Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.
Оценка 5

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—9 кл
23.04.2018
Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.
В данной статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания школьников в свете развития современного российского общества. Актуальность и современность данной проблемы не вызывает сомнений. Учитель на конкретном примере на уроке изобразительного искусства показывает как можно пробудить интерес к искусству, духовности, нравственности у современников школьников.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ( для конференции).docx
Духовно­нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества. Шамсутдинов Р.Ф., учитель изобразительного искусства г. Ульяновск, МБОУ «СШ №73,75» В.Н.Суворов.  «Благословенная Россия»            Модернизация экономических, политических отношений общества требует и соответствующего обновления и содержания образования. Стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально­экономического и духовного развития России, воспитание, социально­педагогическая поддержка становления   и   развития   высоконравственного,   ответственного,   творческого, инициативного, компетентного гражданина России.   В   2007   и   2008   г/г.   в   посланиях   Президента   России   Федеральному   собранию Российской   Федерации   было   подчеркнуто:   «Духовное   единство   народа   и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить   и   решать   масштабные   национальные   задачи,   когда   у   него   есть   общая система   нравственных   ориентиров,   когда   в   стране   хранят   уважение   к   родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным  ценностям, к памяти своих   предков,   к   каждой   странице   нашей   отечественной   истории.   Именно   это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны,   служит   основой   нашей   повседневной   жизни,   фундаментом   для экономических и политических отношений» [9, c. 2]. Современные   социокультурные   изменения   открывают   возможность   осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все   стороны   жизни   общества.   Духовные   ценности,   в   сущности,   определяют направленность   усилий   и   содержание   жизнедеятельности   людей.   Духовность влияет   на   состояние   нравственного   здоровья   человека   и   социума.   Успешное решение   задачи   развития   творческой,   самостоятельной,   социально   активной личности   зависит   от   определения   духовных   ценностей,   на   которых   будет   идти воспитание молодежи, школьников в учебно­воспитательном процессе современной школы. Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских,   а   также   религиозных   системах   оно   сохраняет   свою   суть:   это свойство   души,   когда   нравственные   и   интеллектуальные   интересы   преобладают над материальными , бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное».  Воспитание духовности традиционно занимало ключевое   место   в   педагогике   во   все   времена.     Вопрос   о   сочетании общечеловеческих   ценностей   и   национальных   волновал   философов,   историков, педагогов XIX в.  Аксаков   К.   С.   писал:   «Общечеловеческое   само   по   себе   не   существует,   оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества» [1, c. 135­136]. В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку   и   ценностям,   к   национальным   ценностям   страны,   в   которой   ребенок проживает,   страны   его   происхождения   и   к   цивилизациям,   отличным   от   его собственной» (ст. 29). Значит, как цель воспитания должны быть определены для нашей страны российские ценности, то, что всегда отличало россиян: коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и, что имеет особое значение, патриотизм. Важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение [7]. Проблема   духовного   воспитания,   воспитания   духовных   ценностей   представляет собой   один   из   вечных   вопросов,   постоянно   требующих   поиска   и   обновления. Духовность   личности   —   одна   из   основных   проблем   гуманитарного   знания,   а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки. [2, c.151—152 ]. Современная   активная   жизнь   создала   объективные   причины   для   того,   чтобы учёные, художники, писатели, педагоги не могли рассматривать отдельно взятые явления без их связи с общим процессом развития общества, единства разных наук и   искусств.   Учитывая,   что   взаимодействие   и   взаимосвязь   являются   стержневой основой различных видов детской деятельности, реализация принципов педагогики искусства   на   практике   в   полной   мере   возможна   только   при   коренном переосмыслении   педагогических   технологий   обучения   и   пересмотра   структуры организации образования в учреждении. Важным условием, позволяющим решать эти задачи, является интегрированный полихудожественный подход к обучению и освоению искусства. Можно   сказать,   что   любой   изучаемый   предмет   в   школе   при   условии интегрированного   обучения   может   превратиться   в   развивающуюся   систему. Особенно это касается предметов гуманитарно­эстетического цикла и искусства. Значимыми   факторами   в   этом,   как   указывают   учёные   педагоги   и   психологи, являются мотивация, общие способности и организация учебного процесса.  Интегрированный   подход   предполагает   переосмысление   общей   структуры организации обучения; специальную подготовку учащихся к процессу восприятия, понимания   и   осмысления   информации   (с   позиций   науки,   истории   развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы); формирование у школьников понятий и представлений о мире как едином целом. Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что планируется цикл занятий по одной   теме,   общей   для   нескольких   педагогов   ,   работающих   с   одним   и   тем   же коллективом   детей   (классом),   во   взаимодействии   базового   и   дополнительного образования   (основных   уроков   и   внеурочных   занятий   по   предметам).   Динамика выделенного   предметно­пространственного   освоения   искусства   опирается   на интегрирующую   роль   художественной   среды­   предполагает   естественное, постепенное вхождение ребёнка в творческий процесс с опорой на его природную предрасположенность   понимать,   чувствовать   и   проявлять   свои   способности   в разных искусствах. Рассмотрим   это   на   примере   картины   В.Е.   Попкова   «Шинель   отца»   на   уроке изобразительного искусства в 6 классе.  ­ Какие проблемы взволновали автора, создавшего эту картину? ­  Что символизирует шинель? ­  Какова палитра, используемая автором? ­   На какие нравственные, общечеловеческие проблемы обращает наше внимание автор? ­  Актуальна ли проблема, поднятая автором в наши дни? В.Е. Попков.  «Шинель отца» (1972 г). В   ходе   просмотра   и   анализа   картины   художника,   учащиеся   ищут   ответы   на поставленные   вопросы.   Вопросы   войны   и   мира,   духовности,   искренности человеческих   отношений   были   и   остаются   основой   нравственной   культуры человека.  В.Е.   Попков   художник,   работающий   в   своей,   непохожей   ни   на   что,   манере написания   картин.  Картина   «Шинель   отца»   не  просто   бытовой   сюжет   примерки гардероба, эта работа отражает глубокую философскую идею. После окончания работы над картиной художник определенное время не снимал шинель   и   даже   плакал.   Живописец   отобразил   вопрос,   который   мучил   его длительное время. Он ребенком пережил войну, а его отец защищал Родину. Это картина, основанная на переживаниях человека, испытавшего лишения и тяготы войне на себе, пронесшего  в своем сердце, обретшего  свободу вместе со своим народом, после тех страшных событий. Шинель – символ всех скорбящих по погибшим на войне.         Шинель   отца   (1972)   –   своеобразный   автопортрет   художника   В.Попкова.   На картине художник изобразил себя в старой шинели, оставшейся от погибшего на войне   отца.   На   дальнем   плане   витают   бесплотные   тени   вдов,   выполненные   в скорбно­малиновом   цвете.   Полотно   не   только   передает   личные   переживания художника,   но   и   словно   восстанавливает   духовное   родство   поколений, преемственность   героических   традиций,   отдает   благодарную   дань   военному прошлому.   Сама   шинель   –   символ   всех   скорбящих   по   погибшим   на   войне.   Этот автопортрет,   сохраняя   облик   художника,   обогащен   его   эмоционально   – психологическим   состоянием,   философскими   размышлениями   о   смысле   жизни   и творчества. Искусство   является   каналом   связи   не   только   между   отдельными   людьми,   но   и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. Образы, возникшие в сознании человека при восприятии, например, музыкального сочинения   или   произведения   изобразительного   искусства,   будут   своими, индивидуальными.   Каждый   человек,   основываясь   на   интонационном   строе музыкального   сочинения,   композиции,   колорите   той   или   иной   картины,   может трактовать   их   по­своему,   с   позиций,   возникших   у   него   образно­художественных представлений   и   ассоциаций.   Но   несмотря   на   возможное   расхождение   образов слушательского или зрительского восприятия, произведение искусства нисколько не теряет силы своего художественного воздействия на человека. Для школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства   является   опыт   чувств,   переживаний,   интересов,   потребностей; социально­нравственных и духовных отношений.  Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,  п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного   образовательного   стандарта   с   учётом   типа   и   вида образовательного   учреждения,   образовательных   потребностей   и   запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных   курсов,   предметов,   дисциплин   (модулей)   и   другие   материалы, обеспечивающие   духовно­нравственное   развитие,   воспитание   и   качество подготовки обучающихся» [6].  Таким   образом,   духовно­нравственное   воспитание   подрастающего   поколения является   первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.  Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы.   Поэтому   главной   целью   художественного   образования   детей   является воспитание в них духовно­нравственных ценностей.  Эстетическое   отношение   к   жизни   —   это   особое   качество   личности,   которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях: ­непосредственно   ощущать   себя   неотъемлемой   частицей   бесконечного окружающего мира; ­видеть в окружающем мире своё продолжение; ­чувствовать   сопричастность   к   другому   человеку   и   к   человеческой   истории   и культуре в целом; ­осознавать неутилитарную ценность всего в мире; ­осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.  Развитие   именно   этого   качества   создает   прочную   основу   для   нравственного, экологического,   патриотического   и   других   традиционно   выделяемых   видов воспитания. Эстетическое   отношение   к   миру   лежит   в   основе   искусства,   художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных   дисциплин.   