Программа по татарскому языку
Оценка 5

Программа по татарскому языку

Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение
5 кл—9 кл
13.02.2017
Программа по татарскому языку
Рабочая программа по татарской литературе разработана для обучения в школе на уровне основного общего образования. Рабочая программа создана на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) 2. Программы по татарской литературе для татарских средних школ, 5-11 классы. Казань. « Магариф», 2005Данная программа по татарской литературе для школ основного общего образования (V-IXклассы) составлена с учетом этих требований и основана на нормативно-правовых актах в сфере образования Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программа является ориентиром для составления авторских и рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. В ней также учитывается преемственность с примерными программами для начального общего образования и предусматривается дальнейшее развитие сформированных в начальной школе навыков.
татарская литер. 5-9 кл.docx
Программа основного общего образования по татарской литературе для школ с  родным (татарским) языком обучения (V­IX классы) Авторы ­составители : Фаткуллина Л.Р. Рабочая программа имеет следующую структуру: Уфа­2016 1. Пояснительная записка  2. Общая характеристика учебного предмета  3.  Описание места учебного предмета в  учебном  плане         4. Описание ценностных ориентиров содержания   5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета    6.Содержание  тем учебного предмета     7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности      8.Описание   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения   образовательного   процесса 9.Планируемые результаты изучения  учебного предмета    10.Система  контроля, оценки ОУУН качества предметных знаний учащихся 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Рабочая программа по  татарской литературе разработана для обучения в школе на уровне основного общего образования.   Рабочая программа создана на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)  2.  Программы по татарской литературе для татарских средних школ, 5­11 классы. Казань. « Магариф», 2005 3.Основной  образовательной  программы  основного  общего  образования  МБОУ Татарская гимназия № 65            Литература   как   искусство   слова   —   особый   способ   познания   жизни,   создает   с   помощью   изобразительно­выразительных   средств художественную картину мира, определенное отношение к действительности и обладает высокой степенью эмоционального воздействия. Литература   как   один   из   ведущих   гуманитарных   учебных   предметов   напрямую   содействует   формированию   нравственно,   эстетически   и интеллектуально   развитой   личности   и   воспитанию   гражданина.   Через   изучение   литературных   произведений   происходит   приобщение   к общечеловеческим ценностям культуры, познание и усвоение духовного богатства и жизненной философии народа. Этим определяется особое место предмета «Литература» в системе общего образования.  В связи с изменениями требований к качеству общего образования, произошедшими в первой четверти  XXI  века,актуальными на сегодняшний   день   являются   такие   вопросы,   как   обновление   содержания   обучения,   повышение   качества   и   эффективности   обучения, улучшение методических приемов и способов, а также введение новых принципов в обучении литературы. 2. Общая характеристика учебного предмета Данная   программа   по   татарской   литературе   для   школ   основного   общего   образования   (V­IXклассы)   составлена   с   учетом   этих требований   и   основана   на  нормативно­правовых   актах   в   сфере   образования   Российской   Федерации,   Республики   Башкортостан   и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Программа является ориентиром для составления авторских и рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. В ней также учитывается преемственность   с   примерными   программами   для   начального   общего   образования   и   предусматривается   дальнейшее   развитие сформированных в начальной школе навыков. Программа гарантирует соблюдение в средних классах права каждого учащегося на получение качественных знаний по татарской литературе и предусматривает ознакомление учащихся на ступени основного общего образования с лучшими произведениями татарской литературы, с творчеством отдельных писателей, усвоение методов разбора и анализа литературных произведений; предусматривает обучение пониманию новизны в творчестве отдельных выдающихся литераторов, умению формировать объективные выводы и отношение, а также обеспечивает сохранение психического и физического здоровья детей.  Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство учащихся с информацией о национальной культуре татарского народа.  Цели  обучения   татарскому   языку   в   основной   общеобразовательной   школе   состоят   их   нескольких   аспектов:  познавательные, развивиающие, воспитательные, образовательные. Содержание познавательных целей Каждый житель Республики Башкортостан, независимо от национальной принадлежности, должен знать кроме истории своего народа про историческое прошлое, культуру, национальные традиции татарского народа. Каждый, кто бок о бок проживает с коренным народом, должен   понимать   и   уважать   его   национальные   обычаи   и   праздники,   воспользоваться   творческими   достижениями   деятелей   культуры, писателей для духовного самообогащения. Содержание программы отобрано с учётом того, чтобы учащиеся могли через учебный процесс “открывать окно в другой мир”, чтобы это всё способствовало  более полному самопознанию. В основной общеобразовательной школе учащиеся должны знакомиться с текстами, которые отражают духовный мир и нравственные устои татарского народа, отвечают   их интересам и возрастным особенностям; научиться говорить о народах, проживающих в Татарстане и в Башкортостане, о ее  геграфическом  расположении,  о выдающихся  личностях  татарского народа, о деятелях культуры  и искусств.  Как средство познания татарский язык должен обеспечивать развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, а также служить средством создания необходимых условий для формирования таких личностных универсальных действий, как  доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге. Содержание развивающих целей Уровень образованности личности во многом обусловлен уровнем мыщления и воспитанности. Реализация  развивающих целей  в учебном процессе является предпосылкой успешности практических аспектов обучения. В процессе обучения татарскому языку требуется уделять  особое внимание психическому развитию учащихся в следующих направлениях: –   психические   функции,   связанные   с   развитием   мышления:   логическое   мышление,   определение   причинно­следственных   связей, индуктивное, дедуктивное мышление;  – развитие памяти (произвольная, непроизвольная), развитие внимания; – развитие коммуникативой компетенции (коммуникативность, чувственность, эмпатия); – развитие силы воли, целеустремленности, активности. При обучении всем видам речевой деятельности согласно содержанию программы эти цели имеют первостепенное значение. От уровня воспитанности учащихся во многом зависит результат учебно­воспитательного процесса. Воспитательный процесс напрямую связан   с   содержанием   и   методами   обучения.   В   связи   с   этим,   при   отборе   содержания   обучения   важно   учитывать   его   воспитательную Содержание воспитательных целей значимость. Речевой материал и тексты, отражающие нравственные проблемы, являются основой для развития коммуникативных умений учащихся, для создания ситуаций общения.  Знакомство с образцами татарской литературы, которые способны воспитывать у учащихся общечеловеческие ценности, служит этой цели.   Содержание общеобразовательных целей При обучении татарскому языку русскоязычных учащихся важно помнить, чтобы они научились практически применять изученный лексико­грамматический   материал   в   процессе   речевой   коммуникации.   Следовательно,   учащиеся   должны   овладеть   навыками самостоятельного употребления в речи лексических и грамматических единиц. Только при таком подходе можно достичь цели обучения татарскому языку как государственному.     