"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"
Оценка 4.9

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Оценка 4.9
Разработки уроков
pptx
воспитательная работа
9 кл—11 кл
18.11.2019
"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"
Речь идёт о духовно-нравственном развитие детей, о влиянии на их мировозрение духовной музыки.
духовно-нравственное развитие.pptx

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Духовно-нравственное развитие личности ребенка.

1

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Без памяти – нет традиций, без традиций- нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Под духовно – нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Для правильной организации духовно – нравственного воспитания детей средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности этого воспитания. Во – первых: нужно заботиться об интересах всех детей, для того чтобы каждый смог получить полные музыкальные знания, которые направлены непосредственно на духовно – нравственное развитие в рамках школьной программы, но и после ее окончания. В наше нелегкое время стоит очень остро задача духовного возрождения общества, поэтому это должно стать приоритетом направления становления личности. Надо сказать что, музыка – это такой вид искусства, который имеет особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка- источник духовного общения и совершенствования. Определяющий фактор музыки – это его гуманная направленность, наука познать человеческие ценности – любви , красоты, добра , жизнелюбия и возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Особая роль в духовно – нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь с ней дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают школах. Дать знания, развить навыки и умения не столь важна, как цель пробудить интерес детей к познанию. Кому же, как ни нам, преподавателям школы искусств найти ту заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть им мир Любви и Добра. Наша профессия особая напрямую связана с миром ребенка. Наши задачи : средствами искусства учить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа. Преподаватель должен научить ребят ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям, формировать образ добра, понять себя и свое место в мире. Сегодняшние дети опережают своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно – нравственном.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Не менее большой проблемой является ранняя компьютеризация, где ребенок утрачивает возможность к творческому мышлению. Поэтому главной целью стала потребность сделать массовое образование творческим, где акцентом будет – духовно – нравственное начало и ориентирование на современные проблемы. Во все времена это проповедовало высокое искусство.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Пение – вид музыкальной деятельности, влияющий на духовно – нравственное развитие детей.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Результаты опроса учащихся: «Каковы ваши главные человеческие ценности»

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Формирование духовно – нравственного потенциала посредством музыкального воспитания- это музыкально- творческий процесс, который включает :

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Все эти средства музыкального процесса способствуют изменению личностных качеств детей: любви к ближнему, порядочности, уважению к старшим, доброты, общительности, умению сопереживать. Формирование нравственных понятий –это сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Симон Соловейчик, педагог и писатель писал:»Дух живет в каждом из нас, и мы отвечаем за его состояние в том сообществе людей, на которое распространяется наше духовное влияние. Именно в духовности заложены основы воспитания».

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Особое место занимает духовная музыка. Очень хорошо, что в последнее время возрос большой интерес к этой музыке, которая учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство гармонии и красоты. Во все времена духовная музыка стремилась быть живой и родной человеку. Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческое сердце. Духовная музыка оказала огромное влияние на творчество многих русских композиторов- М.П.Мусоргского, Н.А.Римского – Корсакова, П.И.Чайковского.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Мы спросили у ребят, как они понимают выражение духовная музыка .

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Опрос ребят « что они чувствуют после прослушивания и знакомства духовной музыке на уроке музыкальной литературы: - на душе пели птицы и уходить совсем не хотелось; -захотелось быстрее придти домой и обнять свою маму и папу; - никогда не сориться с близкими и жить в согласии и гармонии; -хотелось остаться наедине с музыкой и поразмышлять о смысле жизни; -сделать добрый поступок и остаться незамеченным; -никогда не обижать свою младшую сестру; и т.д. Как видим, духовная музыка направляет детей к полюсу добра, что очень важно для общества.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

На уроке дети познакомились с отрывком из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Прочитав содержание древнего сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия врагов , ребятам было предложен просмотр м/фильма «Сеча при Керженце» на музыку этого композитора. Фильм режиссера И.Иванова-Вано, где использованы материалы русской фресковой живописи и миниатюры ХIV-XVI веков , дети внимательно слушали и смотрели . На вопрос «Какими музыкальными средствами создается образ невидимого града в опере», ребята единогласно отметили: - интонации церковного песнопения; - интонации молитв; - слышен церковный перезвон колоколов невидимого града, отраженного в озере.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Обращенная к Богу

