Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 80»
Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей в процессе приобщения к истокам традиций русской народной культуры».
Выполнила:
Ивакина Светлана Николаевна
музыкальный руководитель
«… Лучшие люди уже понимают,
что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости,
но и действенно вносить их в свою и общественную повседневную жизнь…»
Н.К.Рерих
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где определен принцип построения образовательной деятельности в дошкольной организации на основе духовно-нравственных ценностей, принятых в современном обществе. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Таблица 1.
Духовное воспитание (приобщение к общечеловеческим ценностям) |
красота |
|
добро |
|
истина |
|
свобода |
Эстетическое развитие |
|
Нравственное развитие |
|
Интеллектуальное развитие |
|
Развитие самостоятельности |
Результат: понимание принятие красоты, созидание красоты |
|
Результат: понимание добра и зла в глобальном масштабе |
|
Результат: способность добывать и использовать знания для понимания мира |
|
Результат: Выбор, преодоление трудностей |
Художественно-эстетическое развитие детей |
Развитие духовно – нравственных качеств личности ребенка путем приобщения к русской культуре через знакомство с фольклорным и обрядовым творчеством русского народа, на мой взгляд, является актуальной проблемой в воспитании подрастающего поколения. Выбирая это направление в своей работе, руководствовалась выше обозначенной проблемой.
Перед собой поставила цель - воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.
Задачи:
формирование у ребенка нравственно-эстетического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
формирование музыкальной культуры дошкольников и положительного социально-художественного опыта;
становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. желание познать национальную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов – профессионалов;
воспитание уважения к своей нации, понимание всех национальных особенностей;
развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантности к другим национальностям;
активизация общественно – полезной направленности музыкальных занятий для интеграции репертуара, знаний и умений в другие виды непосредственно – образовательной и в свободной досуговой деятельности.
Свою работу строю по четырем направлениям:
1. Создание предметно – развивающей среды.
2. Специальное обучение детей.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с родителями.
В моей работе ключевое значение имеет создание предметно-развивающей среды:
- изучение методической литературы;
- изучение и подбор народных обрядов и традиций;
- изучение и подбор музыкального материала;
-приобретения предметов декоративно – прикладного искусства;
- создание библиотеки по теме «Русское народное творчество»;
- создание картотеки народных игр;
- приобретение и изготовление русских народных и шумовых инструментов;
- ростовые куклы;
- кукольный театр;
- демонстрационный и иллюстрационный материал;
-создание фонотеки русских народных мелодий и песен;
-реквизиты и костюмы для проведения русских народных праздников;
-максимальная реализация образовательного потенциала для развития предметно-пространственной среды в группах для самостоятельной деятельности детей (создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной образовательной среды, пополнение атрибутов для ряжения, музыкальных инструментов, фонотеки и др.)
Таблица 2.
Модель педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ.
Музыкальный руководитель
|
педагоги |
|
образовательная деятельность |
|
родители |
-создание музыкально-развивающей среды; -создание условий для эмоционального благополучия детей; -перспективное планирование; -взаимосвязь работы с педагогами ДОУ; -привлечение к педагогическому процессу помощников воспитателя. |
|
учебно –воспитательная работа: -диагностика музыкальных способностей детей; -фронтальные занятия; -индивидуальные занятия; -совместная музыкальная деятельность; -самостоятельная музыкальная деятельность; -праздники, развлечения и досуги. |
|
анкетирование; консультирование; -родительские собрания; -конференции; -информирование о ходе развития музыкальных способностей ребенка; -открытые просмотры; -музыкальное воспитание и обучение в семье; -участие родителей в праздничных мероприятиях ДОУ. |
ребенок |
Как видно из таблицы, деятельность музыкального руководителя направлена на воспитание духовно-нравственной личности ребенка.
Второе направление моей работы – специальное обучение детей.
«Фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость».
В своей работе используем различные жанры детского фольклора.
Русские загадки, пословицы и поговорки, малые формы фольклора попевки, колядки, заклички – это народная мудрость. Они кратки, выразительны; учат ценить честность, трудолюбие, взаимопомощь, смелость и дружбу.
Песни, календарные обрядовые песни, песни свадебного цикла, военно-бытовые, семейно-бытовые, трудовые, лирические песни, частушки способствуют освоению детьми фольклорного языка.
Игра – неисчерпаемый источник бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. Игровые и плясовые песни, русские народные, словесные, подвижные игры – отражают национальные черты, бытовой уклад, мировоззрение народа, рассказывают о его истории.
Народные танцы – это русский хоровод, пляски или плясовые, пляски-импровизации, перепляс – где каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.
Некоторые жанры, например, частушки, плясовые требуют инструментального сопровождения.
Игра на народных музыкальных инструментах имеет особое значение, так как повышает интерес к народной музыке. В музыкальном кабинете и в группах много разнообразных музыкальных инструментов, которые встречались и встречаются в народном быту. Много инструментов сделано нами и родителями с детьми дома.
Народные праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры у нас занимают народные праздники и традиции.