Основной   целью  изучения   татарской   литературы   в   средней   школе   является   овладение   умением   воспринимать   и   анализировать художественное   произведение   в   единстве   его   содержания   и   формы,   развитие   и   совершенствование   способности   логически   мыслить, обогащение   духовного   мира   детей.   Обучение   должно   объединять   в   себе   практическую,   общеобразовательную   и   воспитательную направленности. Для достижения данных целей выделяются следующие задачи:   знание основных  историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий  и умение их использовать в анализе художественных произведений;     развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов.                                                             3. Место учебного предмета « Татарская литература» в  учебном  плане Учебный предмет «Татарская  литература » входит в предметную область «Филология» наряду с учебными предметами  «Литература» и «Иностранный язык».Учебный план предусматривает обязательное изучение татарского языка на этапе основного  общего образования в объеме  371 ч. В том числе: V – 2 часа в неделю, учебных недель 34 (102 ч.) VI – 2 часа в неделю, учебных недель 34 (  68  ч.) VII – 2 часа в неделю, учебных недель 34  (65 ч.) VIII – 2 часа в неделю, учебных недель 34  ( 69ч.) IX –2часа в неделю, учебных недель 34  (67 ч.) 4. Описание ценностных ориентиров  содержания        Необходимым условием для закрепления знаний является формирование у учащихся определенных навыков. В особенности это касается предмета   литературы,   где   усвоение   новых   знаний   происходит   в   процессе   анализа   и   исследования.  Работа   по   формированию   навыков проводится и оценивается по следующим направлениям: ­  рецептивная деятельность: умение рассказать о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); рассказать   о   литературе   определенного   периода,   приводя   сравнения   и   оценку,   воспроизводить   отдельные   отрывки   наизусть;   умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров, главные особенности творчества писателя,   основные   направления   развития   литературного   периода,   умение   обосновать   свою   точку   зрения;   понимание   литературного произведения   во   взаимосвязи   с   явлениями   общественной   и   культурной   жизни;   умение   выделять   в   литературном   произведении общечеловеческие и конкретно­исторические ценности, умение выяснять «сквозные» и «вечные» проблемы. ­репродуктивная деятельность: умение пересказывать содержание литературного произведения, описанных там событий и характеров, оценивать, сопоставлять с другими произведениями; умение рассказывать о литературе отдельных периодов, обобщая полученные сведения; умение целенаправленно работать с разными источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); умение пользоваться материалами периодической печати. ­  творческая   деятельность:   умение   осмысленного,   творческого,   выразительного   чтения   художественных   произведений   различных жанров; умение писать сочинение по литературному произведению, на тему  творчества писателя, о литературе отдельного периода, и в целом о национальной литературе, основываясь на собственные взгляды, чувства и личный опыт. ­ поисковая деятельность: умение самостоятельно находить ответ на проблемные вопросы, касающиеся литературного произведения, творчества писателя, литературного периода и отдельных явлений в национальной литературе; умение видеть ассоциативные связи между литературным произведением и другими текстами, в том числе произведениями других жанров искусства. ­  исследовательская   деятельность:   полный   анализ  литературного   текста;  умение   сравнивать  проблематику  и  тематику   различных произведений, определять их особенности; умение сравнивать литературные произведения, находить общие и различные стороны; умение сравнивать творчество и произведения писателей, определить и дать оценку их общим и различным сторонам; умение сравнивать схожие по тематике произведения татарской, русской (или других народов) литератур, выделять национальные особенности; попытка оценить место и роль татарской литературы в мировом литературном процессе;  5. Личностные, метапредметные и предметные  результаты Общими (метапредметными) результатами обучения татарской литературе в средней школе являются следующие: ­ освоение учащимися навыков осознанного чтения литературного произведения, самостоятельного усвоения, воспитание интереса и любви к литературе; ­   формирование   восприятия   и   представления   о   литературе   как   о   духовном   наследии   народа,   впитавшем   в   себя   образ   жизни   и нравственные ценности нации; ­   развитие   письменной   и   устной   речи,   умения   понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать   материал,   подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, при необходимости – умение ее корректировать, формулировать выводы, обобщать материал, умение выражать собственные чувства словами и одновременно с этим формирование у учащихся навыков коллективной работы; ­ формирование умения самостоятельно оценивать свою деятельность и окружающую жизнь, самостоятельно принимать решения и добиваться их исполнения; ­ формирование умения работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности, структурировать ее, сравнивать, анализировать и оценивать; Предметные результаты обучения татарской литературе в средней школе заключаются в следующем: В познавательной сфере: ­ умение осознанного чтения и восприятия литературных произведений разных родов и жанров, умение пересказать содержание (в отдельных случаях вопроизвести текст наизусть), умение приводить при необходимости цитаты из текста; ­ умение определять тему, проблему, идею прочитанного литературного произведения, характеризовать его героев и изображенного мира, определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;  ­ знание основных фактов жизненного и творческого пути писателей­классиков; ­ освоение навыков составления тезисов и плана прочитанного, выделяя смысловые части текста, характеризовать героев, определять в произведении сюжет, особенности композиции и изобразительно­выразительные средства языка, понимание их роли; ­умение участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, аргументированно отстаивать свою точку зрения и учитывать чужое мнение; умение применять основные термины литературоведения.  В ценностно­ориентационной сфере: ­приобщение к духовно­нравственным ценностям национальной литературы; ­ сформирование собственного отношения к литературным произведениям и их оценка; ­ умение интерпретировать изученные литературные произведения; ­ усвоение навыка определения авторской позиции и формирования собственного отношения к ней; В эстетической сфере: ­ формирование общего представления об образной природе литературного произведения и умения чувствовать его эстетическую ценность; ­ формирование у учащихся способности понимать и оценивать литературный текст в его эстетической завершенности, понимать важную роль литературных и изобразительно­выразительных языковых средств, особенностей образного мира; ­ умение сравнивать и оценивать произведения татарской и русской литературы, умение определять сходства и различия героев и нравственных идеалов. Современные учащиеся подросткового возраста значительно отличаются от предыдущих поколений. Они растут и воспитываются в окружении различных источников информации, таких как телевидение, радио, Интернет и др., получая большой объем информации. Нередко эта информация оказывает негативное влияние на душевный мир детей. Поэтому в качестве  личностных результатов  особую значимость приобретает следующее: ­активизация чувства ответственности у учащихся; ­ формирование положительного отношения к учебной деятельности и к труду; ­ развитие самосознания ребенка, воспитание любви к нации, к Родине, воспитание чувств гордости и гражданского сознания; ­ объяснение нравственных норм и правил общественной жизни; ­ формирование навыка использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет­ресурсы и др.). Межпредметными результатами обучения татарской литературе в средней школе являются следующие: ­формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирования постоянного интереса к литературе и искусству; ­ воспитание уважения в отношении татарского языка, к его красоте и богатству; ­ сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности.  