Духовно-нравственное воспитание обучающихся через уроки чтения.
Оценка 5

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через уроки чтения.

Оценка 5
Документация
docx
чтение
5 кл—9 кл
08.10.2023
Духовно-нравственное воспитание обучающихся  через уроки чтения.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся.docx

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

через уроки чтения.      

 

Для меня, как для учителя, важным условием эффективного воспитания обучающихся является реализация воспитательных возможностей урока.   

Конечно, уроки далеко не единственный фактор, влияющий на формирование нравственного мировоззрения обучающихся, сильнее действуют условия окружающей среды, дома. Но нравственные ориентиры, толчки к самостоятельному решению моральных проблем уроки, безусловно, дают.

Урок – это не только возможность дать школьникам знания, но еще и прекрасная возможность создать неповторимый стиль общения между учителем и учениками, что способствует повышению авторитета учителя, позволяя ему стать для ребят значимым взрослым. Взрослым, которому доверяют и к которому прислушиваются, а это, в свою очередь, способствует позитивному восприятию обучающимися предметных знаний, требований и просьб педагога. Содержание урочного материала позволяет учителю демонстрировать примеры гражданского поведения, проявления человечности, честности, солидарности, эти  знания помогают обучающимся задуматься об общечеловеческих ценностях, нравственных ориентирах. Но воспитательную функцию урок приобретает только в том случае, если учитель интересен своим ученикам, если отношения, установленные между классом и педагогом уважительные, если сам педагог заинтересован в результатах ребят и прикладывает для этого усилия, позволяющие сделать процесс приобретения знаний увлекательным и неутомительным.

Перечисленными воспитательными возможностями обладают уроки чтения. Этот предмет, позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе.

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве».

Поэтому главная задача уроков чтения – развитие эмоционально-волевой сферы, формирование нравственно-этических норм поведения, становление личности ребёнка через чтение, размышление, через чувства.

На уроках чтения в 5,6 классах эта идея реализуется через  подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебниках «Чтение» включены рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о ратных подвигах; об исторических событиях; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Читая русские народные сказки, дети должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Сказки воспитывают такие качества характера как: трудолюбие, доброта, терпеливость. Призывают расти добрыми, отзывчивыми. Учат любить свою маму, помогать ей во всем и всегда.

Немаловажную роль играют пословицы и поговорки. Много поучительного и воспитывающего можно почерпнуть из этого жанра УНТ. При работе с пословицами развиваю умение аргументировать ответы с помощью примера.

      Как ты понимаешь пословицу: «Была бы охота – заладится и всякая работа»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить.

      Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? Как ты думаешь, откуда она появилась?

      Игра «Найди лишнюю пословицу» и объясни свой выбор.

      Пословицы «рассыпались», собери их.

      Выбери пословицы, наиболее точно подтверждающие смысл произведения.

На примерах произведений из раздела «Спешите делать добро» дети учатся милосердию, состраданию, радости и переживанию за других.

В старших классах тексты произведений становятся сложнее и объемнее, в них закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия. И редко кто из подростков способен  самостоятельно сделать правильный вывод о прочитанном произведении.

Моя задача – помочь своим ученикам правильно осмыслить и понять текст, помочь осознать идейный смысл произведения.

Для этого я использую разнообразные методы: готовлю обучающихся к восприятию текста через беседу, рассказ, дeмoнcтpaцию иллюстраций, аудио и видeoмaтepиaлa. Использую чтение с остановками. Предлагаю задания, ориентированные на обсуждение, доказательство. Включаю задания направленные на частично-поисковую деятельность, применяю методы проблемного изложения. Такие как: «Выскажи свое мнение о …», «Вырази свое отношение к …», «Сделай вывод», «Приведи доказательства», «Расскажи, как ты догадался, как ты  понял, что…» и т.п.

Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», я, прежде всего, думаю о том, как создать эмоциональное впечатление у подростков, как вызвать их на эмоциональный разговор, сделать их соучастниками событий тех лет. Проблема объясняется тем, что события войны уже очень далеки современным школьникам: их деды не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свои  впечатления о войне, живых почти не осталось. Детей совершенно не интересуют фильмы на военную тему, тем более книги.

Уроки чтения в 9 классе по рассказу «Судьба человека» познакомили обучающихся  с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром С. Бондарчуком.

Готовясь к анализу рассказа, очень важно было расставить акценты при рассматривании образа героя, оценке его поступков.

