Рабочая программа
воспитателя
направление: духовно-нравственное воспитание
возраст 7-12 лет
срок реализации программы 5 лет
Программа направлена на формирование мотивации универсальной нравственной компетенции- «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
Формирование нравственных представлений о том, что такое» хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо» .
Рабочая программа Духовно-нравственное направление.docx
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школаинтернат № 63 для обучающихся с
Министерство образования Республики Башкортостан
ограниченными возможностями здоровья
«Утверждено»
Директор
___________ /З.А. Аглиуллина/
«___»_________2018г.
Рабочая программа
воспитателя
направление: духовнонравственное воспитание
возраст 712 лет
срок реализации программы 5 лет Уфа 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
1. Пояснительная записка……………………………………………..3
2. Планируемые результаты воспитательной работы по духовнонравственному
воспитанию..……………….………………………4
3. Содержание воспитательной работы по духовнонравственному
воспитанию..………………………………….…………………...…7
4. Тематическое планирование………………………………………..7
2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному
государственному образовательному стандарту образования обучающихся с
умственной отсталостью
и
адаптированной основной образовательной программы государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная
школаинтернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (вариантI)
(интеллектуальными нарушениями)
Духовнонравственного воспитания в условиях современного общества
приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание
таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям
в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании
среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции
духовно нравственного развития и воспитания гражданина России определён
современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовнонравственному воспитанию должна начинаться в
младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и
правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском
коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои
знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает
переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми с ОВЗ духовных
ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из
направлений духовнонравственного воспитания и развития: воспитание
нравственных чувств и этического сознания младшего школьника с ОВЗ.
«Занятия нравственности» должны быть эмоциональными, строиться
на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы.
3 Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В
качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок,
прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Основная задача
воспитателя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему
миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их
нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического
сознания у младших школьников с ОВЗ.
Задачи программы:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и
правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений,
представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на
природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано
высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме бесед, внеурочных мероприятий и игровых
программ, позволяющих младшим школьникам с ОВЗ приобретать опыт
нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные постановки, литературномузыкальные
композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы работы:
беседа, обсуждение, консультации;
прогулки с наблюдениями;
презентации;
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры;
праздники, мероприятия,
представления, выступления, карнавалы, фестивали;
встречи с интересными людьми, игры по интересам.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших
4 школьников с ОВЗ как направление духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими
начальных
соответствующих ценностей,
представлений,
постижения
действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности гражданина России.
формирование
эмоциональноценностного
знаний,
опыта
В ходе реализации программы «Занятия нравственности» будет
и
обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов
эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных
нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и∙т.∙п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в
которой ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Получение обучающимся начального
опыта самостоятельного
общественного действия, формирование у младшего школьника с ОВЗ
социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном
общественном действии человек действительно становится гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при
организации воспитания
социализации младших школьников с
ОВЗ.Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во
многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а
также эффективного взаимодействия школы и семьи.
Процесс
взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух
партнеров в совместном деле воспитания и развития младших школьников.
Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно
расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
5 Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало
и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня
воспитанности проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)
Ожидаемые результаты
12 год обучения
Должны уметь:
отличие понятий «этика» и «этикет»;
правила вежливости и красивых манер;
заповеди и соответствующие притчи.
Знать:
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это
право и за другими;
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
быть доброжелательными;
соблюдать заповеди;
сострадать животным, не обижать их;
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в
чистоте свои книги и тетради;
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые
для уроков по расписанию.
3 год обучения
Должны уметь:
требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с
гостями;
заповеди и правила этикета;
о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии;
афоризмы.
Знать:
исполнять заповеди;
соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;
выполнять общение;
написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести
себя в гостях, дарить и принимать подарки;
исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в
самовоспитании.
Должны уметь:
4 год обучения
6 способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и
правил поведения в школе и дома;
научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным
поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним;
раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с
разными людьми, сострадание к чужому горю;
Знать:
ранее изученные заповеди и афоризмы;
каким должен быть воспитанный человек;
требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону;
краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении
своих нравственных убеждений;
пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;
правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
5 год обучения
Должны уметь:
правила этики и культуры речи;
требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного;
об источниках наших нравственных знаний;
о совести как основе нравственности;
заветы предков. «Поучение» В.Мономаха;
стихотворения о родине (на выбор);
афоризмы;
о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих
поступков.
