Духовно-нравственное воспитание
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание

Оценка 4.7
doc
08.10.2023
Духовно-нравственное воспитание
Выступление.doc

 

Проблемы ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОго ВОСПИТАНИя

подрастающего поколения.

Яковенко И.А.

ГБПОУ

«Кисловодский Государственный Многопрофильный Техникум»,

Филиал № 1 ст. Ессентукская,

преподаватель истории, высшей категории

 

          Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей и молодежи связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

          Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

          Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

          В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

          В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

          В свете изменений, происходящих в современном российском обществе, становится очевидной потребность сферы услуг в деятельных, творчески мыслящих людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия. Стратегический подход к обновлению качества подготовки будущего специалиста сферы услуг, сельского хозяйства, транспорта и строительства  требует пересмотреть квалификационную модель выпускника нашего техникума, а также всю систему, обеспечивающую это качество на протяжении обучения. Ключевая роль в этом принадлежит одному из важнейших компонентов образовательного процесса – процессу духовно-нравственного воспитания. Воспитание как специально организованная деятельность является, с одной стороны, условием, а с другой – средством обновления и совершенствования качества подготовки будущего тракториста-машиниста, автомеханика, портного, мастера отделочных работ, предусматриваемого требованиями современного общества.

          Перед техникумом, а точнее перед педагогами, ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащегося.

          Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

          Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна

из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду "связи времён", чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

          Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

          В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

          Н.И. Пирогов: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

          В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. [19]

          Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь, школа, средние и высшие образовательные учреждения. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержанием, используемыми методами и так далее. [19]

          Можно отметить также, что по данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Что это, как не следствие отказа от традиционных ценностей (в том числе и религиозных) в пользу секулярно-гуманистических?

          Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя. [19]

          В России разрушительные последствия жизни без Бога – социального эксперимента ХХ века – и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

“Культура”, “религия”, “духовность”, “нравственность” как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания

          Понятием “культура” (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. [21] Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

          Понятием “духовность” традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. [22] В этой связи следует отдельно выделить значение  религии как значимой части духовной культуры общества. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

          Само слово “религия” буквально переводится с латинского как “святыня”, “набожность”, “благочестие” – жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. [23] Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане – к апокалипсису.

          К сожалению,  в системе мировосприятия большинства современных людей подобное представление о религии отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что современная культура во многом утратила традиционный характер, стала антинаучной и даже антирелигиозной. На протяжении XX века процесс секуляризации шел особенно интенсивно: влияние религии, наличие традиционных элементов в различных сферах современной культуры сведены к минимуму, либо уничтожены вовсе.

          Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания.

          Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

          В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание “нравственности” как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.[25]

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

          Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

          Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

          Мыслители древности и современности  трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции, в трудах Аристотеля о нравственном человеке, говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека".

          С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: "Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами"[24].

          В.А. Сухомлинский упоминал о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека". Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает" [26].

Яркая, немеркнущая звезда нашей научной педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1870), размышляя о современном для него российском воспитании, пророчески заглянул в нерадостную перспективу педагогической практики незнакомого ему XXI столетия: «Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность всё понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать — думать) и неспособность что-нибудь делать — вот плоды такого воспитания. Часто, видя подобный характер, желаешь от души, чтобы он как можно менее знал и был, как можно менее развит, тогда, может быть, выйдет из него больше проку. Таким воспитанием, расстраивающим и раздражающим нервные системы детей, мы перепортили целые поколения…» [28]

«Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины», - так считал А.С. Макаренко

            «Никаких детских катастроф, никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы, у нас быть не должно! <…> Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать», — утверждал Макаренко без всякого пафоса и преувеличения, с твердой убежденностью в своих словах. Воспитание современного человека, по Макаренко, — процесс социальный в самом широком смысле слова. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. [20]

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

          Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. [13]

          Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

          Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

          Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

          Мы можем сделать вывод, что воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о нравственности и нравственном поведении человека. Вопрос оставался в том, как воспитать духовно-нравственного человека. И мы считаем, что воспитать такого человека можно только на примерах духовно-нравственных поступков других людей.

