Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17
Северо-Восточоного федерального университета
им. М.К. Аммосова Автодорожный факультет
Расторгуев Александр Александрович
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
- дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении Казахстана в ближайшие годы.
Колледжи переходят на дуальное обучение.
Это, когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка на практическую работу - на предприятии, которое и берет на себя расходы по подготовке специалиста. После трех лет такого обучения, можно легко найти работу. На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов.
Дуальное обучение является одним из дополнительных направлений деятельности НПП РК. В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что «в ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования», а «в перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования».
Дуальная система образования предполагает участие в обучении двух учреждений — профессиональной школы и обучающего предприятия. При этом практическую, производственную часть обучения приходится примерно две трети времени, тогда как на профессионально-теоретическую, школьную часть приходится лишь одна треть.
Подобное образование широко применяется на Западе. К примеру, в Германии дуальное обучение введено в строгие законодательные рамки, и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий страны в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс. При этом более половины являются представителями МСБ, то есть, частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. Наши спец. предметники прошли курсы обмена опытом в Германии.
Прогноз потребностей в рабочей силе компании составляют заранее, и свой профессиональный путь выпускник немецкой школы начинает не с выбора профильного вуза, а с поиска предприятия, которое займется его обучением. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые также имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. В роли преподавателей на производстве выступают сотрудники компании.
Программа обычно рассчитана на 2,5—3 года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, профшколы и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. Стоит отметить, что в период учебы будущие работники получаются вполне приличную стипендию.
Как мы видим, высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы образования объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.
Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс безболезненно адаптироваться к взрослой жизни и получить работу. К тому же ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.
Дуальная система обучения была внедрена в нашей республике в 2012 году. Данный формат позволяет совместить в учебном процессе теорию и практику. Одновременно с азами науки учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть, 1-2 дня в неделю в аудиториях, остальное время — на предприятиях-партнерах. Эксперимент признан удачным, и принципы дуального образования сейчас уже внедряются в 176 колледжах с участием более 2 000 предприятий. На производстве проходят обучение 44 тысячи студентов. Заинтересованность самих работодателей в подобном сотрудничестве растет с каждым годом. Квалифицированные кадры нужны каждому производству. Тем более, сейчас, когда внедрение новых технологий - это залог успеха бизнеса.
Стоит отметить, что дуальная модель образования успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды и Швейцария. В Казахстане созданы 24 экспериментальных площадки по внедрению принципа получения диплома в формате «теория, закрепленная на практике» на базе колледжей во всех 16 регионах. В первую очередь, в Алматы. В рамках данного проекта за три года планируется изучить опыт и результаты, чтобы выработать единые стандарты для создания казахстанской модели дуального обучения.
Несмотря на положительные примеры, по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов. Для эффективного внедрения дуальной технологии обучения требуется законодательное и нормативно-правовое обеспечение, введение системы мотиваций для предприятий, создание института наставничества и эффективной системы профессиональной ориентации. Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.
Дуальная система обучения уже давно получила мировое признание.
Список литературы:
1. www.zakon.kz. (В Казахстане будет внедрена дуальная система обучения ТиПО)
2. www.stepinfo.kz (Дуальное образование – начало положено)
3. http://www.palata.kz (Дуальное обучение для рабочих кадров)
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.docx
Магистрант 2го курса группы МПО17
СевероВосточоного федерального университета
им. М.К. Аммосова Автодорожный факультет
Расторгуев Александр Александрович
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Как известно, дуальная система профессионального образования,
получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная
форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в
учебном заведении и производственное обучение на производственном
предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал
следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток
традиционных форм и методов обучения разрыв между теорией и
практикой;
в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на
личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию
получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний
напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих
местах;
заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в
работника;
практическом
учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает
обучении
своего
требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
дуальная система обучения может широко использоваться в
профессиональном обучении Казахстана в ближайшие годы.
Колледжи переходят на дуальное обучение. Это, когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка
на практическую работу на предприятии, которое и берет на себя расходы
по подготовке специалиста. После трех лет такого обучения, можно легко
найти работу. На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из
самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов.
