Дроби
Оценка 4.6

Дроби

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
математика
11 кл +1
08.02.2023
Дроби
знакомство с дробями
Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби.doc

 

Тема: Дроби ,5 класс

Учитель Кавун Д.Н.

 

Цели урока:

  1. Знакомство с понятиями  доли и обыкновенной дроби;
  2. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.

Задачи:

1) обучающие

- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой

- развивать творческие способности через использование загадок и занимательных задачек

2) развивающие

- развивать у учащихся познавательный интерес

- развивать умение работать в группах

3) воспитательные

- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)

- воспитывать у учащихся любовь к предмету

 

Ход урока

1. Орг. момент

 

2. Мотивация. Объяснение нового материала

- Учитель: Доброе утро! У вас ,у  каждой пары на столе лежит апельсин.

-А скажите ребята , из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- Молодцы!

Учитель:Она бывает барабанная, бывает охотничья ,а еще есть в математике?

Учащиеся: Дробь.

Как вы считаете какая тема нашего урока? Доли. Дроби обыкновенные.

- Открываем тетради, записываем число, тему урока: Доли. Обыкновенные дроби

А чему будем учиться?

Учащиеся :познакомимся  с понятием  доля, обыкновенные дроби , будем учиться читать  и записывать  обыкновенные дроби.

 

 

Ну, а сейчас вы поработаете с историческим материалом и зачитаете интересные факты.

Работаем по группам. 3 минуты

1 группа

 Дроби появились в глубокой древности, когда древний человек решил разделить добычу с себе подобным. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью делить что-то на равные части, т.е. наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удавалось выразить натуральным числом, приходилось учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.  В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как половина, треть, четверть. А это ведь тоже дроби. С самого детства мы слышим такие выражения: "весит четверть килограмма", "одна вторая листа" или "три четверти часа". Во всех этих случаях мы говорим о дробях: одна четверть, две четверти, три четверти, одна вторая и треть - все это дроби.

 

2 группа

 

 

Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от латинского слова  фрактура, которое, в свою очередь, является переводом с  арабского с тем же значением: ломать, раздроблять. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. В древности у разных народов использовались разные дроби и разные записи дробей.

А что же было в Древней Руси? Там дроби называли долями или ломаными числами. На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали из них с помощью деления пополам. Люди разных профессий используют дроби в процессе работы,  даже не задумываясь об этом. Например, врач, назначая количество лекарства больному, повар, отмеряя необходимые ингредиенты, продавец, водопроводчик, слесарь и даже музыкант. Да и мы пользуемся дробями с самого детства,  не подозревая об этом ("Мама, дай мне половинку яблока", "Давай разделим шоколадку поровну",  "Я еще четверть часика поиграю в компьютер").

 

3 группа

 

Дроби появились в Древнем Египте для более точного счёта; слово дробь произошло от слова "дробить", "ломать", "разбивать на части"; в каждой культуре были и есть интересные задачи с дробями; дроби были важны для решения практических задач. дроби появились очень давно и на протяжения всего времени существования человека, он использовал, на ряду с целыми числами, и дроби. И раз древние египтяне, вавилоняне, римляне и др. могли использовать дроби и проводить вычисления с использованием дробей, то и современный человек, даже имея современную вычислительную технику, обязан уметь пользоваться дробями.

 

  1. Работа в группах

Карточка 2

Записи вида   5    называют

                         6

обыкновенными дробями.

 

Числитель дроби    -   5                    

                                    Знаменатель дроби -  6

 

Знаменатель дроби показывает

на сколько

долей делят, а

числитель дроби

показывает –

сколько таких долей взято.

 

 

Числитель записывается над чертой

Знаменатель записывается под  чертой

 

- Запись в тетрадь:5/6 обыкновенная дробь,

Число 5 – числитель дроби. Число 6 – знаменатель дроби.

 Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято

- Так как же образуются доли? (Когда один предмет делится на равные части)

4. А сейчас мы с вами будем решать задачи

Загадка № 1

А дорога – нелегка,

А корзина – тяжела,

Сяду на пенек

Съем я пирожок.

Задача №1: Как пирожок  разделить между Машей и медведем поровну?

Какую долю получит каждый?   

- Долю   в математике принято еще называть половиной

- Запись в тетрадь :  - половина.

Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)

2) Загадка № 2

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки. (Три медведя)

- Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она подарила им мёд. На сколько частей надо разделить мед? Какую долю получил каждый медведь?

 

- Долю   в математике принято называть  треть

- Запись в тетрадь:  – это треть

 

Задача №3: Рано утром Мальвина, Перо, Буратино и Артемон завтракали.

На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество какао в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый? (долю  )

- Долю   в   математике принято называть четверть

- Запись в тетрадь  - это четверть.

- Скажите когда мы говорим четверть? (учебная четверть, четверть часа)

- Вернёмся к записям на доске и в тетрадях. Назовите дробь: половина, треть, четверть?

- А сейчас поучимся читать дроби и в этом нам поможет памятка .

- чтение дробей.

- Все эти дроби обыкновенные

 

5. Первичное закрепление пройденного материала

 

-Учитель объясняет задания: Ребята ваша задача прочитать задание, просмотреть варианты ответов и показать кружок с правильным вариантом ответа.

Слайды с заданиями

 А) Какая часть квадрата закрашена? (1/3)

Б) Какая часть круга  не закрашена? (1/8)

В) Какая часть треугольника закрашена? (2/3) 

Г) Какая часть прямоугольника? (5/6)

- Прекрасно справились с заданием!

 

-Работа с демонстрационным материалом

Пирог разделили на 6 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть от всего пирога съели?   Сколько долей пирога осталось? (5) Какую часть от всего пирога они составляют?

Пирог разделили на 8 долей. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога съели?  Сколько долей пирога осталось? (7) Какую часть от всего пирога они составляют?

Пирог разделили на 4 доли. Одну долю пирога съели. Какую часть пирога съели? Сколько долей пирога осталось? (3) . Какую часть от всего пирога они составляют?

- Объясните как вы понимаете каждую дробь?

- Какие это дроби? (обыкновенные)

Работа учащихся с тестом

- Учитель: Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями.

- Учитель: Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга

-Учитель: Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;

Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;

Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.

- Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте.

 

- Я зачитываю, а вы записываете в виде обыкновенной дроби: а) три шестых, б) одна треть, в) половина, г) семь десятых, д) одиннадцать сотых, е) три четверти, ж) одиннадцать сорок восьмых.

- Учитель: А теперь ребята проверим. На доске даны правильные ответы и критерии оценивания.

- Учитель:  Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания.

6. Домашнее задание

1.Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

7. Итог урока

8. Рефлексия

Оцените себя

Спасибо за урок.


Тема: Дроби ,5 класс Учитель

Тема: Дроби ,5 класс Учитель

Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от латинского слова фрактура, которое, в свою очередь, является переводом с арабского с…

Так русское слово дробь, как и его аналоги в других языках, происходят от латинского слова фрактура, которое, в свою очередь, является переводом с арабского с…

Числитель записывается над чертой

Числитель записывается над чертой

Первичное закрепление пройденного материала -Учитель объясняет задания:

Первичное закрепление пройденного материала -Учитель объясняет задания:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023