            Последнее десятилетие отмечено ростом числа самой разной литературы, посвященной тем или иным аспектам духовного становления личности. Можно выделить как минимум четыре направления  научно-методических разработок, которые можно условно разделить на «фольклорное», «этическое», «религиоведческое», «культурологическое».

Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов России. Основное внимание авторы уделяют знакомству с традициями и обычаями предков, народным творчеством, традиционными промыслами. Среди наиболее значительных материалов, созданных в помощь педагогам дополнительного образования и преподавателям художественных дисциплин в школе, следует назвать серию «Возвращение к истокам», подготовленную под руководством Т.Я.Шпикаловой. Особенность этих материалов в их целостности, серьезном профессиональном подходе, соединении материала основного и дополнительного образования.

Второе направление посвящено воспитанию этической культуры детей, построенное, как правило,  в логике учебного предмета. Авторы знакомят с основными этическими категориями, историей возникновения и развития этической мысли, норм человеческой морали. Особенности христианской морали рассматриваются именно в рамках этого общего направления. Среди наиболее известных работ следует назвать программы и пособия  А.И.Шемшуриной, Р.Янушкявичус и О.Янушкявичене.

Третье направление входят работы, содержащие определенную систему знакомства с историей христианства, содержанием Ветхого и Нового завета, взглядами выдающихся отечественных и зарубежных религиозных  философов. Программно-методические материалы создаются зачастую священнослужителями или педагогами, обладающими серьезной теологической подготовкой(о.Борис Пивоваров, о Ничипоров…..Е.Чувакова, Т.П.Белова,М.В.Максимов, о.А.Рыбин.).

          Многие подобные программы были разработаны в рамках  проекта Минобразования России «Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики».

Четвертое направление строится на приобщении к христианским ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика (.Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, Е.А.Ямбург). При этом многие педагоги видят в культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала.

          Именно это направление  нам представляется наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать  особенности основного образования. Таким образом, появляется возможность знакомить детей с христианскими ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс.

          Создание различных программ, пособий,  книг для учащихся, хрестоматий и другой литературы является важным условием успешного развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Краткий анализ проведенной  нами работы, дает представление о многообразии  направлений, глубине идей, интенсивном поиске содержания и форм работы. Весьма важно в этом плане отметить, что кроме коллективов ученых и методистов, к созданию материалов такого рода все активнее подключаются педагоги-практики. Этому содействует Всероссийский конкурс авторских образовательных программ по истории и культуре христианства для дополнительного образования детей и молодежи, проводящийся ежегодно Минобразования России.

В результате осуществления планируемой нами  программы ожидается:

-снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в городе (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей);

-активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

Ожидаемые конечные результаты программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи: повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания и самосознания детей и подростков ГБОУ СПО «КГМТ»,  Филиал № 1 ст. Ессентукская, и в целом, молодежи г. Ессентуки и Кавказских Минеральных Вод.

          В апреле-мае будут проводиться анкетирования на тему:

          - «Общее анкетирование», для определения возрастной, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Эти данные необходимы для составления корректного плана, с учетом национальных и религиозных особенностей. 

          - «Нужна ли благотворительность в современном мире?», по  уровням. Проведенный анализ анкетирования разных социальных возрастных групп  даст представление об уровне духовно – нравственного развития учащихся техникума. Результаты будут использованы для разработки  программы духовно – нравственного  и гражданско-правового воспитания студентов Филиала №1 КГМТ.

          Для этого обходимо создать духовно-правовую и социально-психологическую службу, в которую будут входить следующие специалисты:

- представитель церкви,

- историк-правовед,

- социальный педагог,

- психолог.

          Эта служба будет работать по основным проблемам программы, которые будут разделены на три группы: правовая, социальная и духовная.

          Главное место в работе Службы должны занимать духовное развитие, социальная адаптация и правовая культура подрастающего поколения.

