Можем ли мы увидеть музыку?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Можем ли мы увидеть музыку.docx

«Можем ли мы увидеть музыку?»

 

Тип урока: интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

 

Цель урока:Создать условия  для знакомства детей с музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства, передающими красоту весенней природы.

 

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

ü Обогатить духовный мир учащихся;

ü Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством

ü повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ü развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

ü духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • Развивать умение планировать свою учебную деятельность в процессе выполнения творческих и теоретических заданий.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  • развивать образную речь,  музыкальное восприятие, музыкальные способности, певческий голос, музыкальный слух, творческие способности.

Познавательные УУД:

ü Познакомить с картинами А.К. Саврасова «Грачи прилетели»,  И. Левитана «Весна. Большая вода»;

ü Дать представление о творчестве норвежского композитора КристианаСиндинга, на примере произведения «Шелест весны»;

ü Проанализировать выразительные средства музыки и живописи, создающие чарующий образ весны;

ü Обобщить приобретенные знания.

 

  • развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

 

Используемые технологии:

-технология развивающего обучения

-технология детскогомузицирования;

- технология коллективного взаимодействия;

-технология развития процессов восприятия;

- технология формирования певческой культуры учащихся;

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

ТСО

Время, мин

1.

Организационный момент.

 

1. Вход в класс под музыку «Фантазия на тему романса С. Рахманинова Весенние воды»

2. Музыкальное приветствие «Колокольчик нам поет»

001 Романс

«Весенние

 воды»

2

 

2. Мотивационный этап

Учитель музыки:

Друзья мои, мы очень рады,
Войти в приветливый ваш класс.
И для нас уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

Учитель ИЗО:
Мы знаем, каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Послушаем, споем и нарисуем.
Итак, мы  начинаем наш урок.

Сегодня на уроке у нас много гостей.  Давайте поприветствуем их! Присаживайтесь.

Учитель музыки:

Проверьте свои рабочие места, всё ли готово у вас к уроку. Не забыли ли вы взять с собой хорошее настроение и фантазию? Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

 

1

3. Введение в тему урока.

Учитель музыки:

·        Ребята,  кто услышал, запомнил музыку, которая  звучала в начале урока?

·        Какая она была по характеру?

·        Как вы думаете, что  композитор передал своей музыкой?

·        Какие чувства, образы?

Прозвучала фантазия на романс русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. 

·        А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

·        Какое название вы бы придумали этому произведению?

·         Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)

Учитель ИЗО:

Мы с вами знаем, что у каждого вида искусства есть свои выразительные средства. Вы сейчас определили выразительные средства музыки.

·        Ребята, а в изобразительном искусстве  есть выразительные  средства? А какие  мы знаем? (ответы детей)

У композитора звуки, а у художника - ……..   краски.

 

Музыка, в классе появляется ученица в костюме весны.

Весна:

Здравствуйте, ребята! Я снова к вам пришла.

Вьюги и метели прочь я прогнала,

Принесла вам солнца, света и тепла.

Очень этой встречи  с вами я ждала.

 Ну, а вы по мне скучали? (Да!)

Без меня вы замерзали? (Да!)

Зазвенят кругом ручьи,

Брызнут солнышка лучи,

Ярче вы лучи сияйте,

Землю нашу согревайте!

 Зеленейте стебельки,

Расцветайте все цветы!

Из-за моря вереницей

Поскорей вернитесь птицы!

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю,

И посевы поливаю,

Вся движения полна,

А зовут меня ... (Весна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

002 Выход

       Весны

3

3. Постановка темы и целей урока.

 

Учитель музыки:

Ребята, Весна не случайно пожаловала к нам в гости.

·        Как вы думаете, чему мы посвятим урок?

·        А что мы хотим узнать о весне на интегрированном уроке музыки и изобразительного искусства?

Да мы определили задачи урока,  а теперь давайте сформулируем тему урока. Посмотрите на доску, какие слова нужно добавить к слову «Чарующие», что бы получилась тема нашего урока.