Знать:
различать хорошие и плохие поступки;
воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках;
уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
исполнять заповеди;
давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников,
уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Программа направлена на формирование мотивации универсальной
нравственной компетенции «становиться лучше», активности в учебно
игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности
на основе нравственных установок и моральных норм;
Формирование нравственных представлений о том, что такое» хорошо» и что
такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника
поступать «хорошо» .
7 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
12 год обучения
№ Сроки
проведения
Тема
Форма проведения
1
2
3
4
5
6
7
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Беседа
Беседа
Правила поведения на уроке и на
перемене
Правила поведения в гардеробе
(«раздевалке»)
Правила поведения в столовой
Беседа
Правила поведения в библиотеке Беседа
Беседа
Правила поведения на школьном
дворе
Презентация
Беседа
Что такое «добро» и «зло»
Беседа
«Волшебные» (добрые) слова
Добрые и недобрые дела
Беседа
Беседа
Ты и твои друзья
Помни о других – ты не один на
Просмотр мультфильма
свете
«Ученье – свет, а неученье –
тьма» (О добросовестном
отношении к учёбе)
Как быть прилежным и
старательным
Беседа
Беседа
Наш труд в классе
Мой ежедневный труд дома
Культура внешнего вида
Каждой вещи – своё место
Умей ценить время – своё и
чужое
Как вести себя дома и на улице?
Как приветствовать людей и
знакомиться с ними
«Дорога добра»
«День защитника отечества»
«Добро и зло в сказках»
«Традиции семьи»
Приводим класс в порядок
Беседа
Беседа
Индивидуальная работа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Мероприятие
Беседа.
мультфильма.
Беседа
«Мамин день8 марта»
Профилактические мероприятия
по охране жизни и здоровья во
время весенних каникул
Вставка рисунков.
Инструктаж
Просмотр
8 8
9
Апрель
Май
«Можно ли общаться без слов?»
«День смеха»
Государственный праздник –
«День космонавтики»
«Доброта творит чудеса»
«Если добры ты – это хорошо»
Демонстрация – что это такое?
«9 мая – День Победы»
Беседа.
Презентация
Конкурс рисунков
Беседа
Беседа
Презентация
Экскурсия в парк «Победы»
Профилактические мероприятия
по охране жизни и здоровья во
время летних каникул
1 июня – «День Защиты детей»
Инструктаж
Игры на улице
Тематическое планирование
3 год обучения
Тема
Форма проведения
к
Что такое школьная
дисциплина
Люби книгу
Твоя школа.
Твой класс.
Соблюдение чистоты и
порядка.
Внимательность
окружающим.
Обязательность, дал слово
держи его.
Как ты разговариваешь с
товарищами
Доброжелательность
общении.
Поступки твои и других (их
оценка).
Правдивость, честность.
Правило «Учусь все делать
сам».
Помогаю другим своим трудом
дома и в школе.
Что значит быть бережливым?
Как ты выполняешь правила
личной гигиены.
Одежду нужно беречь.
Правила поведения в кино.
Правила поведения в театре.
Правила поведения в музее.
в
Беседа.
Беседа о книгах.
Беседа.
Беседа.
Порядок в классе
Беседа
Презентация
Беседа
Беседа
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
9
№ Сроки
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1
2
3
4
5
6 Февраль
Март
Апрель
Май
7
8
9
№ Сроки
проведения
1
Сентябрь
2
Беседа. Просмотр мультфильма.
Беседа.
к
Бесед.
на
Беседа
Беседа.
Инструктаж.
поведения
Правила
выставке.
Меня пригласили на день
рождения
«Добро и зло в сказках»
Бережное
отношение
природе.
Чему нас научили уроки
нравственности
Профилактические
мероприятия по охране жизни
и здоровья во время весенних
каникул
«Можно ли общаться без
слов?»
«День смеха»
Государственный праздник –
«День космонавтики»
«Доброта творит чудеса»
Беседа.
«Если добры ты – это хорошо» Беседа.
Демонстрация – что это такое? Презентация
«9 мая – День Победы»
Профилактические
мероприятия по охране жизни
и здоровья во время летних
каникул
1 июня – «День Защиты детей» Игры на улице
Беседа.
Беседа.
Конкурс рисунков.
Экскурсия в парк «Победы»
Инструктаж
Тематическое планирование
4 год обучения
Тема
Форма проведения
Этикет разговора. Умение
знакомиться со сверстниками и
взрослыми. Недопустимость
обидных действий
знакомящихся.
Обращение к разным людям.