При подготовке к восприятию рассказа особую роль сыграла песня на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату…». Сначала некоторые обучающиеся начали хихикать и переглядываться, но постепенно вслушиваясь в слова, заинтересовались и дослушали с серьезным видом до конца.

Ответы обучающихся на вопросы создали реальную картину судьбы человека в стихотворении М. Исаковского, что подтверждает, насколько ребята внимательно прослушали песню.

-Какое впечатление на вас произвела эта песня? (мурашки по коже)

-Что показалось самым трагичным в судьбе героя? (солдат вернулся живым, а дом, семья - уничтожены врагом).

-Как воевал солдат? (мужественно, получил “медаль за город Будапешт”).

-Что поддерживало солдата и придавало ему сил? (Он защищал Родину, дом, семью, мечтал вернуться домой).

-Что же ожидало воина по возвращении на Родину? (“Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью”.)

Обсудив содержание песни, я подвела ребят к тому, что  о подобной истории М.А. Шолохов написал рассказ “Судьба человека», сюжет которого основан на реальных событиях.    

Такое вступление пробудило желание подростков погрузиться в тему, и поэтому, последующие уроки прошли успешно. Они сопровождались живой, душевной беседой,  чтением важных моментов рассказа  и просмотром фрагментов. Правильно поставленные вопросы помогли обучающимся проникнуть в художественный смысл произведения, и глубже понять авторский замысел. Видно было, что девятиклассники сопереживали герою; а это значит, что  обучающихся действительно «задело» то, о чём пишет автор.

Соединенные в уроке приемы: песня о войне, литература, кино  позволили  расширить кругозор обучающихся и  облегчить восприятие рассказа.

На этапе закрепления и обобщения учебного материала просмотрели киноленту целиком, закрепили понятия «сила духа», «человеческое достоинство», «сильный характер», способствующие осмыслению и анализу поступков, воспитанию патриотизма, чувства гордости и уважения к русскому солдату.

Сопоставление рассказа и фильма, несомненно, помогли обучающимся полнее понять образ, созданный писателем, оценить его красоту и силу.

Подводя итог, ответили на вопросы:

- Через какие испытания пришлось пройти Андрею Соколову?

- Какие качества характера помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов?

- Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?  

- Докажите, что у Андрея Соколова  осталась в сердце доброта, любовь.

- Из предложенных пословиц выбрали ту, которая наиболее точно подтверждает смысл рассказа: Жизнь прожить не поле перейти.

Сделали вывод: Андрей Соколов потерял все, что было значимо в его жизни. На его долю выпало множество испытаний. Но после всех трудностей Андрей остался человеком, который не озлобился, а усыновил Ваню и стал жить ради него.

– А какой урок получили для себя вы? (какие бы трудности не встречались в жизни, нужно уметь их преодолевать; быть человеком; сохранять человеческое достоинство)

- Если вы воспитаете в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях остаться человеком

 

Размышляя, почему именно так действуют герои, оценивая их поступки, сопоставляя со своим жизненным опытом, с помощью учителя обучающиеся учатся извлекать из произведения нравственные уроки, благодаря которым приобретают навыки принимать в жизни правильные собственные решения.

Результаты духовно-нравственного развития на уроке оценить, гораздо сложнее, чем результаты учебной работы, но если обучающихся действительно «задело» то, о чём пишет автор, они правильно делают выводы о поступках героев и их мотивах, и они могут признать свои ошибки. Значит, духовно-нравственная воспитанность имеет высокий уровень.

В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

 

 


 

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через уроки чтения

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через уроки чтения

Поэтому главная задача уроков чтения – развитие эмоционально-волевой сферы, формирование нравственно-этических норм поведения , становление личности ребёнка через чтение, размышление, через чувства

Поэтому главная задача уроков чтения – развитие эмоционально-волевой сферы, формирование нравственно-этических норм поведения , становление личности ребёнка через чтение, размышление, через чувства

И редко кто из подростков способен самостоятельно сделать правильный вывод о прочитанном произведении

И редко кто из подростков способен самостоятельно сделать правильный вывод о прочитанном произведении

Что показалось самым трагичным в судьбе героя? (солдат вернулся живым, а дом, семья - уничтожены врагом)

Что показалось самым трагичным в судьбе героя? (солдат вернулся живым, а дом, семья - уничтожены врагом)

Из предложенных пословиц выбрали ту, которая наиболее точно подтверждает смысл рассказа:

Из предложенных пословиц выбрали ту, которая наиболее точно подтверждает смысл рассказа:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023