Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга
Духовные истоки народной
педагогики.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей
духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д.
Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском
народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также
предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой
древности, что она исторически предшествовала
научной
педагогике и влияла на её ранние формы.
Сухомлинский В.А.,
Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко
А.С.,
показали взаимовлияние и
взаимообусловленность официальной и народной педагогики,
которые дополняют и обогащают друг друга
Анализ источников показывает, что воспитание в частности
тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в
памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах,
сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ
непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин
В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма,
подчёркивали необходимость привития молодому поколению
высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к
труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и
честности.Народная мудрость о воспитании является выражением
многовековой педагогической культуры и опыта семейного
воспитания народа.
Природа и духовное начало народных воспитательных
традиций.
Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной
философии оно использовалось прежде всего для объяснения
самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей
роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было
столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий,
характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в
сфере ее этнопсихологического бытия.
Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее
ментальной структуры. Как писал русский философ
П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее
воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный
дух».
Основными факторами народной педагогики, соответственно
и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело,
общение, традиция, быт, искусство, религия.
Природа – один из важнейших факторов народной
педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона,Родина. Природа имеет огромную власть над человеком.
Природосообразность в народной педагогике порождена
естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе
человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это
согласовывается с демократическими, гуманистическими
особенностями народной педагогике естественностью народного
воспитания.
С природой как с решающим фактором воспитания
согласовывается и утверждение о народной педагогике как
педагогике свободы и любви.
Народ и природа, народность и естественность неразделимы.
В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в
народном творчестве очеловеченные образы родины, родной
природы: дуббатюшка, Волгаматушка, белая черемуха в девичьем
наряде…
Природа – великий, мощный фактор народного воспитания.
Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный.
Народные педагоги поразному используют природу как фактор
воздействия на личность.
Все что согласуется с природой, должно рассматривается как
благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот
педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован
Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций,
Ушинский, Толстой.
Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то
она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её
сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы
человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё,предоставлял бы ей руководить собой. Принцип
природосообразности является высшим, основным принципом всего
воспитания и всей человеческой жизни».
В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические
нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность
непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки
зрения не требует особых доказательств. Этика животных и
растений может быть образцом подражания для человека.
В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал
природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы,
восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к
многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть
народной философии эвенков – мир един, человек – это тоже
природа.
В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии
детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом
опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в
основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно
находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные
территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался
их дефицит изза колоссальной диспропорции в плотности
населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла
перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных
районах России крестьянская семья могла существовать только при
условии строгого соблюдения принципов рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Между экономической жизнью общества и его духовной
жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этимобъясняется и особенное положение педагогической культуры в
целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая
культура, глубоко проникающая как в материальную, как и
духовную культуру общества, служит мостом между ними.
Совокупная педагогическая культура народа, включающая в
себя как достижение педагогической мысли в стране,
педагогическую просвещенность масс состояния воспитания
подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую
культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного
прогресса совершено закономерно поэтому, что именно
демократический строй создает наиболее благоприятные условия
для расцвета педагогической культуры народа. Творческая
инициатива и активность масс, поддерживая обществом,
распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим
стимулом в расцвете педагогической культуры является
повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная
педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она
древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою
очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего
рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это
постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической
культуры народа и общества в целом.
Первичными элементами народной педагогики были
примитивные педагогические умения как зачатки педагогического
искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных
педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта,
что послужило в дальнейшем исходным основанием для
педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа,не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся
из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика
изза отсутствия письменности и грамотности несла большие
потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново
тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать
педагогические знания явилось препятствием в программе
педагогической культуре народа.
Педагогическая культура народа тесно связана со всеми
сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом
ее сила известный советский философ Г.Н.Волков высказал
интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное
общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей
техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один
на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха
первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество
претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на
несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю
материальную культуру цивилизации, построит по последнему
слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится
духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься
педагогической деятельностью?
Для каждого человека имеет важное значение его близость к
духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих
духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и
чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают
человека со всем человечеством, тем выше он как член
человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в
зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческоевне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на
все свои физические данные, сближающие его с предками.