Дуальное обучение является одним из дополнительных направлений
деятельности НПП РК. В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая
цель, единые интересы, единое будущее» президент РК Нурсултан Назарбаев
отметил, что «в ближайшие 23 года надо сформировать ядро национальной
системы дуального технического и профессионального образования», а «в
перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством
получения молодыми людьми технического образования».
Дуальная система образования предполагает участие в обучении двух
учреждений — профессиональной школы и обучающего предприятия. При
этом практическую, производственную часть обучения приходится примерно
две трети времени, тогда как на профессиональнотеоретическую, школьную
часть приходится лишь одна треть.
Подобное образование широко применяется на Западе. К примеру,
в Германии дуальное обучение введено в строгие законодательные рамки,
и осуществляется с помощью торговопромышленных и ремесленных палат.
Из 3,6 млн. предприятий страны в программе профессионального обучения
задействованы 500 тыс. При этом более половины являются представителями
МСБ, то есть, частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку
специалистов нужного профиля. Наши спец. предметники прошли курсы
обмена опытом в Германии.
Прогноз потребностей в рабочей силе компании составляют заранее,
и свой профессиональный путь выпускник немецкой школы начинает не с
выбора профильного вуза, а с поиска предприятия, которое займется его обучением. Учебная программа формируется по заказу и при участии
работодателей, которые также имеют возможность распределять объем
учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. В роли
преподавателей на производстве выступают сотрудники компании.
Программа обычно рассчитана на 2,5—3 года и завершается экзаменом,
который принимает комиссия из представителей предприятия, профшколы
и региональных ремесленных или торговопромышленных палат. Успешно
сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право
работать по специальности. Стоит отметить, что в период учебы будущие
работники получаются вполне приличную стипендию.
Как мы видим, высокая жизнеспособность и надежность дуальной
системы образования объясняется тем, что она отвечает кровным интересам
всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для
себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем
своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников,
их переучивании и адаптации. Участие в подготовке кадров положительно
сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя
на рынке труда.
Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс
безболезненно адаптироваться к взрослой жизни и получить работу. К тому
же ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание
производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной
ступеньки на пути к успешной карьере. В безусловном выигрыше остается
которое эффективно решает задачу подготовки
и государство,
квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная
нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят
на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40
млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству
содержание вузов. Дуальная система обучения была внедрена в нашей республике в 2012
году. Данный формат позволяет совместить в учебном процессе теорию и
практику. Одновременно с азами науки учащиеся осваивают избранную
профессию непосредственно на производстве. То есть, 12 дня в неделю в
аудиториях, остальное время — на предприятияхпартнерах. Эксперимент
признан удачным, и принципы дуального образования сейчас уже внедряются
в 176 колледжах с участием более 2 000 предприятий. На производстве
проходят обучение 44 тысячи студентов. Заинтересованность самих
работодателей в подобном сотрудничестве растет с каждым годом.
Квалифицированные кадры нужны каждому производству. Тем более, сейчас,
когда внедрение новых технологий это залог успеха бизнеса.
Стоит отметить, что дуальная модель образования успешно используется в
таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды и Швейцария. В
Казахстане созданы 24 экспериментальных площадки по внедрению принципа
получения диплома в формате «теория, закрепленная на практике» на базе
колледжей во всех 16 регионах. В первую очередь, в Алматы. В рамках
данного проекта за три года планируется изучить опыт и результаты, чтобы
выработать единые стандарты для создания казахстанской модели дуального
обучения.
Несмотря на положительные примеры, попрежнему остается ряд
нерешенных вопросов. Для эффективного внедрения дуальной технологии
обучения требуется законодательное и нормативноправовое обеспечение,
введение системы мотиваций для предприятий, создание института
наставничества и эффективной системы профессиональной ориентации.
Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели
профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание
в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований
конкретных предприятий.
Дуальная система обучения уже давно получила мировое признание. Список литературы:
www.zakon.kz. (В Казахстане будет внедрена дуальная система
обучения ТиПО)
www.stepinfo.kz (Дуальное образование – начало положено)
http://www.palata.kz (Дуальное обучение для рабочих кадров)
1.
2.
3.
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Дуальное обучение – преимущества и проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.