«Можем ли мы увидеть музыку?»
Тип урока: интегрированный урок музыки и изобразительного искусства
Цель урока:Создать условия для знакомства детей с музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства, передающими красоту весенней природы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
ü Обогатить духовный мир учащихся;
ü Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством
ü повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ü развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
ü духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
ü Познакомить с картинами А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Весна. Большая вода»;
ü Дать представление о творчестве норвежского композитора КристианаСиндинга, на примере произведения «Шелест весны»;
ü Проанализировать выразительные средства музыки и живописи, создающие чарующий образ весны;
ü Обобщить приобретенные знания.
Коммуникативные УУД:
Используемые технологии:
-технология развивающего обучения
-технология детскогомузицирования;
- технология коллективного взаимодействия;
-технология развития процессов восприятия;
- технология формирования певческой культуры учащихся;
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя
|
ТСО |
Время, мин |
1. Организационный момент.
|
1. Вход в класс под музыку «Фантазия на тему романса С. Рахманинова Весенние воды» 2. Музыкальное приветствие «Колокольчик нам поет» |
001 Романс «Весенние воды» |
2 |
2. Мотивационный этап |
Учитель музыки: Друзья мои, мы очень рады, Учитель ИЗО: Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их! Присаживайтесь. Учитель музыки: Проверьте свои рабочие места, всё ли готово у вас к уроку. Не забыли ли вы взять с собой хорошее настроение и фантазию? Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. |
|
1 |
3. Введение в тему урока. |
Учитель музыки: · Ребята, кто услышал, запомнил музыку, которая звучала в начале урока? · Какая она была по характеру? · Как вы думаете, что композитор передал своей музыкой? · Какие чувства, образы? Прозвучала фантазия на романс русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. · А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? · Какое название вы бы придумали этому произведению? · Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да) Учитель ИЗО: Мы с вами знаем, что у каждого вида искусства есть свои выразительные средства. Вы сейчас определили выразительные средства музыки. · Ребята, а в изобразительном искусстве есть выразительные средства? А какие мы знаем? (ответы детей) У композитора звуки, а у художника - …….. краски.
Музыка, в классе появляется ученица в костюме весны. Весна: Здравствуйте, ребята! Я снова к вам пришла. Вьюги и метели прочь я прогнала, Принесла вам солнца, света и тепла. Очень этой встречи с вами я ждала. Ну, а вы по мне скучали? (Да!) Без меня вы замерзали? (Да!) Зазвенят кругом ручьи, Брызнут солнышка лучи, Ярче вы лучи сияйте, Землю нашу согревайте! Зеленейте стебельки, Расцветайте все цветы! Из-за моря вереницей Поскорей вернитесь птицы! Клёнам, липам и дубочкам Новые дарю листочки, Милых пташек приглашаю, И посевы поливаю, Вся движения полна, А зовут меня ... (Весна)
|
002 Выход Весны |
3 |
3. Постановка темы и целей урока.
|
Учитель музыки: Ребята, Весна не случайно пожаловала к нам в гости. · Как вы думаете, чему мы посвятим урок? · А что мы хотим узнать о весне на интегрированном уроке музыки и изобразительного искусства? Да мы определили задачи урока, а теперь давайте сформулируем тему урока. Посмотрите на доску, какие слова нужно добавить к слову «Чарующие», что бы получилась тема нашего урока. Верно, тема нашего урока «Чарующие звуки и краски весны» |
Слайд 1
На доску вывешивается слово ЧАРУЮЩИЕ, затем слова ЗВУКИ и КРАСКИ ВЕСНЫ |
4 |
4. Новый материал.
5. Этап усвоения новых знаний |
Учитель ИЗО: Да, речь сегодня на уроке пойдёт о весне. Удивительном времени года, когда пробуждается и расцветает природа. И никого она не может оставить равнодушным: ни художников, ни поэтов, ни композиторов. Ребята, закройте глаза и шепотом произнесите «ВЕСНА». · Какое чувство у вас возникло?
Весна, она врывается в сердца
Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картины двух художников, влюблённых в русскую природу.АлексейКондратьевичСаврасов «Грачи прилетели». · Что изобразил художник на картине? (Да, русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися березами.Снег едва начал таять, образуя теплые лужи. Благодаря таланту художника можно ощутить, что весь пейзаж напоен теплым весенним воздухом, как радостно щебечущие птицы и вся природа ожидают скорого наступления солнечных и теплых дней). · Какие краски использовал Саврасов? Хочу обратить ваше внимание накомпозицию картины, так как она выражает замысел художника. Березки и грачи находятся на переднем плане полотна не случайно: художник подметил, что птицы чуют наступление тепла гораздо раньше человека. С весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Давайте мысленно переместимся в то место на картине. Закройте глаза. Что вы слышите? Какими звуками наполнена картина? Какое настроение она создает? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите листок заданий, подумайте как выполнить задание 1. Приступаем к выполнению. Давайте закончим предложения. Грачи…галдят Стволы…поскрипывают Колокол…звучит Ветер…шумит Итог: Верно, картина полна звуков: мы слышим, как перекликаютсяптицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и как поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол. А какое звучание имеет картинаЛевитана "Весна. Большая вода" и какое настроение она создает? · Что вы видите на картине? (ответы)
По колено застыли в воде, Как неловкие сёстры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки
Это момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. · Какими цветами воспользовался художник, для передачи весеннего настроения? (Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые) Верно. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственныерусской весенней природе. Преобладают оттенки голубого цвета, с которым сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая оттенками зелёного цвета.Обратите внимание как написаны отражения. Они четкие, ясные, как будто продолжают стволы. Такое бывает когда вода спокойна. · Какое настроение создаетэта картина?Одинаково ли её звучание с первой рассмотренной картиной? · (ответы) · Приступаем к выполнению задания: · Небосклон… ясен · Воздух… чист · Деревья… застыли · Вода… спокойна · Отражения… четкие и продолжают стволы деревьев · Итог: то есть картина создает настроение спокойствия, тихого пробуждения природы. Вывод: Картина «Грачи прилетели» наполнена звуками, радостной встречи весны, а картина «Большая вода» пронизана тишиной и спокойствием, природа только пробуждается.