6. Содержание курса татарской литературы        Изучение татарской литературы в средних классах направлено на знакомство с лучшими произведениями литературного наследия, с творчеством отдельных писателей, на их анализ, исследование и оценку. Важным  является формирование у учащихся необходимого объема знаний о жизненном и творческом пути писателя, знаний по истории литературы, ее этапах, о литературных произведениях, определивших особенности отдельных периодов, а также дополнительных биографических, теоретических сведений, необходимых для более глубокого анализа произведения и творчества  писателя  и для  соотношения художественного произведения  с эпохой  его написания,  признаками  и главными ценностями эпохи. Изучение   татарской   литературы   в   средних   классах   включает   в   себя   ознакомление   с   отдельными   периодами   развития   татарской литературы в их взаимосвязи, с отдельными образцами фольклора, а также формирование навыка нахождения методом анализа поэтико­ философской нагрузки, внутреннего, субъективного смысла произведений  – что в совокупности служит формированию представления о литературном   творчестве.   Работа   по   изучению   литературного   произведения   может   быть   организована   в   трех   формах:   чтение   и   анализ отдельных произведений, чтение и обсуждение, внеклассное чтение. Но в каждом случае должны учитываться вышеприведенные критерии и требования.    Устное народное творчество Устное   народное   творчество   как   достояние   национальной,   духовной   культуры   народа.   Особенности   произведений   фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе. Влияние   народного   творчества   на   развитие   литературы   и   литературного   языка.   Основные   жанры   фольклора.   Сказки,   жанровые признаки сказки, виды жанра. Признаки жанра песни. Классификация песен. Особенности татарских народных песен. Мелодия и слова. Малые жанры   фольклора:   загадки,   анекдоты,   пословицы   и   поговорки.   Баиты.   Легенды   и   предания,   их   особенности.   Мифы.   Концепции   о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы. Характерные признаки жанра дастана. Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.  Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией. Переход фольклорных жанров в литературу.  Древняя, средневековая татарская литература и литература XIX века Развитие   древней   и   средневековой   татарской   литературы,   ориентируясь   на   традиции   восточной   литературы   и   основываясь   на идеологию  и  философию  ислама.  Устойчивые  мотивы:  справедливый  правитель,  милосердие,  доброе  имя,  нравственность, совершенный человек и др. Романтические мотивы в средневековой литературе. Назидательность в литературе. Просветительское движение у татар. Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения. Появление в литературе   новых   видов   и   жанров.   Образованность,   просвещенность,   нравственность,   воспитанность   как   основные   темы   и   мотивы   в литературе этого периода. Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. Борьба между старым и новым как основной конфликт в произведениях. Татарская литература XX— начала XXI века Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры.  Национальная проблематика как лейтмотив татарской литературы данного периода, нравственно­философские и литературно­ эстетические искания авторов, опыты. Появление в произведениях новых типов героев. Противоречивость   процесса   развития   татарской   литературы   1920­1930­ых   годов.   Художественные   произведения,   продолжающие традиции   литературы   предыдущих   периодов.   Появление   произведений   о   строительстве   новой   жизни.   Великая   Отечественная   война,   ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Отношения писателя и общества.  Возвращение татарской литературы во второй половине  XX  века  к национальным традициям. Возникновение в этот период новых жанров, появление новых тем, мотивов и литературных форм. Стремление к обновлению в литературе: обращение к новым литературным течениям,   жанровым   формам,   темам,   поиски   литературного   героя.   Вопросы   независимости,   свободы   личности   и   свободы   мнений   в художественных произведениях. Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ­ХХI веков, “новая волна”. Критическая оценка советского и постсоветского времени.   Появление   литературных   произведений,   описывающих   крупные   этапы   в   жизни   страны   с   точки   зрения   конфликта   человека   и общества.  Выход на первый план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше социально­исторической действительности.  Мировой литературный процесс. Различные связи между татарской, русской и зарубежной литературами. Вечные темы и образы. Теория литературы Род и жанр литературы.  Литературные роды: эпос, лирика и драма. Жанр. «Память жанра». Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Лирические жанры: пейзажная лирика, гражданская лирика, интимная лирика, философская лирика. Жанровая система восточной литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Лиро­эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, баллада, нэсер (проза в стихах), поэма. Межродовые формы: путевые заметки. Литература как вид искусства. Место литературы среди других видов искусства. Особенности воссоздания художественной модели жизни в произведении. Литература как средство познания жизни и богатого духовного мира человека. Нравственное и эстетическое влияние литературы на человека.  Образность в литературном произведении. Образ,символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое “я”, образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы­вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.  Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, явление, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Композиция: внешняя и внутренняя. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция. Литературное творчество. Художественные средства и стиль. Художественные приемы: повтор, параллелизм, противопоставление, ретроспекция. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства). Художественная речь: повествование, диалог, монолог. Лирические отступления. Особенности стихотворной и прозаической форм словесного выражения. Ритм, рифма,   стих,   строфа.   Стихосложение.   Формы   смеха:  юмор,   сатира,   сарказм,   шарж.   Авторский   стиль:   юмористический,   трагический, экзистенциальный, публицистический и др. начала.  История литературы. Традиции и новаторство. Религиозная литература, светская литература.  Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периода в развитии литературы.  5 класс  Устное народное  творчество. Понятие о фольклоре. Его жанры.   Сказки. Сказки о животных, волшебные, бытовые.  Сказка “Таңбатыр” .  Фантастика в волшебных сказках. Сказки “Үги кыз”, “Гөлчәчәк”. Преданность и справедливость в характере героя.  Сказки “Луна и солнце”,  “Лев, волк, лиса”.Для самостоятельного чтения: « Чакматаш», «Гульчачак», «Солдат балтасы». Шутки.  Для самостоятельного чтения: К.  Насыйри . Рассказы.Абдулла Алиш. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения). «Сертотмас үрдәк”, “Нечкәбил”, “Койрыклар”. Габдулла Тукай .Краткий рассказ о писателе. “Исемдә калганнар”. Понятие о биографии и автобиографии.  Поэма “Шүләле”. О поэме  “Шүрәле”. Теория литературы. Сравнение.  Стихотворение “Пар ат” .Для самостоятельного чтения: Г. Тукай “Таз”, “Сабыйга”. Фатих  Амирхан .Краткий рассказ о жизни  писателя. Рассказ «Нажип». Понятие о рассказе. Галимжан Ибрагимов. Краткий рассказ о жизни   писателя. Рассказ « Алмачуар». О рассказе «Алмачуар». Хади Такташ . Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Белые цветы», « Лес»,  понятие о лирическом герое. Рассказ «Караборынның дусты”.Амирхан Еники. Жизнь и творчество писателя.Рассказ “Курай”.  Образ курая и  кураиста. Про рассказа “Курай”. Рассказ “Ребенок”. Муса Джалиль. