«Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в суффиксах отглагольных прилагательных»

  • pdf
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Russ_yaz_7_klass.doc.pdf

План – конспект урока русского языка в 7 классепо теме «Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в суффиксах отглагольных прилагательных» педагога Воронкова Светлана Александровна Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Дата проведения: 24.11.2021

Класс: 7 «Е»

Режим урока: интерактивный.

Образовательная технология: практико-ориентированная технология, с применением РКМЧП

Цели:

      Деятельностная: сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных, добиться осознанного написания слов с Н-НН  (постановка проблемного вопроса, обобщение понятий, классификация понятий, анализ проблемной ситуации).

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, овладеть смысловым анализом текста.

 

 

 

ЭТАПЫ УРОКА

  

Деятельность учителя

  

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

 

УУД

  

Предметные

1

Мотивационный

(самоопределение) к учебной деятельности

                   3      мин.

Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности.

- Добрый день! Всех рада видеть в хорошем настроении.   Ребята, проверьте готовность к уроку. Сделайте необходимые записи в тетради: число, классная работа. Тему урока мы сформулируем чуть позже.

 

Подготовка к работе. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

 

-                  смыслообразование; - внутренняя позиция школьника ;

-                  учебно-познавательная мотивация ;

-                  планирование учебного сотрудничества .

Владение лингвистическими терминами. Формирование научного типа мышления.

2

Стадия Вызова 5      мин.

-                  Ребята, давайте вместе вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках.

(У доски работает один ученик)

-                  Вставить пропущенные буквы, рассказать о правописании Н и НН в прилагательных:  Серебря..ый, лебеди..ый, кожа..ый, клюкве..ый, революцио..ый, деревя..ый.

-                  От какой части речи образованы эти слова? -  Давайте вспомним правило написания этой орфограммы.

(К доске приглашается второй ученик)

Записываются слова: Жареный, сушёный, кошеный, пуганый, вареный.

Самоопределение. Активация знаний о  правописания  н и нн в суффиксах прилагательных, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Дети определяют, что эти слова образованы от

-искать пути решения учебной задачи 

-                 достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации ;

поведения ;

-                 формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор

 

 

 

 - От какой части речи образованы эти слова?

 

глаголов

 

 

   3

Выявление проблемы и определение пути выхода из неё.

 

               7мин.

Сравните прилагательные 1 и 2 ученика и ответьте на вопрос: 

-                      от каких частей речи могут образовываться прилагательные (от существительных и глаголов). (введение понятия «отглагольные прилагательные») Да, прилагательные второй группы, образованные от глаголов так и называются «отглагольные прилагательные».

Синтаксическая разминка

Всеми обижен__ый, всеми унижен…ый, никем не привече…ый, почти не замече…ый в уголочке сидел бедный маленький щеночек.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться, чтобы написать –н-; -нн-?

-                      Чем отличаются эти слова от слов, записанных нами ранее.

-                      Что вы заметили? (у прилагательных  Н, у причастий НН).

Можете ли сейчас объяснить это написание? Какая возникает проблема (как отличить отглагольные прилагательные от причастий, чтобы правильно писать Н или НН)

Давайте наметим путь решения нашей проблемы: Понаблюдать за словами, сравнить их и сделать вывод.

-Какая тема нашего урока?(Одна и две буквы -нн- в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных)

Цель: различение отглагольных прилагательных и причастий, их правописание.

-                      Постановка задач урока.

-                      Зачем надо изучать эту тему?

-                      Мы научимся грамотно писать самые сложные слова – причастия и отглагольные прилагательные.

 

 

 

Обучающиеся

отвечают  на вопросы, сопоставляют и сравнивают, дополняют ответы одноклассников, делают выврды, что прилагательные могут образовываться как от существительных, так и от прилагательных. Учащиеся записывают предложение (один ученик работает у доски) отвечают  на вопросы, сопоставляют и сравнивают,

делают выводы

прилагательны

х  Н, у

причастий НН). дополняют ответы одноклассников.

 

-                  учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-                  прививать интерес к познавательной деятельности

(Л)

-                  учебно-познавательный интерес (Л);

-                  смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-                  формирование адекватной самооценку, ориентации в социальных ролях и

-                  межличностных отношений

    Формируют новые понятия,     Уметь различать прилагательные, образованные от существительных, глаголов от причастий.

 

4

Изучение и закрепление  нового материала 9 мин.

-                  У вас на столах лежат карточки с примерами оглагольных прилагательных т причастий. Давайте вместе определим условия выбора Н или НН.

(Приложение 1)

-                  На какие группы мы можем с вами распределить данные слова: 

Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле. 1 группа:  подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные

прилагательные , 

2                 группа : двумя - причастия , 

3                 группа:  волнистой линией – отымённые прилагательные.  (Можно выписать)

 

Учащиеся работают с распечатанными карточками, где определяют условия, для

написания Н или НН

 

 

 

 

 

Дети работают по группам под

руководством педагога.

