по смерти матери укрепил в сознании Конфуция, что человек обязан быть образованным и постоянно совершенствовать самого себя.
Образование в те времена включало изучение следующих дисциплин: музыки, знание духовных и гражданских обрядов математику, каллиграфию, искусство владения разным оружием, умение управлять колесницей.
Знакомство с законами, обрядами и правилами древних китайских мудрецов способствовало решению Конфуция систематизировать эти знания под свод гражданских законов, касающихся всех сфер деятельности китайского общества.
Основным правилом при этом было – почитание старших.
Конфуций считал, что основным в самосовершенствовании личности является управление собой.
Он был убежден, что тот, кто может управлять собой, может управлять людьми, тот, кто может управлять людьми, может управлять государством.
ЗАКОНЫ КОНФУЦИЯ О БРАКЕ
Древние полагали наилучший возраст вступающих в брак должен быть для мужчины не старше 30 лет, для женщины 20 лет.
Настоящая же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины.
Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные.
Муж — голова; он повелевает, жена повинуется. Он — небо, она — земля.
Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести.
В общественной жизни жена всем обязана мужу.
Смерть его не делает ее независимой. В девицах она зависела от родителей, а если была сиротою, то от братьев или попечителей; замужем она подчиняется мужу; вдовою она зависит от сына.
ЗАКОНЫ КОНФУЦИЯ О БРАКЕ
Сын — хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий.
Обычай воспрещает женщине вторичное замужество: и вдова обязана посвятить себя уединению.
Вне дома — у нее не должно быть никаких дел, даже и в домашние дела она должна входить по необходимости, и то, если дети малолетние.
При совершеннолетних детях вмешательство вдовы — напрасное их стеснение. Днем она не должна выходить из своей комнаты; ночью же спальня ее должна быть всегда освещена.
Так должна вести себя вдова, ежели хочет заслужить уважение детей и сограждан.
Период от 15—20 лет самый удобный для выхода замуж. Не надо забывать, что от брака зависит вся судьба женщины, а потому выбор мужа требует большой осмотрительности.
Девица не должна вступать в брак:
с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства;
семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор;
с нарушителем закона или бывшим под судом,
с одержимым хроническою болезнью или каким-нибудь физическим недостатком;
с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах,тетках и т. д.
ЗАКОНЫ КОНФУЦИЯ О БРАКЕ
Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине; причин же таких семь:
неповиновение жены свекру или свекрови;
бесплодие;
непристойное поведение или нарушение супружеской верности;
внесение ею в семью мужа вражды и ссор;
болезнь жены, внушающая к ней отвращение;
болтливость и склонность к мотовству;
если жена обворует мужа.
Муж не имеет права развестись с женой, хотя она того и заслуживает,
во-первых, когда она не имеет никого из родных;
во-вторых, когда она провинилась пред мужем во время траура по свекру или свекрови, и
в-третьих — когда муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время сожительства с нею.
Магометанство
В традиции было представлять божество внешними материальными предметами – естественными и искусственными идолами.
Богопочитание состояло единственно из внешних действий, оргий и жертвоприношений, в том числе и человеческих.
Абдалла, сын Абу-эль-Муталлиба. Магомет (570-632 гг.).
До 24-х лет служил дядьям, пас овец.
В 594 г. Стал приказчиком у Хадиджи, богатой 40-летней вдовы. Через год женился на ней.
Был знаком с Ветхим Заветом евреев и Новым Заветом христиан. Считал Авраама прародителем, так как изгнанная из его дома Агарь с Измаилом, поселилась на аравийских землях, от них и пошли арабские племена.
Магометанство
Магомет был уверен, что священный храм и алтарь Кааба, в одну из стен которого был вставлен черный камень, якобы принесенный с небес архангелом Гавриилом, был построен еще Авраамом, когда он решил проведать своего сына Измаила.
Со временем все это забылось, остался только факт поклонения алтарю и камню.
