Духовно-нравственное становление личности
Ценность работника определяется не только его профессиональными
знаниями и умениями, но и рядом других показателей, характеризующих личность.
Разумеется, наша задача — подготовка учащихся к труду. Однако школа призвана
всячески способствовать и становлению их духовной зрелости. Под духовностью мы
понимаем устремленность к добру (желание делать благо другим), к истине
(проникновение в сущность явлений), к красоте (как наивысшей целесообразности и
гармонии), к самосовершенствованию и нравственности.
Следует подчеркнуть, что только сочетание всех элементов духовности делает
ее таковой. Стремление к добру без подкрепления знанием может принести вред. Дорога
в ад устлана благими намерениями. Научное знание может быть применено во вред
человеку. “Знание без совести — погибель души”, — утверждал Ф.Рабле. Красота
без добра может привести к демонизму. Человек, остановившийся в своем развитии,
перестает отвечать изменяющимся требованиям жизни. Едва ли не главная причина
трудностей, переживаемых сегодня нашим обществом, состоит в падении его
духовности. Всякое улучшение жизни, будь то рост экономики, преодоление
коррупции, пьянства, наркомании — возможно только при условии роста духовности.
Как и нравственность, духовность неразрывно связана с деятельностью. Без
нее она просто не может проявиться. Является ли учение видом деятельности,
достаточным для выработки у молодежи духовно-нравственного начала? Думается,
что нет. Ведь со стороны учащихся — это лишь потребление знаний и опыта,
созданных чужим трудом. Для овладения духовно—нравственными ценностями
необходимы созидательный труд и общение. По словам выдающегося психолога А.Н.
Леонтьева, “личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие
необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не
знает границ”.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский был убежден в том, что моральное
обеспечение всеобщего среднего образования — предотвращение всех зол и бед
нашего нынешнего школьного бытия, прежде всего в трудовом воспитании”. Из этого
он делал единственно верный вывод: “Нет и быть не может воспитания вне труда и
без труда”. Вступивший в самостоятельную жизнь молодой человек должен уметь не
только размышлять, но и действовать. Чтобы хорошо работать, надо трудиться с
младых ногтей. Чем раньше человек профессионально самоопределится, тем больше у
него возможности для самореализации личности. Чем основательнее его
профессиональная база, тем больше устойчивости на рынке труда. Становление
человека как труженика проходит ряд этапов. Первоначально формируются и
развиваются общие профессиональные способности: трудолюбие, добросовестность,
ответственность, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца,
предприимчивость, умение взаимодействовать с другими членами трудового коллектива,
а также общетрудовые умения и навыки. Воспитание этих качеств начинается, с
начальных классов.
Поскольку учебный процесс структурирован в урочной системе, то на урок я
смотрю как на важнейший воспитательный фактор. Реализация его зависит от
мастерства педагога, его нравственной позиции, проявляющейся в работе и общении
с учащимися. Учение, практические упражнения, труд должны привести к знаниям и
умениям, приобретению опыта, но все это будет нейтрально или вредно для
человека и общества, если не освещено добром, истиной, гармонией и в этой
совокупности заключена суть духовности. Поэтому, анализируя урок, я рассматриваю
следующие факторы:
1. Духовно-нравственная направленность.
2. Создание атмосферы доверия и сотрудничества (психологический климат).
3. Использование содержания обучения в целях воспитания, а также для
формирования социально значимых мужских (у мальчиков) и женских (у девочек)
достоинств.
Чтобы иметь ориентиры, нарисуем образ человека, которого мы могли бы
назвать во всех отношениях хорошим и привлекательным.
1 Внешний вид - аккуратен, подтянут.
2. Физическое здоровье - здоров, мало восприимчив к инфекциям и простудам,
обладает физической силой и выносливостью, позволяющей активно работать.
3. Психическое здоровье - самодостаточен, адекватно реагирует на внешние
обстоятельства, ощущение душевного комфорта.