В нашем детском саду уже стало традицией проводить праздники и развлечения, в том числе и народные с участием детей и родителей. Всё проходит с весёлыми шутками, играми, пением, угощением детей. Традиционно праздник из зала переходит на улицу.
Кроме календарных, провожу и общенародные праздники. Но они отличаются от привычных нам традиционных праздников. В репертуар, помимо современных детских песен и танцев, добавляю народные песни и пляски, инсценировки, русские народные игры. В гости приходят герои былин или русских народных сказок. Так, например, 23 февраля – «Богатырские состязания», «Как баба Яга внука в армию провожала»; 8 Марта – «Крошечка-Хаврошечка»; «День семьи» (8 июля), «День независимости России», встреча весны по сказке «Снегурочка». Новогодний праздник на основе русских народных сказок. Это получается не фольклорный праздник, но с использованием элементов русского фольклора. Как показывает моя практика, именно на празднике происходит воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и культуре, воспитание нравственных ценностей.
Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает и проводит совместные мероприятия с профессиональными коллективами города: детский вокально – хореографический ансамбль «Радуница» и детский фольклорный ансамбль «Купаленка» из Центра внешкольной работы «Планета взросления», ансамбль «Коробейники», ансамбль народной песни «Ярмарка».
Уже несколько лет подряд наши ребята участвуют в театральном конкурсе «Кулиска» и занимают почетные призовые места.
Следующее направление в моей работе -
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами детского сада в образовательной деятельности
Таблица 3
Духовно – нравственное воспитание ребенка проходит во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, играх, труде, быту и так далее. В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагогов: воспитателей, логопедов, психолога и других узких специалистов дошкольного учреждения, их слаженности в работе. Большую роль мне в планировании работы по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств оказывают: ающегзрастных групп, выстраиваем учебно - воспитатездником Пасхой.руппы на посиделки, а в воскресение вместе с родителПриобщение к истокам русской народной культуры: Программа / О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 1997г.; Как научить детей любить Родину?: Руководство для воспитателей и учителей/ Авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина.2003г.; Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»/ В.Н.Вишневская, 2004г.; Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы. / М.Д.Маханева, 2005г.; Наследие: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры /Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко, 2011г.
Свою учебно – воспитательную работу планирую совместно с педагогами по темам.
Отдельные темы приурочены к тем или иным событиям, знаменательным датам и праздникам. (Например, «Зимние забавы» - к зимним святкам).
Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование, организация выставок, оформления стенда для родителей и так далее). Итоги совместной работы над темой, синтезирующей знания детей, представлены во время семейных развлечений, общих праздников.
Для воспитателей провожу консультации, семинары – практикумы. В группах мы создали неплохие музыкальные уголки, собрали фонотеки с народной, классической и современной музыки, мной и силами воспитателей изготовили пособия, дидактические игры.
Педагоги широко используют народный фольклор во всех его проявлениях: знакомят со сказками, календарно – обрядовыми песнями, танцевальными жанрами (хороводами), инструментальной музыкой в исполнении оркестра русских народных инструментов и музицируют на русских народных музыкальных инструментах во время организованной образовательной деятельности. Используют малые формы фольклора в режимных моментах и в совместной деятельности. Работа в тесном содружестве с педагогами ведет к полноценному развитию духовной культуры детей.
Работа с родителями.
Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях, поэтому в основе народной педагогики лежит, прежде всего, семейная педагогика, то есть то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека.
Проводя анкетирование родителей, обратила внимание на то, что современные молодые родители растеряли свои национальные черты, забыли русскую народную культуру, отвергают то, что является сутью русского человека (терпение, доброта, милосердие). Они зачастую отбивают у детей желание проявлять себя творчески.
Поэтому, индивидуально и со всеми родителями вместе провожу беседы, в родительских уголках помещаю консультации. Организовываем выставки детско-родительских работ.
Привлекаю родителей к подготовке к празднику и участию в нем. Они готовят костюмы, декорации, сюрпризы для ребят, вместе с ребенком учат индивидуальные стихи, песни, инсценировки, загадки, частушки. Дома ребятишки разучивают с родителями элементы танца или хоровода, а на празднике танцуют их вместе с мамой или папой.
Интересно проходят посиделки, праздники, где родители принимают активное участие в обряде. Чтобы родители чувствовали себя комфортно, уверенно, в родительский уголок вывешиваю песенный репертуар, иногда провожу музыкальные занятия вместе с родителями.
Очень важно, чтобы родители были постоянно в курсе той работы, которая ведется с их детьми.
Вывод
Таким образом, в процессе моей работы происходит формирование музыкальной культуры дошкольников и положительного социально-художественного опыта;
ребенок начинает осмысленно воспринимать русскую народную музыку, у него формируется певческая культура, развивается музыкальный вкус; происходит становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. желание познать национальную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов – профессионалов;
народная музыка влияет на духовный мир ребенка, будит фантазию, формирует нравственные принципы, его убеждения и идеалы;
у ребенка формируется нравственно-эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
происходит воспитание уважения к своей нации, чувства гордости и ответственности за свой народ, его традициям и устоям;
у детей наблюдается развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантности к другим национальностям.
Завершить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.