Для правильной организации духовно – нравственного воспитания детей средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности этого воспитания. Во – первых: нужно заботиться об интересах всех детей, для того чтобы каждый смог получить полные музыкальные знания, которые направлены непосредственно на духовно – нравственное развитие в рамках школьной программы, но и после ее окончания. В наше нелегкое время стоит очень остро задача духовного возрождения общества, поэтому это должно стать приоритетом направления становления личности. Надо сказать что, музыка – это такой вид искусства, который имеет особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка- источник духовного общения и совершенствования. Определяющий фактор музыки – это его гуманная направленность, наука познать человеческие ценности – любви , красоты, добра , жизнелюбия и возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте.
Особая роль в духовно – нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь с ней дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают школах. Дать знания, развить навыки и умения не столь важна, как цель пробудить интерес детей к познанию. Кому же, как ни нам, преподавателям школы искусств найти ту заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть им мир Любви и Добра. Наша профессия особая напрямую связана с миром ребенка. Наши задачи : средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа. Преподаватель должен научить ребят ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям, формировать образ добра, понять себя и свое место в мире. Сегодняшние дети опережают своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно – нравственном.
Не менее большой проблемой является ранняя компьютеризация, где ребенок утрачивает возможность к творческому мышлению. Поэтому главной целью стала потребность сделать массовое образование творческим, где акцентом будет – духовно – нравственное начало и ориентирование на современные проблемы. Во все времена это проповедовало высокое искусство.
Все эти средства музыкального процесса способствуют изменению личностных качеств детей: любви к ближнему, порядочности, уважению к старшим, доброты, общительности, умению сопереживать. Формирование нравственных понятий –это сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.Симон Соловейчик, педагог и писатель писал:»Дух живет в каждом из нас, и мы отвечаем за его состояние в том сообществе людей, на которое распространяется наше духовное влияние. Именно в духовности заложены основы воспитания».
Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Особое место занимает духовная музыка. Очень хорошо, что в последнее время возрос большой интерес к этой музыке, которая учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство гармонии и красоты. Во все времена духовная музыка стремилась быть живой и родной человеку. Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческое сердце. Духовная музыка оказала огромное влияние на творчество многих русских композиторов- М.П.Мусоргского, Н.А.Римского – Корсакова, П.И.Чайковского.
Опрос ребят « что они чувствуют после прослушивания и знакомства духовной музыке на уроке музыкальной литературы:- на душе пели птицы и уходить совсем не хотелось;-захотелось быстрее придти домой и обнять свою маму и папу;- никогда не сориться с близкими и жить в согласии и гармонии;-хотелось остаться наедине с музыкой и поразмышлять о смысле жизни;-сделать добрый поступок и остаться незамеченным;-никогда не обижать свою младшую сестру; и т.д. Как видим, духовная музыка направляет детей к полюсу добра, что очень важно для общества.
На уроке дети познакомились с отрывком из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Прочитав содержание древнего сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия врагов , ребятам было предложен просмотр м/фильма «Сеча при Керженце» на музыку этого композитора. Фильм режиссера И.Иванова-Вано, где использованы материалы русской фресковой живописи и миниатюры ХIV-XVI веков , дети внимательно слушали и смотрели . На вопрос «Какими музыкальными средствами создается образ невидимого града в опере», ребята единогласно отметили:- интонации церковного песнопения;- интонации молитв;- слышен церковный перезвон колоколов невидимого града, отраженного в озере.
В нашей школе не мало времени уделяется познанию и пониманию духовной музыке. Большая заслуга педагогов и конечно родителей , их неравнодушие к музыке и музыкальному воспитанию способствует развитию духовно- нравственного развития у детей, приобщает к духовным ценностям. Такая работа представляет собой диалог, творческое оформление, пробуждение чувств через: -прослушивание и разбор хоровых произведений;-исполнение самостоятельно, либо с помощью преподавателя инструментальной духовной музыке;-посещение храмов, тесное сотрудничество с регентом церковного хора;-посещение школ с концертами;-вечера духовной музыки;-родительские собрания;-проведение массовых мероприятий, проведение общенародных и общекультурных традиций («Рождество», «Святки», «Масленица», «Троица», «День здоровья» и другие).-
-участие в конкурсах и фестивалях духовной музыки;-посещение концертов симфонического оркестра, народных инструментов с последующим обсуждением и анализом овладения искусства восприятия и этикой поведения в общественных местах;-освоение игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, баян).
Изучение хоровой музыки мы начинаем с прослушивания и изучения произведения Чайковского «Отче наш».Открываем для себя, почему она называется «Господнею», изучаем строение самой молитвы, озвучиваем на церковнославянском и на современном русском языках. Ребята отмечают, что при внешней сдержанности и сосредоточенности, эта музыка полна глубокого чувства и чистоты.
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике:
«Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.
Говоря о Рождестве, мы знаем, что каждый человек отмечает этот праздник по- своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других- возможность приятно провести время в кругу близких им людей. Для многих приближение Рождества означает, что пришло время покупать подарки, еду, напитки, и кто осмелится сказать, что это неправильно?. Но конечно, прежде всего Рождество- это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыки, которая несет с собой радость и веселье. Она обладает способностью создавать праздничное настроение: звенят ли церковные колокола или трогательное пьеса, раскрывающая рождественскую историю.
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии
Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии
Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение
Но знакомимся мы не только с творчеством русских композиторов. Слушая «Высокую мессу» И.С.Баха, ребята говорят об идее вечности и благородства. Музыка пробуждает в них самые важные и вечные вопросы: смысл существования человека на земле, о главном- о душе, о высшем предназначении человека.
Традиционными , необычайно сплачивающими и одухотворенными стали в нашей школе стали Рождественские праздники с хоровыми концертами в местном краеведческом музее им.Крамского и святочными колядками. Ежегодны готовятся концертные программы, посвященные Дню Победы. Участие принимают как сами учащиеся, так и педагоги, родители, выпускники и гости из Православной церкви. Именно через совместное пение, исполнение лучших образцов музыкального искусства мы прививаем детям любовь к прошлому, учим почитать старших, относиться с уважением к окружающим.
К каждому ученику надо подходить не по принципу индивидуального, а личного подхода. Особая роль состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой.Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы наша школа стала центром духовного развития и нравственного воспитания детей и их родителей.Для этого в нашей школе есть все возможности. Это:- наличие материально- технических ресурсов (мультимедийное оборудование, большой архив нотной музыкальной литературы, своя фонотека и видео информация);-деятельная работа педагогов;-сотрудничество с представителями Православной церкви.
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
«До сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.