Аргументируют свой выбор, опираясь на таблицу примеров и условий.

-                  учебно-познавательный интерес (Л);

-                  смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-                  формирование адекватной самооценку, ориентации в социальных ролях и межличностных отношений

Приобретают умения использовать полученные знания на практике.

 

5

Физминутка 1 мин

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. Играет мелодия В.Шаинского «Вместе весело шагать»

Выполняют гимнастику, используя тренажер

«Гимнастика для глаз»,

расположенный над доской.

 

 

  6

Осмысление содержания или реализация смысла.

Практическая часть

      10 мин.

Соедини стрелками словосочетания, включающие причастия и имена прилагательные, с их характеристиками, вставь пропущенные буквы.

Проверь себя по ключу!  Работа в паре.

(Приложение 1)

 

-                      Какое блюдо состоит из этих ингредиентов? (Слайд)

-                      Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН.

суше...ые грибы нареза....ая колбаса  расплавле...ый сыр варе....ое яйцо раската...ое тесто измельче....ые помидоры

 

Читают задания, устно отвечают на вопросы  учителя, аргументируя свои ответы. Дети самостоятельно в паре  работают с карточками. Завершают работу взаимопроверкой по слайду. Учащиеся отвечают на вопросы. Ученикиразных

групп

выслушивают своих товарищей, комментируют ответы, исправляют ошибки.

-                    анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и

различия, группировать ;

-                    закрепляют полученные знания

-                      Планируют необходимые действия, 

-                      Осуществляют совместную деятельность, высказывают и

 обосновывают свою точку

зрения.

-                      Использовать в своей речи страдательные                 причастия прошедшего                 времени                и отглагольные                 прилагательные, объясняя  выбор Н и НН.

 

 

 

 

Обсуждают выполненную работу. Отвечают на вопросы учителя

 

 

7

Рефлексия 3 мин.

Закончите предложения:

   Сегодня я узнал…

   Было трудно…

   Я понял, что…

   Я научился…

   Я смог…

- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

 

По данной схеме учащиеся завершают предложения, записывая их в тетрадь. При желании делятся впечатлениями с соседом по парте.

-                   учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-                   адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л); -контроль и оценка процесса результатов деятельности (П).

 

8

Домашнее задание 2 мин.

Задание (для всех) учить правило Задание 1: творческая работа.    

 Сочинение-миниатюра «За праздничным столом»,  «Я готовлю обед» с использованием орфограммы «н и нн в причастиях»

Задание 2: Подобрать  словарный  диктант из 2025 слов (словосочетаний)  по изученной теме для работы в классе.

Ученики  получает возможность поработать с  заданием, которое им показалась наиболее интересным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             Приложение 1

 

 

Н и НН в страдательных причастиях и отглаголных прилагательных

Примеры причастий

Условия

1)Со-бранный, с-кошенная

 

2)вязанная бабушкой кофта

 

3)маринованные, асфальтированные

 

4) решённый , купленный

 

 

Примеры  отглагольных прилагательных

Условия

1.Кошеный луг

 

2.Вязаная кофта

 

                         3.Жёваный, кованый 

(-ёв, ов входят в состав корня)

4.Жареный

 

 

Задание 1

1группа:  подчеркните в приведѐнных ниже примерах одной чертой отглагольные прилагательные , 

2  группа: двумя - причастия ,

3  группа:  волнистой линией – отымённые прилагательные:

Оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.

 

 

Задание1: Соотнесите пример и правило

 

 

2.

1.Деревян .. ый дом

1.  Бесприставочное отглагольное имя прилагательное

 

 2. Газеты сожжен .. ы

2. Полное причастие

3.Разбросан .. ые книги

     3. Краткое причастие

4. Шлифован .. ый камень

4.  Отглагольное   имя   прилагательное   на -ованный-, ѐванный-

5. Стрижен .. ый мальчишка

5. Исключение из правила правописания н,нн, в именах

прилагательных, образованных от имен существительных

 

 

 

Задание 3. Цель: использовать в своей речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, объясняя  выбор Н и НН. Задания:

1.  Какое блюдо состоит из этих ингредиентов?

2.  Составьте рецепт этого блюда, объясните написание Н или НН. суше...ые грибы

нареза....ая колбаса 

расплавле...ый сыр варе....ое яйцо

раската...ое тесто

измельче....ые помидоры

 

 

Тест

1.  В каком ряду все слова отглагольные прилагательные?

А) Печё…ый в духовке картофель, плавле…ыйсырок;

Б) Реза..ый батон, варё..ный бульон;

В) Вяле…ая рыба, сушё…ые на солнце фрукты

 

2.  В каком ряду все слова страдательные причастия прошедшего времени?

А) Дроблё…ый орех, мороже…ая рыба;

Б) Нашинкова…ый лук, фарширова…ый перец;

В) Маринова…ый салат, тушё…ые овощи