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения «Песни мои», внутренняя вера, надежда поэта, «Красная ромашка»,  «Праздник матери». Понятие о рифме.Фатих Карим . Жизнь и творчество поэта. Поэма «Игра со  смертью». Для самостоятельного чтения: «Кыр казы», «Сибәли дә , сибәли”. Для внеклассного чтения: С. Хаким “Колын”,  “Сандугачка”.Мустай Кариим “Долгое­ долгое детство” .Чтение и анализ произведения “Долгое­ долгое детство” .  Ш. Галиев . Жизнь и творчество поэта. Цикл стихотворений для детей.  “Приключения Шавали” .Загадки. Понятие о сатире и юморе. Г. Сабитов   Произведение “Бурливая весна”. Чтение и анализ.Н. Исанбет. Жизнь и творчество писателя. Комедия “Хуҗа Насретдин”.  Понятие о комедии. Для внеклассного чтения Н. Даули “ Язмышка юл”, А. Алиш . Сказки. 6 класс Краткие сведения о песнях и частушках. Для чтения и анализа. «Гөлҗамал”, “Көзге ачы җилләрдә”, “Туган ил”, “Яшә  Республикам” .Их тематика , характер. Татарские народные песни. Понятие о песне. Жанры песен. Народные и современные песни.  Частушки. Для чтения и анализа “Ай былбылым”, “Сабан туе”, “Шома бас”. Длинные и короткие песни. Для внеклассного чтения:  “Әпипә”, “ Сандугач”. Г. Камал. Жизнь и творчество писателя.  Комедия “Первый театр”.Образ Хамзы. Понятие о комедии. С. Рамиев. Жизнь и творчество  поэта. Стихотворения “Уку”, “ Таң вакыты”, “ Авыл”. А. Файзи. Жизнь и творчество писателя. Роман « Тукай». Жизнь и  творчество Х.Туфана. Стиотворения . “Каеннар сары иде”, “Илдә ниләр бар икән?”, “Иртәләрем – кичләрем”, “Кайсыгызның кулы  җылы?”. Г.Ибрагимов “Кызыл чәчәкләр”.  Жизнь и творчество Г.Губай. “Маякчы кызы. Творчество И.Юзеева. “И.Юзеев “Бакчачы  турында баллада”,  “Йолдыз кашка турында баллада”. Понятие баллады. Творчество И.Гази. Рассказы “Мәүлия нигә көлде?”,  “Өч  Мәхмүт”. Жизнь и творчество Ч. Айтматова .“Первый учитель”. Жизнь и творчество Р.Миннуллина. Стихотворения “Энекәш кирәк  миңа”, “Әни, мин көчек күрдем”, “Кунак егетләр”. Жизнь и творчество Л.Ихсановой. Л. Ихсанова “Наил һәм Фаил”. Биография  М.Махдиева. “Без – 41нче ел    балалары”. Жизнь и творчество Ф.Яруллина. Чтение стихотворений “Иң гүзәл кеше икәнсез” Әйбәт тә  минем әби”, “Гайни”, “Ялкау ялы”. Ф. Яруллин “Белая кувшинка”. 7 класс     Устное народное творчество.Пословицы и поговорки. Понятие о пословицах и поговорках. Понятие о баитах. “Суембика”. К.Насыри.  Жизненный путь. Рассказ “Абугалисина”.  Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения). Г.Тукай  Поэма “Сенной базар, или  новый  Кисекбаш”. Гипербола. Г.Исхаки. Жизненный путь. Чтение и обсуждение произведения “Сафьяновый ичиг”. Дердменд. Сведения о поэте.  Стихотворения “Корабль”, “Портрет”, “Много у тебя слов по­русски...”, “Страна обрадовалась”, “Расставание”. “ Прошло  лето” . О стихотворениях Дердменда. К.Тинчурин. Сведения о писателе. Комедия  “ Бүре зәхмәте”, “Первый день в медресе”.О  рассказах К. Тинчурина.  Хади Такташ.Краткий рассказ о жизни поэта. Своеобразие творчества поэта. “ Стихотворение “Мокамай”.   М.Амир. Краткие сведения о писателе. Произведение “Агидель”.. Лиризм произведения. Понятие о повести. С.Хаким. Сведения о  творчестве поэта. Стихотворения  “Тоска”, “Мама”, “Клиндерләр эзлим”. “ Воспоминание о памятнике”.  Ф.Хусни. Краткий рассказ о жизни писателя. “Перстень”. Стихотворения Ф. Карима  “Ант”, “ Ватаным өчен”. Поэма “Кыңгыраулы яшел гармун”. Фатих Карим.  Сведения о поэте и о его творчестве. Поэзия периода ВОв.  Стихотворения “Клятва”, “Есть многое о чем рассказать...”, “За родину”.  Поэма  “Зеленая гармонь с колокольчиками»..Понятие о поэме. А.Еники. Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказ “Не высказанное  завещание”. Чтение и анали рассказа. Образ Акъаби.  Её мысли. Пейзаж. Понятие о проблеме. Н.Арсланов. Краткий рассказ о жизни  поэта.  Стихотворения “Атлантида”, “Весна”, “Гроздья рябины”, “Народу”. Стихотворения  Н. Арсланова.  Г. Ахунов. Жизненный путь  писателя.   Повесть “У горы Артышлы” .Х.Сарьян. Жизненный путь писателя . Повесть “Пять сыновей одной матери”. 8 класс      Устное народное творчество Поэма «Идегәй». Жизнь и творчество Ф. Карими.  Чтение произведения «Салих бабайның өйлән.  Жизнь и  творчество М.Файзи. Чтение драмы  М. Файзи. «Галиябану». Творчество Ш. Камала. Жизнь и творчество М.Файзи. «Галиябану». Система  образов. Творчество Хади Такташа.  Поэмы Һ. Такташа. «Киләчәккә хатлар», «Алсу». Жизнь и творчество Г. Баширова. Г. Баширов «Туган  ягым­ яшел бишек». Н. Фаттах «Итил суы ака торур». Т. Миннуллин. «Счастливый жених». Творчество Аяза Гилязова. Аяз Гилязов «Язгы  кәрваннар». Творчество С. Сулеймановой. Стихотворение “Родная земля”. Творчество М. Юныса. Повесть «Шәмдәлләрдә генә утлар яна». 9 класс Роль литературы в жизни человека. Руническая письменность. М. Кашгари. “Диване лөгатәт – төрк китабы”. Восточная классика. Булгарское  государство. Кол Гали. «Кыйссаи Йосыф». Композиция. Характеристика на образы Йосыф. Булгарские татары (13­15вв). Котб, Хәрәзми, Хисам Кятиб . Творчество М. Болгари. Творчество Саифа Сараи. С Сараи “Сөһәйл вә  Гөлдерсен”. Рост литературы в Казанское ханство. Творчество Мухаммадъяра бине Махмута. Творчество М. Амина, К Шарифа, О. Камала.  Литература 17 века. Творчество М. Колый. Творчество писателя Габди. Литература 18 века. Творчество Габдрахима Утыз Имани.  Стихотворения  Г. Утыз­ Имани . Литература 19 века. Творчество А. Каргалый, Х. Салиха, Ш. Заки. Творчество Г. Кандалый.   Г. Кандалый « Сахипжамал». Литература второй половины 19 века. Творчество Каюма Насыйри. Рассказы К. Насыйри. Творчество М.  Акъегет. Произведение «Хисамеддин менла». Творчество Ф. Карими. Творчество Загира Бигиева. Творчество Мифтахеддина Акмуллы.  Стихотворения Мифтахеддина Акмуллы. Первые шаги в драматургии. Г. Ильяси, Ф.Халиди. 7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. № Тема Кол­ во Виды деятельности 5 класс 1 Вводный урок. Художественная литература ­ один из видов  искусства. Устное народное творчество.  2­4 Сказка «Танбатыр». I часть.  Сказка «Танбатыр». II часть.  5 6 7 8 9 Сказка «Падчерица». Сказка «Гульчачак».  Сказки о животных. Бытовые сказки.  Развитие устной речи. часов 1 3 1 1 1 1 1 Знакомство с учебником, лекция – беседа. Прослушивание отрывков из сказок, пересказ  содержания  сказки, работа над иллюстрацией.Чтение сказки, пересказ содержания.Дать характеристику  героям из сказки, найти волшебные элементы. Выразительное чтение по ролям. Прослушивание отрывка из симфонии. Выразительное чтение. Анализирование скозок о животных. Пересказывание бытовых сказок, найти разницу  между другими сказками. Конкурс сказочников. Выразительное чтение сказок. Рассказывание сказок. Сказки других  народов. 10 Развитие устной речи.  1 Сочинять сказку Сочинение сказки.  11 Об анекдотах.  12 Анекдоты.  13 Повторение устного народного творчества.  14 Жизнь и творчество Абдуллы Алиш.  15 Развитие устной речи. А. Алиш. Сказка  «Болтливая утка”. 16 А. Алиш. Сказка “Нечкәбил” А. Алиш. Сказка «Хвосты».  17 18 Габдулла Тукай. Автобиографическая повесть “Исемдә калганнар”. 1 1 1 1 1 1 1 1 Дать понятие об анекдотах, выразительное чтение  татарских народных анекдотов. Выразительное чтение татарских народных  анекдотов. Повторение жанров УНТ . Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Чтение сказки, дать характеристику главному герою,  анализирование. Чтение сказки, дать характеристику главному герою,  анализирование. Чтение сказки, дать характеристику главному герою,  анализирование. Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Г.Тукай  “Исемдә калганнар”. Г.Тукай  “Исемдә калганнар”. Автобиография и биография. Г. Тукай. Поэма «Шурале».  Г. Тукай. Поэма «Шурале».  Г. Тукай. Стихотворение «Пара лошадей».   Внеклассное чтение. Стихотворения Г. Тукая.  Фатих Амирхан. Рассказ «Нажип». I часть.  Фатих Амирхан. Рассказ «Нажип». II часть.  19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выразительное чтение, работа по таблице. Выразительное чтение, работа по таблице. Написать свою биографию. Выразительное чтение поэмы, словарная работа. Выразительное чтение поэмы, словарная работа.  