В.П. Макарова, учитель-логопед
МБОУ «СШ №17 имени Героя
Российской Федерации А.Б. Буханова»
Духовно-нравственное воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях
На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особое значение: оно вошло в число приоритетных направлений образования. Не случайно концепция духовно-нравственного воспитания, в которой говорится о необходимости приобщения обучающихся к национальным российским ценностям и традициям, является методологической основой перехода образования на новый федеральный государственный стандарт.
Современные родители стараются делать все, чтобы их дети были преуспевающими во всём. Но знания каких предметов, языков, секций помогут ребёнку, оказавшемуся перед нравственным выбором? Только духовное воспитание может стать той связующей нитью, которая поможет маленькому человеку правильно решать насущные проблемы.
Таким образом, главной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование духовных ценностей.
Наиболее актуальна эта работа и с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с ТНР затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это приводит к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их.
Основная цель учителя-логопеда в педагогической деятельности - коррекция речевого дефекта у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Для реализации поставленной цели в ходе работы решаются задачи:
- формировании нравственных чувств;
- положительных навыков и привычек поведения;
- основ моральных качеств;
- нравственных представлений и мотивов поведения.
Духовно-нравственное воспитание на логопедических занятиях является средством коррекционно-развивающей работы:
-для формирования лексического запаса;
-обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка;
-развития навыков связной речи.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения данных тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают, из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.
Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы.
На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их привязанности и любви к своей семье, дому, школе, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий.
Учителя-логопеды на логопедических занятиях используют пословицы как средство формирования установок нравственно – патриотического поведения. Уточняя понимание смысла, заложенного в поговорках и пословицах, решаются коррекционно-развивающие задачи, вырабатывается навык правильного выбора и осознанного употребления их в речи.
Мудрость нашего народа помогает нам воспитывать школьников на положительных человеческих качествах: «учись доброму, худое на ум не пойдет», «служить верой и правдой», «доброе дело питает и душу, и тело». Ученики, подбирая и используя пословицы, качественно обогащают и расширяют свой словарный запас, невольно впитывая при этом нравственные человеческие ценности.
Читая и пересказывая вместе с детьми с тяжелыми нарушениями речи историю происхождения пословицы, мы ведем работу по коррекции дислексии, развитию связной речи. На уровне слова, словосочетания, предложения, текста проводим коррекцию дисграфии и дизорфографии. В свои занятия включаем такие виды работ как анализ текста, составление предложений и текстов с устойчивыми сочетаниями слов и крылатых выражений. Очень важно привить обучающимся с речевыми нарушениями интерес к использованию пословиц, способствующих положительному нравственно-патриотическому воспитанию.
Большое значение для воспитания детей имеет работа над малыми жанрами фольклора. Покоряют своей нежностью, сказочностью, мелодичностью колыбельные песни. Они обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений, развивают чувство юмора. Прибаутки и небылицы формируют поэтическое отношение к природе и к жизни. Заклички, приговорки, игровые припевы, считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь.
Сегодня особенно необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сокровищницей русского народа считается сказка. Она находит своё применение во время логопедических занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключаются в следующем:
—победа добра, психологическая защищенность;
—отсутствие в сказках нравоучений;
—наличие тайны и волшебства;
—образность, метафоричность языка.
«Сказка – неотъемлемая часть духовной жизни народа. Она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов, утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д., высмеивает безделье, желание легко получить желаемые блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Если мы донесем до детей народные сказки, то наше поколение вырастет, впитывая в себя корни национального бытия, национальной культуры, т. к. со сказки начинается правдивый, честный человек, добрый и заботливый, творческий и гуманный» [1].
Логопедические занятия, проводимые и организуемые по определенному сюжету или теме помимо развития всех компонентов речи, способствуют и воспитанию нравственно-эстетических чувств у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. От желания и возможностей учителя-логопеда зависит сюжетная основа фронтальных занятий, которая может быть организована с использованием сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, сюжетных и печатных картин, специально изготовленных пособий: рисунков, коллажей, мозаик, панно, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений и др.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Инсценирование народных сказок даёт детям возможность «примерить» роли конкретных сказочных героев и «проиграть» жизненные ситуации, а значит, возможность самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций и умения применять полученные знания в жизни, в конкретной ситуации.
Еще одним эффективным методом по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников можно считать творческие задания: сочинения – миниатюры. Так, создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному и духовному наследию.
Таким образом, все выше перечисленные формы работы с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях положительно влияют на духовно- нравственное воспитание. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Список литературы
1. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. – Карачаевск, 2005. – С. 28–30:
2. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников. http://www.portal-slovo.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.