Духовная оппозиция и церковный раскол.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола) Данный урок является продолжением темы “Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви” (1-й урок “Реформы патриарха Никона”) . Цели урока: • Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с европейским протестантизмом. • Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества. • Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.
Иконка файла материала Духовная оппозиция и церковный раскол.doc
Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола)  Данный урок является продолжением темы “Религиозно­церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской  православной церкви” (1­й урок “Реформы патриарха Никона”) .  Цели урока:   Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской  православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея  Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка  церковного раскола современниками и потомками. Сравнение русского старообрядчества с  европейским протестантизмом.   Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества.   Развивающая – умение прослеживать причинно­следственные связи, оперировать  историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний,  анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и  излагать свою точку зрения, делать краткие записи.  Основные понятия и термины:  РПЦ – русская православная церковь;   Патриаршество;    Самодержавие = абсолютизм;           теория “Москва – Третий Рим”;  реформы патриарха Никона;  раскол;  канон;  старообрядцы;  самосожжение;  скит;  беспоповщина;  протестантизм.  Оборудование:  картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ; репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”; карта “Российское государство в XVII в. ”; таблицы: “Социальный состав раскола”, “Старообрядчество и протестантизм”;      Видео: “Спор о вере” (картина В. Перова из собрания ГТГ) – 6 – 7 мин, “Самосожжение” (х/ф  “В начале славных дел”) – 3­4 мин. или (х/ф “Михайло Ломоносов”) – 8 мин.  Ход урока План:  1. Причины и начало раскола.  2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум.  3. Социальные силы. Формы сопротивления.  4. Раскол и реформация: сходство и различия.  5. Значение раскола.  Повторение изученного материала.  1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы? 2. Как относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович? 3. Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог  ли в этой борьбе победить патриарх? 4. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия? Переход: 1. Причины и начало раскола: а) Причины расколаУчитель: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов  поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления  грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, ­ писал протопоп Аввакум.  В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало  вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки  были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями  русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым  действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные  приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее  противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя  готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно  ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.  б) Начало раскола Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 – 1667гг. предал анафеме всех  упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были  произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный  разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора  1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.  Работа с учебником ­ с. 164 п. “Старообрядчество” 2­й абзац Вопросы учащимся: ­ Кто возглавил борьбу с расколом в церкви после отречения Никона от  патриаршества? Противостояние старообрядцев с царской властью продолжалось и в конце XVII в.  Начались жестокие преследования старообрядцев. (“Спор о вере” (1682г. ) ­ видео 6­7 мин. )  ­ Посмотрите отрывок видеофильма и ответьте на вопрос: ­ Чем объясняется жестокое преследование старообрядцев государственной властью, в т. ч. после падения Никона? 2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум: а) Идеология раскола Учитель: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было  столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в  утверждении православия.  ­ Вспомните теорию “Москва – Третий Рим”  Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом.  Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а  вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .  И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное  величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской  империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя.  Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой  православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от  разрушительных иноземных влияний.  Работа с источником: ­ Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу. Хрестоматия с. 48­49  б) протопоп Аввакум (1621­1682 гг. )  …стал одним основоположников старообрядческого движения (Сообщение учащегося) .  Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был  приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но  реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою  многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” ­ замечательном памятнике русской  литературы.  Работа с источником: ­ “Житие протопопа Аввакума” (на доске репродукции икон на тему “Жития…” 1. учебник с. 189 2. хрестоматия с. 41­461) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против  никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со  скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной  жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.  2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и  пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме,  на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по царскому указу “за великая на царский дом хулы”) .  Вопрос учащимся: ­ Ознакомьтесь с отрывком из “Жития…” и ответьте на вопросы:  ­ В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона? ­ Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким  важным для старообрядцев? ­ Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону? Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый  человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же  приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”  В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума –  горячего сторонника традиционной средневековой культуры.  Всякая борьба имела для Аввакума религиозное значение, была борьбой за истинную веру, за  пошатнувшуюся средневековую Русь с ее обычаями и традициями, с ее тихим и плавным течением  жизни.  Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников “во един  день” и прежде всего Никона: “того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе “Жития” с  трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Такое сочетание  благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.  Вопросы учащимся: ­ Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы  “Жития святых”? ­ Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя?  (Написано живым, сочным разговорным языком. В свое повествование Аввакум включил  реалистически написанные бытовые сцены, описание природы, душевные переживания и страдания) .  Идеи протопопа Аввакума стали основой старообрядчества.  3. Социальные силы. Формы сопротивления: а) Социальные силы ­ В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в  неприкосновенности традиционности русской культуры.  Задание учащимся: ­ Определите, используя учебник (п. 6) , кто и почему уходил в раскол? Ответы после обсуждения заносятся в таблицу   б) Судьба боярыни Морозовой (Сообщение учащегося)  Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова)  ­ жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова (­ Что вы помните о нем?)  ­ очень богата ­ “духовная дочь” протопопа Аввакума ­ арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду ­ умерла в ноябре 1675 г.  Работа с источником (Мордовцев Д. Л. Великий раскол) : ­ С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться  поставленной цели? В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить  смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.  Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.  в) Формы сопротивления.Учитель (краткое сообщение) ­ После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в  Заволжье, на Урал (скиты). Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.  ­ 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание. ­ Самосожжение – “Гари”: начались с 70­х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в.  Только в 1675­1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20  тысяч человек.  Задание учащимся: Посмотрите фрагмент художественного фильма “В начале славных дел” (3­4  мин) и ответьте на вопрос: ­ В чем причины массовых самосожжений? (учебник с. 166, (последний абзац) .  ­ Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший  грех? 4. Раскол и Реформация: сходство и различия.  Задание учащимся:  Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались  глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И  реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты,  отвергали церковную иерархию.  Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были  противоположными? Учащиеся вспоминают об основных положениях протестантизма, сравнивают их с идеями  старообрядчества. Итоги обсуждения заносятся в таблицу  5. Значение раскола.  Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим  выводам: ­ Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не  привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками  традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и  европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации  культуры.  Объяснение термина: Секуляризация – освобождение от церковного влияния ­ В борьбе двух церковных общественных сил – а в XVII в. в сознании всех жителей Московского  государства не различались – поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только  государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу  поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не  напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской  истинной веры, о котором грезили старообрядцы.  Д/з §17 (п. 4,6) , 18 (п. 5 – “Житие Аввакума”)