Анализирование, просмотр отрывков из балета  “Шүрәле” Фаниса Яруллина. Работа по рисунку в учебнике, работа по  видеофайлам, выразительное чтение. Рассказывание наизусть стихотворения, знакомство с  другими стихотворениями Составить хронологическую таблицу по биографии,  чтение 1 части отрывка. Выразительное чтение, анализ. Развитие устной речи. Обобщение рассказа «Нажип».  Жизнь и творчество Галимджана Ибрагимова. Рассказ «Алмачуар».  1­3 главы. Г. Ибрагимов. Рассказ «Алмачуар». 4­8 главы. Г. Ибрагимов. Рассказ «Алмачуар». 9­14 главы. Г. Ибрагимов. Рассказ «Алмачуар». 15­20 главы. Развитие письменной речи. Творческая работа по картине Л.  Фаттах «Сабантуй».  Хади Такташ. Стихотворения «Белые цветы», «Лес». Х. Такташ. «Друг Караборына». Х. Такташ. «Друг Караборына». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализирование произведения. Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Чтение рассказа, ответы на вопросы. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Работа по картине. Сведения о жизни поэта, конспектирование в  тетеради, Анализирование стихотворении. Знакомство с текстом, работа по вопросам. Знакомство с текстом, работа по вопросам. 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Развитие письменной речи. Сочинение «Четвероногий друг». Внеклассное чтение. Х Такташ. «Постарел уж», “Пи­би­би­бип”. Биография Амирхана Еники. Рассказ «Курай».  Курай и образ кураиста в рассказе А. Еники «Курай».  А. Еники «Ребенок». А. Еники «Ребенок». Адель Кутуй. Проза в стихах «Тоска».  Развитие устной речи. Анализ произведения «Тоска».  37 38 39 40 41 42 43 44 А. Кутуй «Приключения Рустема». 45­46 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Написать сочинение. Выразительное чтение стихотворении, беседа по ним,  сравнивание со временем. Сведения о жизни поэта, конспектирование в  тетеради,знакомство с текстом. Знакомство с текстом, словарная работа, найти связь  между сказкой и рассказом. Прослушивание мелодии  курая. Выразительное чтение, анализ прочитанной части. Выразительное чтение, анализ прочитанной части. Сведения о жизни поэта, конспектирование в  тетеради,знакомство с текстом., беседа о Родине, о  лиризме произведения. Анализ произведения. Чтение произведения, анализ, определение  фантастических моментов. Муса Джалиль «Мои песни».  М. Джалиль «Красная ромашка».  М. Джалиль «Праздник матери».  Фатих Карим «Игра в смерти».  Ф. Карим “Сибәли дә сибәли”, “Кыр казы”.   Жизнь и творчество Мустая Карима.  Мустай Карим «Долгое ­ долгое детство». Глава «Рождение  человека».  М.  Карим «Долгое ­ долгое детство». Глава «Искандера Асгат».  47 48 49 50 51 52 53 54 1 1 1 1 1 1 1 1 Знакомство биографией, просмотр фильма про поэта­ героя, беседа по картине Х. А. Якупова “Хөкем  алдыннан” Выразительное чтение, анализ текста, беседа про  войну. Выразительное чтение, анализ текста, беседа про  войну.  Сведения о жизни поэта, конспектирование в  тетеради,выразительное чтение, анализ текста, беседа про войну. Выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа  про войну. Сведения о жизни поэта, конспектирование в  тетеради. Чтение произведения, анализ прочитанной части. Чтение произведения, анализ прочитанной части. М.  Карим «Долгое ­ долгое детство». Продолжение главы  «Искандера Асгат».  Обобщение произведения М. Карима «Долгое ­ долгое детство».  Шаукат Галиев. «Приключения Шавали».  Ш. Галиев. Загадки.  Жизнь и творчество Г. Сабитова. Г. Сабитов. Рассказ «Яростная весна».  Г. Сабитов. Рассказ «Яростная весна».  Развитие письменной речи. Творческая работа по рассказу Г.  Сабитова «Яростная весна». Жизнь и творчество Накый Исанбет.  55 56 57 58 59 60 61 62 63 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Чтение произведения, анализ прочитанной части,  словарная работа. Анализ произведения, ответы на вопросы. Знакомство с биографией Ш. Галиева,  Анализирование стихотворений. Разгадывание загадок. Конкурс чтецов. Составление хронологической таблицы по биографии автора. Чтение текста, словарная работа, анализ прочитанной части. Чтение текста, словарная работа, анализ прочитанной части. Работа по картине, сочинить рассказ. Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Накый Исанбет «Ходжа Насретдин».  64­66 67 68 Обобщение. Урок ­ зачет. 3 1 1 Чтение комедии по ролям, определение жанра  комедия. Ответы на вопросы. Зачет. № 1 2­3 4­7 Тема урока Краткое сведение о песнях, частушках. Прослушивание песен “Ай, былбылым”,  “Сабан туе”.  Народные и современные песни Жизнь и творчество Г.Камала.  Чтение и анализ комедии  “Первый театр”.   Понятие о конфликте, о комедии. 8­9 10­14 Жизнь и творчество С.Рамиева. Чтение и обсуждение стихотворений  “Заря”, “Деревня”. Краткие сведения о жизни и творчестве  Количество  часов 1 2 4 2 5 6 класс Вид деятельности Работа с терминами, работа с учебником. Прослушивание  народных и современных песен. Составление хронологической таблицы по биографии, чтение отрывков,  ответы на вопросы (смысловой анализ); интерпретация прочитанного. Теория литературы. Составление хронологической таблицы, ответы на вопросы, просмотр  презентации, беседа. Составление хронологической таблицы, ответы на вопросы, просмотр А.Файзи. Чтение отрывка из романа “Тукай”. Ф. Файзи “Тукай” Судьба Тукая. Чтение отрывков, анализ.  “Тукай – вечно в наших сердцах”. 15­18 Жизнь и творчество Х.Туфана. Чтение,  анализ стих. “Каеннар сары иде”, “Илдә  ниләр бар икән?”, “Иртәләрем – кичләрем”,  “Кайсыгызның кулы җылы?”. Г.Ибрагимов.“Кызыл чәчәкләр”.  Чтение и  анализ I­VIII глав. Чтение и анализированиеX­XXI глав.  Р.с.р. Пересказ содержания XLIII­XLIX глав. 19­22  Сочинение “Минем яраткан китабым”. 23 24­28 Жизнь и творчество Г.Губай. Г.Губай.  “Маякчы кызы ”.Чтение и обсуждение  отрывков “Маякчы кызы. Чтение и обсуждение отрывков. Образы   Ильсияр, Бикмуш карт. Творчество И.Юзеева. “И.Юзеев “Бакчачы  турында баллада”. Чтение и анализ.  “Йолдыз кашка турында баллада”. Чтение  и анализ. Понятие баллады.  Творчество И.Гази. Чтение и обсуждение произведения  И. Гази  “Мәүлия нигә көлде?”  . Чтение и  обсуждение рассказа “Өч Мәхмүт”. 29­31 32­34 35­38 Жизнь и творчество Ч. Айтматова. Чтение  произведения “Первый учитель” Чтение и  анализ отрывков “ Первый учитель” 39­42 Жизнь и творчество Р.Миннуллина  Р. Миннуллин “Энекәш кирәк миңа”, “Әни,  мин көчек күрдем”, “Кунак егетләр”.  Чтение и обсуждение стихов. презентации, беседа. Чтение отрывков, анализ. Составление конспекта, сообщение ученика.  Выразительное чтение стихотворений. Анализ стиотворения. Словарная работа, чтение текста. Беседа на выявление авторской позиции, определение своего  к ней  отношения, на  формирование собственных ценностных ориентаций Сочинение текста на заданную тему Поиск нужной информации об авторе (справочная литература, периодика,  телевидение, ресурсы Интернета). Чтения произведения , ответы на вопросы. Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя,  конспектирование. Чтение баллады. Теория литературы.  Выразительное чтение  произведения, анализ художественного текста,  характеристика стилистических особенностей и идейного содержания  стихотворений, прослушивание аудиозаписей. Просмотр презентации о писателе. Составление хронологической  таблицы по биографии. Комментированное чтение текста, словарная  работа, ответы на вопросы Просмотр презентации о писателе. Составление хронологической  таблицы по биографии. Чтение и анализ лирического произведения,  определение композиционных особенностей. 4 4 1 5 3 3 4 4 43 Образ матери в творчестве Р.Миннуллина. Сочинение «Әнкәйләр­ дөньяның яме” 44­47 Жизнь и творчество Л.Ихсановой. 48­51  Л. Ихсанова “Наил һәм Фаил”. Чтение и  анализ произведения“Наил һәм Фаил”  . Биография М.Махдиева. “Без – 41нче ел     балалары”. Чтение и анализ произведения. 52­54 Жизнь и творчество Ф.Яруллина. Чтение  стихотворений “Иң гүзәл кеше икәнсез”  Әйбәт тә минем әби”, “Гайни”, “Ялкау  ялы”– чтение и обсуждение. Ф. Яруллин “Белая кувшинка”Чтение и  обсуждение рассказа “Белая кувшинка”. 55­57 58 Сочинение “Друг лучше тебя” 59 60­61 62­63 Развитие речи “Моя любимая профессия” Писатели и поэты ВОВ Чтение стихотворения современных поэтов 64­65 Повторение пройденного 66 67­68 Зачет  Повторение пройденного материала Итоговое занятие. 1 4 4 3 3 1 1 2 2 2 1 2 Составление плана, отбор материала для раскрытия темы, сочинение  текста. Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя,  конспектирование  Просмотр презентации о писателе. Составление хронологической  таблицы по биографии. Чтение и обсуждение рассказа. Беседа, ответы на вопросы, работа с учебником(цитаты), анализ  стихотворений. Характеристика особенностей сюжета, композиции, беседа. Чтение и  обсуждение рассказа. Пересказ эпизода сжато, составление вопросов по  тексту. Составление плана, отбор материала для раскрытия темы, сочинение  текста. Развитие речи. Беседа, ответы на вопросы, работа с учебником(цитаты), составление плана Просмотр фильма, выразительное чтение   стихотворений, прослушивание  аудиозаписей. Диалог по прочитанным произведениям, работа с учебником, сообщение  учеников, тест. Ответы на вопросы. Поторение ранее изученных тем. Устные и письменные высказывания в связи с изученными  произведениями, контрольная работа Тема урока Кол. час. Виды деятельности 7 класс № № п/п 1 2 3 4 Устное народное творчество. Пословицы. Баиты. «Баит Сююмбике». Анализ баита.  Жизнь и творчество Каюма Насыйри. 5­6 К. Насыйри. Повесть «Ибн Сина», 1 часть. 7 8 9­ 11 12 13 О повести «Ибн Сина». Полный анализ. Жизнь и творчество Габдуллы Тукая. Г. Тукай. Поэма «Печән базары, яхуд яңа  Кисекбаш”, 1 часть.  Полный анализ поэмы. Элементы сказок в поэме. 14 Жизнь и творчество Гаяза Исхаки. 15­ 16 17 18  Г. Исхаки. Рассказ “Кәҗүл читек”, 1 часть.  Полный анализ рассказа. Внеклассное чтение. Г. Исхаки «Мулла бабай». 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 Работа над пословицами, подбор пословиц па смыслу. Выразительное чтение баита, работа по содержанию. Анализирование баита Составление хронологической таблицы Чтение произведения, анализирование Работа над главными образами. Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Чтение произведения, работа по вопросам. Анализирование произведения. Нахождение элементов сказок в произведении. Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Чтение произведения, словарная работа. Анализ произведения.  Чтение произведения, составление таблицы по образам. 19 Жизнь и творчество Дердмэнд. 20 21 22 Дердмэнд. Стихотворение “Кораб”. Анализ.  Дердмэнд. Стихотворение “Видагъ”. Анализ. О стихотворениях Дердмэнд. 23 Жизнь и творчество К. Тинчурина. 24 25 Карим Тинчурин «Первый день в медресе». Анализ Карим Тинчурин «Волчья хворь». Анализ 26 О рассказах Карима Тинчурина. 27 Жизнь и творчество Хади Такташа. 28 29 30 31 32 33 Особенность творчества поэта.  Х. Такташ. Поэма «Мокамай». Полный анализ поэмы. Сочинение “ Каждый хозяин своей судьбы”. Внеклассное чтение. Стихотворения Х. Такташ. Развитие речи. Отзыв о прочитанной книге. 34 Жизнь и творчество Мирсай Амир. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Выразительное чтение, анализ произведения. Выразительное чтение, анализ произведения. Выразительное чтение, анализ произведения. Просмотр презентации, составление хрон. таблицы Чтение произведения, анализ по главам. Чтение произведения, анализ по главам. Анализ произведении автора Составление хронологической таблицы, работа по портрету. Чтение стихотворении. Чтение поэмы.  Анализ произведения, подготовка к сочинению. Сочинение. Чтание стихотворении, ответы на вопросы. Составление рассказа о прочитанной книге. Составление хронологической таблицы, работа по портрету. 35­ 36 37 М. Амир. Повесть «Агидель», 1 часть.  Полный анализ произведения. 38 Жизнь и творчество С. Хакима. 39 40 41  С. Хаким. Стихотворения “Юксыну”, “Әнкәй”. С. Хаким. Стихотворения “Клиндерләр эзлим”,  “Тегермән стенасындагы язулар”. С. Хаким. Стихотворение “Һәйкәл урынында  уйланулар”. 42 Жизнь и творчество Фатиха Хусни. 43­ 45 Ф. Хусни. Повесть “Йөзек кашы”. Анализ  произведения. 46 Жизнь и творчество Ф. Карима. 47 Ф. Карим. Стихотворение “Ант”, “Сөйләр сүзләр  бик күп алар...”, “Ватаным өчен”. 48 Ф. Карим. Поэма “Кыңгыраулы яшел гармун”. 49 50 51­ 53 Творчество Фатиха Карима.  Жизнь и творчество Амирхана Еники. А. Еники. Рассказ “Әйтелмәгән васыять». Полный  анализ произведения. 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 3 Чтение призведения, характеристика на главного героя. Анализ произведения. Составление хронологической таблицы, работа по портрету. Чтение стихотворении, прослушивание песни про маму. Чтение стихотворении, анализ текста. Чтение стихотворении, анализ текста. Составление хронологической таблицы, работа по портрету. Знакомство с текстом, характеристика главного героя, эпилог, кульминация. Составление хронологической таблицы, работа по портрету. Чтение стихотворении, анализ. Чтение поэмы,  анализ. Знакомство с творчеством поэта, прослушивание рефератов учеников. Просмотр презентации, составление хронологической таблицы Знакомство с произведением, анализ. 54 Сочинение по рассказу. 55 Жизнь и творчество Нури Арсланова. 56 57 Н. Арсланов. Стихотворения “Атлантида”,  “Весна”. Н. Арсланов. Стихотворения “Грозди рябины”,  “Народу”. 58 Чтение стихотворении Н. Арсланова. 59 Жизнь и творчество Г. Ахунова. 60­ 62 Г. Ахунов. Повесть “Артышла тау буенда”.  Полный анализ произведения. 63 Жизнь и творчество Х. Сарьяна. 64­ 66 67 68 69 Х. Сарьян. Повесть “Бер ананың биш улы” Сочинение “Мое любимое произведение” Повторение пройденного материала. Урок – зачет. 1 1 1 1 1 1 3 1 3 1 1 1 Сочинение по рассказу. Просмотр презентации, составление хронологической таблицы Чтение стихотворении, анализирование лирических произведении. Чтение стихотворении, характеристика образов. Чтение стихотворении, анализ. Просмотр презентации, составление хронологической таблицы Чтение произведения, анализ. Просмотр презентации, составление хронологической таблицы Чтение произведения, анализ. Сочинение, выражение своей мысли. Ответы на вопросы. Индивидуальная работа. № Тема урока 8 класс Вид деятельности Количеств п\п 1 Устное народное творчество Работа с терминами, работа с учебником 2­4 Дастан «Идегәй» 5­7  Жизнь и творчество Ф. Карими.  Чтение  произведения «Салих бабайның өйләнүе». Чтение и анализ «Салих бабайның өйләнүе». 8 Жизнь и творчество М.Файзи. 9­ 10  Чтение драмы М. Файзи. «Галиябану» М. Файзи. «Галиябану». Система образов. Чтение произведения, характеристика героев, сопоставление героев  одного или нескольких произведений Составление хронологической таблицы по биографии чтение  отрывков, ответы на вопросы (смысловой анализ); интерпретация  прочитанного Составление хронологической таблицы, ответы на вопросы,  просмотр презентации, беседа Словарная работа, чтение текста, знакомство с термином  «музыкальная драма». Анализ прочитанных отрывков.Работа с  учебником, составление характеристики, анализ текста 11 Творчество Ш. Камала 12 Ш. Камал. «Акчарлаклар» Составление конспекта, сообщение ученика  Словарная работа, чтение текста Беседа на выявление авторской позиции, определение своего  к ней отношения, на  формирование собственных ценностных ориентаций 13 Ш. Камал. «Акчарлаклар».Характеристика героев Характеристика героев, анализ текста, работа с учебником 14 15 Р/р. Сочинение. «Егет кешене кыюлык бизи» Сочинение на заданную тему   Творчество Хади Такташа. Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике  о часов 1 3 3 1 2 1 1 1 1 1 произведений писателя, проектная работа 16 Х. Такташ. Поэма «Алсу»  Анализ произведения, адекватный жанрово­родовой природе  художественного текста 17­ 18 Х. Такташ. «Киләчәккә хатлар». Анализ поэмы  «Киләчәккә хатлар». Определение тематики произведения, анализ текста, заполнение  кластера 19­ 20 21 22  Жизнь и творчество Г. Баширова.  Диалог по прочитанному произведению, составление презентаций  Чтение произведения Г. Баширова «Туган ягым­  яшел бишек» Г. Баширов. «Туган ягым­ яшел бишек». Отражение  традиций и обычаев Чтение текста, работа с презентацией о традициях и обычаях  татарского народа, анализ художественного текста, формулировка  темы, идеи, проблематики произведения.  Анализ  произведения Г. Баширова. «Туган ягым­  яшел бишек».    Характеристика   стилистических особенностей и идейного  содержания текста, сообщения учеников 23 Р/р. Сочинение по творчеству Г. Баширова Сочинение текста на заданную тему 24 Жизнь и творчество Мусы Джалиля 25  М. Джалиль. Стихотворение“ Тик булса иде ирек”. 