Духовные истоки народной педагогики.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга
Иконка файла материала Духовные истоки народной педагогики.doc
Духовные истоки народной педагогики. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной   культуры   народа.     Великий   русский   педагог   К.   Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает,   что   народная   педагогика   возникла   в   глубокой древности,   что   она   исторически   предшествовала     научной педагогике и влияла на её ранние формы.    Сухомлинский   В.А., Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С.,   показали   взаимовлияние   и взаимообусловленность   официальной   и   народной   педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга Анализ   источников   показывает,   что   воспитание   в   частности тесно   перекликается   с   идеями   и   мыслями,   выраженными   в памятниках   народной   педагогики:   в   поговорках,   пословицах, сказках,   преданиях.   Более   того,   некоторые   предания   народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С.,   Столяренко   Л.Д.   и   д.р.   выражали   идеи   гуманизма, подчёркивали   необходимость   привития   молодому   поколению высоких   нравственных   качеств,   воспитания   их   в   духе   любви   к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.Народная   мудрость   о   воспитании   является   выражением многовековой   педагогической   культуры   и   опыта   семейного воспитания народа. Природа и духовное начало народных воспитательных  традиций. Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной  философии оно использовалось прежде всего для объяснения  самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей  роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было  столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий,  характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в  сфере ее этнопсихологического бытия.  Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее  ментальной структуры. Как писал русский философ  П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее  воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный  дух». Основными факторами народной педагогики, соответственно  и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело,  общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа – один из важнейших факторов народной  педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона,Родина. Природа имеет огромную власть над человеком.  Природосообразность  в народной педагогике порождена  естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе  человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это  согласовывается с демократическими, гуманистическими  особенностями народной педагогике естественностью народного  воспитания. С природой как с решающим фактором воспитания  согласовывается и утверждение о народной педагогике как  педагогике свободы и любви. Народ и природа, народность и естественность неразделимы.  В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в  народном творчестве очеловеченные образы родины, родной  природы: дуб­батюшка, Волга­матушка, белая черемуха в девичьем  наряде… Природа – великий, мощный фактор народного воспитания.  Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный.  Народные педагоги по­разному используют природу как фактор  воздействия на личность. Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот  педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован  Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций,  Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то  она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её  сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы  человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё,предоставлял бы ей руководить собой. Принцип  природосообразности является высшим, основным принципом всего  воспитания и всей человеческой жизни». В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические  нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность  непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки  зрения не требует особых доказательств. Этика животных и  растений может быть образцом подражания для человека.  В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал  природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы,  восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к  многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть  народной философии эвенков – мир един, человек – это тоже  природа. В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии  детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом  опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в  основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные  территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался  их дефицит из­за колоссальной диспропорции в плотности  населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла  перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных  районах России крестьянская семья могла существовать только при  условии строгого соблюдения принципов рационального  природопользования и охраны окружающей среды.  Между экономической жизнью общества и его духовной  жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этимобъясняется и особенное положение педагогической культуры в  целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая  культура, глубоко проникающая как в материальную, как и  духовную культуру общества, служит мостом между ними. Совокупная педагогическая культура народа, включающая в  себя как достижение педагогической мысли в стране,  педагогическую просвещенность масс состояния воспитания  подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую  культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного  прогресса совершено закономерно поэтому, что именно  демократический строй создает наиболее благоприятные условия  для  расцвета педагогической культуры народа. Творческая  инициатива и активность масс, поддерживая обществом,  распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим  стимулом в расцвете педагогической культуры является  повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она  древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою  очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего  рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это  постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической  культуры народа и общества в целом. Первичными элементами народной педагогики были  примитивные педагогические умения как зачатки педагогического  искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных  педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта,  что послужило в дальнейшем исходным основанием для  педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа,не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из­за отсутствия письменности и грамотности несла большие  потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново  тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать  педагогические знания явилось препятствием в программе  педагогической культуре народа. Педагогическая культура народа тесно связана со всеми  сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный советский философ Г.Н.Волков высказал  интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное  общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один  на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха  первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество  претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на  несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю  материальную культуру цивилизации, построит по  последнему  слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится  духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься  педагогической деятельностью? Для каждого человека имеет важное значение его близость к  духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих  духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и  чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают  человека со всем человечеством, тем выше он как член  человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в  зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческоевне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками. Духовное богатство современного человечества включает все  интеллектуальное, социальное, историческое, этническое  многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что  каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев,  разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое  человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное  многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из  всесторонне развитых членов, представляющих в  трансформированном виде все это многообразие. Духовная культура есть аккумулированная и  концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым  развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений  наших предков. Связь между поколениями обеспечивается  воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего  рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум,  использующем эту аккумулированную и концентрированную  духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры  немыслимо без соответствующего педагогического процесса. Традиции как бы организуют связь поколения, на них  держится духовно­нравственная жизнь народов. Преемственность  старших и младших основывается именно на традициях. Чем  многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не  объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между  традициями и современностью все –более становится  животрепещущей проблемой науки. Традиция содействуетвоспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может,  быть спасительным для человечества. В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают без применения из­за игнорирования их в школьном образовании.  Сельская крестьянская культура, богатая традициями представляет  собой великое духовное сокровище человечества. И возможности  этой культуре далеко не исчерпаемы.   Уже в древне русских летописях в устном народном  творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное  человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать,  необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков  является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо  поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно,  никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической  культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура  пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой  культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства,  философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое.  Особенности педагогического творчества состоит в том, что в  процессе воспитания накопленные духовные богатства не только  передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается,  совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический  процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в  целом.Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений  для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге –  осознание принадлежности к своим корням. Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально­ этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта – трудолюбие».  В советские времена по ряду экономических и социальных  причин  зависимость сельских жителей от природы снизилась, а  соблюдение экономических принципов природопользования стало  на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом  преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту  носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость  народных традиций и необходимость бережного к ним отношения. В народной педагогике содержание, методы и средства  воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии  позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека,  его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению,  людям иной веры или сословия.  Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В  соотношении с национальными проблемами она играла и играет  прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и  этнодифференцирующую.  Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции  не могут быть основным средством формирования личности  ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее  воздействие на личностное становление. Так, способствуявоспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего  содействуют формированию у них самостоятельности и  способности противостоять неблагоприятным воздействием среды. Сложившиеся концепции народной педагогике. Научные исследования проблем народной педагогики  свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как  социально­исторического феномена на всех этапах исторического  развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и  настоящего. Великий   русский   педагог   К.Д.   Ушинский   высоко   оценивал воспитательный   потенциал   народной   педагогики.   «Воспитание, созданное   самим   народом   и   основанное   на   народных   началах,   ­ писал он, ­ имеет ту воспитательную  силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил   в   принцип   «народ   без   народности   –   тело   без   души»   и, опираясь   на   этот   принцип,   обосновал   идею   народности.   Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. Принцип   народности   воспитания   осуществляется   в   раннем детстве,   в   процессе   овладения   родной   речью.   Н.К.   Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание нато, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений». А.С.   Макаренко   на   собственном   многолетнем   опыте народного   учителя   убедился,   что   педагогика   рождается   в   живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека». В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается,   глубокие   исследования   по   этим   проблемам   не проводятся. « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по­видимому, это принесло много бед педагогике, ­ писал он.  ­   Я   уверен,   что   народная   педагогика   –   это   средоточие духовной   жизни   народа.   В   народной   педагогике   раскрываются особенности   национального   характера,   лицо   народа!   Характер народа,   лицо   народа,   его   думы   и   чаяния,   нравственные   идеалы особенно   ярко   проявляются   в   созданных   им   сказках,   былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах. В середине  XIX  века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения,   назвав   ее   «Русская   народная   педагогика».   В   1890   году впервые  в   более   широком   аспекте   Д.  Булгаковский   и  Г.  Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательноезначение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка   Е.А.   Покровского   в   этнографическом   и   педагогическом плане проанализировать  детские игры и их роль  в физическом  и нравственном   развитии   детей.   Другой   исследователь   А.   Соболев, проблемы   детских   игр   рассматривает   в   сочетании   с   детскими песнями   и   тем   самым   еще   более   расширяет   границы   народной педагогики. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики   обратился   известных   этнограф   и   педагог   Г.С. Виноградов,   давший   описание   сущности   этого   явления   как составной   части   педагогической   культуры   народа,   утверждавший право   существования   термина   и   понятия   «народная   педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», ­ утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику   как   совокупность   навыков   и   приемов,   применяемых народом   в   целях   формирования   личности   в   определенном направлении.   По   мнению   ученого,   когда   речь   идет   о   народной педагогике,   то   имеется   в   виду   не   педагогическая   теория,   а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики. Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом  народной педагогики является процессвоспитания   и   процесс   обучения,   а   главным   элементом   народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. Народная   педагогика   исторически   сложилась   в   глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III  век н.э.) уже были   известны   образцы   художественного   народного   творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах,   эпосе,   поговорках,   пословицах   и   других   памятниках народной педагогики.   Как   правило, Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных   памятников   устного   народного   поэтического творчества.   В   них   народ   на   протяжении   веков   обобщал   свой   они   имеют социально­исторический   опыт. афористическую   форму   и   поучительное   содержание,   выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его   эмпирически   сложившееся   представление   о   воспитании молодого поколения. Народ отобрал в своей многовековой истории все   ценное   в   педагогическом   отношении   в   практике   семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов. В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной   меткостью   выражают   сущность   довольно   сложных явлений».   Именно   такими   словами   являются   многие   народные поговорки   и   пословицы,   в   которых   синтезируются   самыесокровенные   мысли   народа   о   человеке,   о   воспитании,   о формировании личности. На   поговорках,   изречениях   училось   и воспитывалось   не   одно   поколение   людей,   более   того,   некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.    пословицах, Таким   образом,   используя   иронию   в   афоризмах,   народ, соблюдая определённый   педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических   принципах   воспитания   и   обучения   человека. Лаконичность   и   краткость   афоризмов   создают   условие   для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической   речи   придает   афоризмам   образность,   тем   самым составляет   основу   наглядности;   композиционное   строение афоризмов,   применение   повторов,   риторических   вопросов   и восклицаний   способствуют   реализации   принципа   прочности, систематичности и последовательности. И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни   общества,   сокровенные   чувства,   мысли,   чаяния   народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью. Самой   действенной   чертой   народной   педагогики   является связь   с   жизнью,   с   практикой   обучения   и   воспитания   молодого поколения.   