ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Оценка 4.7

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Оценка 4.7
doc
17.03.2021
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Духовно- нравствен. становл личности.doc

Духовно-нравственное становление личности

Сушков А.М.

МКОУ Артюшкинская ООШ Аннинского муниципального района Воронежской области

sushkovaleksan@yandex.ru

 

Ценность работника определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и рядом других показателей, характеризующих личность. Разумеется, наша задача — подготовка учащихся к труду. Однако школа призвана всячески способствовать и становлению их духовной зрелости. Под духовностью мы понимаем устремленность к добру (желание делать благо другим), к истине (проникновение в сущность явлений), к красоте (как наивысшей целесообразности и гармонии), к самосовершенствованию и нравственности.
     Следует подчеркнуть, что только сочетание всех элементов духовности делает ее таковой. Стремление к добру без подкрепления знанием может принести вред. Дорога в ад устлана благими намерениями. Научное знание может быть применено во вред человеку. “Знание без совести — погибель души”, — утверждал Ф.Рабле. Красота без добра может привести к демонизму. Человек, остановившийся в своем развитии, перестает отвечать изменяющимся требованиям жизни. Едва ли не главная причина трудностей, переживаемых сегодня нашим обществом, состоит в падении его духовности. Всякое улучшение жизни, будь то рост экономики, преодоление коррупции, пьянства, наркомании — возможно только при условии роста духовности.
     Как и нравственность, духовность неразрывно связана с деятельностью. Без нее она просто не может проявиться. Является ли учение видом деятельности, достаточным для выработки у молодежи духовно-нравственного начала? Думается, что нет. Ведь со стороны учащихся — это лишь потребление знаний и опыта, созданных чужим трудом. Для овладения духовно—нравственными ценностями необходимы созидательный труд и общение. По словам выдающегося психолога           А.Н. Леонтьева, “личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ”.
     Замечательный педагог В.А.Сухомлинский был убежден в том, что моральное обеспечение всеобщего среднего образования — предотвращение всех зол и бед нашего нынешнего школьного бытия, прежде всего в трудовом воспитании”. Из этого он делал единственно верный вывод: “Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда”. Вступивший в самостоятельную жизнь молодой человек должен уметь не только размышлять, но и действовать. Чтобы хорошо работать, надо трудиться с младых ногтей. Чем раньше человек профессионально самоопределится, тем больше у него возможности для самореализации личности. Чем основательнее его профессиональная база, тем больше устойчивости на рынке труда. Становление человека как труженика проходит ряд этапов. Первоначально формируются и развиваются общие профессиональные способности: трудолюбие, добросовестность, ответственность, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, предприимчивость, умение взаимодействовать с другими членами трудового коллектива, а также общетрудовые умения и навыки. Воспитание этих качеств начинается, с начальных классов.
     Поскольку учебный процесс структурирован в урочной системе, то на урок я смотрю как на важнейший воспитательный фактор. Реализация его зависит от мастерства педагога, его нравственной позиции, проявляющейся в работе и общении с учащимися. Учение, практические упражнения, труд должны привести к знаниям и умениям, приобретению опыта, но все это будет нейтрально или вредно для человека и общества, если не освещено добром, истиной, гармонией и в этой совокупности заключена суть духовности. Поэтому, анализируя урок, я рассматриваю следующие факторы:


1. Духовно-нравственная направленность.
2. Создание атмосферы доверия и сотрудничества (психологический климат).
3. Использование содержания обучения в целях воспитания, а также для формирования социально значимых мужских (у мальчиков) и женских (у девочек) достоинств.


     Чтобы иметь ориентиры, нарисуем образ человека, которого мы могли бы назвать во всех отношениях хорошим и привлекательным.
1 Внешний вид - аккуратен, подтянут.
2. Физическое здоровье - здоров, мало восприимчив к инфекциям и простудам, обладает физической силой и выносливостью, позволяющей активно работать.
3. Психическое здоровье - самодостаточен, адекватно реагирует на внешние обстоятельства, ощущение душевного комфорта.
4. Поведение - обладает поведенческой культурой, ровное, бесконфликтное, приятное общение со сверстниками и старшими.
5. Качество деятельности - активен, инициативен, стремится к высоким результатам, ответственен.
6. Ценностные ориентиры - соблюдает нормы морали, стремится к духовному росту, использованию зарабатываемых средств для самосовершенствования, блага семьи.
7. Интеллект - владеет системой знаний о мире, обладает культурой мышления.
8. Ролевое поведение - юноша: активность, инициативность, сила духа, выдержка, ответственность, благородство. Девушка: женственность, мягкость, нежность, изящество.


