Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
администрации
1 кл—4 кл
27.03.2017
Систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО способствует приобщению детей к нравственным устоям православной культуры, вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости, даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви, способствует восприятию интереса к отечественной истории, воспитывает любовь и уважение к Родине, ее святыням, народу, культуре, языку. Данный материал, основанный на практической деятельности учителя на уроках словесности в начальных классах, был представлен и рассмотрен на педагогическом совете школы.В статье рассматривается реализация важнейшего вопроса духовно-нравственного воспитания обучающихся посредством уроков русского языка и литературы в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.
Духовно-нравственное воспитание.doc
ДУХОВНОНРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ж.В. Кириллова
Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей
современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального
заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовнонравственной
консолидации российского общества.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания, основной задачей
которой стало формирование духовнонравственной личности на основе духовных и
культурных традиций многонационального народа. В настоящее время это направление
становится главным ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности
преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о
добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй
ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с
интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых
духовнонравственных свойств и качеств личности школьника.
Педагогическое сообщество пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание
основывается на духовном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и
традиций. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника,
необходимо ввести системный подход в духовнонравственном воспитании в основные
предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского
языка, литературы, истории, изобразительного искусства. Чрезвычайно важно начать работу
по формированию духовнонравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что
ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру.
Традиционными источниками нравственных ценностей являются патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии,
искусство и литература, природа, человечество.
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для ее решения
школьники вместе с педагогом и родителями приступают к изучению содержания этих
ценностей. После решения вопроса о выборе ценностей перед педагогом возникает вопрос:
каким образом повысить эффективность и действенность процесса приобщения школьников к
духовным ценностям?
Наше представление о сути духовно – нравственного воспитания школьников изменяются не
только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области
воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе
ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали
длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало
индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.
Педагогический смысл сегодняшней работы по духовно – нравственному становлению
личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор действий. В педагогической литературе описывается
множество методов и приемов нравственного воспитания. По результатам методы
воздействия можно разделить на два класса:
влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношение, формирующие
представления, понятия, идеи;
влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения;
Наиболее последовательной и современной является классификация, разработанная Щукиной
Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах
формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания
личности);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы первой группы достигают цели тогда, когда у воспитанников сформировалась
готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и
методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов, этических бесед, диспутов и
примеров.
Информацию о моральных нормах, требованиях, идеалах общества ребенок получает не
только в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в
процессе участия в разнообразных видах деятельности, общения со своими сверстниками и
взрослыми, из телепередач, самостоятельно прочитанных книг, из наблюдений за окружающей
жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные
сведения о нравственных нормах. В обилии информации школьнику порой предстоит
разбираться самостоятельно, что не всегда ему по силам. Проанализировать факты,
сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения школьнику
легче под руководством учителя на занятиях, которые необходимы потому, что для
нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная.
Таким образом, духовно – нравственное развитие приобретает важное значение в процессе
действий сознательного выбора поступков, действия или линии поведения в соответствии с
существующими и утвердившимися нормами. Правильное духовно – нравственное развитие и
воспитание младшего школьника способствует появлению стремлений у детей стать лучше.
Возникновение потребности в духовно – нравственном совершенствовании усиливается под
влиянием положительного примера. Поэтому сегодня необходима организация педагогом
таких занятий, на которых бы ребенок при совершении определенных действий и опираясь на
полученные знания, сам приходил к выводу о правильности тех или иных принципах духовно –
нравственного воспитания.
Также школьник получает много впечатлений из жизни семьи. Он постоянно слышит
суждения родителей о поступках других людей, оценки этих поступков. Эти суждения
ребенок соотносит с поступками самих взрослых и видит, что нередко между их суждениями и поведением нет единства. Часто он встречается с тем, что духовно – нравственное
требование, с которым он знакомится в процессе школьной деятельности, сами родители
могут нарушать. Поэтому учитель должен так строить свою работу, чтобы эти противоречия
не могли разрушить основу закладки в душу малышей правильных человеческих норм и
принципов духовно – нравственного воспитания и развития личности ребенка. Прежде всего, я
считаю, что учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование
общественного мнения и универсально – учебных действий в детском коллективе.