На   всех   этапах   художественного   образования педагогический  процесс  должен  основываться   на  психологических  особенностях возраста   школьников   и   дифференцированный   подход   к   содержанию художественного образования. [8, c. 9] Изобразительное искусство в  школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических искусств, формирование художественно­образного мышления, развитие   творческих   способностей,   обучение   основам   изобразительной грамотности,   формирование   практических   навыков   работы   в   различных   видах изобразительной   деятельности,   приобщение   к   наследию   отечественного   и мирового искусства и другие.   Концепция   приобщения   к   мировой   художественной   культуре,   разработанная   в начале 70­х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического   совета   Союза   художников   СССР   под   руководством   народного художника   РСФСР   Б. М. Неменского   главную     идею   рассматривает   в формировании   художественной   культуры   как   части   духовной   культуры.   Она вобрала   в   себя   богатый   теоретический   и   практический   опыт  предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20 —30­е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С.Шацкого, П.И. Выготского   и   др.),   а   также   опыт   художественного   образования   в   других странах.   Художественный   образ   здесь   является   средством   формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план [3, c. 45­46]. Развитие   современной   системы   общего   образования   определяется   таким концептуальным   положением   как   неотделимость   школы   и   общества.   Общество живет   и   развивается   так   как   оно   учится.   Однако   сегодня   все   чаще   политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка   и   потребности   общества   оказываются   за   порогом   школы.   Многие исследователи   видят   единственный   выход   из   создавшегося   положения   — кардинальные   изменения   школьной   политики   в   сторону   ее   демократизации   и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы   образования,   ведутся   поиски   путей   развития   школы,   вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения. При решении основных задач духовного обогащения школьников через приобщение к   изобразительному   искусству   для   учителя   важно,   каким   образом   будет организован  художественно­педагогический   процесс,  через   какое   содержание   и формы   он   будет   влиять   на   формирование   творческой   личности.   Основным принципом,   определяющим   успех   педагогической   деятельности   учителя изобразительного   искусства,   должно   стать   бережное   отношение   к   детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.  Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:    ­вариативный подход к постановке и решению художественно­творческих  задач, ­национально ориентированное обучение изобразительному искусству, ­   стимулирование   самостоятельности     школьников   в   выборе       художественных материалов   и   средств   выразительности   в   процессе   создания   изобразительных образов, ­ стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др. Учителю изобразительного искусства в школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные  ценности, все более насыщенные информационные потоки   всегда   находят   свое   отражение   в   изобразительном   искусстве.   Только истинно   духовные   произведения   искусства   становятся   бессмертными.   Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно­прикладного и народного искусства   должны   составлять   основу   содержания   предметной   области «Искусство», так как им время не подвластно.  Духовно­нравственное воспитание подрастающего   поколения   является   ключевым   фактором   успешного   развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей,   политической   и   экономической   стабильности.   Невозможно   создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней   жизни.   Темпы   и   характер   развития   общества   непосредственным образом   зависят   от   гражданской   позиции   человека,   его   мотивационно­волевой сферы,   жизненных   приоритетов,   нравственных   убеждений,   моральных   норм   и духовных ценностей.   Использованная литература: Аксаков,   К.   С.   О   русском   воззрении.   Еще   несколько   слов   о   русском   воззрении. Русская идея [Текст] / К. С. Аксаков. — М.: Республика, 1992 с. 270).  Бердяев,   Н.   А.   Судьба   России.   [Текст]   /   Н.   А.   Бердяев.   —   М.:   Издательство «Шевчук», 2000 с. 307). Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.­224 с. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов, 1998. Духовно­нравственное   воспитание   подрастающего   поколения:   проблемы,   опыт, перспективы.   Материалы   областной   научно­практической   конференции   19–20 декабря 2006 г. В 2­х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с. Закон Российской Федерации «Об образовании»  от 29.12.2012 г. №273 (ст. 9, п. 1). URL: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao. Конвенция о правах ребенка. Принята  резолюцией 44/25  Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года ст. 29). Неменский Б. М. Изобразительное искусство       [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2016. ­ 140 с. Послание Президента России Федеральному собранию РФ в 2007 и 2008 гг. 27,с.2). http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//63/724/63724802_1283864728_blagoslovenn aya_rossia.png http://opisanie­kartin.com/pictures/3/image125.jpg

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.

Духовно-нравственное воспитание школьников, как проблема современного общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018