Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
20.03.2020
Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию.docx

Сообщение из опыта работы

Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

 

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ            В.В. Зеньковский.

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное "одичание" детей и молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в попкультуре.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника.

 

Работа по ознакомлению дошкольников с основами и ценностями православной культуры проводится мною по следующим направлениям:

¾   организация работы с воспитанниками;

¾   организация работы с родителями;

¾   формирование соответствующей предметно-развивающей среды.

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на         дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
В данном контексте использование искусства (театра) в системе воспитательной работы выполняет роль ретранслятора социального опыта и культурного наследия, обеспечивает создание специальных условий для «врастания» ребенка в культуру. С его помощью происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Оно в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания.

Для повышения результативности работы по духовно-нравственному развитию детей происходит насыщение развивающей среды группы:
Художественная литература для чтения детям:


• «Детям о честности»
• «Детям о дружбе»
• «Детям о любви»
• «Детям о добре»
• «Детям о крещении»
• Борис Ганаго «И дана была встреча»
• «Чтение для души. Дружелюбие и взаимопомощь»
• «Верность своим близким»
• «Преданность людям»
• «Быть нужным человеку»
• «Сострадание к животным»
• «Благодарные животные»
• Жданова Т.Д. «Сотворенная природа глазами биологов»
• Говорящая природа: млекопитающие; насекомые.

Дидактические игры:

«Моя семья», «Животные нашего леса», альбомы «Времена года», «Семья», «Птицы, животные и растения нашего края», «Об этом знает каждый», «Счастливое детство», «Профессии», «Мое родное Приднестровье», «Чернянка», «Скотный двор», «Что было до…», «Народные костюмы Приднестровья», «Угадай, чей костюм», «Чей флаг», «Что лишнее»; игротека народных игр Приднестровья.

В уголке по ИЗО собраны иллюстрации национальных костюмов, декоративные изделия народного творчества, подборы сказок, пословиц, поговорок, репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина и др. Подобран материал «Народные промыслы и традиции», «Православные праздники», «Рисование с натуры пейзажей», «Украсим рубаху для Вани», «Платье для куклы Маши», «Узоры для праздника».

В театральном уголке организовывается просмотр кукольного театра, диафильмов, слушание музыки и т.д. Руками педагогов и родителей изготовлены различные виды театра: театр ложек, теневой, пальчиковый, конусный; вязанной, резиновой, соломенной игрушки и т.п.

В работе с родителями использую Информацию для размещения в родительском уголке:


• «Роль религиозных праздников в семье»,
• «Праздник Троицы»,
• «Праздник Пасхи»,
• «Таинство венчания»,
• «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей»,
• «Как происходит таинство Крещения»,
• «Крёстные родители: их функции и обязанности»,
• «Подарок на крещение ребёнка»,
• «Исповедь в жизни ребёнка»,
• «Праздник Рождества Христова»,
• «Зачем следует причащаться»,
• «Православное воспитание детей».

 

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сообщение из опыта работы Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Сообщение из опыта работы Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества

Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества

Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка

Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка

В уголке по ИЗО собраны иллюстрации национальных костюмов, декоративные изделия народного творчества, подборы сказок, пословиц, поговорок, репродукции картин

В уголке по ИЗО собраны иллюстрации национальных костюмов, декоративные изделия народного творчества, подборы сказок, пословиц, поговорок, репродукции картин

Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Духовно нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020