Верно, тема нашего урока «Чарующие звуки и краски весны»

 

Слайд 1

 

 

На доску вывешивается слово ЧАРУЮЩИЕ, затем слова ЗВУКИ и КРАСКИ ВЕСНЫ

4

4. Новый  материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Этап усвоения новых знаний

Учитель ИЗО:

Да,  речь  сегодня  на уроке  пойдёт  о  весне.  Удивительном  времени  года,  когда пробуждается  и  расцветает  природа.  И никого она не может оставить равнодушным: ни художников, ни поэтов, ни композиторов.

Ребята, закройте глаза и шепотом произнесите «ВЕСНА».

·        Какое чувство у вас возникло?

 

Весна, она врывается в сердца
И перемены к лучшему приносит.
Снимает позитивом грусть с лица
И ничего, совсем, взамен не просит…

 

Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картины двух художников, влюблённых в русскую природу.АлексейКондратьевичСаврасов «Грачи прилетели».

·        Что изобразил художник на картине?

(Да, русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися березами.Снег едва начал таять, образуя теплые лужи. Благодаря таланту художника можно ощутить, что весь пейзаж напоен теплым весенним воздухом, как радостно щебечущие птицы и вся природа ожидают скорого наступления солнечных и теплых дней).

·        Какие краски использовал Саврасов?

Хочу обратить ваше внимание накомпозицию картины, так как она выражает замысел художника. Березки и грачи находятся на переднем плане полотна не случайно: художник подметил, что птицы чуют наступление тепла гораздо раньше человека. С весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье.

Давайте мысленно переместимся в то место на картине. Закройте глаза.

Что вы слышите?

Какими звуками наполнена картина?

Какое настроение она создает?

Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите листок заданий, подумайте как выполнить задание 1.

Приступаем к выполнению.

Давайте закончим предложения.

Грачи…галдят

Стволы…поскрипывают

Колокол…звучит

Ветер…шумит
Капель…звенит

Итог: Верно, картина полна звуков: мы слышим, как перекликаютсяптицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и как поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол.

А какое звучание имеет картинаЛевитана "Весна. Большая вода" и какое настроение она создает?

·        Что вы видите на картине? (ответы)

 

По колено застыли в воде,

Как неловкие сёстры-подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти березки

 

Это момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг.

·        Какими цветами воспользовался художник, для передачи весеннего настроения? (Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые)

Верно. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственныерусской весенней природе.

Преобладают оттенки голубого цвета, с которым сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая оттенками зелёного цвета.Обратите внимание как написаны отражения. Они четкие, ясные, как будто продолжают стволы. Такое бывает когда вода спокойна.

·    Какое настроение создаетэта картина?Одинаково ли её звучание с первой рассмотренной картиной?

·        (ответы)

·        Приступаем к выполнению задания:

·        Небосклон… ясен

·        Воздух… чист

·        Деревья… застыли

·        Вода… спокойна

·        Отражения… четкие и продолжают стволы деревьев

·         

Итог: то есть картина создает настроение спокойствия, тихого пробуждения природы.

Вывод: Картина «Грачи прилетели» наполнена звуками, радостной встречи весны, а картина «Большая вода» пронизана тишиной и спокойствием, природа только пробуждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель музыки:

Ребята, а нам известны уже музыкальные произведения, раскрывающие образы природы?(называют)

 

Сегодня мы послушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое раскрывает удивительные краски наступающей весны. Я не буду говорить название этого произведения, а хочу, что бы вы, поработав в листке заданий к уроку, определили выразительные средства музыки, сопоставили звучание музыки с репродукциями известных художников и с отрывками стихотворений известных поэтов. И после проделанной работы придумали название этому произведению.

 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ “Шелест весны”,

Работа в «Листке  заданий»

 

·        Давайте посмотрим, что у вас получилось.

ОБСУЖДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

6. Физминутка.

Молодцы, хорошо поработали, и Весна нас приглашает немножко отдохнуть

Физкультминутка

К нам опять пришла весна,Шагают на месте

Все проснулось ото сна.          Развести руки вверху,

На дворе опять капель.            Щелчки пальчиками

Скоро к нам придет апрель.   Хлопать в ладоши.

Капли звонко так летятЩелчки пальчиками

Прыгай этак и вот так!            Произвольные легкие

прыжки               

 

Мы пойдем опять гулять,       Шагают на месте

Солнце красное встречать.     Развести руки вверху,

Веселись вся детвора -      Весело прыгать, и

одновременно хлопатьв ладоши

Весне, солнышку –                  Высоко поднять головы,

посмотреть нанебо,

Ура!                                            Руки вытянуты вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

7. Творческая работа

 

Учитель ИЗО: А сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники - декораторы и  создадим коллективное панно "Весна идёт", которое может украсить не только наш урок, но и наш лицей.

·        Какие приметы весны вы можете назвать? Какие изменения в природе происходят?

Верно, природа оживает, пробуждается ото сна, греет солнышко, звенит капель, журчат ручьи, из-под снега появляются первые цветы - подснежники, прилетают птицы и наполняют воздух своим пением.

Посмотрите, как я изобразила свою весну в образе Девушки - веснянки.

·        Ребята, а какими бы элементами вы дополнили мой образ Весны?

Итак,  на нашем панно не хватает  солнышка, цветов и  птиц.

Выполнять работу мы будем по группам.

·        Какие краски вы можете использовать, если  мы знаем, что весна  бывает разная: долгожданная, бесстрашная и робкая; пробуждающая и стремительная, торопливая; нежная, хрупкая и яркая;  журчащая, весёлая, задорная, бурная, звонкая,  солнечная?

Верно. Можно использовать и теплые - желтый, оранжевый, красный и холодные цвета  -голубой, сиреневый, зеленый.

Приступаем к работе.

А поможет  вам представить свою весну музыка

композитора Вивальди из цикла времена года.

 

 

10

8. Итог урока. Закрепление изученного.

 

Учитель музыки:

Мы очень хорошо потрудились, но прежде чем составить панно, давайте подведем итог.

·        Какие задачи мы поставили на уроке?

·        Справились мы с ними?

·        Что сегодня на уроке мы узнали о весне.

·        С какими произведениями искусства познакомились?

·        Почему тема урока начинала со слова «чарующие»?

Ну а сейчас мы с вами очаруем наших гостей и порадуем себя результатом нашего творчества. (Составляют панно)

Что получилось? 
Не секрет:
Самой весны автопортрет!

 

 

 

Ребята, а чем мы можем еще поднять настроение себе и нашим гостям?

Тогда я предлагаю всем вместе исполнить песню современного детского композитора Александра Ермолова «Апрель»

 

5

9. Рефлексия

 

Учитель музыки:

Урок окончен, что ж так быстро?

Ведь хочется еще творить, мечтать,

И с вами, милые, ребята,

Свои мечты осуществлять!

 

·        А вам понравился урок?

 

Учитель ИЗО

Тогда Весне в красивую корзину

Мы соберем букет большой.

В листок заданий посмотрите

И цвет цветка определите!

Если урок был интересен, вы узнали что-то новое для себя, вам было комфортно, ваше настроение улучшилось, кладем в корзинку желтый цветок.

А если нет – голубой.

 

Учитель музыки:

Весне собрали мы букет!

Ну что ж теперь вопросов нет!

На уроке встретимся опять

Сегодня всем я ставлю пять!

 

Учитель ИЗО:

Домашнее заданье получите

Стихотворенья о весне найдите.

В классе выразительно прочтите

И опять пятерки получите!

 

Учитель музыки:

Урок окончен, до свиданья.

Успехов в выполнении заданья!

 

 

2