Можем ли мы увидеть музыку?
Оценка 4.8

Можем ли мы увидеть музыку?

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
12.01.2021
Можем ли мы увидеть музыку?
Можем ли мы увидеть музыку.docx

«Можем ли мы увидеть музыку?»

 

Тип урока: интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

 

Цель урока:Создать условия  для знакомства детей с музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства, передающими красоту весенней природы.

 

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

ü Обогатить духовный мир учащихся;

ü Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством

ü повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ü развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

ü духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • Развивать умение планировать свою учебную деятельность в процессе выполнения творческих и теоретических заданий.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  • развивать образную речь,  музыкальное восприятие, музыкальные способности, певческий голос, музыкальный слух, творческие способности.

Познавательные УУД:

ü Познакомить с картинами А.К. Саврасова «Грачи прилетели»,  И. Левитана «Весна. Большая вода»;

ü Дать представление о творчестве норвежского композитора КристианаСиндинга, на примере произведения «Шелест весны»;

ü Проанализировать выразительные средства музыки и живописи, создающие чарующий образ весны;

ü Обобщить приобретенные знания.

 

  • развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

 

Используемые технологии:

-технология развивающего обучения

-технология детскогомузицирования;

- технология коллективного взаимодействия;

-технология развития процессов восприятия;

- технология формирования певческой культуры учащихся;

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

ТСО

Время, мин

1.

Организационный момент.

 

1. Вход в класс под музыку «Фантазия на тему романса С. Рахманинова Весенние воды»

2. Музыкальное приветствие «Колокольчик нам поет»

001 Романс

«Весенние

 воды»

2

 

2. Мотивационный этап

Учитель музыки:

Друзья мои, мы очень рады,
Войти в приветливый ваш класс.
И для нас уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

Учитель ИЗО:
Мы знаем, каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Послушаем, споем и нарисуем.
Итак, мы  начинаем наш урок.

Сегодня на уроке у нас много гостей.  Давайте поприветствуем их! Присаживайтесь.

Учитель музыки:

Проверьте свои рабочие места, всё ли готово у вас к уроку. Не забыли ли вы взять с собой хорошее настроение и фантазию? Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

 

1

3. Введение в тему урока.

Учитель музыки:

·        Ребята,  кто услышал, запомнил музыку, которая  звучала в начале урока?

·        Какая она была по характеру?

·        Как вы думаете, что  композитор передал своей музыкой?

·        Какие чувства, образы?

Прозвучала фантазия на романс русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. 

·        А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

·        Какое название вы бы придумали этому произведению?

·         Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)

Учитель ИЗО:

Мы с вами знаем, что у каждого вида искусства есть свои выразительные средства. Вы сейчас определили выразительные средства музыки.

·        Ребята, а в изобразительном искусстве  есть выразительные  средства? А какие  мы знаем? (ответы детей)

У композитора звуки, а у художника - ……..   краски.

 

Музыка, в классе появляется ученица в костюме весны.

Весна:

Здравствуйте, ребята! Я снова к вам пришла.

Вьюги и метели прочь я прогнала,

Принесла вам солнца, света и тепла.

Очень этой встречи  с вами я ждала.

 Ну, а вы по мне скучали? (Да!)

Без меня вы замерзали? (Да!)

Зазвенят кругом ручьи,

Брызнут солнышка лучи,

Ярче вы лучи сияйте,

Землю нашу согревайте!

 Зеленейте стебельки,

Расцветайте все цветы!

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь птицы!

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю,

И посевы поливаю,

Вся движения полна,

А зовут меня ... (Весна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

002 Выход

       Весны

3

3. Постановка темы и целей урока.

 

Учитель музыки:

Ребята, Весна не случайно пожаловала к нам в гости.

·        Как вы думаете, чему мы посвятим урок?

·        А что мы хотим узнать о весне на интегрированном уроке музыки и изобразительного искусства?

Да мы определили задачи урока,  а теперь давайте сформулируем тему урока. Посмотрите на доску, какие слова нужно добавить к слову «Чарующие», что бы получилась тема нашего урока.

