Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией, в которой оказалось общество на стыке двух последних веков. С одной стороны это резкое падение и обесценивание знаний и с другой, повышенный интерес к материальному богатству, овладевший умами и сердцами людей. Поэтому, школьные уроки художественно – эстетического цикла и в частности уроки музыки, остаются островком, где спасаются от гибели любовь и доброта, совесть и честь, сочувствие и сострадание, бескорыстие и чувство долга, патриотизм и многое, многое другое.
Виднейший психолог В.Левашов высказал однажды опасение: «Боюсь, что в будущем появятся люди с огромной головой и маленьким сердцем». Разумеется, речь здесь идет не о физиологических особенностях наших потомков, а об их душевных качествах.
В связи с этим одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства. Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. И не случайно наиглавнейшей целью предмета «Музыка» в начальной школе является формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
На занятиях, уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Соответственно задача педагога, учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к передаче информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа, формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Учитель должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.
Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:
1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.
2.Активизация познавательной деятельности учащихся.
3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.
Важнейшую роль в формировании духовно – нравственного воспитания на занятиях, уроках музыки приобретают сегодня использование современных мультимедиа электронных образовательных ресурсов, разработкой и внедрением которых занимается на уровне Нижегородской области в стенах НИРО на кафедре словесности и культурологии (зав. кафедрой доктор пед. наук Л.В.Шамрей) творческая группа инициативных педагогов в рамках региональной инновационно-экспериментальной деятельности.
(Рассказ об эксперименте и показ работ)
Все виды музыкальной деятельности, включённые в ЭОР служат средствами духовно-нравственного развития. В них звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.
Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных ритуалов, праздников, на уроках. Данная точка зрения на особенности духовно-нравственного воздействия музыки основана на внешней стороне. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове учителя и фантазии детей, ассоциативном мышлении. Исполнение произведения предстает перед учащимися как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и «оправдывающий» свое словесное окружение. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности». В результате чего главным становиться не только «обучение», но и обеспечение «влияния» на нравственность, на поведение учащихся, их внутренний комфорт и моральное удовлетворение глубинных душевных и сокровенных переживаний.
Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд.
Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражению учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащает опыт вокальной импровизации.
Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения-переживания окружающего мира в доступных для детей формах.
Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью и т. д.
Формирование музыкального мышления способствует общему
интеллектуальному развитию ребенка.
Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор – это человек, который сочиняет музыку. Вальс – это танец, наездник – это человек, скачущий верхом на лошади, шарманка – это старинный музыкальный инструмент и т.д.
Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке. Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная. Дети пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами: темп, длительность, вступление, запев, припев, пауза, и т.д.
Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.
Таким образом, уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление и формирования личности человека.
Педагог дополнительного образования,
Почётный работник сферы образования РФ А.Н.Забелин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.