Общественное мнение, к которому дети подходят через системно – деятельностный метод на
занятиях, способствует созиданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы,
ответственности перед друзьями, нетерпимости нарушения духовно – нравственных
принципов. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения, способствуют
воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей
к самоконтролю.
Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки
школьников. Коллективную деятельность школьников целесообразно организовывать так,
чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий и действий, оценивать свои
успехи и достижения друзей, практически утверждать духовно нравственные нормы
коллективной жизни. Цель своей педагогической деятельности вижу в правильном выборе
объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм
предъявления действий. Естественно, что духовно – нравственное развитие и воспитание
школьников зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к учащимся,
мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Для большинства школьников авторитет
учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера
наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом, действуя
систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога
будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет
расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Чтобы система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое
воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим
успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность,
которая включает определенный уровень интеллектуального личностного развития ребенка, в
том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Поэтому,
необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация
совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений
детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт,
получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и
способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского
направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на
уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке
планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащегося, прослеживается
последовательность в развитие в личности ребенка. Особое внимание следует обратить на
патриотическое воспитание, которое является частью духовного воспитания. Классные часы,
праздники, экскурсии в музей, литературные вечера, «Дни духовности и культуры»
предполагают встречи с интересными людьми. Не менее важным этапом в патриотическом
воспитании является целенаправленная внеклассная работа по краеведению. В начальной школе со своими учениками мы знакомимся с историей появления нашего села, его
историческими корнями, проводим диспуты вместе с родителями, изучаем историю названия
улиц.
Духовнонравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно
должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной
деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я,
как учитель начальных классов, основной духовнонравственный материал включаю в
различные уроки:
на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения
полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных
творческих работ;
на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей,
посвящённым православным ценностям;
на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные
задания;
на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно
темам разделов.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его
духовнонравственными представлениями и понятиями. Духовнонравственное воспитание
развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа,
семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим
развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного
чтения. Часто мы говорим: «Книгаэто открытие мира». Действительно, читая, ребёнок
знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями,
а порой и неудачами. Формированию духовнонравственных представлений и нравственного
опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Д.С. Лихачёв заметил, что самая большая ценность, которой награждает человека
искусство – это ценность доброты. На уроках литературного чтения при изучении
произведений об осени рассматриваем работы Левитана, Шишкина, слушаем произведения
Чайковского, Вивальди. Путешествие в мир слова, наблюдение над употреблением слов и
выражений мастерами слова, метафоры, олицетворения, сравнения помогают в нравственном
становлении ребёнка. Может ли безнравственный человек увидеть на дубе "зелёную рубашку",
а падающие листья сравнить с "маленькими жёлтыми птичками"? Один из этапов включает
творческие работы, в которых необходимо в уже имеющийся текст, описывающий содержание
картины, вставить определения, более полно передающие настроение текста.
Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке
литературного чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о
Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора, чтение произведений о
подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли: «А как бы сделал я? Смог бы я
поступить так, как тот или иной герой?» Анализ произведений помогает прочувствовать ту
или иную ситуацию, помочь детям в выборе поведения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются
детьми. Сказки, притчи, легенды – универсальный способ разговора с детьми на нравственные
темы, это, прежде всего, средство познания мира, наиболее верный язык для детей, который
они понимают и чувствуют лучше всего. Сказка – это повод к размышлению. Часто читаем
сказки и во внеурочное время, стараясь определить урок, который она в себе несёт при
помощи пословиц, образных выражений. При чтении текстов пытаемся связать прочитанное с
жизнью. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской
нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев
способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
Уроки, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети
испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших,
постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое
продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным
человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке»,
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети
делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам:
«Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди,
приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного
патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского
народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства,
трудолюбия. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при
изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным
интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили
сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к
познанию. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в
жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям
познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их
родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей
доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми,
внимательными к другим людям. После знакомства с рассказом Шергина «Собирай по
ягодке – наберёшь кузовок», обучающиеся пишут минисочинения, проникнутые любовью,
добротой, уважением. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уроки литературного
чтения способствуют духовнонравственному воспитанию учащихся.
