Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
5 кл—6 кл
22.04.2017
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
В статье обмена опытом работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС" раскрываются различные приемы, методы, технологии в обучении. В основу урока литературы положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, которая направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство дать оценку или обогатить свой словарный запас, но и находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний с автором, героем.Всё приемы, формы и методы работы, применяемые в урочное и внеурочное время работы не оставляют детей равнодушными, дают возможность жить полноценно и воспитывать в детях лучшие нравственные качества.
Сизова Е.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках..docx
учитель русского языка и литературы МБОУ "Черлакская СОШ №2", Омской области, р.п. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС Сизова Е.В., Черлак.  «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Д.И. Менделеев В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   второго   поколения устанавливаются   требования   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы   основного     общего   образования,   которые   включают   освоение   учащимися универсальных учебных действий. «УУД – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действия учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную   компетентность,   толерантность,   способность   к   самостоятельному   усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Стандарт нового поколения предусматривает создание системы формирования духовно­нравственных ориентиров для жизненных   выборов,   развитие   способности   сделать   верный   выбор   в   начале   жизненного пути. Целью   моей   педагогической   деятельности   является   воспитание   и   формирование творческой,   созидающей,   волевой,   несущей   ответственность   за   свои   дела   и   поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации. Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали: осознавать необходимость этих знаний для становления личности;  формировать представление о духовном мире человека;   формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;  научить   учащихся   грамотному   анализу   прочитанного   художественного произведения; развивать потребность в чтении, в книге.  Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо: ■   создать   комфортную   обстановку,   где   ученик   не   чувствовал   бы   себя   обделенным вниманием; ■ создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности; ■   использовать порой задания, превышающие возможности ученика для формирования волевой сферы. В настоящее время необходимо  изменить подход в  обучении, применяя различные приемы, методы, технологии в обучении. В основу урока литературы положена учебно­ познавательная   деятельность   обучающихся,   которая   направлена   на   стимулирование личностного   восприятия   литературы,   когда   каждый   ученик,     постигая   объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство дать оценку или обогатить свой словарный запас, но и находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний с автором, героем. Знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе со мной познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка. Сказка «Бой  на  Калиновом  мосту»,  где  главный  герой  Иван,  крестьянский  сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости. Творческое   задание   «Попробуй   сочинить   рассказ   по   пословице»,   который   бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например,   ребятам   можно   предложить   такие   темы,   как   «Семь   раз   отмерь,   один   раз отрежь»,   «Человек   без   родины   –   соловей   без   песни»,   «Не   оставляй   отца   и   матери   на старости лет, и Бог тебя не оставит», «В каком народе живёшь, того обычая и держишься» и др.  Ученик­читатель   должен   включаться   в   творческий   процесс,   прочитанное произведение служит в таком случае толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после изучения  русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие   задания:   творческие   пересказы   с   изменением   лица   рассказчика,   устное словесное   рисование,   составление   киносценария   по   наиболее   интересному,   важному эпизоду,   инсценирование   части   произведения,   домысливание   сюжета.   Все   эти   формы ставят ученика "внутрь" художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно, и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа. Учить ненавязчиво, но ежедневно и ежеурочно нравственному выбору. Жизнь человека – это вообще выбор. Выбор между добром и злом. Урок литературы по произведению А.П. Чехова   «Ванька»   пятиклассников   обучает   искусству   написания   писем.  …   Предлагаю написать герою письмо от нас, из XXI   века. Это задание как одно из видов работы на уроке,   который   говорит   о   нравственном   выборе     одного   доброго   сердца   к   другому, попытка помочь человеку, оказавшемуся в беде, желание протянуть руку помощи.  