План – конспект урока русского языка в 7 классепо теме «Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в суффиксах отглагольных прилагательных» педагога Воронкова Светлана Александровна Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Дата проведения: 24.11.2021
Класс: 7 «Е»
Режим урока: интерактивный.
Образовательная технология: практико-ориентированная технология, с применением РКМЧП
Цели:
Деятельностная: сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных, добиться осознанного написания слов с Н-НН (постановка проблемного вопроса, обобщение понятий, классификация понятий, анализ проблемной ситуации).
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, овладеть смысловым анализом текста.
|
ЭТАПЫ УРОКА |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|
УУД |
Предметные |
||||
1 |
Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности 3 мин. |
Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. - Добрый день! Всех рада видеть в хорошем настроении. Ребята, проверьте готовность к уроку. Сделайте необходимые записи в тетради: число, классная работа. Тему урока мы сформулируем чуть позже.
|
Подготовка к работе. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
|
- смыслообразование; - внутренняя позиция школьника ; - учебно-познавательная мотивация ; - планирование учебного сотрудничества . |
Владение лингвистическими терминами. Формирование научного типа мышления. |
2 |
Стадия Вызова 5 мин. |
- Ребята, давайте вместе вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках. (У доски работает один ученик) - Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных: Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый. - От какой части речи образованы эти слова? - Давайте вспомним правило написания этой орфограммы. (К доске приглашается второй ученик) Записываются слова: Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный. |
Самоопределение. Активация знаний о правописания н и нн в суффиксах прилагательных, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Дети определяют, что эти слова образованы от |
-искать пути решения учебной задачи - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; поведения ; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; |
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор |
|
|
- От какой части речи образованы эти слова?
|
глаголов |
|
|
3 |
Выявление проблемы и определение пути выхода из неё.
7мин. |
Сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: - от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов). (введение понятия «отглагольные прилагательные») Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные». Синтаксическая разминка: Всеми обижен__ый, всеми унижен…ый, никем не привече…ый, почти не замече…ый в уголочке сидел бедный маленький щеночек. С какими трудностями вам пришлось столкнуться, чтобы написать –н-; -нн-? - Чем отличаются эти слова от слов, записанных нами ранее. - Что вы заметили? (у прилагательных Н, у причастий НН). Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (как отличить отглагольные прилагательные от причастий, чтобы правильно писать Н или НН) Давайте наметим путь решения нашей проблемы: Понаблюдать за словами, сравнить их и сделать вывод. -Какая тема нашего урока?(Одна и две буквы -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных) Цель: различение отглагольных прилагательных и причастий, их правописание. - Постановка задач урока. - Зачем надо изучать эту тему? - Мы научимся грамотно писать самые сложные слова – причастия и отглагольные прилагательные.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы, сопоставляют и сравнивают, дополняют ответы одноклассников, делают выврды, что прилагательные могут образовываться как от существительных, так и от прилагательных. Учащиеся записывают предложение (один ученик работает у доски) отвечают на вопросы, сопоставляют и сравнивают, делают выводы (у прилагательны х Н, у причастий НН). дополняют ответы одноклассников.
|
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - прививать интерес к познавательной деятельности (Л) - учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формирование адекватной самооценку, ориентации в социальных ролях и - межличностных отношений |
Формируют новые понятия, Уметь различать прилагательные, образованные от существительных, глаголов от причастий. |
4 |
Изучение и закрепление нового материала 9 мин. |
- У вас на столах лежат карточки с примерами оглагольных прилагательных т причастий. Давайте вместе определим условия выбора Н или НН. (Приложение 1) - На какие группы мы можем с вами распределить данные слова: Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле. 1 группа: подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные , 2 группа : двумя - причастия , 3 группа: волнистой линией – отымённые прилагательные. (Можно выписать)
|
Учащиеся работают с распечатанными карточками, где определяют условия, для написания Н или НН
Дети работают по группам под руководством педагога. Аргументируют свой выбор, опираясь на таблицу примеров и условий. |
- учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формирование адекватной самооценку, ориентации в социальных ролях и межличностных отношений |
Приобретают умения использовать полученные знания на практике.
