Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи
Оценка 4.8

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
09.07.2020
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи..docx

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи.

 

Сегодня нас всех волнует вопрос о ближайшем будущем России. И это будущее
напрямую зависит от того, состоится ли духовно-нравственное обновление нашего общества или нет. Решающее же значение для этого процесса будет иметь образование и воспитание, которое в ближайшие годы получит российская молодежь. Воспитание нравственно здорового человека имеет стратегическое значение, является основой безопасности России. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. Необходимо совместными усилиями решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех
формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает православная церковь. Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального.
Религиозный фактор строится на идее Творца (Абсолюта, Высшего Разума, Бога). Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Отсюда можно заключить, что стержнем духовно-нравственного воспитания должны стать учения основных конфессий, которые действуют в России. Мне представляется, что другого стержневого инструмента у России пока просто не существует. Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания в России
показывает, что все праздники, ритуалы и обряды в образовательных учреждениях имели религиозную окраску. Любое начало и окончание каких-то великих и повседневных дел сопровождалось молитвой. Все это повышало ее нравственное, эмоциональное и волевое воздействие на обучаемых. Основой духовно-нравственного воспитания, по учению всех конфессий, является Страх Божий. Это и боязнь прогневить Бога греховными поступками, и добровольная необходимость делать добро своим близким. Главным средством духовно-нравственного воспитания является Любовь, которая проявляется в жертвенности и самоотдаче. Рациональный фактор предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки. Важнейшей психологической задачей духовно-нравственного воспитания сегодня является формирование у молодых людей устойчивой православной личностной идентичности. Это сложный многоплановый процесс, требующий определенных социально-психологических условий и определенного состояния общества. Каковы же условия формирования такой идентичности? Во первых, полное самоопределение, установление личностью собственных социальных, религиозных, национальных, культурных и других признаков. Это условие связано с ценностно-волевым аспектом развития личности молодого человека.  Во-вторых, наличие четкого самоопределения, включает выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни и является основанием для определения им жизненного направления, смысла жизни. Известно, что воспитание личности начинается в семье, которая
призвана оказывать благотворное влияние на выработку ценностных ориентиров у ребенка. Сегодня как никогда важно, объединив усилия, совместно предпринимать все необходимые меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к семье. Духовно-нравственный кризис  и проявления бездуховности в среде современной молодежи во многом зависят от недооценки влияния авторитета старшего поколения. Так, например, одной из характерных черт этнического менталитета народов Северного Кавказа было глубокое уважение к людям старшего поколения как носителям житейской мудрости. Это помогало народам в прошлом в трудных исторических условиях сохранять свою этническую идентичность, духовно-нравственные ценности и систему традиционного воспитания молодежи. Если молодые люди убеждены, что их действия и поступки, жизнь и деятельность несут высший духовно-нравственный смысл, они будут поступать и действовать в соответствии со своими убеждениями. В этом смысле нельзя не согласиться с видным российским ученым И.А. Ильиным, считавшим, что «именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления, оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовноволевого самоуправления - до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в принуждении, а в одиноком или совместном самоуправлении. И пока цела в человеке волевая направленность на совершенство, до тех пор слабость автономного самосостояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном согласии усилиям самовоспитания». В этой связи приходится сожалеть, что сегодня многие россияне, и прежде всего молодежь, вынуждены сами заниматься поиском «духовного ока», «зрачком» которого являются идеалы. По нашему мнению, это должно быть прерогативой государства и общественных организаций. Именно они обязаны позаботиться о «подпитке» идеалов духовно-нравственных ценностей. Такой «подпиткой» духовных сил человека могут и должны быть добро, гуманизм, нравственность в самом широком смысле слова. Только вокруг этих высших духовно-нравственных ценностей сегодня можно объединить и сплотить все нации и народности Российской Федерации. Только благодаря утверждению в сознании каждого россиянина этих ценностей, можно исключить из нашей социальной действительности деление на «своих» и «чужих», устранить проявления
вражды и отчужденности между людьми. Особая роль в освещении данной проблемы на современном этапе отводится средствам массовой информации. Анализируя материалы центральных газет и телепередач, можно сказать, что негативный материал о жизни и деятельности современного российского человека преобладает над позитивным. На современном этапе нужна такая программа духовно ценностного воспитания россиян, которая бы в наибольшей мере выражала их духовный менталитет, закрепленные веками высшие духовные ценности их бытия. Нашей сегодняшней молодежи придется заниматься этими сложнейшими задачами дальнейшего духовного преобразования России, т. е. повсеместным созданием православных общественных организаций, которые своим существованием и деятельностью будут свидетельствовать о живительной силе православных идеалов во всех сферах жизни общества и для каждого человека в отдельности. Они и будут создавать среду, наполненную православной идеологией и своим образом жизни менять весь строй и атмосферу жизни общества. И мы должны готовить их к этому. Но, прежде всего, нам самим надо укреплять свою готовность к духовной жизни в соответствии с идеалами православия.

