Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе
Оценка 5

Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—6 кл
03.07.2020
Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе
Детские народно-хоровые коллективы появились в нашей стране еще в начале 70-х годов прошлого столетия. За довольно короткий срок эта новая форма освоения музыкального фольклора успела зарекомендовать себя как действенное средство эстетического воспитания и творческого развития подрастающего поколения.
Лукиных ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ НАРОДНО-ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.docx

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Сигнал» г.Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

«Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Лукиных Людмила Ивановна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «ЦДТ «Сигнал» г.Перми

                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2020

 

Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе

 

Детские народно-хоровые коллективы появились в нашей стране еще в начале 70-х годов прошлого столетия. За довольно короткий срок эта новая форма освоения музыкального фольклора успела зарекомендовать себя как действенное средство эстетического воспитания и творческого развития подрастающего поколения.

Репертуар такого коллектива обычно состоит из народных песен и авторских произведений. Стилистически близких народной музыке. В основе методов освоения репертуара-игра и импровизация, что является неотъемлемой принадлежностью традиционного музыкального фольклора, в частности детского. Именно игровые и импровизационные формы в наибольшей степени соответствуют закономерностям развития детской психики и всего детского организма в целом, поэтому применение подобных форм значительно активизирует процесс усвоения необходимых знаний, умений, навыков и развития творческих и исполнительских способностей детей. Таким образом, освоение традиционных фольклорных произведений с применением соответствующих возрасту традиционных фольклорных средств, способствует формированию исполнительской и творческой деятельности детей.

Стержнем всего исполнительского процесса в детском народном хоре является правильное пение. Качество звучания очень важно не только для полноценного воспитания, но и для эстетического и физиологического развития обучаемых детей. Пение даже самого прекрасного фольклорного образца сдавленным, напряженным звуком наносит непоправимый ущерб и самим исполнителям и их слушателям.

Певческий звук, которым исполняются произведения в детском народно – хоровом коллективе, достаточно характерен. Ему присущи обязательные для детского звучания полетность и звонкость. Вместе с тем это открытый, естественный звук, отражающий в доступной детскому голосу мере специфику народного звукообразования и народного звуковедения.

Испокон веков в бытовой среде голоса детей развивались естественным путем, по принципу преемственности: младшие, как могли, подражали старшим. В наше время процесс воспитания детского голоса на основе национальных певческих традиций требует самого серьезного внимания и систематических занятий. Основу певческого воспитания определяют, с одной стороны, традиции народного пения, с другой – специфика детского голоса. Рассмотрим следующие интересующие нас вопросы: а) основные положения и методы вокально-хоровой и вокальной работы, б) практический опыт существующих детских коллективов, в) теоретические данные по проблемам охраны и воспитания детских голосов.

В народно-хоровом коллективе воспитание детского голоса происходит с учетом его хрупкости и слишком малой устойчивости к перегрузкам. В этом мы видим полнейшее сходство с общепринятой системой вокальной работы с детьми.

Режим работы любого певческого детского коллектива одинаков. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Очень важно, чтобы дети приходили спокойными, собранными. Во время занятий строго соблюдается временной режим: после каждых 45 минут необходим 10 – минутный перерыв. Общая продолжительность занятий от одного часа до трех. Работа народно – хорового коллектива включает в себя различные виды деятельности: пение, игру, танец, декламацию. При различных комбинациях данных компонентов голоса успевают отдохнуть. Достаточно длительные занятия только способствуют повышению качества исполнения. При пении обязательно свободное, прямое положение корпуса и головы. Очень полезно петь стоя, что совершенно необходимо во время распевания хора. Раскрепощению, освобождению корпуса помогает свободное движение рук. Это могут быть элементы плясовых движений или движения, имитирующие действия.

Отличительная особенность вокального воспитания голоса ребенка в народно-хоровом коллективе заключается в сохранении естественного, данного самой природой звучания детского голоса, либо в выявлении этого естественного звучания в тех случаях, когда на его пути встают различного рода помехи, вызванные, например, дефектами речевой фонации или нарушением певческого режима. Работу, проводимую в целях выявления, сохранения естественного звука и развития детского голоса на этой основе, можно квалифицировать и как формирование звука, максимально приближенного к народной манере пения.

Профессор Н.В. Калугина, автор учебника " Методика работы с русским народным хором определяет народную манеру пения как..." целый комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, сложившихся на основе местных историко-культурных и художественных традиций под воздействием бытовой певческой среды... Народная манера основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Оттого она имеет относительную традиционную устойчивость"

Свойственная русскому народному пению " разговорность" обусловливает специфику формирования певческого звука того или иного народного исполнительского стиля. Особенности говоров, своеобразие народной фонетики влияют на манеру пения, придавая ей своеобразие и красочность. Разговорная манера пения в соединении с кантиленной основой дает характерный певческий звук. Его формированию способствует и обязательная для русского народного пения разговорно-речевая артикуляция. В целом певческий звук, формируемый в детском народно-хоровом коллективе, может быть охарактеризован как образованный соединением разговорно-речевой интонации и артикуляции с певческим звуковедением.