Духовное богатство современного человечества включает все
интеллектуальное, социальное, историческое, этническое
многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что
каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев,
разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое
человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное
многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из
всесторонне развитых членов, представляющих в
трансформированном виде все это многообразие.
Духовная культура есть аккумулированная и
концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым
развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений
наших предков. Связь между поколениями обеспечивается
воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего
рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум,
использующем эту аккумулированную и концентрированную
духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры
немыслимо без соответствующего педагогического процесса.
Традиции как бы организуют связь поколения, на них
держится духовнонравственная жизнь народов. Преемственность
старших и младших основывается именно на традициях. Чем
многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не
объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между
традициями и современностью все –более становится
животрепещущей проблемой науки. Традиция содействуетвоспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может,
быть спасительным для человечества.
В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают
без применения изза игнорирования их в школьном образовании.
Сельская крестьянская культура, богатая традициями представляет
собой великое духовное сокровище человечества. И возможности
этой культуре далеко не исчерпаемы.
Уже в древне русских летописях в устном народном
творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о
том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное
человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать,
необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков
является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо
поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо
поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между
знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно,
никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической
культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной
культуры человечества. Соответственно педагогическая культура
пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой
культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства,
философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое.
Особенности педагогического творчества состоит в том, что в
процессе воспитания накопленные духовные богатства не только
передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается,
совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический
процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в
целом.Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений
для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге –
осознание принадлежности к своим корням.
Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально
этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум
– доброта – трудолюбие».
В советские времена по ряду экономических и социальных
причин зависимость сельских жителей от природы снизилась, а
соблюдение экономических принципов природопользования стало
на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом
преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту
носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость
народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.
В народной педагогике содержание, методы и средства
воспитания во многом складываются и определяются требованиями,
основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии
позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека,
его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению,
людям иной веры или сословия.
Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В
соотношении с национальными проблемами она играла и играет
прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и
этнодифференцирующую.
Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и
народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции
не могут быть основным средством формирования личности
ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее
воздействие на личностное становление. Так, способствуявоспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего
содействуют формированию у них самостоятельности и
способности противостоять неблагоприятным воздействием среды.
Сложившиеся концепции народной педагогике.
Научные исследования проблем народной педагогики
свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как
социальноисторического феномена на всех этапах исторического
развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и
настоящего.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал
воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание,
созданное самим народом и основанное на народных началах,
писал он, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко
верил в принцип «народ без народности – тело без души» и,
опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо
зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что
«мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за
народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе
народного развития.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем
детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская
большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно
в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание нато, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя,
своих мыслей, своих настроений».
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте
народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых
движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива.
Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое
важное значение для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность
изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических
взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное
практическое значение народной педагогики, она в должной мере не
изучается, глубокие исследования по этим проблемам не
проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал,
и повидимому, это принесло много бед педагогике, писал он.
Я уверен, что народная педагогика – это средоточие
духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются
особенности национального характера, лицо народа! Характер
народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы
особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах,
легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей
стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году
В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного
чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году
впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук
обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики –
пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательноезначение в народном быту. Большой научный интерес представляет
попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом
плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и
нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев,
проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими
песнями и тем самым еще более расширяет границы народной
педагогики.
В советский период одним из первых к проблемам народной
педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С.
Виноградов, давший описание сущности этого явления как
составной части педагогической культуры народа, утверждавший
право существования термина и понятия «народная педагогика».
Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний,
умений», утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную
педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых
народом в целях формирования личности в определенном
направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной
педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а
педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал,
что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств
воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания
следует назвать народной педагогикой.
Вопросы народной педагогики были предметам исследования
ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф.
Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой
вклад в теорию и практику народной педагогики.
Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу,
что объектом и предметом народной педагогики является процессвоспитания и процесс обучения, а главным элементом народной
педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений,
накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая
деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой
древности. Она существует столько времени, сколько существует
сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже
были известны образцы художественного народного творчества.
Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего
воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках,
легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках
народной педагогики.
Как правило,
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко
распространенных памятников устного народного поэтического
творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой
они имеют
социальноисторический опыт.
