Тип урока: комбинированный
Класс: 9
Цели:
• охарактеризовать период «оттепели» в духовной сфере, на конкретных примерах показать достижения советской культуры и спорта, проанализировать противоречивый характер «оттепели»;
• развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания, заполняя таблицу.
Потепление «политического климата» в стране оказало благотворительное влияние на стране оказало благотворное влияние на творчество писателей, художников, композиторов. Официальная литература «социалистического реализма» продолжала существовать, но одновременно с ней в печатных изданиях стали появляться смелые произведения, вызвавшие живой отклик у миллионов людей. В 1954 году Илья Эренбург описал освобождение врачей в ставшей широко известной повести «Оттепель». В 1956 г. Роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», довольно робко вскрывавший природу бюрократизма. Стал поводом для оживленной дискуссии о сущности советской системы.
С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на накладывающиеся сверху ограничения, начало набирать силу течение критического реализма, представители которого касались тех сторон жизни общества, о которых ранее не принято было не только писать, но и говорить. Была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, посвященная жизни заключенных в послевоенных лагерях.
Духовная жизнь и идейнополитическое
развитие СССР в 1960–1980х годах
Тип урока: комбинированный
Класс: 9
Цели:
охарактеризовать период «оттепели» в духовной сфере, на конкретных примерах показать
достижения советской культуры и спорта, проанализировать противоречивый характер
«оттепели»;
развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания,
заполняя таблицу.
ХОД УРОКА
1. План изучения нового материала
1. Духовное развитие страны в период «оттепели».
2. Советская культура середины 19601980 годов.
3. Конституция 1977 г. И развитое правозащитное движение
4. Спорт в СССР.
2. Проблемный вопрос: В чем состояли основные принципы метода социалистического реализма?
3. Выступление учителя
Потепление «политического климата» в стране оказало благотворительное влияние на стране оказало
благотворное влияние на творчество писателей, художников, композиторов. Официальная литература
«социалистического реализма» продолжала существовать, но одновременно с ней в печатных
изданиях стали появляться смелые произведения, вызвавшие живой отклик у миллионов людей. В
1954 году Илья Эренбург описал освобождение врачей в ставшей широко известной повести
«Оттепель». В 1956 г. Роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», довольно робко
вскрывавший природу бюрократизма. Стал поводом для оживленной дискуссии о сущности советской
системы.
С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе,
несмотря на накладывающиеся сверху ограничения, начало набирать силу течение критического
реализма, представители которого касались тех сторон жизни общества, о которых ранее не принято
было не только писать, но и говорить. Была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича»
А.И. Солженицына, посвященная жизни заключенных в послевоенных лагерях.
Работа с учебником
– Какие новые тенденции духовной жизни проявились в СССР в конце 1960х – начале 1980х годов?
Несмотря на все ограничения и всеохватывающего контроля партийногосударственных структур за
культурой, развитие различных направлений культуры не остановилось.
Общественность получила возможность ознакомиться с творениями выдающихся композиторов
современности Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокопьева, А.И. Хачатуряна, В.Я. Шебалина, Г.В. Свиридоваи др., многие из которых были заклеймены как антинациональные.
Импульс, данный периодом «оттепели», способствовал дальнейшему развитию отечественного
кинематографа. Кинофильмы «Война и мир». «Судьба человека», «Они сражались за Родину» С.Ф.
Бондарчука, «Тихий Дон» и «У озера» С.А. Герасимова, «Печкилавочки» и «Калина красная» В.М.
Шукшина, комедии « Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л.И. Гайдая,
фильмы А.А. Тарковского «Андрей Рублев» и «Зеркало» представлялись на международных
фестивалях, где они получили высокую оценку.
Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета Г.С. Уланова,
М. М.Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В, Васильев, Е.С.Максимова и др.
Всемирную известность приобрели советские оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская,
Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
В живописи и скульптуре произошлио четкое размежевание на официальное искусство и
альтернативные художественные направления. Подлинных вершин в творчестве достигли художники
И. Глазунов и А. Шилов. Среди художников, работавших в реалистической манере, можно выделить
Т. Салахова, Т. Яблонскую, В. Попкова.
Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные
композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументальнодекоративные скульптурные
ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.
Работа с учебником.
– Какое место занимали физкультура и спорт в Советском Союзе?
4. Закрепление
– Чем характеризовалась духовная жизнь советского общества в период «оттепели»?
– Почему идеи «оттепели» не получили развития?
5. Рефлексия
6. Задание на дом: § 37 прочитать, найти из других источников материалы по теме и заполнить
таблицу «Культура СССР»
Урокповторение. Деловая игра.
Тип урока: урокповторение.
Цель урока: закрепление ранее изученной темы «Духовная жизнь и идейнополитическое развитие
СССР в 1960е – начале 1980х годов».
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, столы, стулья,
таблички с названиями команд.
Задачи урока:
Учебные:
o умение различать влияния государства на все стороны жизни советского человека,
раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных
идеологических и политических структур.
Развивающие:
o развитие способностей к анализу, выделять главное;o развивать коммуникативных и интеллектуальных навыков школьников;
o развитие аналитического мышления.
Воспитательные:
o развитие умения работать в группе;
o воспитать умения выслушивать и уважать мнение оппонента;
o развитие стремления к познанию.
Основные этапы урока:
1. Подготовительный этап – разбивка на группы, постановка задания перед участниками, общее
описание деловой игры, подготовка материального обеспечения.
2. Основная часть – работа в группах, выбор темы заданий по вопросам:
литература;
театр, балет, искусство;
спорт в СССР;
политика;
кинематография.
3. Рефлексия
Ход игры:
Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры (Первый слайд):
1. По жребию одна из групп называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не
ошибается, и ход переходит другой группе.
3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.
4. Если группа не может ответить, за нее может ответить другая группа и получить данную сумму
баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зрителей или ведущий, а
следующая группа по очереди продолжает игру.
Примечание: Если в классе сидят зрители, их привлекают к игре.
6. Победителем считается та группа, которая в сумме набирает большее количество баллов.
Звучит музыка... Игра начинается.
1 этап. Приветствие групп.
2 этап. Заполнение через участие в игре группами игрового поля (на экране).
3 этап. Подведение итогов.
Материалы, необходимые для проведения игры:
Игровое табло (через проектор выводится на экран). Вопросы для команд участников в разных номинациях: «Литература», «Театр, балет,
искусство», «Спорт в СССР», «Политика», «Киноматография».
Игровое табло:
Литература
Театр, балет, искусство»,
Спорт в СССР
Политика
Киноматография
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
30
30
30
30
30
40
40
40
40
40
50
50
50
50
50
4. Подведение итогов
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия. История России. XX век. Москва .Аванта. 2003.
2. Загладин Н.В. и др. История России.9 класс . XX век. Москва. Русское слово. 2007.
3. Солженицын А.И. В круге первом. Москва. Дрофа. 2002