Естественный открытый певческий звук постепенно формируется на основе речевого звучания в процессе развития голосового аппарата ребенка. Основной тренаж голосовая мышца получает постоянно благодаря каждодневному проявлению звукообразующей функции гортани в виде разговорной речи.

  Естественная разговорная артикуляция, свободное использование тех же регистров, которые свойственны разговорной речи детей – все это должно быть сохранено в качестве основы для развития голоса в процессе освоения музыкального фольклора.

Занятия в народно-хоровом коллективе желательно начинать в возрасте 5-6 лет. К этому возрасту ребенок психологически готов к началу учебной деятельности. Он с удовольствием воспринимает элементарный материал, который преподносится на игровой основе, что создает предпосылки для развития творческих способностей.

Возраст 5-6 лет является благоприятным и для начала вокального воспитания. У детей различия между разговорной и вокальной речью незначительны. Естественное родство речевой и певческой фонации малышей создает оптимальные условия для начального этапа вокального воспитания. Натуральное звучание детского голоса в этот период полностью соответствует норме, к которой мы стремимся.

   И в то же время, мы должны говорить о вокальном обучении детей по причине:        

    а) набор детей идет без отбора, живущих в городе и далеких от народных певческих традиций, воспринимающих и подражающих разнообразным стилям эстрадных исполнителей, вырабатываются вредные привычки, от которых можно избавиться только путем систематических занятий;

   б) процесс певческой фонации у ряда детей затруднен в связи с плохо налаженной координацией слуха и голоса, недостаточность координации проявляются у детей в разной степени: одни дети не в состоянии повторить точно ни одного звука, другим доступны лишь 2-3 звука, причем часто эти звуки в очень низкой тесситуре, третьи дети достаточно успешно справляются с несложными попевками в одиночку, но, объединяясь в пении с другими детьми, теряют контроль над своим воспроизведением.

Практика показывает, что наладить координацию голоса и слуха можно, если только не отмечено существенных патологических отклонений от нормы в речевой фонации ребенка. Процесс налаживания координации длительный, в некоторых случаях результатов удается добиться только по истечении многих месяцев.

   Занятия строятся на доступном каждому ребенку материалу при строжайшем следовании принципу последовательного продвижения от простого к сложному.

    На первом занятии детям предлагается спеть два звука, расположенные в соотношении малой терции. Данный интервал принято считать наиболее удобным для интонирования. Распевание необходимо начинать с этого интервала, меняя высотное положение его по полутонам вверх и вниз. Очень важен предварительный показ голосом, затем руководитель выбирает наиболее правильно интонирующего ребенка.

Выбирая оптимальную высоту попевок, руководитель начинает обучение детей. Необходимо объяснять детям на занятиях, что такое унисон, выделить среди поющих детей с точной интонацией и присоединять к ним остальных детей постепенно, на каждом занятии.

Достижению цели точного интонирования служат маленькие попевки, текстами служат слова потешек, прибауток, колыбельных и игровых песенок. Например: распевки, используемые мной на занятиях:

 

Придет дедушка Мамай, скажет: "Ваню отдавай!"

А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим!!!

 

Бом, бом, бом, бом, загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром заливать кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила, побежала к дубу,

Прикусила губу....

 

          Ай дуду-дуду-дуду, сидит ворон на дубу,

          Он играет во трубу, во трубу серебряну.

          Через мышкин, мышкин дом идет дым столбом, столбом,

          Кошка с мышкой подрались, в одной ямке собрались!  

 

Интонационное однообразие попевок можно успешно компенсировать различием сюжетов и игровыми действиями. Возникает атмосфера увлеченности, помогающая каждому ребенку добиться хороших результатов: стеснительным смело и свободно говорить, двигаться, петь, а шалунам – сконцентрировать свое внимание на учебном материале и активно включиться в работу группы.

Одновременно с налаживанием координации голоса и слуха серьезное внимание уделяется резонированию звука. Для пения в народной манере характерно использование  микрорезонатора. Микрорезонатор образуется с помощью кончика языка, " ложечкой" упирающегося в основание нижних зубов и артикулирующего активно, экономно, упруго и точно. Такое же ощущение резонирования присутствует при правильно организованной речевой фонации. Навык такого резонирования формируется сам по себе, а у некоторых детей такой навык образуется в процессе обучения.