|
5 |
Физминутка 1 мин |
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. Играет мелодия В.Шаинского «Вместе весело шагать» |
Выполняют гимнастику, используя тренажер «Гимнастика для глаз», расположенный над доской. |
|
|
6 |
Осмысление содержания или реализация смысла. Практическая часть 10 мин. |
Соедини стрелками словосочетания, включающие причастия и имена прилагательные, с их характеристиками, вставь пропущенные буквы. Проверь себя по ключу! Работа в паре. (Приложение 1)
- Какое блюдо состоит из этих ингредиентов? (Слайд) - Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН. суше...ые грибы нареза....ая колбаса расплавле...ый сыр варе....ое яйцо раската...ое тесто измельче....ые помидоры
|
Читают задания, устно отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы. Дети самостоятельно в паре работают с карточками. Завершают работу взаимопроверкой по слайду. Учащиеся отвечают на вопросы. Ученикиразных групп выслушивают своих товарищей, комментируют ответы, исправляют ошибки. |
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать ; - закрепляют полученные знания |
- Планируют необходимые действия, - Осуществляют совместную деятельность, высказывают и обосновывают свою точку зрения. - Использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН.
|
|
|
|
Обсуждают выполненную работу. Отвечают на вопросы учителя |
|
|
7 |
Рефлексия 3 мин. |
Закончите предложения: • Сегодня я узнал… • Было трудно… • Я понял, что… • Я научился… • Я смог… - Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.
|
По данной схеме учащиеся завершают предложения, записывая их в тетрадь. При желании делятся впечатлениями с соседом по парте. |
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л); -контроль и оценка процесса результатов деятельности (П). |
|
8 |
Домашнее задание 2 мин. |
Задание (для всех) учить правило Задание 1: творческая работа. Сочинение-миниатюра «За праздничным столом», «Я готовлю обед» с использованием орфограммы «н и нн в причастиях» Задание 2: Подобрать словарный диктант из 2025 слов (словосочетаний) по изученной теме для работы в классе. |
Ученики получает возможность поработать с заданием, которое им показалась наиболее интересным. |
|
|
Приложение 1
Н и НН в страдательных причастиях и отглаголных прилагательных
Примеры причастий |
Условия |
1)Со-бранный, с-кошенная |
|
2)вязанная бабушкой кофта |
|
3)маринованные, асфальтированные |
|
4) решённый , купленный |
|
Примеры отглагольных прилагательных |
Условия |
1.Кошеный луг |
|
2.Вязаная кофта |
|
3.Жёваный, кованый |
(-ёв, ов входят в состав корня) |
4.Жареный |
|
Задание 1
1группа: подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные ,
2 группа: двумя - причастия ,
3 группа: волнистой линией – отымённые прилагательные:
Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.
Задание1: Соотнесите пример и правило
2.
1.Деревян .. ый дом |
1. Бесприставочное отглагольное имя прилагательное |
|
2. Газеты сожжен .. ы 2. Полное причастие |
3.Разбросан .. ые книги |
3. Краткое причастие |
4. Шлифован .. ый камень |
4. Отглагольное имя прилагательное на -ованный-, ѐванный- |
5. Стрижен .. ый мальчишка |
5. Исключение из правила правописания н,нн, в именах прилагательных, образованных от имен существительных
|
Задание 3. Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя выбор Н и НН. Задания:
1. Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?
2. Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН. суше...ые грибы
нареза....ая колбаса
расплавле...ый сыр варе....ое яйцо
раската...ое тесто
измельче....ые помидоры
Тест
1. В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?
А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ыйсырок;
Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;
В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты
2. В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?
А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;
Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;
В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.