«Духовная жизнь Серебряного века»
Оценка 4.9

«Духовная жизнь Серебряного века»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история +1
9 кл
21.06.2017
«Духовная жизнь Серебряного века»
Цель: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве. Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут: а) в области знаний: 1. сформировать представления о том, почему начало XX века вошло в российскую культуру под названием «Серебряного века» на примерах научных достижений и направлений в искусстве конца XIX-начала XX века. 2. представлять о социальной сути и художественной ценности искусства, как одной из самых важных составных частей материальной и духовной жизни общества. 3. раскрыть мировое значение достижений российской культуры, как составной части мировой культуры. б) в области умений и навыков проявить: 1. умение создавать оптимальные условия для развития личности и ее способностей. 2. развить познавательную активность, творческую самостоятельность. 3. умение и навык работы с ПК. в) в области качеств, отношений, ценностей проявить: 1. развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс. 2. чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию России.
1.doc
Тема урока: «Духовная жизнь Серебряного века» Тип урока: комбинированный Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся Цель:  сформировать   представление   о   сущности   социокультурного   феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;   раскрыть   социальную   суть   и   художественную   ценность   новых   направлений   в искусстве. Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут: а) в области знаний: 1. сформировать   представления   о   том,   почему   начало   XX     века   вошло   в   российскую культуру   под   названием   «Серебряного   века»   на   примерах   научных   достижений   и направлений в искусстве конца XIX­начала XX века. 2. представлять  о социальной  сути и художественной ценности искусства,  как одной из самых важных составных частей материальной и духовной жизни общества. 3. раскрыть   мировое   значение   достижений   российской   культуры,   как   составной   части мировой культуры.    б) в области умений и навыков проявить:  1. умение создавать оптимальные условия для развития личности и ее способностей. 2. развить познавательную активность, творческую самостоятельность. 3. умение и навык работы с ПК. в) в области качеств, отношений, ценностей проявить: 1. развитие   критического   мышления   посредством   интерактивного   включения   в образовательный процесс. 2. чувство   гордости   за   великую   русскую   культуру,   уважение   к   культурному   наследию России. Оборудование:  проектор для презентации; презентация «Духовная жизнь Серебряного века» карточки с заданиями для закрепления пройденного материала стикеры для рефлексии. Литература:  1)   А.А.   Данилов,   Л.Г   Косулина,   М.Ю.   Брандт.   История   России   XX­начало   XXIв.   М. Просвещение. 2006. 2) Н.С. Кочетов. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Основные понятия:  Импрессионизм  ­   направление   в   искусстве   последней   трети   XIX   ­   начала   XX   веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть   реальный   мир   в   его   подвижности   и   изменчивости,   передать   свои   мимолётные впечатления. Модерн  ­ художественное  направление  в искусстве,  наиболее  распространённое в последней декаде XIX ­ начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства 1 Символизм ­ одно из крупнейших направлений в искусстве, достигшее наибольшего развития на рубеже   XIX   и   XX   веков.   Символисты   использовали   символики,   недосказанность,   намеки, таинственность,   загадочность.   Основным   настроением,   улавливаемым   символистами,   являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Акмеизм ­ литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Футуризм ­ общее название художественных авангардистских движений 1910­х ­ начала 1920­х годов,   прежде   всего   в   Италии   и   России.   Футуристов   интересовало   не   столько   содержание, сколько форма стихосложения. План урока I. Оргмомент (1 мин) II. Проверка домашнего задания (25 мин) (опрос) III. Изучение нового материала (15 мин) (презентация) 1. Духовное состояние общества  (2 мин) (презентация + беседа) 2. Просвещение (2 мин) (презентация + беседа) 3. Наука(2 мин) (презентация + беседа) 4. Литература (2 мин) (презентация + беседа) 5. Живопись (2 мин) (презентация + беседа) 6. Скульптура. Архитектура (2 мин) (презентация + беседа) 7. Музыка, балет, театр, кинематограф (3 мин) (презентация + беседа) IV. Закрепление изученного материала. (2­3 мин) (Задания на карточках) V. Итоги урока. Рефлексия (2­3 мин.) VI. Домашнее задание (1­2 мин) Ход урока I. Оргмомент (1 мин)  ­ приветствие учащихся; ­ проверка их явки и готовности к уроку. II. Проверка домашнего задания (25 мин) (опрос) 1) Повторение домашнего задания (5 мин) 2) Опрос (20 мин) ­ Когда была распущена II Государственная Дума и обнародован новый избирательный закон? (3 июня 1907 г.).  ­ Перечислите курии, на которые этот закон делил избирателей?  (землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих). ­   По   новому   закону   скольким   голосам   рабочих   был   равен   1   голос   помещика?  (1   голос помещика=4   голосам   крупной   буржуазии=65   голосам   мелкой   буржуазии=260   голосам крестьян=543 голосам рабочих) ­ Скажите мне даты деятельности III Государственной Думы? (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 гг.).  ­   В   чем   была   особенность   этой   думы?  (Это   была   первая   Дума,   отработавшая   все предусмотренные 5 лет).  ­ Как новый избирательный закон отразился на партийном составе III Думы? (По новому закону большинство голосов имели помещики и буржуазия. Следовательно, лидирует в Думе фракция октябристов, имеющая в составе – помещиков и буржуазию. А трудовики и социал­демократы были в меньшинстве).   2 ­ Какие изменения произошли в национальной политике? Чем они были вызваны? (Финляндия ­ весна   1910   г.   –   законопроект   «О   порядке   издания   законов,   касающихся   Финляндии».   Он фактически ликвидировал финляндскую автономию. Польша ­ новый избирательный закон почти в три раза сократил представительство в Думе. Еврейское население ­ преследование евреев. Ограничение приема евреев в учебные заведения). ­ Каково было отношение русского общества к реформам Столыпина? (Отношение общества к политике Столыпина было сложным. Значительная часть населения не доверяли власти. Крестьяне  ­   им   не   отдали   помещичьи   земли,   а   предлагали   ехать   за   землей   в   Сибирь. Дворянство видело в Столыпине, лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти. Помещики  вообще   в   реформаторе   не   нуждались.   Им   нужен   был   успокоитель. Либеральная интеллигенция  не могла простить военно­полевых судов, приверженности самодержавию,   антисемитизм.  Для   революционных   партий  он   остался   навсегда душителем революции, реакционером. Столыпина поддержали  октябристы, буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Но в последствии и октябристы были недовольны деятельностью премьер­министра за его нерешимость в проведении политических реформ. Курс Столыпина перестал поддерживать и Николай II.). ­   Каковы   причины   всплеска   революционного   движения?  (Столыпин   считал административные и политические преобразования делом второстепенным, все его усилия были сосредоточены на аграрной реформе). Можно ли сказать, что реформаторский путь Столыпина был полностью реализован? Все ли ему удалось? (Реформаторский путь предложенный Столыпиным, не был реализован в полной мере. Раскол власти и общества преодолеть не удалось). III. Изучение нового материала (15 мин) (презентация + беседа) 1. Духовное состояние общества  (2 мин)(презентация + беседа) ­   Вступая   в  XX  в.,   Россия   менялась,   менялся   и   мир.   Под   натиском   индустриальной   эпохи рушились   традиционные   ценности   и   представления   людей.   Российская   культура   переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные   произведения   и   научные   открытия,   новые   направления   творческого   поиска, открыл блестящие имена. (Слайд 3).  Серебряный век ­ период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.  Название «Серебряный век»   дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. Запись в тетради «Серебряный век протекал» с 1880 до 1920х годов. 2. Просвещение (2 мин) (презентация + беседа) (Слайд 4)      городские   и   сельские   начальные   школы   постепенно   вытесняли   церковно­приходское образование; росло число гимназий и реальных училищ; возросло количество средних специальных учебных учреждений; к 1914 году в России действовало более 100 высших учебных заведений. ­   Рассмотрите   изображение   сельской   школы   начала  XX  века   и   ответьте   на   вопрос,   что необычного вы видите? (печь, стоящая посередине комнаты) (Слайд 5) 3 ­   Судя   по   изображению   воскресной   школы,   расскажите,   кто   мог   обучаться   в   этой   школе? (обучаться могли люди разного возраста и взрослые, и дети) 3. Наука (2 мин) (презентация + беседа) ­ В начале XX века Россия внесла весомый вклад в мировой научно­технический прогресс. (Слайд 6) Николай Егорович Жуковский (1847­1921 гг.) русский механик, создатель аэродинамики как науки.   