Ощущение резонирования можно получить следующим образом: сделать спокойный вдох, затем – продолжительный, экономный  выдох через нос, ощущая при этом, как "согреваются" выдыхаемым воздухом нос и верхняя губа; следующий этап – снова вдох, затем, на выдохе, сохраняя то же ощущение "тепла", совсем тихо протянуть" хь-хь". С тем же ощущением "тепла" произносятся гласные "я", "е", "и". Применение йотированных гласных в упражнениях обусловлено тем, что они формируются максимально близко. Приблизить звук и найти для него близкую позицию помогают и звуки " з-з", "ж-ж", " м-м".  При пении с закрытым ртом зубы у детей должны быть разомкнуты, губы лишь слегка прикасаться.

На занятии чаще прослушивать детей по одному, иначе могут выработаться и  закрепиться неверные навыки. Во время пения необходимо сохранять строго разговорное положение рта, как того требует в народном пении " артикуляционный механизм произношения слов", т.е. применять  речевую и певческую фонацию одного и того же певческого материала.

В комплекс навыков, вырабатываемых с первых занятий, кроме координации, микрорезонирования, артикуляции и интонирования , входит и тренировка дыхания. Большое значение для правильного дыхания имеет положение корпуса. Детям, даже самым маленьким, можно в игровой форме объяснить, как берется дыхание. Для включения в работу диафрагмы можно предложить ребятам " надуть воздушные шарики", при этом должна выступить вперед брюшная стенка.

"Шарик не завязывается "- воздух постепенно тонкой струйкой выпускается через рот. Затем в "шарике" появляется "пищик"- если нажать на брюшную стенку, она пружинит, " сопротивляется", произносится звонко " ой".

На следующем этапе работы меняется не только ритмический рисунок, но и интонационное движение от восходящего к нисходящему. Помимо дыхания отрабатывается четкость, точность движения языка, вырабатывается умение находить высокую позицию звука.

После закрепления навыка микрорезонирования и высокого позиционного настроя можно постепенно подключать грудное резонирование при открытом звучании.

В народной манере рекомендуется для детей использование грудного регистра при пении. Грудное резонирование хорошо ощущается при произношении "ай" (при фонации ладонь приложить к верхней части груди, рука ощутит вибрацию). Упражнение выполняется на звуках не выше "ми" первой октавы. Очень важно следить за сохранением высокой позиции звука.

Специфика проведения занятий в детском народно-хоровом коллективе заключается и в том, что в процессе группового освоения материала широкое применение находит принцип индивидуального подхода к детям, создание оптимальных условий для развития творческих способностей каждого ребенка.

В целях активизации работы и тщательного контроля качества звучания голосов запевы в песнях поручаются всем детям по очереди. Особенно им интересно включаться в лидерство неожиданно, по выбору руководителя. Интересно это и даже старшим детям.

Постепенно расширяются репертуарные границы. В целях совершенствования дикционных навыков вводятся скороговорки. Все более усложняется репертуар, усложняются партитуры – происходит постепенный переход к многоголосию.

 

 

Используемая литература:

 

1. Линклэйтер Кристин Освобождение голоса / под ред. Л. Соловьевой – М.: ГИТИС, 2014. – С.175.

2.Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: Метод. пособие / Л. В. Шамина, С. Л. Браз, М. В. Медведева, Л. Л. Куприянова. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1984. - 103 с.

3. Сушкова Л.Н. Формирование навыков народно-песенного исполнительства в работе детского фольклорного ансамбля / Современные проблемы науки и образования. – 2018, №3.


 

Департамент образования администрации города

Департамент образования администрации города

Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе

Вокальное воспитание в народно-хоровом коллективе

Основу певческого воспитания определяют, с одной стороны, традиции народного пения, с другой – специфика детского голоса

Основу певческого воспитания определяют, с одной стороны, традиции народного пения, с другой – специфика детского голоса

Народная манера основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности

Народная манера основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности

И в то же время, мы должны говорить о вокальном обучении детей по причине: а) набор детей идет без отбора, живущих в городе и далеких…

И в то же время, мы должны говорить о вокальном обучении детей по причине: а) набор детей идет без отбора, живущих в городе и далеких…

Достижению цели точного интонирования служат маленькие попевки, текстами служат слова потешек, прибауток, колыбельных и игровых песенок

Достижению цели точного интонирования служат маленькие попевки, текстами служат слова потешек, прибауток, колыбельных и игровых песенок

С тем же ощущением "тепла" произносятся гласные "я", "е", "и"

С тем же ощущением "тепла" произносятся гласные "я", "е", "и"

Упражнение выполняется на звуках не выше "ми" первой октавы

Упражнение выполняется на звуках не выше "ми" первой октавы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2020