26  Стихотворение М. Джалиля “Последняя песня” Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя,  конспектирование Анализ лирического произведения, определение композиционных  особенностей, определение темы произведения Анализ лирического произведения, определение композиционных  особенностей, определение темы произведения 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 27­ 28 29 Гражданский и поэтический героизм М. Джалиля.  Баллада. «Сандугач һәм чишмә» Характеристика особенностей сюжета, композиции,  прослушивание аудиозаписи, беседа Р/р.  Сочинение. «Жизнь, превратившаяся в песню» Сочинение на заданную тему (выводы, используя материал текста) 30 Жизнь и творчество Н. Фаттаха. Конспектирование, проектная работа, работа с энциклопедиями,  библиоквест Н. Фаттах «Итил суы ака торур». Чтение и анализ  произведения. Комментированное чтение текста, словарная работа, ответы на  вопросы 31­ 33 34 Теория литературы. «Итил суы ака торур»­  исторический роман. 35 Туфан Миннуллин­ драматург. 36 Т. Миннуллин. «Счастливый жених». 37­ 39 40  Комедия Т. Миннуллина «Счастливый жених». Творчество Аяза Гилязова Работа со словарем терминов  («исторический роман»), выполнение  на выделение смысловых частей художественного текста,  составление тезисов и плана прочитанного Поиск нужной информации об авторе (справочная  литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета),  проектная работа Комментированное чтение комедии, анализ драматического  произведения, учитывая его особенности. Беседа, ответы на вопросы, работа с учебником(цитаты),  составление плана Поиск нужной информации об авторе (справочная  литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета),  составление презентации 2 1 1 3 1 1 1 3 1 41­ 44 Чтение произведения Аяза Гилязова «Язгы  кәрваннар» Пересказ эпизода сжато, составление вопросов по тексту 45 46 47 48 «Язгы кәрваннар”. Изображение внутренних  переживаний  Диалог по прочитанному произведению, беседа, работа с текстом,  цитатный план Р/р. Сочинение по роману “Язгы кәрваннар” Создание связного текста с учетом норм литературного  Развитие речи. Отзыв о прочитанной книге Творчество С. Сулеймановой. языка Отзыв о прочитанной книге Поиск нужной информации об авторе (справочная  литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета),  составление презентации 49  Чтение стих. С. Сулеймановой “Родная земля” Анализ стихотворения, сопоставление с работами других авторов,  работа по картине 50­ 51 52  Чтение  и анализ  стихотворений С. Сулеймановой Ач, шигърият, серләреңне... по творчеству С.  Сулеймановой 53  Сочинение “Моя любимый поэт” Чтение и анализ лирического произведения, определение  композиционных особенностей выразительное чтение произведения, характеристика  стилистических особенностей и идейного содержания  стихотворений. Составление плана, отбор материала для раскрытия темы,  сочинение текста 54 Творчество М. Юныса.  Отбор лекционного материала, составление тезисов 4 1 1 1 1 1 2 1 1 1 55­ Повесть «Шәмдәлләрдә генә утлар яна».Система  Пересказ эпизода сжато, аргументация своего ответа, подтверждая  4 58 59­ 60 61­ 62 63­ 64 65 66­ 67 68 № п\п образов текстом, делать выводы Чтение стихотворений Г. Тукая. Чтение стихотворений М. Джалиля Внеклассное чтение Развитие речи. Поэты Башкортостана.  Обобщение пройденного материала Итоговое занятие Выразительное чтение  произведения, анализ художественного  текста, характеристика стилистических особенностей и идейного  содержания стихотворений, прослушивание аудиозаписей Просмотр фильма, выразительное чтение  произведения, анализ  художественного текста, характеристика стилистических  особенностей и идейного содержания стихотворений,  прослушивание аудиозаписей Анализ художественного текста, характеристика стилистических  особенностей и идейного содержания Создание связного текста (устного и письменного) на тему с  учетом норм  литературного языка, работа с первоисточниками Диалог по прочитанным произведениям, работа с учебником,  сообщение учеников, тест Устные и письменные высказывания в связи с изученными  произведениями, контрольная работа 2 2 2 1 2 1 Тема урока Количе ство часов 9 класс   Вид деятельности 1 2 3 4 5 6­7 8 9­10 11­13 14 15 Роль литературы в жизни  человека. Связь литературы с  мифологией. Руническая письменность. М. Кашгари. “Диване лөгатәт –  төрк китабы”.. Коран. Краткое содержание Восточная классика. Булгарское государство. Кол Гали. «Кыйссаи Йосыф».  Чтение и анализ произведения. «Кыйссаи Йосыф». Основные  мысли. Композиция.  Характеристика на образы  Йосыф. Булгарские татары (13­15вв) Котб, Хәрәзми, Хисам Кятиб . 1 1 1 1 1 2 1 2 3 1 1 Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Составление конспекта . Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Составление хронологической таблицы по биографии, чтение отрывков, ответы на  вопросы (смысловой анализ). Конспект на  данную тему. Составление конспекта, сообщение ученика. Составление конспекта, сообщение ученика. Пересказ содержания произведения ,тема и идея. Теория литературы. Чтение произведения, характеристика героев, сопоставление героев  одного или нескольких  героев. Выразительное чтение и анализ   поэмы. Характеристика героев, анализ текста, работа с учебником. Составление конспекта, сообщение ученика. Составление конспекта по биографии писателей. 16 17 Творчество М. Болгари. Творчество Саифа Сараи. С  Сараи “Сөһәйл вә Гөлдерсен”. 18­19 Рост литературы в Казанское  ханство. 20 21 Творчество Мухаммадъяра  бине Махмута. Творчество М. Амина, К  Шарифа, О. Камала. 22­23 Литература 17 века. 24 25 26 27 28 Творчество М. Колый.  Чтение стихотворений М.  Колый. Творчество писателя Габди. Литература 18 века. Писатели и поэты 18 века. 29­30 Творчество Габдрахима Утыз  1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике произведений писателя.  Характеристика героев, анализ текста, работа с учебником. Работа с учебником, составление характеристики, анализ текста. Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике произведений писателя.  Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике произведений писателя.  Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике произведений писателя.  Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Работа с учебником. Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Характеристика героев, анализ текста, работа с учебником. Имани. Чтение стихотворений   Г. Утыз­ Имани . 31 32­33 Литература 19 века Творчество А. Каргалый, Х.  Салиха, Ш. Заки 34­35 Творчество Г. Кандалый.  36 37  Г. Кандалый « Сахипжамал». Сочинение «В творчестве Г.  Кандалыя ­образ женщины».  Литература второй половины  19 век 38­39 Творчество Каюма Насыйри.  Рассказы К. Насыйри  40­43 Творчество М. Акъегет.  Чтение произведения  «Хисамеддин менла». Анализ произведения . Главные  герои . 45­46 Творчество Р. Фахретдина.  Чтение рассказов  1 2 2 1 1 2 4 2 Диалог по прочитанному . Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике произведений писателя.  Характеристика героев, анализ текста, работа с учебником. Уметь излагать свое мнение . Характеристика героев, анализ текста, работа с учебником Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование. Ответы на вопросы (по уровням). Конспектирование  творчество писателя. Чтение произведения «Хисамеддин  менла».Анализ произведения. Составление конспекта по биографии, тематике и проблематике произведений писателя, 47 48 49­53 54­55 Р. Фахретдина. Творчество Ф. Карими Творчество Загира Бигиева  Чтение произведения  З.  Бигиева “Өлүф яки Гүзәл кыз  Хәдичә” Творчество Мифтахеддина  Акмуллы. Стихотворения  Мифтахеддина Акмуллы. 56­57 Творчество Якова Емельянова.  Чтение стихотворений . 58 59 60 61­62 63 Первые шаги в драматургии. Г.  Ильяси, Ф.Халиди. Чтение стихотворения Г.  Чокрый. Сочинение «Мой любимый  поэт». Повторение пройденного  материала.  