Верно, тема нашего урока «Чарующие звуки и краски весны»

 

Слайд 1

 

 

На доску вывешивается слово ЧАРУЮЩИЕ, затем слова ЗВУКИ и КРАСКИ ВЕСНЫ

4

4. Новый  материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Этап усвоения новых знаний

Учитель ИЗО:

Да,  речь  сегодня  на уроке  пойдёт  о  весне.  Удивительном  времени  года,  когда пробуждается  и  расцветает  природа.  И никого она не может оставить равнодушным: ни художников, ни поэтов, ни композиторов.

Ребята, закройте глаза и шепотом произнесите «ВЕСНА».

·        Какое чувство у вас возникло?

 

Весна, она врывается в сердца
И перемены к лучшему приносит.
Снимает позитивом грусть с лица
И ничего, совсем, взамен не просит…

 

Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картины двух художников, влюблённых в русскую природу.АлексейКондратьевичСаврасов «Грачи прилетели».

·        Что изобразил художник на картине?

(Да, русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися березами.Снег едва начал таять, образуя теплые лужи. Благодаря таланту художника можно ощутить, что весь пейзаж напоен теплым весенним воздухом, как радостно щебечущие птицы и вся природа ожидают скорого наступления солнечных и теплых дней).

·        Какие краски использовал Саврасов?

Хочу обратить ваше внимание накомпозицию картины, так как она выражает замысел художника. Березки и грачи находятся на переднем плане полотна не случайно: художник подметил, что птицы чуют наступление тепла гораздо раньше человека. С весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье.

Давайте мысленно переместимся в то место на картине. Закройте глаза.

Что вы слышите?

Какими звуками наполнена картина?

Какое настроение она создает?

Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите листок заданий, подумайте как выполнить задание 1.

Приступаем к выполнению.

Давайте закончим предложения.

Грачи…галдят

Стволы…поскрипывают

Колокол…звучит

Ветер…шумит
Капель…звенит

Итог: Верно, картина полна звуков: мы слышим, как перекликаютсяптицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и как поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол.

А какое звучание имеет картинаЛевитана "Весна. Большая вода" и какое настроение она создает?

·        Что вы видите на картине? (ответы)

 

По колено застыли в воде,

Как неловкие сёстры-подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти березки

 

Это момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг.

·        Какими цветами воспользовался художник, для передачи весеннего настроения? (Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые)

Верно. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственныерусской весенней природе.

Преобладают оттенки голубого цвета, с которым сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая оттенками зелёного цвета.Обратите внимание как написаны отражения. Они четкие, ясные, как будто продолжают стволы. Такое бывает когда вода спокойна.

·    Какое настроение создаетэта картина?Одинаково ли её звучание с первой рассмотренной картиной?

·        (ответы)

·        Приступаем к выполнению задания:

·        Небосклон… ясен

·        Воздух… чист

·        Деревья… застыли

·        Вода… спокойна

·        Отражения… четкие и продолжают стволы деревьев

·         

Итог: то есть картина создает настроение спокойствия, тихого пробуждения природы.

Вывод: Картина «Грачи прилетели» наполнена звуками, радостной встречи весны, а картина «Большая вода» пронизана тишиной и спокойствием, природа только пробуждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки:

Ребята, а нам известны уже музыкальные произведения, раскрывающие образы природы?(называют)

 

Сегодня мы послушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое раскрывает удивительные краски наступающей весны. Я не буду говорить название этого произведения, а хочу, что бы вы, поработав в листке заданий к уроку, определили выразительные средства музыки, сопоставили звучание музыки с репродукциями известных художников и с отрывками стихотворений известных поэтов. И после проделанной работы придумали название этому произведению.

 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ “Шелест весны”,

Работа в «Листке  заданий»

 

·        Давайте посмотрим, что у вас получилось.

ОБСУЖДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

6. Физминутка.

Молодцы, хорошо поработали, и Весна нас приглашает немножко отдохнуть

Физкультминутка

К нам опять пришла весна,Шагают на месте

Все проснулось ото сна.          Развести руки вверху,

На дворе опять капель.            Щелчки пальчиками

Скоро к нам придет апрель.   Хлопать в ладоши.

Капли звонко так летятЩелчки пальчиками

Прыгай этак и вот так!            Произвольные легкие

прыжки               

 

Мы пойдем опять гулять,       Шагают на месте

Солнце красное встречать.     Развести руки вверху,

Веселись вся детвора -      Весело прыгать, и

одновременно хлопатьв ладоши

Весне, солнышку –                  Высоко поднять головы,

посмотреть нанебо,

Ура!                                            Руки вытянуты вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

7. Творческая работа

 

Учитель ИЗО: А сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники - декораторы и  создадим коллективное панно "Весна идёт", которое может украсить не только наш урок, но и наш лицей.

