Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола)
Данный урок является продолжением темы “Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви” (1-й урок “Реформы патриарха Никона”) .
Цели урока:
• Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с европейским протестантизмом.
• Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества.
• Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.
Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола)
Данный урок является продолжением темы “Религиозноцерковная жизнь в XVII в. Раскол в русской
православной церкви” (1й урок “Реформы патриарха Никона”) .
Цели урока:
Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской
православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея
Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка
церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с
европейским протестантизмом.
Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские
и исторические подходы к оценке старообрядчества.
Развивающая – умение прослеживать причинноследственные связи, оперировать
историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний,
анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и
излагать свою точку зрения, делать краткие записи.
Основные понятия и термины:
РПЦ – русская православная церковь;
Патриаршество;
Самодержавие = абсолютизм;
теория “Москва – Третий Рим”;
реформы патриарха Никона;
раскол;
канон;
старообрядцы;
самосожжение;
скит;
беспоповщина;
протестантизм.
Оборудование:
картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;
репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
карта “Российское государство в XVII в. ”;
таблицы: “Социальный состав раскола”, “Старообрядчество и протестантизм”;
Видео: “Спор о вере” (картина В. Перова из собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, “Самосожжение” (х/ф
“В начале славных дел”) – 34 мин. или (х/ф “Михайло Ломоносов”) – 8 мин.
Ход урока
План:
1. Причины и начало раскола.
2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.
3. Социальные силы. Формы сопротивления.
4. Раскол и реформация: сходство и различия.
5. Значение раскола.
Повторение изученного материала.
1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы?
2. Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?
3. Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог
ли в этой борьбе победить патриарх?
4. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия?
Переход:
1. Причины и начало раскола:
а) Причины расколаУчитель: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов
поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления
грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, писал
протопоп Аввакум.
В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало
вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки
были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями
русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым
действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные
приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее
противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя
готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно
ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.
б) Начало раскола
Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех
упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были
произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный
разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора
1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.
Работа с учебником с. 164 п. “Старообрядчество” 2й абзац
Вопросы учащимся: Кто возглавил борьбу с расколом в церкви после отречения Никона от
патриаршества?
Противостояние старообрядцев с царской властью продолжалось и в конце XVII в.
Начались жестокие преследования старообрядцев. (“Спор о вере” (1682г. ) видео 67 мин. )
Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на вопрос: Чем объясняется жестокое преследование
старообрядцев государственной властью, в т. ч. после падения Никона?
2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум:
а) Идеология раскола
Учитель: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было
столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в
утверждении православия.
Вспомните теорию “Москва – Третий Рим”
Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом.
Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а
вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .
И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное
величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской
империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя.
Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой
православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от
разрушительных иноземных влияний.
Работа с источником: Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 4849
б) протопоп Аввакум (16211682 гг. )
…стал одним основоположников старообрядческого движения (Сообщение учащегося) .
Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был
приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но
реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою
многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” замечательном памятнике русской
литературы.
Работа с источником: “Житие протопопа Аввакума” (на доске репродукции икон на тему “Жития…”
1. учебник с. 189
2. хрестоматия с. 41461) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против
никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со
скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной
жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.
2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и
пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с
несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме,
на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по царскому указу “за великая на царский дом хулы”) .
Вопрос учащимся: Ознакомьтесь с отрывком из “Жития…” и ответьте на вопросы:
В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?
Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким
важным для старообрядцев?
Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?
Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый
человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же
приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”
В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума –
горячего сторонника традиционной средневековой культуры.
Всякая борьба имела для Аввакума религиозное значение, была борьбой за истинную веру, за
пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и традициями, с ее тихим и плавным течением
жизни.
Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников “во един
день” и прежде всего Никона: “того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе “Жития” с
трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Такое сочетание
благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.
Вопросы учащимся: Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы
“Жития святых”?
Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя?
(Написано живым, сочным разговорным языком. В свое повествование Аввакум включил
реалистически написанные бытовые сцены, описание природы, душевные переживания и страдания) .
Идеи протопопа Аввакума стали основой старообрядчества.
3. Социальные силы. Формы сопротивления:
а) Социальные силы
В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в
неприкосновенности традиционности русской культуры.
Задание учащимся: Определите, используя учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол?
Ответы после обсуждения заносятся в таблицу
б) Судьба боярыни Морозовой (Сообщение учащегося)
Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)
жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова ( Что вы помните о нем?)
очень богата
“духовная дочь” протопопа Аввакума
арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду
умерла в ноябре 1675 г.
Работа с источником (Мордовцев Д. Л. Великий раскол) :
С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться
поставленной цели?
В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить
смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.
Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.
в) Формы сопротивления.Учитель (краткое сообщение) После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в
Заволжье, на Урал (скиты).
Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.
1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.
Самосожжение – “Гари”: начались с 70х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в.
Только в 16751695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20
тысяч человек.
Задание учащимся: Посмотрите фрагмент художественного фильма “В начале славных дел” (34
мин) и ответьте на вопрос:
В чем причины массовых самосожжений? (учебник с. 166, (последний абзац) .
Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший
грех?
4. Раскол и Реформация: сходство и различия.
Задание учащимся:
Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались
глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И
реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты,
отвергали церковную иерархию.
Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были
противоположными?
Учащиеся вспоминают об основных положениях протестантизма, сравнивают их с идеями
старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в таблицу
5. Значение раскола.
Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим
выводам:
Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не
привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками
традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и
европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации
культуры.
Объяснение термина: Секуляризация – освобождение от церковного влияния
В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского
государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только
государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу
поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не
напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской
истинной веры, о котором грезили старообрядцы.
Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – “Житие Аввакума”)