Это вызывало у многих недоумение, чем может помочь людям камень, который не видит и не слышит, и не может сделать им ничего худого или доброго.
Некоторые принимали христианство, некоторые иудейство.
В 612 г. Магомет очередной раз уйдя в пустыню получил знамение.
С ним говорил сам бог Аллах.
Магомет признал его как Бога Единого и стал его проповедником.
Учение, которое приходило к нему всегда неожиданно, он диктовал своим близким.
Таким образом сложился Коран, что собственно значит – чтение.
Магометанство
«Ислам, говорит он, есть религия Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса» (Сура XLII,11).
«Скажи: мы верим в Бога, в то, что он послал нам, что он открыл Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и двенадцати коленам, мы верим в священные книги, полученные с неба Моисеем, Иисусом и пророками, мы не полагаем между ними никакого различия – мы Ему предали себя» (Сура III, 78).
Коран есть писание для арабов; он не отменяет Пятикнижия и Евангелия для получивших эти книги, но он заменяет их для мусульман.
В период с 622 по 632 гг. Магомет создал сообщество, основными направлениями деятельности которого стали:
Магометанство
1. Обособление от языческих соплеменников в Мекке.
2. Обособление от иудеев в Ятрибе.
3. Осознание своего религиозного начала, как высшего и окончательного откровения.
4. Создание государства на основе новой религии.
5. Формирование идеи Священной войны.
6. Захват центрального святилища арабов и господствующего положения во всей Аравии.
Магометанство
Основная ограниченность ислама – отсутствие идеала человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом – идеала истинной богочеловечности.
Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу.
Главное дело веры относительно Бога есть молитва.
Относительно ближнего – милостыня.
Относительно собственной своей природы – воздержание, или пост.
Мечеть
Мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). К мечети пристраиваются башни-минареты (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети Аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском.
Архитектура в исламских и мусульманских регионах не имеет явных отсылок к образу человека.
И мужчинам, и женщинам, посещающим мечеть, полагается знать, что при входе им придется снять обувь, а в самом здании, вероятно, придется сидеть на полу.
Любая мечеть может иметь два входа - один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.
Внутреннее пространство мечети
Стена, обращенная к Мекке, известна как стена кибла. В этой стене располагается особо украшенная ниша, называемый михрабом. Это ни в коем случае не алтарь, это указание направления в сторону Каабы. Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к михрабу, который иногда называют "нишей света", символом Божественного Присутствия в сердце. Иногда михраб выполнен в форме раковины; створки раковины символизируют "ухо сердца", а жемчуг, содержащийся внутри нее - "Божественное Слово".
Справа от михраба устроен минбар - возвышение, с которого имам провозглашает проповедь хутбу. Подобное возвышение представляет собой или пару, покрытых ковром ступенек, ведущих на небольшой помост, или довольно высокий лестничный пролет, изысканно отделанный узорчатой резьбой.
Мечеть аль-Масджид аль-Харам (араб.«Запретная мечеть») — основная Мечеть, во внутреннем дворе которой расположена Кааба.
Мекка. Саудовская Аравия.
Иудаизм
Слово «иудаизм» образовано от имени «Иуда»- принятое в России написание имени, звучащего на иврите примерно как «Иегуда».
Еврей на иврите - это «иегуди».
Иудаизм – это вся еврейская цивилизация, культура и религия.
Иудаизм – религия сугубо национальная, однако Эрец-Исраэль (Земля Израиля) и Иерусалим – земля и место, через которое проходит ось всемирной истории.
В центре Иерусалима – Храм, в центре Храма – Ковчег Союза, а перед Ковчегом Союза – звен штия (краеугольный камень мироздания). Адам был сотворен из земли, взятой с того места, на котором впоследствии был воздвигнут Храм.
С Иерусалимом связаны пророчества, относящиеся не только к еврейскому народу, но и ко всему человечеству.
Центральная идея иудаизма – идея избранности.
Иудаизм
Кто избирает? Бог.
Из какой среды избирает? Из всего человечества.