Волшебные слова,
правила
приличия что это такое?
Обращение к разным людям.
Вежливый отказ, несогласие.
(Требования к поведению, тон и
формы обращения к товарищам,
родным, близким людям).
Этикетные ситуации.(Поступки
Беседа.
Презентация
Презентация
Беседа..
Беседа
10 Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
3
4
5
6
7
8
9
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
справедливые и несправедливые,
их характеристика).
Этикетные ситуации.
Афоризмы.(Значение
взаимопомощи и ее мотивация.
Важность бескорыстного
отношения к окружающим)
Разговор по телефону.
Играем роль воспитанного
человека.
Что значит быть вежливым?
Мои достоинства и недостатки.
Помогаю другим своим трудом
дома и в школе.
Уроки самокритики.
Большое значение маленьких
радостей.
О хороших и дурных привычках.
О хороших и дурных привычках.
Уроки самокритики.
Афоризмы о самовоспитании.
Заповеди: как мы их исполняем.
О сострадании и жестокосердии. Презентация.
Как приветствовать людей и
знакомиться с ними
«День защитника отечества»
Лгать нельзя, но если...?
Всегда ли богатство счастье?
«Мамин день8 марта»
Спешите делать добро.
«Можно ли общаться без слов?»
Спешите
Изготовление
ветеранам.
Без труда не вытащишь и рыбку
из пруда.
«Как сердцу высказать себя?»
В трудной ситуации, попытаемся
разобраться.
Разыгрывание ситуаций.
В трудной ситуации, попытаемся
разобраться.
«И нам сочувствие даётся, как
нам даётся благодать».
«Думай хорошо и мысли
созревают в добрые поступки».
Диалоги о хороших манерах,
добро.
подарков
Беседа.
Игры.
делать
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Мероприятие
Просмотр мультфильма.
Беседа
Вставка рисунков.
Беседа
Беседа.
Просмотр
Творческая работа
Просмотр мультфильма.
видеосюжета
11 добре и зле.
Тематическое планирование
5 год обучения
Тема
Форма проведения
№ Сроки
проведения
1
2
3
4
5
6
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
в
в
общения
общения
Традиции общения в русской
семье. «Домострой».
Культура
современной семье.
Культура
современной семье.
О терпимости к ближним.
Этикетные ситуации.
(Поступки справедливые и
несправедливые, их
характеристика).
Культура спора.
Этикетные ситуации.
В мире мудрых мыслей.
Играем роль воспитанного
человека.
«Познай самого себя».
Тестирование.
Самовоспитание.
Определение
составление
самовоспитания на неделю.
Как я работаю над собой.
О терпении.
и
плана
цели
Конец каждого дела обдумай
перед началом.
«Ты памятью свой разум
озари. И день минувший весь
пересмотри».
Об источниках наших
нравственных знаний.
Совесть основа
нравственности.
«Чем ты сильнее, тем будь
добрее».
«Досадно мне, что слово честь
забыто».
Заветы предков.
«Как разговаривать
телефону?»
по
Презентация.
Беседа.
Беседа.
Чтение книг.
Беседа.
Беседа о спорте.
Беседа.
Значение слов МУДРЕЦ,
МУДРОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬ.
Беседа
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Значение слова ТЕРПИМОСТЬ.
Беседа о терпимости.
Беседа.
Презентация
Беседа.
Беседа.
Просмотр мультфильма.
Беседа.
Беседа. Чтение рассказа.
Беседа.
12 7
8
9
Март
Апрель
Май
Россияне о любви к Родине.
Твоя малая родина.
«Мой первый друг, мой друг
бесценный».
«Можно ли общаться без
слов?»
Афоризмы о совести, о
родине, о дружбе.
«Приветливость золотой
ключик, открывающий сердца
людей».
Нравственное содержание
древних мифов.
За что народ любил Илью
Муромца и чтил своих
былинных героев.
Положительные герои в
былинах и сказках.
Отрицательные герои в
литературных произведениях.
«Зло, как и добро, имеет
своих героев».
«Вот человек. Что скажешь
ты о нём?»
Беседа.
Презентация.
Просмотр видеосюжета.
Беседа.
Презентация
Беседа.
Презентация.
Беседа. Просмотр мультфильма.
Просмотр сказок
Чтение книг
Беседа
Беседа
«Рассмотрено»
на заседании
ШМО___________________________
Руководитель МО__________ /ФИО./
«___»_________2018г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
____________ / Квашнина Н.П./
«___»___________2018г.
13 14
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.