Учитель музыки: Ребята, а нам известны уже музыкальные произведения, раскрывающие образы природы?(называют)
Сегодня мы послушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое раскрывает удивительные краски наступающей весны. Я не буду говорить название этого произведения, а хочу, что бы вы, поработав в листке заданий к уроку, определили выразительные средства музыки, сопоставили звучание музыки с репродукциями известных художников и с отрывками стихотворений известных поэтов. И после проделанной работы придумали название этому произведению.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ “Шелест весны”, Работа в «Листке заданий»
· Давайте посмотрим, что у вас получилось. ОБСУЖДЕНИЕ
|
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
5
6 |
6. Физминутка. |
Молодцы, хорошо поработали, и Весна нас приглашает немножко отдохнуть Физкультминутка К нам опять пришла весна,Шагают на месте Все проснулось ото сна. Развести руки вверху, На дворе опять капель. Щелчки пальчиками Скоро к нам придет апрель. Хлопать в ладоши. Капли звонко так летятЩелчки пальчиками Прыгай этак и вот так! Произвольные легкие прыжки
Мы пойдем опять гулять, Шагают на месте Солнце красное встречать. Развести руки вверху, Веселись вся детвора - Весело прыгать, и одновременно хлопатьв ладоши Весне, солнышку – Высоко поднять головы, посмотреть нанебо, Ура! Руки вытянуты вверх.
|
|
2 |
7. Творческая работа
|
Учитель ИЗО: А сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники - декораторы и создадим коллективное панно "Весна идёт", которое может украсить не только наш урок, но и наш лицей. · Какие приметы весны вы можете назвать? Какие изменения в природе происходят? Верно, природа оживает, пробуждается ото сна, греет солнышко, звенит капель, журчат ручьи, из-под снега появляются первые цветы - подснежники, прилетают птицы и наполняют воздух своим пением. Посмотрите, как я изобразила свою весну в образе Девушки - веснянки. · Ребята, а какими бы элементами вы дополнили мой образ Весны? Итак, на нашем панно не хватает солнышка, цветов и птиц. Выполнять работу мы будем по группам. · Какие краски вы можете использовать, если мы знаем, что весна бывает разная: долгожданная, бесстрашная и робкая; пробуждающая и стремительная, торопливая; нежная, хрупкая и яркая; журчащая, весёлая, задорная, бурная, звонкая, солнечная? Верно. Можно использовать и теплые - желтый, оранжевый, красный и холодные цвета -голубой, сиреневый, зеленый. Приступаем к работе. А поможет вам представить свою весну музыка композитора Вивальди из цикла времена года.
|
|
10 |
8. Итог урока. Закрепление изученного.
|
Учитель музыки: Мы очень хорошо потрудились, но прежде чем составить панно, давайте подведем итог. · Какие задачи мы поставили на уроке? · Справились мы с ними? · Что сегодня на уроке мы узнали о весне. · С какими произведениями искусства познакомились? · Почему тема урока начинала со слова «чарующие»? Ну а сейчас мы с вами очаруем наших гостей и порадуем себя результатом нашего творчества. (Составляют панно) Что получилось?
Ребята, а чем мы можем еще поднять настроение себе и нашим гостям? Тогда я предлагаю всем вместе исполнить песню современного детского композитора Александра Ермолова «Апрель» |
|
5 |
9. Рефлексия
|
Учитель музыки: Урок окончен, что ж так быстро? Ведь хочется еще творить, мечтать, И с вами, милые, ребята, Свои мечты осуществлять!
· А вам понравился урок?
Учитель ИЗО Тогда Весне в красивую корзину Мы соберем букет большой. В листок заданий посмотрите И цвет цветка определите! Если урок был интересен, вы узнали что-то новое для себя, вам было комфортно, ваше настроение улучшилось, кладем в корзинку желтый цветок. А если нет – голубой.
Учитель музыки: Весне собрали мы букет! Ну что ж теперь вопросов нет! На уроке встретимся опять Сегодня всем я ставлю пять!
Учитель ИЗО: Домашнее заданье получите Стихотворенья о весне найдите. В классе выразительно прочтите И опять пятерки получите!
Учитель музыки: Урок окончен, до свиданья. Успехов в выполнении заданья!
|
|
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.