первым Пётр   Николаевич   Лебедев   выдающийся   русский   физик­экспериментатор, подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы. Константин  Эдуардович  Циолковский русский и советский  учёный­самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. (в презентации представлен чертеж первого космического корабля Циолковского). (Слайд 7) Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии. В круг   его   интересов   входили   многие   науки:   геология,   почвоведение,   кристаллография, минералогия,  геохимия, радиогеология,  биология, палеонтология, биогеохимия,  метеоритика, философия и история. Иван   Петрович   Павлов   русский   учёный,   первый   русский   нобелевский   лауреат,   физиолог, создатель   науки   о   высшей   нервной     деятельности   и   формировании   рефлекторных   дуг; основатель  крупнейшей российской  физиологической  школы;  лауреат Нобелевской  премии  в области   медицины   и   физиологии   1904   года   «за   работу   по   физиологии   пищеварения».   Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные ­ Над каким подопытным животным Павлов ставил опыты на условный рефлекс? (Собака). Появляется изображение собаки Павлова. (Слайд 8) ­   Начало  XX  века   –   время   расцвета   российской   исторической   науки.   Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, Н.П. Павлов­Сильванский, С.Ф. Платонов,  ­ В трудах русских философов занимала русская идея – проблемы самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, предназначения.  4. Литература (2 мин) (презентация + беседа) (Слайд 9) ­   Литература     начала  XX  века,   отмечена   многообразием   художественных   жанров,   стилей   и методов. В традициях реалистической школы работал Л.Н.Толстой. Его письма­обращения к Николаю   II,   публицистические   статьи   проникнуты   болью   и   тревогой   за   судьбу   страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно. Также представителями реалистической школы были: Горький М., Куприн А.И., Есенин С.А., Чехов А.П., Бунин И.А. и др. (Слайд 10) Появляются новые литературные направления: ­ Символизм:  ставил   глубокие   философские   вопросы,   символисты   пытались   проникнуть   в   глубины души   народа   и   в   русской   народной   жизни  увидели   возможность  обновления,   второго рождения России;  Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А. ­ Акмеизм: 4 ­ Футуризм:  акмеисты   отстаивали   самоценность   реальной   жизни.   Главным   в   поэзии   они   считали красоту и отточенность художественного слова;  Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.  направление   в   авангардизме.   Футуристы   придумывали   новые   слова,   использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши;  Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В. 5. Живопись (2 мин) (презентация + беседа) (Слайд 11)  ­ В живописи также появляются новые направления: реализм, модерн, символизм и авангард. (Схема на слайде) ­   Реализм.   Задача   искусства   состоит   в   как   можно   более   точной   и   объективной   фиксации действительности. Представители: Репин И.Е., Суриков В.И., Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.  (Слайд 15) ­ Модерн. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих. (Слайд 17) ­ Символизм. Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей и миром вещей. Представители: Врубель М.А., Петров­Водкин К.С., Сомов К.А. (Слайд 19) ­   Авангард.   Объединяет   целый   ряд   школ   и   направлений;   особенность   использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству. Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н. 6. Скульптура. Архитектура (2 мин) (презентация + беседа) (Слайд 21) ­   Скульптура   был   связана   с   импрессионизмом.   Импрессионизм   –   направление   в   искусстве, представители   которого   стремятся   запечатлеть   реальный   мир   в   его   подвижности   и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.  (Слайд 22) ­ Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).  7. Музыка, балет, театр, кинематограф (3 мин) (презентация + беседа) (Слайд 24) ­ Творческий взлет в начале XX века переживали такие великие русские композиторы­новаторы как А.Н. Скрябин, Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В. ­   Русская   вокальная   школа   представлена   именами   выдающихся   певцов:   Шаляпин   Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.  (Звучит песня «Очи черные» в исполнении Ф.И. Шаляпина) (Слайд 25) ­   В   поисках   находился   театр.   К.С.   Станиславский   –   основатель   психологической   актерской школы – будущее театра видел в углубленном психологическом реализме, искусстве актерского перевоплощения.   