Избирает кого? Евреев.
Избирает для чего? С какой целью?
Чтобы они с момента избрания выполняли среди других народов на протяжении всей мировой истории особую, данную им Богом задачу.
Однако в Торе – другой сюжет.
Бог не находит народ, который в полной мере отвечает Его замыслу. И решает его создать – создать из одного, выбранного им человека. Таким стал арамеянин Аврам, которому Бог поведал: «… ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам…» (Быт. 17.4-5)
Аврам понял самостоятельно, что существует лишь один Бог.
Иудаизм
Отношения между Богом и Авраамом (и его потомками) названы в Торе (с иврита – «учение», «теория», «концепция») словом «брит», т.е. союз, договор, соглашение, даже контракт.
Символ этого Союза – обрезание: особый знак на теле каждого мужчины – потомка Авраама.
Аврааму вменяется в обязанность готовность быть всегда открытым для Бога, не пытаться что-то скрыть или утаить. Авраам , олицетворяющий весь еврейский народ, должен быть лишен недостатков.
Союз – Авраам возлагает на себя и своих потомков трудно выполнимое обязательство «ходить перед Богом» и «быть непорочным»; Бог обещает, что Авраам, старый и бездетный человек, станет родоначальником целого народа и что, благословив Авраама, а через него и весь еврейский народ, Он благословит тем самым «все племена земные». Бог обещает дать Аврааму и его потомкам «всю землю Ханаанскую, во владение вечное» (Быт. 17.8)
Иудаизм
В исходе из Египта, в последовавшим непосредственно за ним Синайском откровении и формируется еврейский народ – уже не символически , в лице одного Авраама, но реально: как настоящий народ.
Требования Бога у горы Синай составляют Десять Заповедей.
Четыре из них посвящены отношениям с Богом, шесть – социальной жизни людей.
Зафиксированная в Торе воля Бога не ограничивается Десятью Заповедями.
В еврейской традиции насчитывается 613 мицвот (повеление, приказание): 365 запретов и 248 предписаний.
Иудаизм
В иудаизме основной путь познания Бога – через откровение, т.е. через то, что Бог открыл в Своей Торе.
Существует Письменная и Устная Тора.
Письменная Тора – Танах – сборник книг, которому в христианстве соответствует (но не точно) Ветхий Завет. Танах почти полностью написан на иврите.
Устная Тора – еврейское религиозное наследие, не вошедшее в Танах. Основу Устной Торы составляет Талмуд. Талмуд написан на двух языках: иврите и арамейском.
С точки зрения жанра Устная Тора делится на Галаху и Агаду.
Галаха – это еврейское религиозное законодательство.
Агада – притчи, истории, шутки, размышления и т.д.
Архитектура и оборудование синагоги
В архитектурном плане СИНАГОГА строится так, чтобы ее фасад был обращен к Иерусалиму. Она обычно имеет прямоугольную форму; предусмотрены раздельные помещения для мужчин и женщин.
В центральном зале установлен большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом — синагогальный ковчег («арон кодеш»), в котором хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле — в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет.
В центре СИНАГОГИ находится возвышение («бима»), с которого читается Тора, а над ковчегом расположен «неугасимый светильник», «нер-тамид» — вечный огонь, лампа, которую помещают выше и немного впереди арон кодеш. Она должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «...возжигать вечный огонь... перед парохет, который перед скрижалями...» (Шмот, 27:20-21);
Рядом помещается каменная плита (или бронзовая доска) с выгравированными на ней заповедями Десятисловия.
Литература
Альбедиль М. Ф. Индуизм. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.
Религиоведение / под ред. М. М. Шахнович. СПб., 2012.
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 2012.
Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве. СПб., 2001.
Интернет- источники:
Буддизм - http://indiada.ru/religia/buddiyskie-khramy-monastyri.html;
Иудаизм - http://www.moshiach.ru/study/enciclopedia/1340_11_3.html;
Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/12415;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.