          Работа «Службы»:

          1. В первую очередь, каждый студент при поступлении в техникум обязан будет подписать договор о правилах поведения в учебном заведении, он будет нести определенные наказания (не нарушающие права человека и гражданина)

          2. Необходимо проводить лекционные занятия на духовно-нравственные и социально-правовые темы (еженедельно – в форме классных часов).

          3.  Ввести факультативные занятия:

          - «Основы правовой культуры» (основой должны являться международные правовые документы – Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека и Конституция РФ);

          - «Основы религиозных культур и светской этики» (Провести разработку факультатива с учетом результатов Общего анкетирования);

          - Историко-миссионерские занятия (теория и практика).

          - «Культура поведения»

          4. Один раз в месяц проводить анкетирование, для отслеживания динамики духовно-нравственного и социально-правового развития учащихся.

          5. Проводить встречи с представителями духовенства.

          6. Начать сотрудничество с казачеством, религиозными конфессиями, в летную практику студентов 1 курса, можно ввести недельную практику-помощь детским домам.

          7. Январь – проводить встречи с представителями духовенства (г. Кисловодск, станица Ессентукская).

          8. Февраль – май – адресная помощь ветеранам и пожилым людям, в микрорайоне техникума.

           9. Март - проводить встречи для призывников с ветеранами и  представителями казачества.

Вся деятельность «Службы» представлена схематично.

 

Схема работы «Службы» в Филиале №1 КГМТ,

по внедрению духовно-нравственного воспитания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          Примером такой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей и молодежи, может являться воспитательная работа Школы №2

г. Ессентуки

          МОУ СОШ № 2 города Ессентуки является одной из самых старинных школ России. Из поколения в поколение передаются школьные традиции:

- вечера встреч с выпускниками школы,

- пионерское движение, которое потом переросло в движение «адресной помощи» ветеранам и пожилым людям в микрорайоне школы.

          Был создан школьный комитет по сохранению фотоальбомов «Из жизни школы», где хранятся уникальные фотографии  конца XIX - начала XX  вв. В школе проводятся мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: «День матери», «Моя семья», «Малая школьная Зарница», ежегодный конкурс инсценированной военно-патриотической песни, ежегодно проводится работа с ветеранами ВОВ, посещается краеведческий музей, проводятся рейды по сохранению историко-культурных памятников города Ессентуки. МОУ СОШ №2 является шефом детского сада  №15 «Звездочка»,

№ 26 «Берёзка» .

          Несколько лет подряд, на базе школы №2 г. Ессентуки действует отряд «Поиск», который ведет свою работу по нескольким направлениям:

- историко-краеведческое, по изучению истории своего города, а особенно по истории школы;

- военно-патриотическое,

- нравственно-духовное

          В данной работе участие принимают обучающиеся школы, их родители  и весь педагогический коллектив.

Целью духовно-правовой и социально-психологической службы, по-нашему мнению, должно  являться духовно-нравственное воспитание студентов, основанное на приобщении к истории своей страны. Воспитательное значение благотворительной деятельности мы связываем не только с развитием духовно-нравственных ценностей, традиций, знаний, но с предоставлением ребенку возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий. Обращаясь к истории своей страны, благотворительной деятельности ее лучших сынов, мы извлекаем духовный смысл, которые становятся фундаментом ее дальнейшего развития. Такими основами зарождения и развития благотворительной деятельности выступает нравственно-религиозная, идейно - просветительская и миссионерская традиция в истории России, в рамках которой складывается представление о духовно-нравственном идеале современного мира. При формировании структуры программы мы руководствовались методом моделирования, предполагающим создание модели определенного периода развития истории, чтобы выявить наиболее существенные черты. 

          Особое место в развитии духовно-нравственного  воспитания с недавнего времени стали занимать центры христианской культуры,  работа в которых строится на приобщении молодежи к разнообразной культурологической деятельности. Эти центры стремятся наладить отношения с общеобразовательными учреждениями, организуют летние лагеря христианской культуры, куда во время каникул приглашают сотни ребят и педагогов.