4. Поведение - обладает поведенческой культурой, ровное, бесконфликтное,
приятное общение со сверстниками и старшими.
5. Качество деятельности - активен, инициативен, стремится к высоким
результатам, ответственен.
6. Ценностные ориентиры - соблюдает нормы морали, стремится к духовному росту,
использованию зарабатываемых средств для самосовершенствования, блага семьи.
7. Интеллект - владеет системой знаний о мире, обладает культурой мышления.
8. Ролевое поведение - юноша: активность, инициативность, сила духа, выдержка,
ответственность, благородство. Девушка: женственность, мягкость, нежность,
изящество.
На уроках технологии я стремлюсь так использовать материал своих занятий,
чтобы он наряду со знаниями и умениями формировал также гражданские и деловые
качества. Проиллюстрирую это на конкретных примерах.
Возьмем занятия по обработке металла. Среди учеников есть такие, которые
слабо успевают в школе, нередко нарушают дисциплину. Свою задачу вижу прежде
всего в том, чтобы убедить учащихся в жизненной ценности профессиональных
знаний и умений и возможности успешного овладения ими. Даже если ученик
впоследствии не будет работать слесарем, он со временем обязательно станет
хозяином в своем собственном доме. А настоящий хозяин должен много знать и
многое уметь. Также необходимо учитывать личностные особенности своих учеников,
улавливать их настроение и умело вовлекать каждого в учебный процесс.
Тщательная подготовка к занятиям позволяет мне широко использовать наглядные
пособия: мультимедийные презентации, плакаты, таблицы, раздаточный материал.
При объяснении нового материала обязательно опираюсь на личный опыт учащихся:
“Что вы знаете о ...? Где, по-вашему, это может применяться?” Такая
практическая направленность теоретических занятий повышает у ребят интерес к
изучаемой теме. А тот факт, что они выступают не в роли пассивных слушателей, а
как активные участники учебного процесса, способствует созданию атмосферы
доверия и сотрудничества.
Итак, совместными усилиями учителя и учеников новая тема, в общем
разобрана. После этого я вновь кратко излагаю изученный материал. А затем это
делают ученики, отвечая на мои вопросы. Причем не допускаются односложные ответы.
Не довольствуясь этим, предлагаю ребятам разобрать одну-две ситуационные
задачи, сформулированные в оригинальной форме. Учащиеся при этом как бы
проигрывают то, что с ними может произойти в ходе практической работы.
И еще один важный момент. Большое значение придаю овладению понятийным
аппаратом - все специальные термины должны проговариваться правильно, связности
речи. Учащиеся активно привлекаются и к формулировке каждой записи в рабочих
тетрадях. Все это повышает их познавательную активность, укрепляет уверенность
в собственных возможностях.
Немаловажным фактором воспитания является внеклассная работа, дополняющая учебный процесс. При этом любое мероприятие имеет смысл, если оно устремлено к добру, истине, красоте. Мы проводим с учащимися олимпиады, викторины, организуются конкурсы “Технология + …”, выставки творческих работ, поделок.
В чем сложность проблемы, которую я перед собой поставил? Процесс передачи знаний довольно хорошо разработан технологически. Как происходит воспитание в процессе обучения, мы знаем гораздо хуже. Усвоение знаний легко подвергается контролю. Результат же воспитания сказывается не сразу, и его трудно диагностировать. Однако это не снимает важности самой проблемы и необходимости ее решения. Чем шире будет обмен соответствующим опытом работы, тем больше все мы продвинемся вперед.
В хорошей школе...
v В хорошей школе чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно.
v В хорошей школе все заботятся о здоровье друг друга. Самые лучшие программы и учебники, прекрасно оборудованные кабинеты, величайшие профессора и академики не образуют хорошей школы, если в ней грязь, холод, воровство и отрава в столовой, рэкет, дедовщина, равнодушие к своему и чужому физическому и нравственному здоровью.
v В хорошей школе ученики воспитаны, а учителя профессионально пригодны и добросовестны.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.