В современных условиях все более важной проблемой общества и государства становятся теоретические основы, содержание и практические технологии воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. Неотъемлемой стороной воспитания патриотизма, гражданской ответственности молодежи является духовно-нравственная составляющая. Подрастающее поколение составляет существенную часть населения страны, его состояние, подготовка к участию в жизни общества имеет принципиальное политическое и общественное значение. Среди важнейших проблем патриотического воспитания следует отметить: формирование и развитие социально значимых
ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; воспитание социально активных граждан, обладающих умением общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты; формирование осознанного восприятия норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанного на добровольном их выборе и личной вовлеченности в жизнь общества.

Процесс воспитания учащихся в учебных заведениях должен проводиться на
основе целенаправленного и системного подхода к решению задач гражданского, правового, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Основной формой этого процесса должна являться систематическая и продуманная воспитательная работа с учетом
индивидуальных особенностей конкретного молодого человека. В процессе патриотического воспитания должна формироваться гражданская ответственность, характеризующаяся стремлением и умением оценивать свое поведение, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить свои потребности с реальными
возможностями, руководствуясь интересами личности, общества, государства. При этом важно, чтобы формируемые гражданственность и патриотизм становились потребностью жизни конкретного молодого человека.
При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности. Необходимость и важность реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания осознает сегодня большинство российских педагогов. Ведь патриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции, а его воспитание - очень ответственная и сложная задача не только педагогической практики, но также ее теории и методологии.
На современном этапе развития государства, общества, педагогической науки необходимо новое осмысление всех элементов патриотического воспитания российской молодежи - целей, задач, содержания, ценностей, составляющих, место в системе целостного процесса социализации, воспитания,
образования личности, ее духовно-нравственного становления, формирования нравственного самосознания. При этом необходимо адекватно оценивать духовную и нравственную ситуации, в которой сегодня находится
российское общество, культура и как их неотъемлемая часть образование.
Любой народ с развитым патриотическим сознанием, любящий свое Отечество и заботящийся о его благе и процветании, прежде всего заботится о том, чтобы передать будущим поколениям основополагающие духовно-нравственные ценности, приобщить к достижениям национальной культуры. В этом смысле педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит в тот или иной период развития общества. Она выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта
духовной жизни, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных
ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет.  Задачи патриотического воспитания, основанные на духовно-нравственных идеях устойчивости ценностных ориентиров культуры, должны занять первенствующее место по отношению к задачам «адаптации к рынку». «Адаптация к рынку» не может быть стратегическим ориентиром.
Задача адаптации к рынку вообще поставлена, на наш взгляд, не совсем верно. Надо не адаптироваться к рынку, а осваивать механизмы рынка - это разные вещи. Рынок - не самоцель, а только механизм управления, в
том числе и в сфере образования. Цель действия механизмов подобного рода - достоинство и достаток человека в частности и страны в целом.
Если «мировую цивилизацию» мы будем понимать как «всечеловеческую», то для интеграции или вхождения в нее требуется решать одновременно две задачи, обе равно неотложные: во-первых, восстановление духовных и нравственных основ современного цивилизационного развития, позволяющих
реализоваться духовно-нравственному потенциалу народа, и уже на этой базе - задачу модернизации, понимаемую как технологическое обновление систем производства, информации и коммуникации в стране. Развитие патриотического сознания составляет важнейшую часть первой из этих
задач. Самая важная связь в нравственном мире - это связь поколений. Возможно ли достоинство и самостояние там, где народ отрекается от доблестей и преданий отеческих? Забывает родное пепелище и отеческие гробы? Со скрытым сарказмом говорит о череде исторических лиц, собравших и сохранивших для нас нашу землю, возделавших и украсивших ее, построивших наши города, и села, и монастыри, и храмы? Память поколений - это такая же важная задача образования, как и освоение нового. Сегодня в приоритетах образования ей уделяется слишком мало места. Она слишком явно недооценивается. Воспитание духовности и нравственности - это не одна из многих составных частей - это основа патриотического воспитания как такового. К сожалению, сегодня идея воспитания зачастую некоторыми авторами сужается до чисто социального механизма адаптации и социализации. Напротив, в классической педагогической традиции воспитание
связывается с идеями «внутреннего человека», внутреннего мира человека.
Нравственность связана со свободой. Нравственный человек - тот, кто свободно признает личность в другом человеке, считается с ней, строит жизнь на началах взаимодействия свободных и разумных людей. Таким человек не рождается, он должен стать таким посредством воспитания, представляющего собой процесс целенаправленно организованного взаимодействия с людьми на началах культуры, разума и свободы. В этом заключена основа идеи реализации
духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм, как любовь к Родине и готовность к служению Отечеству, связан с исполнением заповеди о почитании родителей. Только в идее патриотизма, правильно воспринятой и впитанной посредством воспитательных установлений среды, человек вообще в состоянии постичь духовно-нравственное основание взаимодействия с людьми. Патриотизм раскрывается как почитание Отечества. Чтить - означает почитать заслуги, прощать заблуждения, терпеть грехи, исправлять пути, принимать наследство, в том
числе и платить доставшиеся по наследству долги. Патриотическое воспитание - сложная образовательная задача. Она включает в себя исследование прошлого, уяснение его, в том числе и отрицательных сторон прошлого.
Однако патриотическое сознание не будет принимать соблазн осудить прошлое, предков, отречься от них. Отречься от прошлого -
значит оказаться на пустой и выжженной земле. Отсюда одни исход - идти в рабы к другим народам, у кого есть дом, и сад, и земля, и страна. Это путь к национальному небытию. Чтобы предостеречь от этого, школа должна привить ребенку понимание общего смысла и хода отечественной истории в
контексте судеб всего человечества. Познание себя через познание Родины -
еще одна самостоятельная и важная задача патриотического воспитания. «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение», - пишет С. Н. Булгаков. Живое чувство Родины составляет основу воинского патриотизма. Воинский патриотизм и чувство воинского долга - готовность до конца защищать Родину, отдать за нее жизнь - формируется не на отвлеченных представлениях, а на почве реального переживания связи с родной землей, предками, Отечеством. Важную часть патриотического воспитания составляет почитание воинов, павших за Отечество. Для нашей духовной традиции гордость за победу в войне отступает перед чувством благодарности и скорби о павших на поле брани. Россия вела суровые войны. Доставляя славу государству, укрепляя его силу, военные победы уносили множество жизней. Патриотическое государственное сознание воспитывается в понимании взаимности долга воина отдать жизнь за Отечество и долга оставшихся живыми деятельно помнить о нем: предать земле останки, поминать в церковной и гражданской традиции поминовения павших, опекать вдов и сирот, создать достойные условия жизни инвалидам и ветеранам войны. Важное направление реализации духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания молодежи, обозначившееся в последние десятилетия, связано с поисковой работой, т. е. с поиском и захоронением павших в «забытых» войнах ХХ века - Первой мировой войне, финляндской войне - и «забытых» сражениях Великой Отечественной войны, завершившихся временным отступлением советских войск и потому не вошедшим в реестр ее побед. Рост общественного признания православной церковной традиции сегодня открывает возможность возвращения к государственной традиции церковного поминовения павших - отпевания усопших, совершения в их память церковных поминальных служб (панихид). Устойчивость ценностей в череде поколений основывается на воспитании у молодежи почтения к родителям, сыновней верности, на пробуждении сознания духовного преемства родной истории. Истоком патриотического воспитания является переживание сопричастности Родине, укорененности своей индивидуальности в соборной личности народа, в семейном предании. Необходимые элементы патриотического воспитания содержатся в живых традициях, составляющих ткань культурной жизни народа. Это традиции семейного домостроительства, воинского служения, поминовения воинов, павших за Отечество, попечения о семьях павших воинов и об инвалидах войны, другие традиции, сохраняющие ценности государственного служения, гражданского достоинства и ответственности за благополучие всех граждан Отечества. На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что современная методология патриотического воспитания во главу угла должна ставить идею исторической преемственности поколений. Задача образования - передать будущим поколениям основополагающие ценности национальной культуры.

 

 

Литература:

                                                                                                      

1.     Б. А. Ершов. ВГТУ, канд. ист. наук, старший преподаватель. Значение духовно-нравственных ценностей в воспитании молодёжи.

2.     С. А. Константинов. Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодёжи.

 




 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи

России. Мне представляется, что другого стержневого инструмента у

России. Мне представляется, что другого стержневого инструмента у

И.А. Ильиным, считавшим, что «именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления, оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не…

И.А. Ильиным, считавшим, что «именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления, оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не…

Среди важнейших проблем патриотического воспитания следует отметить: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; воспитание…

Среди важнейших проблем патриотического воспитания следует отметить: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; воспитание…

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен…

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен…

Патриотизм раскрывается как почитание

Патриотизм раскрывается как почитание

Необходимые элементы патриотического воспитания содержатся в живых традициях, составляющих ткань культурной жизни народа

Необходимые элементы патриотического воспитания содержатся в живых традициях, составляющих ткань культурной жизни народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2020