афористическую форму и поучительное содержание, выражают
думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни,
его эмпирически сложившееся представление о воспитании
молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории
все ценное в педагогическом отношении в практике семейного
воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных
афоризмов.
В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с
удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных
явлений». Именно такими словами являются многие народные
поговорки и пословицы, в которых синтезируются самыесокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о
формировании личности.
На поговорках,
изречениях училось и
воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые
пословицы стали девизом в жизни великих людей.
пословицах,
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ,
соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание
на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и
стремление устранить эти недостатки.
Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и
поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в
известной степени нашло свое выражение народное представление о
дидактических принципах воспитания и обучения человека.
Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для
осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и
поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым
составляет основу наглядности; композиционное строение
афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и
восклицаний способствуют реализации принципа прочности,
систематичности и последовательности.
И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной
жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа,
создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.
Самой действенной чертой народной педагогики является
связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого
поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости
заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не
было необходимости внедрять и распространять свои достижениясреди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства,
педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во
многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной
педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе
трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Народная педагогика, как и все другие проявления духовной
культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению.
Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают
взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию
сказки, афоризмы.
Главное в народной педагогике это процесс воспитания и
обучения молодого поколения. Большой научно – педагогический
интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность
воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе
воспитания , каково представление народа о трудовом,
нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания
подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство
конечной цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное
богатство».
Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого
и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В
народе существует много изречений, касающихся этих трудностей,
но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит своего
сердца, тот не воспитает ребёнка».
В народе с древнейших времён было известно, что воспитание
возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная
категория, она существует и развивается вместе с развитиемчеловеческого общества. Если время для начала воспитания
упущено или воспитание велось неправильно, приходится
перевоспитывать, а это задача более трудная.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на
огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал,
что «Характер человека более всего формируется в первые годы его
жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, ложится прочно,
становится второй натурой человека. Всё что усваивается
человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой
отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течении веков
эмпирическим путём накопил определённые знания и
психологических и возрастных особенностях детей. Особое
внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом
свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у которого
прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо
воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».
Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики.
Вековой опыт позволил народу выработать определенные
дидактические приёмы и правила воспитания детей.
В житейской
практике бытуют также методы
воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение,
поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ
упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения применялись с целью
формирования
у детей положительного отношения к труду,
достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики
особое значение имел показ способов выполнения различных видов
сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращениес инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив,
уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд,
ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа
обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались
советом : «Упражняй руки, выработай привычку к определённой
работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка
должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы
труда.
упрёк,
предупреждение,
Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в
свои афоризмы включить различные педагогические категории :
наставление,
даже определённые
педагогические условия, при соблюдении которых можно
рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно
детерминируются словом «если».
Казахи считают «Если
возвратился из путешествия шестилетний, его должен навестить
шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и
философии советуют : «Если посеял просо, не жди пшеницы».
Распространённым методом народной педагогики является
приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением»,
говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают,
например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано
вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к
навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за услуги
взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть
вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают
детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и
действия.Убеждение как метод воспитания содержит в себе
разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных
образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в
разумности определённых понятий,
поступков,
постепенно накапливал нравственный опыт и потребность
руководствоваться им.
действий,
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко
применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда
испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда.
Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в
семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает:
«Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно
одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами
«молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ
педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и
похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа
выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего»,
«Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как
оценена их деятельность.
Личный пример (особенно родителей) – это самый
радикальный, самый действенный метод народного воспитания.
Нравственный облик родителей,
общественная
деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим
людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером
для детей и оказывает влияние на формирование их личности.
Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует
использовать положительный пример : «Если у тебя взрослый сын
их труд,веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь –
веди дружбу с мастерицей»
Самой поэтической формой воспитательного воздействия на
детей было родительское благославление.
«Пусть будет
благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих », скажет
народ человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика
не обходила вниманием и такие методы воспитания, как
принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще
применялось словесное осуждение плохих поступков,
опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением,
чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей
применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер
предупреждения.
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как
«бесценное богатство » человека. Народ имеет определённое
представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках
воспитания детей с учётом их возрастных и психологических
особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем
детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.