          Говоря  о возможностях организации духовно-нравственного воспитания детей в стенах общеобразовательных учреждений, мы считаем, что в первую очередь,  необходимо внедрять в учебные планы различные факультативные курсы, занятия, где студенты знакомятся с основами религиозных  культур, с светской  этикой, с историей миссионерской деятельности в России.

          Нами  было проведено анкетирование (прил. 1) на тему: «Выявление уровня духовно-нравственного развития подростка». Проведенный анализ анкетирования разных социальных возрастных групп  дает представление об уровне духовно – нравственного развития детей и молодежи в ст. Ессентукская, городе Ессентуки и КМВ. Данное исследование показало сравнительно невысокий уровень духовно – нравственного развития.  Результаты показывают необходимость  разработки концептуальных основ программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи. Для этого мы считаем необходимо на базе ГБОУ СПО «КГМТ»,  Филиал № 1 ст. Ессентукская создать ученические объединения, работающие по основным проблемам программы, объединять учащихся будет ученическое объединение «Поиск», которое будет вести свою работу по нескольким направлениям:

- историко-краеведческое, по изучению истории КМВ;

- военно-патриотическое, встречи с ветеранами войн, вахты Памяти и т.д.

- нравственно-духовное: соработничество с представителями религиозных конфессий, Отделом Религиозного образования и катехизации.

          В данной работе участие принимают обучающие, их родители  и весь педагогический коллектив, что видно из схемы.

 

Схема работы отряда «Поиск» в

ГБОУ СПО «КГМТ»,  Филиал № 1 ст. Ессентукская,

по внедрению духовно-нравственного воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          В современных условиях российской системы образования предоставлена возможность более широко использовать национально-региональный компонент за счет вариативной части базисного учебного плана.

Целью такой программы, по-нашему мнению, должно  являться духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщении к истории своей страны. Воспитательное значение благотворительной деятельности мы связываем не только с развитием духовно-нравственных ценностей, традиций, знаний, но с предоставлением ребенку возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий. Обращаясь к истории своей страны, благотворительной деятельности ее лучших сынов, мы извлекаем духовный смысл, которые становятся фундаментом ее дальнейшего развития. Такими основами зарождения и развития благотворительной деятельности выступает нравственно-религиозная, идейно - просветительская и миссионерская традиция в истории России, в рамках которой складывается представление о духовно-нравственном идеале современного мира. При формировании структуры программы мы руководствовались методом моделирования, предполагающим создание модели определенного периода развития истории, чтобы выявить наиболее существенные черты. 

           В процессе обучения учащиеся знакомятся с   благотворительной деятельностью в России и выявляют исторические этапы ее развития. Мы считаем, что историческое изложение благотворительной деятельности на конкретном этапе пути развития страны способствует развитию чувств сопричастности ко всему происходящему в городе, в стране, в мире. Самое главное, по-нашему мнению, показать учащимся тот  огромный вклад от простых россиян до представителей российской элиты, исторический пример - это династия Романовых в развитие благотворительной деятельности России, а особенно очень значима их деятельность в развитии Кавказских Минеральных Вод.

          Анализ благотворительной деятельности, ее функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в наше непростое время.

          Особое место в развитии духовно-нравственного  воспитания с недавнего времени стали занимать центры христианской культуры,  работа в которых строится на приобщении молодежи к разнообразной культурологической деятельности. Эти центры стремятся наладить отношения с общеобразовательными учреждениями, организуют летние лагеря христианской культуры, куда во время каникул приглашают сотни ребят и педагогов, в том числе и из нашей школы.

          Говоря  о возможностях организации духовно-нравственного воспитания детей в стенах общеобразовательных учреждений, мы считаем, что в первую очередь,  необходимо внедрять в учебные планы различные факультативные курсы, занятия, где обучающие знакомятся с основами православной культуры, с христианской этикой, с историей миссионерской деятельности в России.

          Проблема была изучена нами  в историческом аспекте с той целью, чтобы показать возможность влияния благотворительной деятельности в сфере образования  представителей династии Романовых в XIX – начале XX вв. на  духовно - нравственное воспитание детей и молодежи в  современном мире.