Развитие речи «Поэты и  писатели 20 века» 1 1 5 2 2 1 1 1 2 2 Лекция учителя, отбор основного материала из лекции учителя, конспектирование  Составление конспекта. Чтение произведения   и анализ. Составление конспекта. Выразительное чтение стихотворений. Диалог по прочитанному произведению. Конспектирование. Выразительное чтение  . Составление плана, отбор материала для раскрытия темы, сочинение текста. Повторение пройденного материала. Выразительное чтение  произведения, анализ художественного текста, характеристика  стилистических особенностей и идейного содержания стихотворений, прослушивание  аудиозаписей 64 65­66 67­68 Зачет  Закрепление пройденного  материала за 9 класс Обобщенное повторение за 9  класс 1 2 2 Зачетная работа. Диалог по прочитанным произведениям, работа с учебником, сообщение учеников, тест. Диалог по прочитанным произведениям, работа с учебником, сообщение учеников, тест. 8. Учебно – методическое  и материально­техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Татарская литература» Материально­техническое  оснащение  образовательного   процесса  напрямую связано с  качеством  обучения,  в  особенности  должны учитываться следующие аспекты:  исправное   состояние   учебного   здания   и   кабинетов,   оснащение   кабинета   материалами,   способствующими   развитию эстетического вкуса учащихся, национального самосознания и этнокультурных представлений;  правильная   организация   учебной   деятельности,   уделение   большого   внимания   внеклассным,   воспитательным,   культурным мероприятиям (мероприятия, посвященные юбилеям писателей или приуроченные к значимым датам, встречи с писателями и учеными, творческие и музыкальные вечера, постановка спектаклей, инсценировка произведений, конкурсы творчества и выразительного чтения);  современное оснащение школы и кабинета, наличие в кабинете репродукций картин и скульптур, музыкальных произведений; наличие раздаточных и наглядных средств обучения, наличие в достаточном количестве методических и информационных материалов;  оснащенность библиотеки необходимым для использования на занятиях количеством книг, учебников, справочной литературы, наличие сборников произведений устного народного творчества, исторических источников, словарей, энциклопедий; регулярное пополнение фонда газетами и журналами для детей, новыми книгами;  оборудование   лингафонного   кабинета,   оснащение   кабинета   необходимыми   техническими   средствами   для   возможности использования   телевидения   и   Интернета,   в   том   числе   аудио­   и   видеоматериалами,   мультимедийными   образовательными   программами, электронными учебниками и пособиями, электронной библиотекой, компьютерными программами для проверки знаний учащихся;  создавать   условия   для   способных   учеников   публиковать   свои   статьи   в   газетах   и   журналах,   сборниках   научных   статей, принимать участие в конкурсах, тематических и практических конференциях, семинарах. Учебники:  1.Адгамова   Г.   М.   ,   Сибагатуллина   Д.   Ш.  «   Литература­5   класс».   Учебник   –   хрестоматия   для   5   класса   татарской     средней общеобразовательной школы. Казань . Магариф. 2006 2. Ганиева Ф. А. Гилязов И. Г.  « Литература­6 класс». Учебник – хрестоматия для 8 класса татарской   средней общеобразовательной школы. Казань . Магариф. 2006 3.Хатипов Ф. М., Галимуллин Ф. Г. « Литература­7 класс». Учебник – хрестоматия для 5 класса татарской  средней общеобразовательной школы. Казань . Магариф. 2006 4.Ахмадуллин А. Г., Ганиева Ф. А. « Литература­8 класс». Учебник – хрестоматия для 8 класса татарской  средней общеобразовательной школы. Казань . Магариф. 2006 4. Миннегулов Х. Ю. , Сатретдинов Ш. А. «Литература­9 класс». Учебник по татарской литературе для 9 класса татарской   средней общеобразовательной школы. Казань . Магариф. 2005 5.Хасанов М. Х., Ахмадуллин А. Г. .Литература( Татарская литература начала 20 века и 20­х годов) Учебник  для 10 класса  средней общеобразовательной школы с татарским языком обучения. Казань . Татарское книжное издательство . 2011 6. Хрестоматия по татарской литературе . Для 10 класса  татарской средней общеобразовательной школы.  Казань. «Магариф» .2005 7. Хрестоматия по татарской литературе . Для 9 класса  татарской средней общеобразовательной школы.  Казань. «Магариф» .2005 Интернет ресурсы: Татарский язык ­онлайн: http://edu.tatar.ru/, belem.ru, [email protected] Татарско­русский и русско­татарский электронный машинный переводчик«Divar», сайт www.tatar.com.ru/tatyaz.php, http://gabdullatukay.ru/ Мультимедийные приложения к учебникам «Увлекательный татарский язык» Tatarschool       наглядные пособия; справочные материалы; аудио и видеопособия; электронные учебники; При обучении татарскому языку рекомендуется использовать следующие материально­технические средства: – – – – мультимедийные учебные программы; – – компьютерные программы; – интерактивные программы; – – – – электронная библиотека; лингафонный кабинет; татарские сайты (belem.ru; tatarile.org.com);  онлайн­школа обучения татарскому языку “АНА ТЕЛЕ” (anatele.ef.com)9. 9.Планируемые результаты изучения татарской литературы  В результате освоения предмета изучения  татарской литературы Выпускник  научится: ­   Понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать   материал,   подбирать   аргументы   для   подтверждения   собственной   позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; ­   анализировать   литературное   произведение:   определять   его   принадлежность   к   одному   из   литературных   родов   и   жанров;   понимать   и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  ­определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно­выразительные средства языка, понять   их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа ); ­определять основные закономерности литературно­исторического процесса и основные качества литературных направлений и явлений;  Выпускник получит возможность научиться: • воспроизводить наизусть литературные произведения ; • составлять краткую характеристику персонажа; • кратко излагать содержание прочитанного текста. •читать по ролям литературное произведение; •анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; •детально исследовать отдельные стороны и элементы художественного произведения, творчества писателя, литературного периода, делать выводы; •оценивать   художественное   произведение,   творчество   писателя,   литературный   период   в   свете   общественно­исторического   контекста   и общечеловеческих ценностей; •определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров, к тому или иному литературному периоду, находить черты, присущие литературе этого периода; •сопоставлять литературные произведения, относящиеся к одному и тому же и к разным литературным периодам; •аргументированно выражать личное отношение к произведению; •выполнять творческие работы различного характера по изученному произведению. • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; • работать с тематическим каталогом; • работать с детской периодикой. 10.    Система контроля. При изучении курса проводится 2 вида контроля: текущий – контроль в процессе изучения темы; формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела; формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы. Формы занятий: Групповое занятие индивидуальная консультация зачёт Формы организации образовательного процесса ∙         уроки­лекции ∙         уроки­собеседования ∙         урок­практическая работа ∙         уроки с групповыми формами работы ∙       уроки­зачеты Критерии устного ответа по литературе: «OТЛИЧНО»: ставится   за   исчерпывающий,   точный   ответ,   отличное   знание   текста   и   др.   литературных   материалов,   умение   пользоваться   ими   для аргументации   и   самостоятельных   выводов,   свободное   владение   литературоведческой   терминологией,   навыки   анализа   литературного   произведения   в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.«ХОРОШО»: ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно.   В   ответе   может   быть   недостаточно   полно   развернута   аргументация,   возможны   отдельные   затруднения   в   формулировке   выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО«:   ставится   за   ответ,   в   котором   в   основном   правильно,   но   схематично   или   с   отклонениями   от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть. «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО«: ставится, если показано   незнание   текста   или   неумение   его   анализировать,   если   анализ   подменяется   пересказом;   в   ответе   отсутствуют   необходимые   иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку

Программа по татарскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017