Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
администрации
1 кл—4 кл
27.03.2017
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО способствует приобщению детей к нравственным устоям православной культуры, вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости, даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви, способствует восприятию интереса к отечественной истории, воспитывает любовь и уважение к Родине, ее святыням, народу, культуре, языку. Данный материал, основанный на практической деятельности учителя на уроках словесности в начальных классах, был представлен и рассмотрен на педагогическом совете школы.В статье рассматривается реализация важнейшего вопроса духовно-нравственного воспитания обучающихся посредством уроков русского языка и литературы в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.
Духовно-нравственное воспитание.doc
ДУХОВНО­НРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ   Ж.В. Кириллова Духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального  заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно­нравственной  консолидации российского общества. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания, основной  задачей  которой стало формирование духовно­нравственной личности на основе духовных и  культурных традиций многонационального народа. В настоящее время это направление   становится главным ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности  преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о  добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй  ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного  самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых  духовно­нравственных свойств и качеств личности школьника. Педагогическое сообщество пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание  основывается на духовном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника,  необходимо ввести системный подход в духовно­нравственном воспитании в основные  предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского  языка, литературы, истории, изобразительного искусства. Чрезвычайно важно начать работу  по формированию духовно­нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что  ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру.  Традиционными источниками нравственных ценностей являются патриотизм, социальная  солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,  наука, традиционные религии,   искусство и литература, природа, человечество. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для ее решения  школьники вместе с педагогом и родителями приступают к изучению содержания этих  ценностей. После решения вопроса о выборе ценностей перед педагогом возникает вопрос:   каким образом повысить эффективность и действенность процесса приобщения школьников к  духовным ценностям? Наше представление о сути духовно – нравственного воспитания школьников изменяются не  только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области  воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе  ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали  длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало  индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей. Педагогический смысл сегодняшней работы по духовно – нравственному становлению  личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от  элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор действий. В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. По результатам методы  воздействия можно разделить на два класса: ­влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношение, формирующие  представления, понятия, идеи; ­влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения; Наиболее последовательной и современной является классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой  выделяют такие группы методов: ­ методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах  формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания  личности); ­ методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; ­ методы стимулирования поведения и деятельности.          Методы первой группы достигают цели тогда, когда у воспитанников сформировалась  готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.  Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и  методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов, этических бесед, диспутов и  примеров. Информацию о моральных нормах, требованиях, идеалах общества ребенок получает не  только в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в  процессе участия в разнообразных видах деятельности, общения со своими сверстниками и  взрослыми, из телепередач, самостоятельно прочитанных книг, из наблюдений за окружающей  жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные  сведения о нравственных нормах. В обилии информации школьнику порой предстоит  разбираться самостоятельно, что не всегда ему по силам. Проанализировать факты,  сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения школьнику  легче под руководством учителя на занятиях, которые необходимы потому, что для  нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная. Таким образом, духовно – нравственное развитие приобретает важное значение в процессе  действий сознательного выбора поступков, действия или линии поведения в соответствии с  существующими и утвердившимися нормами. Правильное духовно – нравственное развитие и  воспитание младшего школьника способствует появлению стремлений у детей стать лучше.  Возникновение потребности в духовно – нравственном совершенствовании усиливается под  влиянием положительного примера. Поэтому сегодня необходима организация педагогом  таких занятий, на которых бы ребенок при совершении определенных действий и опираясь на  полученные знания, сам приходил к выводу о правильности тех или иных принципах духовно – нравственного воспитания. Также школьник получает много впечатлений из жизни семьи. Он постоянно слышит  суждения родителей о поступках других людей, оценки этих поступков. Эти суждения  ребенок соотносит с поступками самих взрослых и видит, что нередко между их суждениями и поведением нет единства. Часто он встречается с тем, что духовно – нравственное  требование, с которым он знакомится в процессе школьной деятельности, сами родители  могут нарушать. Поэтому учитель должен так строить свою работу, чтобы эти противоречия  не могли разрушить основу закладки в душу малышей правильных человеческих норм и  принципов духовно – нравственного воспитания и развития личности ребенка. Прежде всего, я считаю, что учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование  общественного мнения и универсально – учебных действий в детском коллективе.  