Мы пришли к  выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Мы считаем, что благотворительная  деятельность династии Романовых, духовное просвещение, как в России, так и на Кавказских Минеральных водах, стало одним из приоритетных направлений в государственной политики.

Наше мнение заключается в том, что история благотворительной деятельности представителей династии Романовых может влиять или стать одним из наглядных примеров в формировании, воспитании духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи. В ходе исследования выяснилось, что начиная с конца XVIII века, благотворительность стала традиционной  в деятельности династии Романовых. Императрицы из этой династии, выходцы из европейских монарших семей, считали христианским долгом заботу «о ближнем своем». Именно этот опыт благотворительной деятельности продолжают  сегодня многие представители российского общества, среди которых люди различных профессий и занятий. В том числе и Церкви. И это может стать одним из основных критериев в воспитании у детей и молодежи основ  духовности и нравственности. («Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, через познание исторического прошлого страны, на примере благотворительно деятельности династии Романовых XIXначале  XX вв.», автор Соколова И.А., преподаватель истории, ГБОУ СПО «КГМТ»)

          Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в разном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности ребенка состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств учащегося зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

          Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

          Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве: - во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью,

- во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая.

          Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

          В своей статье мною была предпринята попытка показать, что формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов, весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако, получаемый позитивный результат, позволяет: ориентировать студентов на их будущую профессию, т.к. производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданными качествами, определенными в Концепции воспитания студента техникума:

- а именно воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, конкурентоспособного квалифицированного специалиста, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     50-летие 4-го отд. Собств. е. и. в.  канцелярии. 1828—1878. [Сост. И. Селезнев], СПБ, 1878; Собрание узаконений Ведомства учреждений имп. Марии, т. 4—5, СПБ, 1895—1916; Ведомство учреждений имп. Марии (1797—1897), СПБ, 1897.  

2.     «Дания в годы Второй мировой войны».  М.: Наука, 1974; 

3.     «История Дании — ХХ век». М.:  Наука, 1998.

4.     Публикации 1999 г.  Ю.В. Кудрина Из архивного наследия Императрицы Марии Федоровны.

5.     Государственный архив  Российской Федерации (далее - ГАРФ),

6.     ф. 601, on. 1, д. 1295. Мария Федоровна - Николаю II,  4 октября 1902 г. (на франц. яз.). Дурново Петр Николаевич (1843-1915) – товарищ министра (1900-1905) и  с 1905 г. - министр внутренних дел. Трепав Владимир Федорович (1860-1918)  - член Государственного Совета (1908-1911).

7.     Боглачев С.В., Жатькова Э.А. Архитектура старых  Ессентуков. Пятигорск, 2008. С 544.

8.     Миллер Л.  Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Москва, 2006.

9.     Прошлое и настоящее. Иерусалим, ПАЛЬФОТ,2008.

10.  Иерусалим, Золотая книга, 2008.

11.  Илиади И., Ковленко А. Свято-Успенский Второ-Афонский

12.  Бештаугорский монастырь. Ставрополь, 2003.

13.  Волчанова Мария. Второ-Афонский листок,  январь,2010.

14.  Смоленский Николай.  Второ-Афонский листок, февраль,2010.

15.  Второ-Афонский листок. Январь,2010.

16.  Второ-Афонский листок. Февраль, 2010.

17.  Гиляровский В.  Москва и москвичи.- М.: Московский рабочий, 1983

18.  Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

19.  «Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника»

20.  А.С. Макаренко «О воспитании» Москва,1988

21.  Есин А.Б. “Введение в культурологию”: Основные понятия культурологии в            систематическом изложении. – М., 1999

22.  В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”

23.  В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”

24.  Священник Александр Ельчанинов “Записи”. – М., 1996

25.  В.И. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”

26.  Протоиерей Евгений Шестун “Православная педагогика”. – М., 2001

27.  Ключевский В.О. Русская история. – М.: Олма-Пресс,2004

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета

студента ГОУ СПО «КГМТ»

