Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.

Медиа
doc
30.11.2019
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Тема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее нашей страны зависит от того, чем будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Наше российское общество сейчас очень разнородно и противоречиво. Несомненно, нашему народу нужны декларируемые государством ценности и законы, которые выдержали бы проверку временем и доверием народа, а для этого необходим очень кропотливый и оказало определяющее влияние на приоритеты государственной самоотверженный труд представителей государственной власти и российской интеллигенции.
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи..doc

 

 

Волкова Н.А.

г. Новый Уренгой

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

 

 

Тезисы к статье «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи»

 

 

- тема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее нашей страны зависит от того, чем будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения;

 

- одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания;

 

- в условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске;

 

- среди духовно-культурных  ориентиров современной молодежи религия не занимает ведущее место, но наука и светская этика, гуманистические ценности и идеалы достаточно эффективно помогают решать проблемы, стоящие перед молодежью и современным обществом;

 

- в момент смены ценностных аспектов рушится духовное единство общества, исчезают жизненные цели молодежи, происходит обесценивание ценностей старшего поколения, а также изменяются традиционные для страны нравственные установки и моральные нормы;

 

- основная роль в духовно-нравственном сплочении российского общества принадлежит образованию, оно укрепляет социальную солидарность, повышает уровень доверия человека к жизни в стране, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны;

 

- воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной и внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся;

 

- уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал;

 

- общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания решаются уже сегодня путем введения в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»;

 

- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

 

 

Тема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее нашей страны зависит от того, чем будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

Наше российское общество сейчас очень разнородно и противоречиво. Несомненно, нашему народу нужны декларируемые государством ценности и законы, которые  выдержали бы проверку временем и доверием народа, а для этого необходим очень кропотливый и

оказало определяющее влияние на приоритеты государственной самоотверженный труд представителей государственной власти и российской интеллигенции.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей политики в сфере религии и отношений с религиозными организациями. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций российского народа.

Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания. Нравственная сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.

Проблема развития нравственности и духовности молодого поколения, как уже было сказано выше, одна из самых актуальных в современном обществе.

В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.

Среди духовно-культурных ориентиров современной молодежи религия не занимает ведущее место, но наука и светская этика, гуманистические ценности и идеалы достаточно эффективно помогают решать проблемы, стоящие перед молодежью и современным обществом.

Вместе с тем, молодежь интересуется религиозными вопросами самого разного содержания. В целом религиозность молодых людей носит мировоззренческий характер. Но тем не менее, религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. Сегодня сила религиозной этики все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.

Перед государственными органами, учреждениями образования, педагогическими коллективами стоит вопрос об эффективности использования потенциала традиционных для российского общества конфессий в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.[1,гл.II,ст.2.] При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет разные обязанности.

Нынешний период в российской истории и образовании – время перемены значимых ориентиров. В конце двадцатого века в нашей стране случились как важные, положительные изменения, так и отрицательные, обязательные во времена огромных социально-политических изменений. Эти события оказали негативное влияние на всеобщую народную мораль, общегражданское понимание, на взаимоотношение общества и отдельного человека, государственный строй, законодательство, на отношения человека к человеку.

В момент смены ценностных аспектов рушится духовное единство общества, исчезают жизненные цели молодежи, происходит обесценивание ценностей старшего поколения, а также изменяются традиционные для страны нравственные установки и моральные нормы.

В нашей стране вышеуказанные времена были обусловлены скорым развалом советской идеологии, неосторожным торопливым копированием западной жизни. Вопреки принятым законодательством РФ общим приоритетам и ценностям, у жителей нашей страны тогда не сложилась определенная иерархия ценностных ориентиров, объединяющих россиян исторически, духовно и культурно. В обществе был недостаток осознанно воспринимаемых большинством граждан правил и принципов жизни, а так же отсутствие творческих аспектов смысла жизни.

Я уверена, что основная роль в духовно-нравственном сплочении российского общества принадлежит образованию, оно укрепляет социальную солидарность, повышает уровень доверия человека к жизни в стране, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.[4,23с.]

Министерством образования Российской Федерации организована разработка Федеральных стандартов, учебных планов, программ всевозможных дисциплин и курсов, связанных с вопросами истории и учения Православной церкви. В соответствии с этим на базе средних школ может быть организовано проведение совместных конференций, семинаров, выставок, посвященных проблемам формирования у молодежи системы нравственных ценностей. Активно развивается совместная благотворительная и гуманитарная деятельность, направленная на оказание помощи гражданам с ограниченными возможностями, в том числе и детям.

 В нашем городе регулярно осуществляется взаимодействие со священнослужителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной и внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Система ценностей и идеалов создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Родители так же, как и педагог, подают первый пример нравственности, а пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.[3, 94-95с.]

Я думаю, что необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видов искусства, сказках, легендах и мифах.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, его нравственное самосознание.

Считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное созревание обучающихся, поэтому необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно-полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Так же важным условием духовно-нравственного развития и полноценного созревания является соблюдение равновесия между самоценностью  детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний мир, а второе – внешний, реальный мир. Считаю, что соединение этих миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, которые поддерживают с одной стороны нравственное здоровье личности, а с другой бесконфликтное взаимодействие человека с другими людьми.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания решаются уже сегодня. Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС, является введение в школьный образовательный процесс предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Убеждена, что общая стратегия этого курса заключается не только в расширении образовательного кругозора обучающихся, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу, поскольку данная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» внесена в учебную программу для обучающихся пятых классов.

В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах. Данный курс дает возможность становления внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.[5,39c]

Законом  Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».[2,ст.9,п.1]

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиогрфия

 

 

1.     Основной закон «Конституция Российской Федерации». 1993.- гл. II, ст.2.

2.     Закон « Об образовании РФ». 2012. – ст.9, п.1.

3.     Богославцева Л.В. Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.- Завуч начальной школы.- 2013.-№8.- 94-95с.

4.     Данилов А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.- 23с.

5.     Концепция федеральных государственно-образовательных стандартов общего образования: проект/ под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение,2008. – 39с.

6.     Смирнова А.А., Макова Т.Т. Нормативно- правовое  обеспечение деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на муниципальном уровне.- Практика административной работы в школе.- 2012.-№4- 62-66с.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)