ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СТАТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА»
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое,
женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и
призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное
ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Такое положение определяет
и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека,
сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду. Человек не
царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование
естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Когда
нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: «Обернется
несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится на несчастье».
Эти положения развивали сторонники даосизма («учения о пути») — одного из
направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был
мыслитель ЛаоЦзы. Центральным понятием для ЛаоЦзы было «дао», которое чаще всего
переводится как «путь».
В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными
проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь
китайского общества учения Конфуций (551—479 гг. до н. э.) жил приблизительно в то же
время, что Будда и Пифагор (греческий философ и математик). Уже в молодости Конфуций
стал преподавателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и дошли
до нас его мысли.
В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность,
милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В повседневной жизни
надо руководствоваться определенными правилами. Главное из них — не делай другим того,
чего не желаешь себе. Овладеть таким поведением помогает следование строгому порядку
(ли), нормам этикета. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он
вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его
братьями», — говорил Конфуций.
Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам
«правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться
государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой
людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников.
Само государство — это одна большая семья, где государь — «сын Неба» и «отец и мать
народа». Регулирующую роль в этой «семье» выполняют прежде всего моральные нормы. А
обязанности каждого члена этого сообщества определяются его социальным положением.
Отношения правителя и подданных философ выразил следующими словами: «Суть
господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над
травой, она не может выбирать, а наклоняется».
Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. И
сегодня оно играет важную роль в китайской культуре и обществе.
Подводя итог рассмотрению философских учений Древних Индии и Китая, подчеркнем,
что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как
личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух
Вселенной, Небо и т. п.). Большинство религиознофилософских течений склоняло человека
к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам
гармонии в своем внутреннем состоянии. Исключение составило конфуцианство,
направленное на гармонизацию отношений между людьми.
Древние мыслители о мире человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.