Общественное мнение, к которому дети подходят через системно – деятельностный метод на  занятиях, способствует созиданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы,  ответственности перед друзьями, нетерпимости нарушения духовно – нравственных  принципов. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения, способствуют  воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей  к самоконтролю. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки  школьников. Коллективную деятельность школьников целесообразно организовывать так,  чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий и действий, оценивать свои  успехи и достижения друзей, практически утверждать духовно­ нравственные нормы  коллективной жизни. Цель своей педагогической деятельности вижу в правильном выборе  объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм  предъявления действий. Естественно, что духовно – нравственное развитие и воспитание  школьников зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к учащимся,  мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Для большинства школьников авторитет  учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера  наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом, действуя  систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога  будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет  расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Чтобы система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое  воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим  успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность,  которая включает определенный уровень интеллектуального личностного развития ребенка, в  том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Поэтому,  необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация  совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений  детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт,  получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и  способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского  направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на  уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке  планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащегося, прослеживается  последовательность в развитие в личности ребенка. Особое внимание следует обратить на  патриотическое воспитание, которое является частью духовного воспитания. Классные часы,  праздники, экскурсии в музей, литературные вечера, «Дни духовности и культуры»  предполагают встречи с интересными людьми. Не менее важным этапом в патриотическом  воспитании является целенаправленная внеклассная работа по краеведению. В начальной школе  со своими учениками мы знакомимся с историей появления нашего села, его  историческими корнями, проводим диспуты вместе с родителями, изучаем историю названия  улиц. Духовно­нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно  должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной  деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я,  как учитель начальных классов, основной духовно­нравственный материал включаю в  различные уроки:      на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения  полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных  творческих работ; на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;  на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные  задания;  на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно  темам разделов. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его  духовно­нравственными представлениями и понятиями. Духовно­нравственное воспитание  развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа,  семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим  развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного  чтения. Часто мы говорим: «Книга­это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок  знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями,  а порой и неудачами. Формированию духовно­нравственных представлений и нравственного  опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Д.С. Лихачёв заметил, что самая большая ценность, которой награждает человека  искусство – это ценность доброты. На уроках литературного чтения при изучении  произведений об осени рассматриваем работы Левитана, Шишкина, слушаем произведения  Чайковского, Вивальди. Путешествие в мир слова, наблюдение над употреблением слов и  выражений мастерами слова, метафоры, олицетворения, сравнения помогают в нравственном  становлении ребёнка. Может ли безнравственный человек увидеть на дубе "зелёную рубашку", а падающие листья сравнить с "маленькими жёлтыми птичками"? Один из этапов включает  творческие работы, в которых необходимо в уже имеющийся текст, описывающий содержание картины, вставить определения, более полно передающие настроение текста.  Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке  литературного чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о  Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора, чтение произведений о  подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли: «А как бы сделал я? Смог бы я  поступить так, как тот или иной герой?» Анализ произведений помогает прочувствовать ту  или иную ситуацию, помочь детям в выборе поведения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются  детьми. Сказки, притчи, легенды – универсальный способ разговора с детьми на нравственные  темы, это, прежде всего, средство познания мира, наиболее верный язык для детей, который  они понимают и чувствуют лучше всего. Сказка – это повод к размышлению. Часто читаем  сказки и во внеурочное время, стараясь определить урок, который она в себе несёт при  помощи пословиц, образных выражений. При чтении текстов пытаемся связать прочитанное с  жизнью. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской  нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев  способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.  Уроки, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети  испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших,  постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое  продолжение в сказках литературных. Сказки  учат читателей следовать заповедям, данным  человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке»,  «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети  делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам:  «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди,  приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного  патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского  народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства,  трудолюбия. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при  изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным  интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили  сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к  познанию. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в  жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их  родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей  доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми,  внимательными к другим людям. После знакомства с  рассказом  Шергина «Собирай по  ягодке – наберёшь кузовок»,  обучающиеся пишут мини­сочинения, проникнутые любовью,  добротой, уважением. Таким образом, можно  сделать вывод о том, что уроки литературного  чтения способствуют духовно­нравственному воспитанию учащихся. Средством решения указанных задач выступает возвращение в начальный курс литературного  чтения учебно­методическог комплекта «Школа России» произведений духовно­нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как «Бог правду любит», «Кто добро  творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий,  поучений, «слов»), несущих, по выражению Д. С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет  поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской  классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф. И. Тютчев), наполненных «светлым»  мироотношением. В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ  культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и  поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший  смысл народных изречений. Большое значение для формирования нравственных понятий  имеет чтение пословиц и поговорок. В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка. И те и другие несут  в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Они утверждают благородную силу труда и науки («Красна птица перьем, а человек уменьем»), любовь к  родине («Человек без родины, что соловей без песни»), самоотверженность («Смелость силе  воевода»), говорят о любви и дружбе («Согласье крепче каменных стен»), о силе коллектива  («Дружно не грузно, а врозь хоть брось»). В то же время они осуждают лень, ложь, измену,  трусость, болтливость. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути  человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по – горничному»,  «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие  другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном  нравственному воспитанию. Г.В. Бобровская предлагает повышать словарный запас младших школьников по лексике  человеческих отношений изучением тематической группы, которая имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Выделение этих слов в особую группу в процессе  обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и  психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся  больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное  влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям русского  языка, позволит сформировать у детей нравственные представления.   Изучение русского языка должно стать проводником в изучении культуры, нравственных  ценностей своего народа, ключиком к разгадке его «загадочной души», с одной стороны, и  основным каналом освоения современной культуры, путём в будущую цивилизацию, с другой.  Нужно приблизить назначение уроков русского языка к первоочередным потребностям  человека – расти, познавать, общаться с помощью языка. На этапе дописьменного обучения, когда речь в основном воспринимается и воспроизводится  детьми на слух, важно усилить внимание к интонационному многообразию звучащей русской  речи, её плавности, музыкальности, ритмичности, живости, образности и др. Ежедневно на  минутке чистописания знакомимся с новой пословицей. Очень нравится ребятам находить  скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом.  Используем народную мудрость и на других этапах урока – изучения нового материала,  закрепления пройденного. (Однородные члены предложения – «биться, драться – не ума  набраться»; определение падежей – «Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся», «Человек  создан для счастья, как птица для полёта» и др.) Возможность обратить внимание на нравственное поведение при использовании устойчивых  выражений: обвести вокруг пальца, попасть пальцем в небо, высасывать из пальца.  Для расширения лексического запаса и умения назвать понятие используется «Азбука  хороших слов». Например, при повторении словарных слов на букву Н определяется значение  слов: находчивый, надёжный, нежный, наблюдательный, необыкновенный, настойчивый.  Эмоциональный подъём, умение работать в коллективе несёт в себе использование игр.  Например, игра «Кто быстрее?», в которой ученикам каждого ряда необходимо вставить  пропущенные буквы, при этом постараться не только сделать это быстро, но и правильно,  чтобы не подвести своих товарищей. Работа по духовно­нравственному воспитанию на уроках литературного чтения и русского  языка  в начальной школе  способствует:  приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;  способствует их укоренению в детском уме и сердце;  вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;  даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры,  надежды, любви;      способствует восприятию интереса к отечественной истории; воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с  народной жизнью, искусством, творчеством; способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у  экранов телевизора и компьютера к полезному  чтению; создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений. Таким образом, педагогический смысл работы по духовно – нравственному воспитанию и  развитию личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему  продвигаться от  элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения к действию и нравственный выбор их. Успешность данного вида  деятельности по духовно – нравственному развитию школьника зависит от грамотности  педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. ДУХОВНО­НРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учитель начальных классов  Турмасовского филиала  МБОУ Заворонежской СОШ Кириллова Ж.В.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.