     На уроках технологии я стремлюсь так использовать материал своих занятий, чтобы он наряду со знаниями и умениями формировал также гражданские и деловые качества. Проиллюстрирую это на конкретных примерах.
     Возьмем занятия по обработке металла. Среди учеников есть такие, которые слабо успевают в школе, нередко нарушают дисциплину. Свою задачу вижу прежде всего в том, чтобы убедить учащихся в жизненной ценности профессиональных знаний и умений и возможности успешного овладения ими. Даже если ученик впоследствии не будет работать слесарем, он со временем обязательно станет хозяином в своем собственном доме. А настоящий хозяин должен много знать и многое уметь. Также необходимо учитывать личностные особенности своих учеников, улавливать их настроение и умело вовлекать каждого в учебный процесс. Тщательная подготовка к занятиям позволяет мне широко использовать наглядные пособия: мультимедийные презентации, плакаты, таблицы, раздаточный материал. При объяснении нового материала обязательно опираюсь на личный опыт учащихся: “Что вы знаете о ...? Где, по-вашему, это может применяться?” Такая практическая направленность теоретических занятий повышает у ребят интерес к изучаемой теме. А тот факт, что они выступают не в роли пассивных слушателей, а как активные участники учебного процесса, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества.
     Итак, совместными усилиями учителя и учеников новая тема, в общем разобрана. После этого я вновь кратко излагаю изученный материал. А затем это делают ученики, отвечая на мои вопросы. Причем не допускаются односложные ответы.
     Не довольствуясь этим, предлагаю ребятам разобрать одну-две ситуационные задачи, сформулированные в оригинальной форме. Учащиеся при этом как бы проигрывают то, что с ними может произойти в ходе практической работы.
И еще один важный момент. Большое значение придаю овладению понятийным аппаратом - все специальные термины должны проговариваться правильно, связности речи. Учащиеся активно привлекаются и к формулировке каждой записи в рабочих тетрадях. Все это повышает их познавательную активность, укрепляет уверенность в собственных возможностях.

     Немаловажным фактором воспитания является внеклассная работа, дополняющая учебный процесс. При этом любое мероприятие имеет смысл, если оно устремлено к добру, истине, красоте. Мы проводим с учащимися олимпиады, викторины, организуются конкурсы “Технология + …”, выставки творческих работ, поделок.

     В чем сложность проблемы, которую я перед собой поставил? Процесс передачи знаний довольно хорошо разработан технологически. Как происходит воспитание в процессе обучения, мы знаем гораздо хуже. Усвоение знаний легко подвергается контролю. Результат же воспитания сказывается не сразу, и его трудно диагностировать. Однако это не снимает важности самой проблемы и необходимости ее решения. Чем шире будет обмен соответствующим опытом работы, тем больше все мы продвинемся вперед.

В хорошей школе...

v В хорошей школе чисто, тепло, уютно, психологически комфортно, физически безопасно.

v  В хорошей школе все заботятся о здоровье друг друга. Самые лучшие программы и учебники, прекрасно оборудованные кабинеты, величайшие профессора и академики не образуют хорошей школы, если в ней грязь, холод, воровство и отрава в столовой, рэкет, дедовщина, равнодушие к своему и чужому физическому и нравственному здоровью.

v В хорошей школе ученики воспитаны, а учителя профессионально пригодны и добросовестны.


Скачано с www.znanio.ru

Духовно-нравственное становление личности

Духовно-нравственное становление личности

Поскольку учебный процесс структурирован в урочной системе, то на урок я смотрю как на важнейший воспитательный фактор

Поскольку учебный процесс структурирован в урочной системе, то на урок я смотрю как на важнейший воспитательный фактор

При объяснении нового материала обязательно опираюсь на личный опыт учащихся: “Что вы знаете о

При объяснении нового материала обязательно опираюсь на личный опыт учащихся: “Что вы знаете о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021