Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» 5-9 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» 5-9 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
22.03.2023
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Витинской ОШ. Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной рабочей программы «Родная (русская) литература» основного общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебников: 5 класс: Родная русская литература. 5 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. Просвещение. 0,5 часов в год
рп РРЛ 5-9 НОВЫЙ ФГОС.docx

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература»     разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Витинской ОШ. Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной рабочей программы «Родная (русская) литература»     основного общего образования (fgosreestr.ru), содержания учебников:

5 класс: Родная русская литература. 5 класс. Учебник. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. Просвещение.

Изучение учебного предмета «Родная (русская) литература»     направлено на достижение следующих  целей:

¾              воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

¾              формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

¾              осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

¾              развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

¾              приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

¾              осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

¾              выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

¾              получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

¾              выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

¾              формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

¾              накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

¾              формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

¾              развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из  различных  источников,  включая  Интернет, и др.

 

В соответствии с учебным планом МКОУ Витинской ОШ учебный предмет изучается:

Классы

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Всего часов за учебный год

5

0,5

34

17

6

0,5

34

17

7

0,5

34

17

8

0,5

34

17

9

0,5

34

17

ИТОГО

85

 

Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания (п.2.3 ООП ООО МКОУ Витинской ОШ) модуля «Школьный урок». Педагоги на учебных занятиях:

- побуждают обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлекают внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организовывают их работу с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициация ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;

- используют воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применяют на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию обучающихся; дискуссии, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах;

- включают в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- инициируют и поддерживают исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

 

Содержание учебного предмета

5 класс

Раздел 1. Россия — Родина моя

Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки. «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Города земли русской

Москва в произведениях русских писателей

Стихотворения. А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы

Русский лес

Стихотворения. А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза».

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Рождество

Стихотворения. Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством».

А. И. Куприн. «Бедный принц».

Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».

Тепло родного дома

Семейные ценности

И. А. Крылов. Басни. «Дерево».

И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

Отечественная война 1812 года

Стихотворения. Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь

Стихотворения. И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь».

 

6 класс

Раздел 1. Россия — Родина моя

Преданья старины глубокой

Богатыри и богатырство

Былины. «Илья Муромец и Святогор».

Былинные сюжеты и герои в русской литературе

Стихотворения. И. А. Бунин

«Святогор и Илья».

М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской

Русский Север

С. Г. Писахов.  «Ледяна колокольня» («Морожены песни»).

Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» («Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»).

Родные просторы

Зима в русской поэзии

Стихотворения. И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…».

По мотивам русских сказок о зиме

Е. Л. Шварц. «Два брата».

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Масленица

Стихотворения. М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины».

Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома

Всюду родимую Русь узнаю

Стихотворения. В. А. Рождественский «Русская природа» и др.

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

Оборона Севастополя

Стихотворения. А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь».

Загадки русской души

Чудеса нужно делать своими руками

Стихотворения. Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…».

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках

Реальность и мечты

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул».

Лишь слову жизнь дана

На русском дышим языке

Стихотворения. К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид — язык не русский…».

 

7 класс

Раздел 1. Россия — Родина моя

Преданья старины глубокой

Русские народные песни

Исторические и лирические песни. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др.

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

Стихотворения. И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…».

Города земли русской

Сибирский край

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» («Тобольск»).

А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Родные просторы

Русское поле

Стихотворения. И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь».

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Пасха

Стихотворения. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху».

А. П. Чехов. «Казак».

Тепло родного дома

Русские мастера

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

Ф. А. Абрамов. «Дом».

Стихотворения. Р. И. Рождественский «О мастерах».

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

На Первой мировой войне

Стихотворения. С. М. Городецкий «Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв «Наступление».

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Загадки русской души

Долюшка женская

Стихотворения. Ю. В. Друнина  «И  откуда  вдруг  берутся  силы…», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия…».

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

О ваших ровесниках

Взрослые детские проблемы

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» ( «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!»).

Лишь слову жизнь дана

Такого языка на свете не бывало

Стихотворения. Вс. Рождественский «В родной поэзии совсем не старовер…».

 

8 класс

Раздел 1. Россия — Родина моя

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

Стихотворения. С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…».

П. Н. Полевой. «Избранник Божий».

Города земли русской

По Золотому кольцу

Стихотворения. Ф. К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль».

Родные просторы

Волга — русская река

Русские народные песни о Волге. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..».

Стихотворения. Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге».

В. В. Розанов. «Русский Нил».

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Троица

Стихотворения.  И.  А.  Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…».

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома

Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!».

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк».

Загадки русской души

Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война».

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось».

Лишь слову жизнь дана

Язык поэзии

Стихотворения. И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет».

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

 

9 класс

Раздел 1. Россия — Родина моя

Преданья старины глубокой

Гроза двенадцатого года

Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года. «Как не две тученьки не две грозныя…»

Стихотворения.  А. С. Пушкин «Полководец», М. И. Цветаева

«Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года».

Города земли русской

Петербург в русской литературе

Стихотворения. А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», Д. С. Самойлов «Над Невой».

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» («Фонарики-сударики»).

Родные просторы

Степь раздольная

Русские народные песни о степи. «Ах ты, степь широкая…».

Стихотворения. П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи».

А. П. Чехов. «Степь».

Раздел 2. Русские традиции

Праздники русского мира

Августовские Спасы

Стихотворения. К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…».

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома

Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности».

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

Раздел 3. Русский характер — русская душа

Не до ордена — была бы Родина

Великая Отечественная война

Стихотворения. Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..».

Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках

Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот».

Лишь слову жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»

Стихотворения. И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..».

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;  понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

¾              осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

¾              умение принимать себя и других, не осуждая;

¾              умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

¾              сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

¾              освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

¾              способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

¾              способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

¾              навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

¾              умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

¾              умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

¾              умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

¾              способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

¾              выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

¾              устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

¾              с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

¾              выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

¾              выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

¾              самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,  выбирать  наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

¾              использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

¾              формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

¾              формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

¾              проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

¾              оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

¾              самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

¾              прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

¾              применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

¾              выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

¾              находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

¾              самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

¾              оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

¾              эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная  деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план  реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

5 класс

Предметные результаты:

¾              выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

¾              иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

¾              иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

¾              владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;

¾              иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации.

 6 класс

Предметные результаты:

¾              выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов;

¾              осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме;

¾              иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

¾              иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

¾              владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

¾              владеть   начальными   навыками   осуществления   самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.

7 класс

Предметные результаты:

¾              выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о сибирском крае и русском поле;

¾              иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

¾              иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

¾              владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

¾              владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.

8 класс

Предметные результаты:

¾              выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

¾              иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

¾              иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

¾              владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

¾              владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.

9 класс

Предметные результаты:

¾              выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

¾              понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

¾              осмысливать характерные черты русского национального характера в  произведениях  о  Великой  Отечественной  войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;

¾              осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

¾              осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

ЭОР/ЦОР

Раздел 1. Россия — Родина моя (4 ч.)

1

Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

1

 

2

Русские народные и литературные сказки. «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».

1

https://www.youtube.com/watch?v=BFD0EExn0ig

3

Города земли русской

Москва в произведениях русских писателей

Стихотворения. А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…». А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-rodnoj-russkoj-literatury-a-s-pushkin-na-tihih-beregah-moskvy-5267804.html

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnoj-literature-na-temu-a-p-chehov-v-moskve-na-trubnoj-ploshadi-5-klass-5384282.html

4

Родные просторы

Русский лес

Стихотворения. А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза».

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/04/05/i-s-sokolov-mikitov-russkiy-les

Раздел 2. Русские традиции (6 ч.)

5

Праздники русского мира

Рождество

Стихотворения. Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством».

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkoj-literature-6-klass-boris-pasternak-rozhdestvenskaya-zvezda-5043402.html

6

А. И. Куприн. «Бедный принц».

1

https://infourok.ru/moj-urok-po-fgosrusskie-tradicii-a-i-kuprin-bednyj-princ-rozhdestvenskoe-preobrazhenie-glavnogo-geroya-5710404.html

7

Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».

1

 

8

Тепло родного дома

Семейные ценности

И. А. Крылов. Басни. «Дерево».

 

https://infourok.ru/plan-konspekt-po-bane-ia-krilova-derevo-2613682.html

9

И. А. Бунин. «Снежный бык».

1

https://infourok.ru/v-rasskaze-i-bunina-snezhnyj-byk-6062821.html

10

В. И. Белов. «Скворцы».

1

https://urok.1sept.ru/articles/588398

Раздел 3. Русский характер — русская душа (7 ч.)

11

Не до ордена — была бы Родина

Отечественная война 1812 года

Стихотворения. Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов «Партизан» (отрывок).

1

https://multiurok.ru/files/ne-do-ordena-byla-by-rodina.html

12

Загадки русской души

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

1

https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-na-temu-k-g-paustovskij-pohozhdeniya-zhuka-nosoroga-5549319.html

13

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

1

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-dlia-uroka-rodnaia-russkaia-literatu.html

14

О ваших ровесниках

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-literaturnomu-chteniyu-kornej-chukovskij-iz-knigi-serebryanyj-gerb-glava-1-telefon-4-klass-4938618.html

15

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-tvorchestvu-artura-givargizova-pro-koroley-i-voobsche-1705639.html

16

Контрольная работа за курс 5 класса

1

 

17

Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь

Стихотворения. И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь».

1

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» 5-9 класс

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной образовательной…

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной образовательной…

Интернет, и др. В соответствии с учебным планом

Интернет, и др. В соответствии с учебным планом

Содержание учебного предмета 5 класс

Содержание учебного предмета 5 класс

Не до ордена — была бы Родина

Не до ордена — была бы Родина

Стихотворения . В. А. Рождественский «Русская природа» и др

Стихотворения . В. А. Рождественский «Русская природа» и др

Стихотворения . К. Д. Бальмонт «Благовещенье в

Стихотворения . К. Д. Бальмонт «Благовещенье в

В. В. Розанов. «Русский Нил»

В. В. Розанов. «Русский Нил»

Стихотворения . П. А. Вяземский «Степь»,

Стихотворения . П. А. Вяземский «Степь»,

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и…

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и…

самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры…

самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры…

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: ¾ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм…

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: ¾ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм…

Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия:

Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Москве как столице России и о русском лесе; ¾ иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов

Москве как столице России и о русском лесе; ¾ иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов

Предметные результаты: ¾ выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития…

Предметные результаты: ¾ выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития…

Троицы и о родстве душ русских людей; ¾ иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания;…

Троицы и о родстве душ русских людей; ¾ иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания;…

Тематическое планирование 5 класс № п/п

Тематическое планирование 5 класс № п/п

А. И. Куприн. «Бедный принц».1 https://infourok

А. И. Куприн. «Бедный принц».1 https://infourok

Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»

Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023