Народной   педагогике   не   было   и   нет   необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижениясреди   масс,   она   сама   педагогика   масс,   педагогика   большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих   семьях,   куда   раньше   не   доходили   даже   азы   научной педагогики,   народ   воспитывал   свое   молодое   поколение   в   духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры,   подвержена   взаимовлиянию   и   взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное   влияние,   порождают   близкие   по   форме   и   содержанию сказки, афоризмы. Главное в народной педагогике   ­ это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания   ,   каково   представление   народа   о   трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной   цели.   В   народе   говорят   :   «Воспитание   –   бесценное богатство». Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и   внимательного   отношения,   определённых   знаний   и   умений.   В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка». В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает   вместе   с   появлением   человека.   Воспитание   –   вечная категория,   она   существует   и   развивается   вместе   с   развитиемчеловеческого   общества.   Если   время   для   начала   воспитания упущено   или   воспитание   велось   неправильно,   приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.  Педагоги,   чьи   имена   известны   всему   миру,   указывали   на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, ­ ложится прочно, становится   второй   натурой   человека.   Всё   что   усваивается человеком   в   последствии,   никогда   не   имеет   той   глубины,   какой отличается всё усвоенное в детские годы ».  Народ в течении веков эмпирическим   путём   накопил   определённые   знания   и психологических   и   возрастных   особенностях   детей.   Особое внимание   обращалось   на   воспитание   в   раннем   детстве.   Об   этом свидетельствуют   такие   выражения   :   «Ребёнку   у   которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи». Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой   опыт   позволил   народу   выработать   определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей. В   житейской     практике   бытуют   также   методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение,   одобрение,   убеждение,   личный   пример,   показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д. Разъяснения   и   убеждения   применялись   с   целью формирования     у   детей   положительного   отношения   к   труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращениес   инструментами   и   орудиями   труда,   обработка   земли   –   полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно   вступали   в   силу   упражнения,   которые   сопровождались советом   :   «Упражняй   руки,   выработай   привычку   к   определённой работе».   Прислушиваясь   к   совету   взрослых,   юноша   и   девушка должны   были   выработать   у   себя   необходимые   навыки   и   приёмы труда.   упрёк,   предупреждение, Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои   афоризмы   включить   различные   педагогические   категории   : наставление,   даже   определённые педагогические   условия,   при   соблюдении   которых   можно рассчитывать   на   успех   в   любом   деле.   Эти   условия   обычно детерминируются   словом   «если».   Казахи   считают   «Если возвратился   из   путешествия   шестилетний,   его   должен   навестить шестидесятилетний». Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : «Если посеял просо, не жди пшеницы». Распространённым   методом   народной   педагогики   является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», ­ говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать,   содержать   игрушки   и   одежду   в   порядке;   приучают   к навыкам   культурного   поведения   :   сказать   «спасибо»   за   услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям   поручения,   проверяют   примеры   и   образцы   поведения   и действия.Убеждение   как   метод   воспитания   содержит   в   себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов,   с   тем   чтобы   ребёнок   не   колебался   и   не   сомневался   в разумности   определённых   понятий,   поступков, постепенно   накапливал   нравственный   опыт   и   потребность руководствоваться им.   действий, Поощрение   и   одобрение   как   метод   воспитания   широко применялись   в   практике   семейного   воспитания.   Ребёнок   всегда испытывал   потребность   в   оценке   своего   поведения,   игры,   труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение  в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют   поведение,   учебные   и   трудовые   успехи   детей   словами «молодец»,   «хорошо»,   «очень   хорошо».   При   этом   народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы   должны   произносится   с   улыбкой   на   лице.   Если   работа выполнена   не   на   должном   уровне,   родители   скажут:   «Ничего», «Ладно,   сойдёт»,   но   без   улыбки.   Дети   без   труда   понимают,   как оценена их деятельность. Личный   пример   (особенно   родителей)   –   это   самый радикальный,   самый     действенный   метод   народного   воспитания. Нравственный   облик   родителей,   общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для   детей   и   оказывает   влияние   на   формирование   их   личности. Народная   мудрость   говорит   о   том,   что   в   воспитании   следует использовать  положительный пример : «Если у тебя взрослый сын ­   их   труд,веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей»  Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей   было   родительское   благославление.   «Пусть   будет благословлен твой дом, живи до свадьбы детей своих »,   ­ скажет народ человеку, создающему молодую семью.  Народная педагогика не   обходила   вниманием   и   такие   методы   воспитания,   как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось   словесное   осуждение   плохих   поступков, опрометчивых   действий.   Осуждение   сопровождалось   внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся   редко,   в   основном   как   одна   из   воспитательных   мер предупреждения. Итак,   народные   афоризмы   рассматривают   воспитание   как «бесценное   богатство   »   человека.   Народ   имеет   определённое представление   о   целях,   задачах,   приёмах,   методах   и   навыках воспитания   детей   с   учётом   их   возрастных   и   психологических особенностей.   Особое   значение   придаётся   воспитанию   в   раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.