В ходе анализа художественного произведения,   анализа действий литературного героя и оценки его поступкам предлагается обучающимся схема «Линия времени»: 1)Герой пришел (раскрытие сюжета, описание главного героя,  какие действия  в рассказе связаны с ним). 2) Герой подумал   (познание произведения через мысли героя, обучающийся узнает, что представляет собой герой). 3)Герой сделал.   4) Автор сказал     (какую оценку герою, его поступкам   дает   автор).5)Я   подумал,   я   понял     (вывод,   высказывание   точки     зрения обучающегося,   его   личное   восприятие).     Хорошим   примером   для   заполнения   данной таблице является произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».  Работа со схемой «Линия времени» позволяет формировать умение самостоятельно учиться,   добывать   знания,   анализировать,   сравнивать,   обобщать   и   делать   выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде ­ это то, чему обучающийся   должен научиться в школе, давать собственную оценку происходящим событиям, времени и герою.  Одним из эффективных способов достижения главной цели характеристики литературного героя является применение на уроках карты «Зеркало героя», на примере рассказа   И.С.Тургенева   «Муму».   При   чтении   дома   обучающийся   определяет   действия героя,   сравнивает   с   предполагаемыми   действиями   современного   человека­сверстника литературному герою и высказывает свое личное отношение к действиям, к поступкам герою. При анализе в классе обучающийся  включается в беседу, проводит аналогию между героем и собой, школьники определяют отрицательный этот герой или положительный, тем самым получается полная сравнительная характеристика, в ходе решения которой ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный   ответ.   Именно   обучающиеся   ищут   совпадения/несовпадения   мнений,   позиций. Ученик учится отстаивать собственное мнение, вести грамотную дискуссию, приобретать коммуникативные, регулятивные навыки. А учитель достигает своей цели ­  произведение прочитано и проанализировано. В процессе такой работы формируется личность ребенка через   постижение     своего   образа   мысли,   образа   жизни,   образа   мира,   образа   своего поведения,   образа   своего   «я».   Уже   с  5   класса  привлекаю   ребят   к   созданию   устных   и письменных   монологических   высказываний  по   определению   авторской   позиции  в художественном произведении, ориентируясь на нравственные ценности. Этот вид работы достаточно трудный для малышей, но он оправдывает себя. В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся,   как   невидимые   духовно­нравственные   законы   взаимоотношений   человека   с человеком, человека с обществом, властью, природой по­настоящему правят миром, как писатель в силу своего таланта мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самоценность личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком.  Раздел   «Устное   народное   творчество»   представлен   былиной   «Илья   Муромец   и Соловей­Разбойник», где в былинном герое, обладающем недюжинной силой, смелостью, смекалкой, воплощены мечты народа о защитнике Земли Русской. Особое воспитательное значение   имеют   летописные   произведения   Древней   Руси.   «Повесть   временных   лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека.  Любовь к родному краю, знание его истории ­ основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. На данных уроках использую проектную   деятельность,   в   основе   которой   лежит   развитие   познавательных   навыков учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в информационном   пространстве,   развитие   их   критического   и   творческого   мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В   требованиях   ФГОС   обозначено,   что   формирование   духовно­нравственных ценностей обучающихся должно быть направлено на обеспечение духовно­нравственного развития   обучающихся   в   единстве   урочной,   внеурочной,   внешкольной   деятельности,   в совместной   педагогической   работе   образовательного   учреждения,   семьи   и   других институтов общества. С    целью    формирования    духовно­нравственных ориентации следующие формы работы во внеурочной деятельности: ­ школьные праздники (день рождения школы, праздник последнего звонка,  выпускной бал, праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия и др.);  ­школьные   традиционные   мероприятия   (неделя   русского   языка   и   литературы, олимпиады, ярмарки, интеллектуальные марафоны и д.р.); ­ народные праздники (Рождество, масленица, Пасха, Троица, новый год и д.р.; ­традиционные   акции   (акция  милосердия,   акция «Протяни руку помощи», акция «Живи и помни» и т.п.). Работа учащихся в «творческих лабораториях» (сочинения­размышления на тему: «Если бы я был волшебником…», «Не родись красивым, а родись счастливым», «Что значит быть добрым», «Не позволяй душе лениться», «Хочу сказать спасибо…», «Я выбираю жизнь», «Напиши письмо ветерану», «Современный учитель глазами школьника» и др.). Всё приемы, формы и методы работы, применяемые в урочное и внеурочное время работы не оставляют детей равнодушными, дают возможность жить полноценно и воспитывать в детях лучшие нравственные качества.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017