юноши, которое в этом возрасте играет особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь.
В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.
Другая сторона с помощью которой формируется самооценка это окружение
сверстников юноши, которое в этом возрасте играет особенную роль. Желание
иметь друзей верных и преданных неизменно открывает список важнейших
жизненных ценностей 1517летних, часто опережая среди таковых даже
любовь.
В основе юношеской тяги к дружбе страстная потребность в
понимании другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно
связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые
жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.
Для ранней юности типично идеализация друзей и самой дружбы. По
экспериментальным данным, представление о друге в этом возрасте
значительно ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и
человеческому идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я», а
связь между идеалом испытуемого и его друга теснее, чем между его идеалом
и образом собственного «Я».
Для измерения сравнительной степени психологической близости
испытуемого с ближайшими друзьями и другими значительными лицами (отец,
мать, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель, и
другие) были применены три отдельных показателя: «понимание» (вопрос:
«Насколько хорошо понимает вас перечисленные лица?»), «доверительность»
(вопрос: «Делитесь ли вы с этими людьми своими сокровенными мыслями и
переживаниями?»), и «субъективная лёгкость общения» (вопрос: «Насколько
легко вы себя чувствуете в общении с перечисленными людьми?»).
Оценки, которые дали юноши и девушки пониманию их окружающими
людьми, в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях онистоят ближе к положительному полюсу. Однако во всех возрастах, и у
юношей и у девушек, «ближайший друг» (как правило сверстник своего
пола) занимает ведущее положение.
Психологическая близость девятиклассников с разными значимыми
людьми были изучены и посредством методики самооценки. Каждый
испытуемый оценивал себя по 16 качествам, а затем должен был предсказать,
как оценят его по тем же параметрам мать, отец, ближайший друг, любимый
учитель и одноклассники. Очевидно, что чем выше предполагаемая у
испытуемого степень понимания его определённым лицом, тем ближе будут
ожидаемые им оценки со стороны этого лица к собственной самооценке.
Наибольшее совпадение оказалось опятьтаки в случае с другом. Более того,
друг оказался единственным человеком, от которого девятиклассник ждёт
более высоких оценок, чем его собственная самооценка. Это можно считать
косвенным указанием на то, что одной из ключевых функций юношеской
дружбы является поддержание самоуважения личности.
Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от
юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение
формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения
и деятельности; проявление новых интимных привязанностей.
Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого
человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный
опыт позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои
достижения и возможности. Взрослый человек на умеет соизмерять свои
притязания с потребностями , его сознание более предметно, менее
эгоцентрично, нежели юношеское, поэтому потребность в психологическом«зеркале» у него снижается. Функция самопознания, столь важная в
юношеской дружбе, теперь отходит на задний план, и дружеское общение в
значительной мере теряет свою исповедальность. Чтобы разрешить многие
проблемы и трудности, обусловленные преувеличением собственной
уникальности, не похожести на других, юноше иногда достаточно сказать
вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие взрослого человека
значительно сложнее, простым разговором их не разрешить. Поэтому его
общение с друзьями имеет более предметный характер.
В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку
она складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни
профессии, ни любимой. Единственный «соперник» юношеской дружбы
любовь к родителям, но эти чувства находятся в разных плоскостях. С
появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно
утрачивает своё привилегированное положение.
Таким образом,
в развитии личных отношений есть свои
закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный,
но может и препятствовать ему. Например слишком тёплые отношения в
семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического
комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за
положение и понимание надо бороться. Тесная юношеская дружба порой
также создаёт конфликтные ситуации. Пример судьба «последнего в
компании», который настолько поглощен своими друзьями и совместной с
ними деятельностью, что не ищет других привязанностей. Его друзья один за
другим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался сгруппой как целое, остался один. Он запоздал с переходом в следующую
стадию.