В.Э.   Мейерхольд   экспериментировал   в   области   театральной   условности, обобщенности, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е.Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. (Слайд 26) 5 ­   Ведущие   позиции   в   мировом   хореографическом   искусстве   занимал   русский   балет. Выдающимися балетмейстерами того времени были Горский А.А. и Петипа М.И. ­ Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А.Т. Павлову, Карсавину Т.П., Нижинского В.Ф. и др. (Слайд 27) ­ В начале XX века возник новый вид искусства – кинематограф.  1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы. 1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна». 1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г. (Слайд 28) Вывод: культура начала XX  века переживала необычайный расцвет.  Это   был   Серебряный   век   русского   искусства.   Однако   так   и   не   было   преодолено   одно   из основных противоречий российской жизни – оторванность и недоступность высоких достижений культуры широким массам народа. №  Над какой проблемой работал  IV. Закрепление изученного материала (2­3 мин) (Беседа). 1) Задание. Приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. № Фамилия ученого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Физиология Реализм История России Ракетостроение Символизм Футуризм Композитор Импрессионизм Аэродинамика, самолетостроение Балет А.А. Блок А.Т. Павлова И.П. Павлов В.И. Суриков Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский В.О. Ключевский В.В. Маяковский  П.П. Трубецкой С.В. Рахманинов Ответы:3, 4, 7, 6, 1, 8, 10, 9, 5, 2 2) Почему   период развития русской   культуры начала XX века назван Серебряным веком? (Период  русской    культуры  начала  XX  в.     вошел  в   историю  как  серебряный   век  русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем  Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» ­ это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по   изяществу,   внутреннему   благородству   и   утонченности   –   особенно   когда   их   одевает патина   времени.   Таким   и   запечатлелся   в   памяти   России   и   всего   мира   взлет   русской культуры в начале  XX века) V. Итоги урока. Рефлексия.(2­3 мин) А) – Были ли трудности сегодня в нашем учебном материале? Если да, то  с чем они связаны? – Было интересно на уроке? Что вас заинтересовало на уроке? Б) Рефлексия: на стикерах написать или нарисовать, в каком образе ощущали сегодня себя на уроке.     VI. Домашнее задание: (1­2 мин) 1. Прочитать §8. 6 2. Подготовить сообщения о деятелях русской  культуры начала XX в.: 1) К.Э. Циолковский 2) В.О. Ключевский 3) И.Е. Репин  4) А.Т. Павлова №  Над какой проблемой работал  Задание. Приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. № Фамилия ученого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Физиология Реализм История России Ракетостроение Символизм Футуризм Композитор Импрессионизм Аэродинамика, самолетостроение Балет А.А. Блок А.Т. Павлова И.П. Павлов В.И. Суриков Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский В.О. Ключевский В.В. Маяковский  П.П. Трубецкой С.В. Рахманинов №  Над какой проблемой работал  Задание. Приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. № Фамилия ученого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Физиология Реализм История России Ракетостроение Символизм Футуризм Композитор Импрессионизм Аэродинамика, самолетостроение Балет А.А. Блок А.Т. Павлова И.П. Павлов В.И. Суриков Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский В.О. Ключевский В.В. Маяковский  П.П. Трубецкой С.В. Рахманинов Задание. Приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. № Фамилия ученого №  Над какой проблемой работал  7 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. А.А. Блок А.Т. Павлова И.П. Павлов В.И. Суриков Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский В.О. Ключевский В.В. Маяковский  П.П. Трубецкой С.В. Рахманинов Физиология Реализм История России Ракетостроение Символизм Футуризм Композитор Импрессионизм Аэродинамика, самолетостроение Балет №  Над какой проблемой работал  Задание. Приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. № Фамилия ученого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Физиология Реализм История России Ракетостроение Символизм Футуризм Композитор Импрессионизм Аэродинамика, самолетостроение Балет А.А. Блок А.Т. Павлова И.П. Павлов В.И. Суриков Н.Е. Жуковский К.Э. Циолковский В.О. Ключевский В.В. Маяковский  П.П. Трубецкой С.В. Рахманинов 8

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»

«Духовная жизнь Серебряного века»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017