·        Какие приметы весны вы можете назвать? Какие изменения в природе происходят?

Верно, природа оживает, пробуждается ото сна, греет солнышко, звенит капель, журчат ручьи, из-под снега появляются первые цветы - подснежники, прилетают птицы и наполняют воздух своим пением.

Посмотрите, как я изобразила свою весну в образе Девушки - веснянки.

·        Ребята, а какими бы элементами вы дополнили мой образ Весны?

Итак,  на нашем панно не хватает  солнышка, цветов и  птиц.

Выполнять работу мы будем по группам.

·        Какие краски вы можете использовать, если  мы знаем, что весна  бывает разная: долгожданная, бесстрашная и робкая; пробуждающая и стремительная, торопливая; нежная, хрупкая и яркая;  журчащая, весёлая, задорная, бурная, звонкая,  солнечная?

Верно. Можно использовать и теплые - желтый, оранжевый, красный и холодные цвета  -голубой, сиреневый, зеленый.

Приступаем к работе.

А поможет  вам представить свою весну музыка

композитора Вивальди из цикла времена года.

 

 

10

8. Итог урока. Закрепление изученного.

 

Учитель музыки:

Мы очень хорошо потрудились, но прежде чем составить панно, давайте подведем итог.

·        Какие задачи мы поставили на уроке?

·        Справились мы с ними?

·        Что сегодня на уроке мы узнали о весне.

·        С какими произведениями искусства познакомились?

·        Почему тема урока начинала со слова «чарующие»?

Ну а сейчас мы с вами очаруем наших гостей и порадуем себя результатом нашего творчества. (Составляют панно)

Что получилось? 
Не секрет:
Самой весны автопортрет!

 

 

 

Ребята, а чем мы можем еще поднять настроение себе и нашим гостям?

Тогда я предлагаю всем вместе исполнить песню современного детского композитора Александра Ермолова «Апрель»

 

5

9. Рефлексия

 

Учитель музыки:

Урок окончен, что ж так быстро?

Ведь хочется еще творить, мечтать,

И с вами, милые, ребята,

Свои мечты осуществлять!

 

·        А вам понравился урок?

 

Учитель ИЗО

Тогда Весне в красивую корзину

Мы соберем букет большой.

В листок заданий посмотрите

И цвет цветка определите!

Если урок был интересен, вы узнали что-то новое для себя, вам было комфортно, ваше настроение улучшилось, кладем в корзинку желтый цветок.

А если нет – голубой.

 

Учитель музыки:

Весне собрали мы букет!

Ну что ж теперь вопросов нет!

На уроке встретимся опять

Сегодня всем я ставлю пять!

 

Учитель ИЗО:

Домашнее заданье получите

Стихотворенья о весне найдите.

В классе выразительно прочтите

И опять пятерки получите!

 

Учитель музыки:

Урок окончен, до свиданья.

Успехов в выполнении заданья!

 

 

2

 


 

Можем ли мы увидеть музыку?»

Можем ли мы увидеть музыку?»

Используемые технологии: -технология развивающего обучения -технология детскогомузицирования; - технология коллективного взаимодействия; -технология развития процессов восприятия; - технология формирования певческой культуры учащихся;

Используемые технологии: -технология развивающего обучения -технология детскогомузицирования; - технология коллективного взаимодействия; -технология развития процессов восприятия; - технология формирования певческой культуры учащихся;

Учитель ИЗО: Мы с вами знаем, что у каждого вида искусства есть свои выразительные средства

Учитель ИЗО: Мы с вами знаем, что у каждого вида искусства есть свои выразительные средства

Новый материал. 5

Новый материал. 5

Этап усвоения новых знаний Учитель

Этап усвоения новых знаний Учитель

Учитель музыки: Ребята, а нам известны уже музыкальные произведения, раскрывающие образы природы? (называют)

Учитель музыки: Ребята, а нам известны уже музыкальные произведения, раскрывающие образы природы? (называют)

Творческая работа Учитель ИЗО:

Творческая работа Учитель ИЗО:

Итог урока. Закрепление изученного

Итог урока. Закрепление изученного
Скачать файл