Средством решения указанных задач выступает возвращение в начальный курс литературного
чтения учебнометодическог комплекта «Школа России» произведений духовнонравственной
тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как «Бог правду любит», «Кто добро
творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий,
поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет
поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской
классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев), наполненных «светлым»
мироотношением.
В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ
культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и
поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший
смысл народных изречений. Большое значение для формирования нравственных понятий
имеет чтение пословиц и поговорок. В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка. И те и другие несут
в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Они утверждают
благородную силу труда и науки («Красна птица перьем, а человек уменьем»), любовь к
родине («Человек без родины, что соловей без песни»), самоотверженность («Смелость силе
воевода»), говорят о любви и дружбе («Согласье крепче каменных стен»), о силе коллектива
(«Дружно не грузно, а врозь хоть брось»). В то же время они осуждают лень, ложь, измену,
трусость, болтливость. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути
человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и
в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по – горничному»,
«Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела,
а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие
другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном
нравственному воспитанию.
Г.В. Бобровская предлагает повышать словарный запас младших школьников по лексике
человеческих отношений изучением тематической группы, которая имеет огромное значение в
воспитании правильных норм поведения. Выделение этих слов в особую группу в процессе
обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и
психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся
больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное
влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям русского
языка, позволит сформировать у детей нравственные представления.
Изучение русского языка должно стать проводником в изучении культуры, нравственных
ценностей своего народа, ключиком к разгадке его «загадочной души», с одной стороны, и
основным каналом освоения современной культуры, путём в будущую цивилизацию, с другой.
Нужно приблизить назначение уроков русского языка к первоочередным потребностям
человека – расти, познавать, общаться с помощью языка.
На этапе дописьменного обучения, когда речь в основном воспринимается и воспроизводится
детьми на слух, важно усилить внимание к интонационному многообразию звучащей русской
речи, её плавности, музыкальности, ритмичности, живости, образности и др. Ежедневно на
минутке чистописания знакомимся с новой пословицей. Очень нравится ребятам находить
скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.
Используем народную мудрость и на других этапах урока – изучения нового материала,
закрепления пройденного. (Однородные члены предложения – «биться, драться – не ума
набраться»; определение падежей – «Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся», «Человек
создан для счастья, как птица для полёта» и др.)
Возможность обратить внимание на нравственное поведение при использовании устойчивых
выражений: обвести вокруг пальца, попасть пальцем в небо, высасывать из пальца.
Для расширения лексического запаса и умения назвать понятие используется «Азбука
хороших слов». Например, при повторении словарных слов на букву Н определяется значение
слов: находчивый, надёжный, нежный, наблюдательный, необыкновенный, настойчивый.
Эмоциональный подъём, умение работать в коллективе несёт в себе использование игр.
Например, игра «Кто быстрее?», в которой ученикам каждого ряда необходимо вставить
пропущенные буквы, при этом постараться не только сделать это быстро, но и правильно,
чтобы не подвести своих товарищей.
Работа по духовнонравственному воспитанию на уроках литературного чтения и русского
языка в начальной школе способствует: приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
способствует их укоренению в детском уме и сердце;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры,
надежды, любви;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с
народной жизнью, искусством, творчеством;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у
экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;
создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Таким образом, педагогический смысл работы по духовно – нравственному воспитанию и
развитию личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность
принятия решения к действию и нравственный выбор их. Успешность данного вида
деятельности по духовно – нравственному развитию школьника зависит от грамотности
педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. ДУХОВНОНРАВСТЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И
РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
учитель начальных классов
Турмасовского филиала
МБОУ Заворонежской СОШ Кириллова Ж.В.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.