Филиал № 1 станицы Ессентукской

на выявление уровня духовно-нравственного развития

 

Фамилия_______________________________________________________________________

Имя___________________________________________________________________________

Отчество_______________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________

Место рождения______________________________________________________________________

Адрес проживания по прописке___________________________________________________

Образование: 9 классов, 11 классов, другое образование (подчеркнуть)

Родители

Отец:

Фамилия_______________________________________________________________________

Имя___________________________________________________________________________

Отчество_______________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________________

Образование: высшее, среднее, без образования (подчеркнуть)

Мать:

Фамилия_______________________________________________________________________

Имя___________________________________________________________________________

Отчество_______________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________

Образование: высшее, среднее, без образования (подчеркнуть)

Социальный опрос студента I  курса, фамилия ____________________________________

1. Национальность_______________________________________________________________

2. Вероисповедание______________________________________________________________

3. Интересы / увлечения__________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете свой уровень духовно-нравственного развития:

высокий, средний, низкий, затрудняюсь ответить (подчеркнуть)

5. Чтобы Вы хотели изменить в себе? ______________________________________________________________________________

6. Если Вам предоставили свободу выбора в вопросе: «Куда бы Вы пошли в первую очередь?»: Кинотеатр,  музей, художественная галерея, церковь, дискотека, храм, свой вариант________________________________________________________________________

7. Какие Вы знаете российские праздники___________________________________________

8. Перечислите светские и религиозные праздники России_____________________________

9. Что Вы посещаете:

православный храм, католическую церковь,  мечеть, синагогу, ничего не посещаю (подчеркнуть).

10.  Что для Вас означают следующие слова:

Отчизна________________________________________________________________________

Мама__________________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________

Вера___________________________________________________________________________

Религия________________________________________________________________________

Честь__________________________________________________________________________


Скачано с www.znanio.ru

Проблемы ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОго

Проблемы ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОго

Перед техникумом, а точнее перед педагогами, ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его…

Перед техникумом, а точнее перед педагогами, ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его…

В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности

В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности

Божиими. [23] Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором

Божиими. [23] Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором

Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям,…

Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям,…

Из них на первом месте — родители и педагоги

Из них на первом месте — родители и педагоги

Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов

Первое направление ориентировано, прежде всего, на приобщение детей к русской народной культуре и культуре других народов

Весьма важно в этом плане отметить, что кроме коллективов ученых и методистов, к созданию материалов такого рода все активнее подключаются педагоги-практики

Весьма важно в этом плане отметить, что кроме коллективов ученых и методистов, к созданию материалов такого рода все активнее подключаются педагоги-практики

Необходимо проводить лекционные занятия на духовно-нравственные и социально-правовые темы (еженедельно – в форме классных часов)

Необходимо проводить лекционные занятия на духовно-нравственные и социально-правовые темы (еженедельно – в форме классных часов)

Примером такой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей и молодежи, может являться воспитательная работа

Примером такой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей и молодежи, может являться воспитательная работа

Эти центры стремятся наладить отношения с общеобразовательными учреждениями, организуют летние лагеря христианской культуры, куда во время каникул приглашают сотни ребят и педагогов

Эти центры стремятся наладить отношения с общеобразовательными учреждениями, организуют летние лагеря христианской культуры, куда во время каникул приглашают сотни ребят и педагогов

В современных условиях российской системы образования предоставлена возможность более широко использовать национально-региональный компонент за счет вариативной части базисного учебного плана

В современных условиях российской системы образования предоставлена возможность более широко использовать национально-региональный компонент за счет вариативной части базисного учебного плана

Проблема была изучена нами в историческом аспекте с той целью, чтобы показать возможность влияния благотворительной деятельности в сфере образования представителей династии

Проблема была изучена нами в историческом аспекте с той целью, чтобы показать возможность влияния благотворительной деятельности в сфере образования представителей династии

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте

Литература 1. 50-летие 4-го отд

Литература 1. 50-летие 4-го отд

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета студента

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета студента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023