Посвященная Богу

Воплощенная, созданная
с помощью Бога

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

В нашей школе не мало времени уделяется познанию и пониманию духовной музыке. Большая заслуга педагогов и конечно родителей , их неравнодушие к музыке и музыкальному воспитанию способствует развитию духовно- нравственного развития у детей, приобщает к духовным ценностям. Такая работа представляет собой диалог, творческое оформление, пробуждение чувств через: -прослушивание и разбор хоровых произведений; -исполнение самостоятельно, либо с помощью преподавателя инструментальной духовной музыке; -посещение храмов, тесное сотрудничество с регентом церковного хора; -посещение школ с концертами; -вечера духовной музыки; -родительские собрания; -проведение массовых мероприятий, проведение общенародных и общекультурных традиций («Рождество», «Святки», «Масленица», «Троица», «День здоровья» и другие). -

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

-участие в конкурсах и фестивалях духовной музыки; -посещение концертов симфонического оркестра, народных инструментов с последующим обсуждением и анализом овладения искусства восприятия и этикой поведения в общественных местах; -освоение игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, баян).

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Изучение хоровой музыки мы начинаем с прослушивания и изучения произведения Чайковского «Отче наш». Открываем для себя, почему она называется «Господнею», изучаем строение самой молитвы, озвучиваем на церковнославянском и на современном русском языках. Ребята отмечают, что при внешней сдержанности и сосредоточенности, эта музыка полна глубокого чувства и чистоты.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике:

«Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Говоря о Рождестве, мы знаем, что каждый человек отмечает этот праздник по- своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других- возможность приятно провести время в кругу близких им людей. Для многих приближение Рождества означает, что пришло время покупать подарки, еду, напитки, и кто осмелится сказать, что это неправильно?. Но конечно, прежде всего Рождество- это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыки, которая несет с собой радость и веселье. Она обладает способностью создавать праздничное настроение: звенят ли церковные колокола или трогательное пьеса, раскрывающая рождественскую историю.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"


Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
а лишь тихонечко звала…

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Духовная музыка – одна
из важнейших частей церковной
службы, где соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности.
В музыке первостепенное значение
придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии

Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии

Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910 году к Литургии святителя Иоанна Златоустого, а в 1915 году – ко Всенощному бдению

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Но знакомимся мы не только с творчеством русских композиторов. Слушая «Высокую мессу» И.С.Баха, ребята говорят об идее вечности и благородства. Музыка пробуждает в них самые важные и вечные вопросы: смысл существования человека на земле, о главном- о душе, о высшем предназначении человека.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Традиционными , необычайно сплачивающими и одухотворенными стали в нашей школе стали Рождественские праздники с хоровыми концертами в местном краеведческом музее им.Крамского и святочными колядками. Ежегодны готовятся концертные программы, посвященные Дню Победы. Участие принимают как сами учащиеся, так и педагоги, родители, выпускники и гости из Православной церкви. Именно через совместное пение, исполнение лучших образцов музыкального искусства мы прививаем детям любовь к прошлому, учим почитать старших, относиться с уважением к окружающим.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

К каждому ученику надо подходить не по принципу индивидуального, а личного подхода. Особая роль состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы наша школа стала центром духовного развития и нравственного воспитания детей и их родителей. Для этого в нашей школе есть все возможности. Это: - наличие материально- технических ресурсов (мультимедийное оборудование, большой архив нотной музыкальной литературы, своя фонотека и видео информация); -деятельная работа педагогов; -сотрудничество с представителями Православной церкви.

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Для достижения полной реализации проекта и достижения результатов школе необходимо пополнить свой ресурсы: - покупка нового фортепиано; -приобретение нового баяна

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

"Духовно-нравственное развитие личности ребёнка"

Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:

«До сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»

Скачать файл